Casual
РЦБ.RU

Когда средств не хватает, а бюджет "не резиновый" - поможет финансовый рынок

Август 2006


    Волна IPO, захлестнувшая столичные акционерные компании, не обошла стороной и регионы. Местные власти отчетливее начинают понимать, что для развития промышленности в условиях недостаточности собственных средств предприятий и ограниченности региональных бюджетов один из основных источников ресурсов - финансовый рынок.

    Успех эмитента на финансовом рынке немыслим без высокого качества корпоративного управления, которое в свою очередь существенно зависит от качества законодательства. Чтобы такая взаимозависимость способствовала повышению инвестиционной привлекательности регионов, данные вопросы необходимо решать комплексно. Обсуждению и рассмотрению этих вопросов будет посвящена конференция "Финансовый рынок для развития регионов", которая пройдет в сентябре в Нижнем Новгороде.

КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО: ВЕТЕР ПЕРЕМЕН

    В 2006 г. корпоративное законодательство претерпело серьезные изменения, которые в первую очередь коснулись вопросов, регулирующих процесс поглощения компаний. Теперь законом установлена четкая процедура приобретения крупных пакетов акций открытых обществ. Мажоритарный акционер наделен правом принудительного выкупа акций у миноритариев, в то же время как последним предоставлена возможность принудить держателя крупного пакета приобрести принадлежащие им акции по рыночной стоимости. Эти меры позволяют решить определенный круг проблем, накопившихся в сфере корпоративного законодательства, в том числе они предоставляют основным акционерам возможность определиться в вопросе публичности компании.
    Однако огромное количество корпоративных конфликтов, препятствующих привлечению инвестиций в реальный бизнес и, как следствие, нормальному развитию экономики страны, побуждает законодателя к комплексному пересмотру законодательства, устранению пробелов и противоречий.
    Можно констатировать, что реформа корпоративного законодательства в России началась, о чем свидетельствует разработанная Минэкономразвития России Концепция развития корпоративного законодательства, рассчитанная на период до 2008 г.
    Согласно концепции в недалеком будущем ожидаются изменения, направленные на предотвращение и эффективное урегулирование корпоративных конфликтов, повышение уровня управления корпорациями, создание стройной и логичной системы организационно-правовых форм юридических лиц. Изменения коснутся вопросов реорганизации обществ, регулирования группы лиц и аффилированности, крупных сделок и сделок с заинтересованностью, конфликта интересов. В целях пресечения недобросовестного использования участниками конфликтов предоставленных им законом прав предлагаются существенные изменения процессуального законодательства, касающиеся порядка принятия судом обеспечительных мер, определения подведомственности и подсудности по корпоративным спорам.

КОНКУРЕНЦИЯ ЗАСТАВЛЯЕТ ВЫЙТИ ИЗ ТЕНИ

    Сегодня регионы вынуждены жестко конкурировать между собой за рынки сбыта, инвестиции и бюджетные ресурсы. Администрациям приходится концентрировать усилия на основных направлениях развития, повышать инвестиционную привлекательность регионов, содействовать развитию бизнеса, перед которым стоят задачи модернизации и диверсификации производства, повышения качества управления. В условиях недостаточности собственных средств предприятий и ограниченности региональных бюджетов одним из основных источников ресурсов становится финансовый рынок. Понимание этого нашло свое отражение в программах развития, принятых некоторыми регионами в 2006 г.
    Стратегия развития Нижегородской области до 2020 г. определяет, в том числе, следующие ключевые направления деятельности Правительства региона по ее реализации: создание на территории области благоприятных условий для развития приоритетных секторов экономики, модернизацию действующего производства и привлечение инвестиций для создания новых предприятий.
    С учетом отраслевых приоритетов, а также ключевых преимуществ и проблем области в стратегии определены "направления главного удара":

  • обеспечение лидерства в области автомобилестроения;
  • создание крупнейшего в России центра производства и дистрибуции товаров массового спроса;
  • реализация потенциала научно-образовательного комплекса.
        Программа по реализации Указа президента Чувашской Республики "О мерах по созданию благоприятных условий для привлечения дополнительных инвестиций в реальный сектор экономики Чувашской Республики" направлена на формирование качественно новой инвестиционной среды путем повышения прозрачности и развития принципов корпоративного управления в компаниях, расположенных на территории республики. Основная цель программы - создание благоприятных условий для привлечения инвестиций организациями на фондовом рынке с целью обеспечения их устойчивого развития и повышения конкурентоспособности.
        Областная целевая программа "Кировская область и развитие финансового рынка на период с 2006 по 2008 гг." определяет приоритетной задачей повышение инвестиционной привлекательности предприятий и области в целом и ставит одной из главных целей получение областью международного и национального кредитного рейтинга. Также в числе первочередных задач - выход на долговой рынок с региональными и муниципальными займами, расширение сотрудничества Кировской области с финансовыми институтами; содействие предприятиям области в выпуске ценных бумаг и их размещению на фондовом рынке.
        В ряде регионов ПФО при органах власти созданы специализированные структуры, отвечающие за реализацию инвестиционных проектов. Так, в Нижегородской области создан Инвестиционный совет при губернаторе, основная деятельность которого сосредоточена на отборе и содействии в реализации наиболее привлекательных с точки зрения региона инвестиционных проектов, отвечающих приоритетным направлениям развития области.

    ЧЕМ ОБЛИГАЦИОННЫЕ ЗАЙМЫ ЛУЧШЕ КРЕДИТА

        На основании экспертных оценок можно утверждать, что процессы концентрации акционерного капитала в большинстве крупных и средних предприятий Поволжья и особенно Волго-Вятского региона завершены. Уровень концентрации составляет в среднем 65-80%. В регионе практически отсутствуют серьезные корпоративные конфликты, собственниками установлен контроль над финансовыми потоками предприятий. На первый план выходят проблемы развития бизнеса и повышения конкурентоспособности.
        В последние годы владельцы и менеджеры предприятий столкнулись с проблемой изношенности основных фондов, необходимостью освоения новых видов продукции, диверсификации бизнеса в условиях ужесточающейся конкуренции и в преддверии вступления России в ВТО.
        Еще недавно единственно возможным выходом для большинства компаний был банковский кредит. Однако его дороговизна и краткосрочность не позволяли предприятиям и региональной экономике в целом динамично развиваться.
        Процесс выхода на фондовые рынки крупнейших российских эмитентов заставил многих директоров региональных предприятий задуматься о возможных альтернативах банковскому кредитованию, некоторые рассматривают возможность размещения корпоративных облигаций уже в ближайшее время. Ряд предприятий планирует публичное размещение дополнительных выпусков акций.
        Местные власти также начинают рассматривать фондовый рынок как источник ресурсов, необходимых для оживления экономики регионов. Приняты или утверждаются программы, призванные стимулировать эти процессы, в Чувашской Республике и Кировской области. Программа развития Нижегородской области также предусматривает развитие этого направления.
        Однако у региональных эмитентов существует своя специфика: большинству средних и даже крупных предприятий требуются относительно небольшие финансовые вливания (в пределах 100-300 млн руб.). Но даже при наличии более глобальных программ развития стоимость заимствований в условиях низкой капитализации и при отсутствии истории заимствований на фондовом рынке будет слишком высокой.
        Необходимо также отметить, что многие предприятия рассматривают прежде всего возможность размещения корпоративных облигаций, поскольку, по их мнению, размещение акций при относительно низкой стоимости бизнеса может привести к потере столь трудно обретенного контроля над компанией.
        Выходом для многих региональных эмитентов может стать размещение на рынке альтернативных инвестиций. Проекты создания таких торговых площадок параллельно разрабатываются ведущими российскими биржами ММВБ и РТС при поддержке Федеральной службы по финансовым рынкам. Условия размещения для эмитентов будут серьезно упрощены, таким образом, будет создана реальная возможность массового выхода на рынок средних региональных компаний.

    ИНСТРУМЕНТ НАДЕЖНЫЙ И ПРОВЕРЕННЫЙ

        Субфедеральные и муниципальные ценные бумаги - инструмент не новый для отечественного финансового рынка. Наиболее активно региональные власти стали использовать этот источник в 2003-2004 гг. (см. рисунок). Тогда объем рынка значительно вырос, поскольку перераспределение налоговых поступлений в пользу федерального центра заставило субъекты Федерации вплотную заняться привлечением заемных средств.
        Выбор между банковским кредитом и заимствованием на долговом рынке оказался очевиден. Срок первого короче, а стоимость дороже (12-15% годовых против 9-13%). Кроме того, субфедеральные облигации обладают такими преимуществами, как льготное налогообложение доходов по ним, доступность для местных инвесторов и возможность неденежного погашения. Эмиссия облигаций позволяет привлечь более значительную сумму и не требует оформления залога.
        Количество эмиссий субфедеральных облигаций в 2005 г. выросло больше чем на треть - с 49 до 66. Из них 14 выпущено регионами и муниципалитетами, входящими в поволжский макрорегион. Особой активностью до недавнего времени отличалась Республика Чувашия, где эмиссию ценных бумаг для покрытия бюджетного дефицита в рамках специальной республиканской программы произвели администрации городов Чебоксары, Новочебоксарск и Шумерля, а также Вурнарского района. Очень удачно размещен займ Самарской области (размер купона - 6,82% годовых).
        В ближайшее время Нижегородская область собирается разместить третий облигационный заем объемом 2 млрд руб. В планах на 2007 г. - формирование бюджета развития области в объеме 5 млрд руб. Губернатор В. Шанцев не исключил возможность привлечения заемных средств для его наполнения.
        Для повышения инвестиционной привлекательности область работает над получением международного и национального кредитного рейтинга (рейтинговое агенство Fitch Ratings (Лондон)). Подобные планы есть и у Кировской области, что подтверждается опубликованной Областной целевой программой Кировской области и развитие финансового рынка на период с 2006 по 2008 г.

    ПРАВОВОЕ ПОЛЕ НАЧИНАЕТ "ЗАСТРАИВАТЬСЯ"

        Формирование рынка доступного жилья - не только одна из важнейших задач, стоящая перед Правительством РФ в рамках реализации Национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", но и, без сомнения, одна из самых сложных с точки зрения реализации.
        До недавних пор развитие строительной и особенно жилищно-строительной индустрии происходило в условиях неурегулированности правового поля и без должного контроля со стороны государства, что приводило к многочисленным нарушениям прав инвесторов.
        Принятый законодательный пакет по формированию рынка доступного жилья, включающий, в том числе, Федеральные законы "О долевом строительстве" и "О жилищно-накопительных кооперативах" во многом устраняет правовой вакуум, создавая условия для нормального функционирования индустрии. С целью защиты прав инвесторов установлены нормативы финансовой устойчивости застройщиков, т. е. создаются условия, при которых риск потери средства инвесторов сводится к минимуму.
        Проблема привлечения кредитных ресурсов для долгосрочного кредитования - наиболее острая и актуальная для развития системы ипотечного жилищного кредитования в России. Ни один коммерческий банк не в состоянии формировать кредитный портфель из долгосрочных кредитов, опираясь на краткосрочные источники, так как рано или поздно это приведет к потере ликвидности. В связи с этим необходимо использовать новые долгосрочные финансовые инструменты, такие как ипотечные ценные бумаги, разработка закона о которых практически завершена.

    "ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ДЫРЫ" ЛАТАЮТ СУДЫ

        В рамках конференции, которая состоится в Нижнем Новгороде, пройдет семинар "Корпоративные конфликты, арбитражная практика. Новый порядок поглощения акционерных обществ, принудительный выкуп акций.
        Специфика корпоративного законодательства России, носящего фрагментарный характер и имеющего большое количество неточностей и пробелов, не позволяет избежать ошибок при его применении даже добросовестными менеджерами. Это создает благоприятную почву для разжигания конфликтов и корпоративного шантажа. Несовершенство законодательства преодолевается усилиями судебной системы, восполняющей пробелы и разрешающей коллизии корпоративного законодательства при рассмотрении конкретных дел. В связи с этим приобретает особое значение правоприменительная практика судебных органов, знание и правильное понимание которой способно уберечь акционерные общества от совершения ошибок при осуществлении корпоративного управления.
        Первая часть семинара познакомит слушателей с последней арбитражной практикой рассмотрения корпоративных споров, предоставит им возможность получить профессиональные комментарии судей по наиболее актуальным вопросам правоприменения. Во второй части речь пойдет о новом порядке поглощения акционерных обществ. Слушатели смогут получить комментарии специалистов по наиболее сложным и спорным вопросам, возникающим при практическом применении нового законодательства, регулирующего указанный процесс.
        В 2006 г. Федеральным законом "Об акционерных обществах" введена в действие новая процедура приобретения крупных пакетов акций. Она распространяется на приобретение более 30% акций открытых акционерных обществ. Следует отметить, что Закон имеет много громоздких и отсылочных норм, что затрудняет его правильное применение. Федеральный закон "Об АО" предусматривает новые права и обязанности как для приобретателя акций, так и для остальных акционеров. В частности, предполагается, что лицо, приобретшее более 30% акций общества, обязано направить другим акционерам предложение о выкупе их акций и в случае согласия обязано выкупить акции по рыночной стоимости. Если акционер приобрел более 95 % голосующих акций, то он может принудительно выкупить остальные акции общества у миноритариев помимо их воли. Также закон вводит серьезные ограничения для общества, находящегося в процессе поглощения, связанные с возможностью принятия им ряда корпоративных решений, касающихся увеличения уставного капитала, одобрения крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.
        Новые нормы ФЗ "Об АО" существенно меняют устоявшиеся правила перераспределения корпоративной собственности, одновременно устанавливая серьезную ответственность за их нарушение.


    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Конфликт за рубежом неизбежен
    Международный рынок капитала: современные тенденции и перспективы
    Социально значимые проекты
    "Политэкономика" на рынке корпоративных облигаций
    Рынок долговых обязательств нуждается в информационной поддержке!
    Инвестиционный фундамент "М-ИНДУСТРИИ"
    Банки России: текущие цены и перспективы роста стоимости
    Когда средств не хватает, а бюджет "не резиновый" - поможет финансовый рынок
    Яблоко раздора
    Проблемы в области страхования ответственности регистраторов
    Улучшения в корпоративном праве
    Раскрытие = disclosure?
    Мошенничество в финансовой отчетности на развивающихся рынках
    Российский автопром: на пороге перемен
    Налоги и инвестиционная активность в автомобилестроении
    Выпуск облигационных займов эмитентами Северо-Западного региона
    Особенности российских недружественных поглощений
    Шаги к созданию финансового мегарегулятора в России
    Эффективность инвестиций на российском фондовом рынке в 2005 г.
    Методические вопросы оценки системного риска акций отдельных компаний

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100