Casual
РЦБ.RU

"Политэкономика" на рынке корпоративных облигаций

Август 2006


    В данной статье речь пойдет о том, как структурные изменения в "политэкономике" России влияют на принятие решений о включении в кредитный портфель обязательств по облигационным займам крупными и средними отечественными предприятиями, а также на ожидания инвесторов. Подведены итоги на рынке размещений корпоративных облигаций в 2005 г.

    Начиная с 2000 г. власть декларировала курс на стабильность. Что такое стабильность? Это четкие правила игры. Сегодня в экономике, а соответственно, и в политике все предельно ясно: основной игрок в крупном бизнесе России - государство. На показательном процессе по делу владельцев Группы "МЕНАТЕП" государственная машина одержала окончательную победу. Вслед за этими событиями крупный и средний бизнес, помимо навыков "подмазывания" чиновничьего механизма, научился соотносить ведение своей деятельности с "политикой партии".
    Присутствие иностранного капитала на облигационном рынке позволяет российским эмитентам не только диверсифицировать свой кредитный портфель, но и снижать его стоимость. Средние доходности облигаций европейских и американских компаний примерно в 2 раза меньше, чем у российских, в среднесрочной перспективе относительно доллара рубль будет укрепляться, так как сильно недооценен, число российских эмитентов, которые соответствуют мировым стандартам корпоративного управления, растет - все эти факторы делают привлекательными отечественные облигации, а также обусловливают дальнейшее развитие тенденции снижения ставок на облигационном рынке.
    Как видно на рис. 1, в структуре размещений в 2005 г. преобладают не выпуски кредитных организаций, а эмиссии корпораций. Такое распределение отражает последствия ситуации, сложившейся в банковском секторе экономики летом 2004 г. Кризис ликвидности банковской системы, вследствие которого потеряли платежеспособность ряд банков, снизил инвестиционную привлекательность обязательств кредитных организаций.
    Статистика по параметрам облигационных выпусков, отражающая средний показатель по году, а также экстремумы, представлена в табл. 1, 2.
    Соотнесем эти данные с ближайшими политическими событиями в России, а именно с предстоящими парламентскими выборами, которые, по словам председателя ЦИК, пройдут в первое воскресенье декабря 2007 г., и президентское ралли, которое состоится во второе воскресенье марта 2008 г.
    Следует отметить, что средние значения даты погашения как по банковским, так и небанковским облигациям значительно превышают время основных политических событий страны (рис. 2, 3).
    Согласно совокупной статистике размещений из 159 выпусков срок погашения 130 эмиссий определен на дату после мартовских выборов 2008 г.
    Свидетельствуют ли эти цифры об уверенности инвесторов в стабильности завтрашнего дня?
    На наш взгляд, этот вопрос остается открытым. Несмотря на то что дата погашения более 80% размещенных в 2005 г. облигаций приходится на период после президентских выборов 2008 г., инвесторы страховали себя от политических рисков, как правило, приобретая облигации с офертой сроком на 1-1,5 года.
    По облигациям без оферты средний объем выпуска больше, срок выпуска длиннее, а доходность существенно ниже, чем в среднем по облигациям корпораций и по банковским выпускам. Это указывает на большее доверие инвесторов к данным эмитентам. Почти половина из них - компании с участием государства в уставном капитале, остальные - либо небольшие "окологосударственные" компании, учрежденные под покровительством местных администраций, либо крупнейшие игроки в своей отрасли, которые доказали рынку свое умение договариваться с любой властью.
    Несмотря на риск того, что к оферте могут предъявить значительную часть размещенных бумаг, для многих эмитентов облигационный заем остается привлекательным средством получения средств, необходимых для решения среднесрочных задач.
    Бизнес-идея, для реализации которой эмитент выпускает облигации, должна быть жизнеспособной, показывать хороший результат в течение 1-1,5 лет, иначе рынок может не поверить в "светлое будущее" компании и потребовать назад свои инвестиции. У эмитента должен быть реалистичный бизнес-план, как он будет использовать полученные инвестиции.
    Подготовка к облигационному займу может включать в себя следующие мероприятия:

  • аудит финансовой отчетности;
  • вексельную программу;
  • имиджевые публикации в СМИ (мероприятия Investor Relations);
  • получение инвестиционного рейтинга.
        Все эти мероприятия помогают осуществить компании - организаторы облигационных займов и финансовые консультанты, которые за последние годы накопили большой опыт размещения ценных бумаг. Здесь можно отметить, что в некоторых случаях облигационный заем является секъюритизацией кредита. Некоторые эмитенты, пытаясь договориться с банком о кредите, соглашаются на условие, что получат деньги в случае, если разместят облигации. Как правило, выкупая весь выпуск на себя, банк требует статуса организатора займа, а также перевода денежных потоков компании на свое обслуживание. Мы не советуем эмитентам следовать этому пути, так как в этом случае не происходит диверсификации кредитного портфеля компании и не формируется реальная публичная кредитная история.
        Из сказанного выше можно сделать следующие выводы:
  • политический фактор может внести существенные коррективы в развитие рынка облигаций;
  • оптимальным периодом для выпуска облигаций частными компаниями в России является 2006 г. В 2007 г. политические риски в формуле принятия решения о покупке ценных бумаг будут иметь большой вес.

    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Конфликт за рубежом неизбежен
    Международный рынок капитала: современные тенденции и перспективы
    Социально значимые проекты
    "Политэкономика" на рынке корпоративных облигаций
    Рынок долговых обязательств нуждается в информационной поддержке!
    Инвестиционный фундамент "М-ИНДУСТРИИ"
    Банки России: текущие цены и перспективы роста стоимости
    Когда средств не хватает, а бюджет "не резиновый" - поможет финансовый рынок
    Яблоко раздора
    Проблемы в области страхования ответственности регистраторов
    Улучшения в корпоративном праве
    Раскрытие = disclosure?
    Мошенничество в финансовой отчетности на развивающихся рынках
    Российский автопром: на пороге перемен
    Налоги и инвестиционная активность в автомобилестроении
    Выпуск облигационных займов эмитентами Северо-Западного региона
    Особенности российских недружественных поглощений
    Шаги к созданию финансового мегарегулятора в России
    Эффективность инвестиций на российском фондовом рынке в 2005 г.
    Методические вопросы оценки системного риска акций отдельных компаний

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100