Casual
РЦБ.RU

Социально значимые проекты

Август 2006


    Интервью с начальником отдела по работе с институциональными инвесторами УК "КапиталЪ" Сергеем Лукиным
    Как известно, услуги по доверительному управлению позволяют не только сохранить средства, но и хорошо заработать. Это способствует росту спроса со стороны институциональных и частных вкладчиков. В настоящее время управляющие компании (УК) уже получили в управление часть средств фонда государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов". В ближайшее время в ценные бумаги должны быть размещены средства военной ипотеки. Также сейчас обсуждается вопрос допуска частных УК к управлению пенсионными накоплениями граждан, не воспользовавшихся правом выбора частной УК. Как будет построена работа со всеми этими средствами, рассказал начальник отдела по работе с институциональными инвесторами УК "КапиталЪ" Сергей Лукин.

    РЦБ: Сергей Александрович, как можно решить вопрос повышения эффективности инвестирования средств пенсионных накоплений?

    С. Л. Основная проблема заключается в том, что граждан, известивших о своем решении, - как распорядится пенсионными накоплениями, т. е. активных участников пенсионного рынка, оказалось не так много. В настоящее время, как известно, 97% от общего объема всех пенсионных накоплений находится под управлением государственной управляющей компании (ГУК), которой является Внешэкономбанк. Вместе с тем список инвестиционных инструментов, доступных ГУК, ограничен. Среди профессиональных участников пенсионного рынка давно ведутся разговоры о реформировании механизмов работы с пенсионными накоплениями граждан, и сейчас, как мне кажется, они приобретают особую остроту в связи с тем, что рост пенсионных накоплений происходит темпами, не сопоставимыми с темпами увеличения государственного долга.
    На мой взгляд, существует два направления по повышению эффективности работы с пенсионными накоплениями. Во-первых, это расширение доступного списка активов государственной управляющей компании, в которые можно вкладывать накопления. Во-вторых, средства "молчунов" можно было бы распределить каким-либо образом между ГУК и частными УК. Также можно было бы объединить эти направления.
    Если говорить подробнее о втором направлении, то здесь возникает вопрос: а какие компании будут допущены к работе со средствами "молчунов"? В настоящее время конкретный механизм отбора частных УК не разработан. Скорее всего, компании будут отбираться среди участников рынка, прошедших первый уровень отбора в 2003 г. и соответствующих более жестким критериям управления средствами "молчунов". В любом случае отобранные после конкурса компании должны быть готовы принять на себя дополнительные обязательства по работе с этими средствами.

    РЦБ: Каким может быть механизм вложения средств "молчунов" на рынке?

    С. Л. Говорить о конкретных принципах распределения денег "молчунов" по инвестпортфелям пока рано. Сейчас обсуждаются необходимые изменения в существующее законодательство. Согласно предварительному межведомственному обсуждению существует два подхода, определяющих работу УК с пенсионными накоплениями. Либо управляющие будут работать в рамках определенной и жестко закрепленной инвестиционной декларации, которую разработает ПФР, либо те управляющие, которые придут на конкурс, сами предложат свои инвестиционные декларации.

    РЦБ: В скором времени может быть начата передача средств накопительной ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в доверительное управление управляющим компаниям. Каким образом управляющие будут работать с этими средствами?

    С. Л. Управляющим компаниям разрешены практически одни и те же инструменты для инвестирования, как средств военной ипотеки, так и накопительной части пенсии граждан. Надо отдать должное Министерству обороны РФ: при проведении конкурса был внимательно изучен опыт пенсионной реформы, чтобы не повторить отрицательные моменты этого проекта. Если на конкурсе Минфина УК нужно было просто соответствовать определенным требованиям, чтобы оказаться в победителях, то конкурс Минобороны подразумевал присвоение баллов. Это говорит в первую очередь о том, что ужесточаются требования непосредственно к управляющим компаниям. Например, конкурсную документацию получили около 30 компаний, на конкурс пришло 25 компаний, на первом этапе осталось 15, и затем из 15 выбрали 10 УК. Пройти этот конкурс было не так просто даже для нашей управляющей компании. Причем нужно отметить, что на конкурсе учитывались не только бальная оценка параметров УК, но также и условия, на которых УК готовы были работать. То есть чем более выгодные условия предлагала компания, тем более высокий балл она могла получить. Если по большинству параметров компании были практически равны, то здесь можно сказать началась "война" вознаграждений.
    Несмотря на то что Министерство обороны при разработке положений по управлению средствами военной ипотеки пыталось учесть положительный опыт, накопленный ранее, все-таки оно не смогло избавиться от так называемых "детских болезней" накопительной системы пенсионного обеспечения. В первую очередь это связано с инвестированием самих средств. Совершенно понимаю тех людей, которые ответственны за эти деньги. Их желание контролировать риски и накладывать ограничения на возможности по инвестированию этих средств можно понять. Все дополнительные ограничения были переложены на их собственные накопления. Но вспомним, что задача УК -сохранить средства от инфляции. Если наши возможности по инвестированию средств будут ограничиваться только низкорискованными и, значит, низкодоходными инструментами, то эту задачу будет выполнить крайне сложно. Именно поэтому сейчас вместе с поправками к законодательству по инвестированию средств пенсионных накоплений планируются к рассмотрению поправки, касающиеся инвестирования средств накопительной ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. На первых порах, когда у государства не было еще опыта по взаимодействию с частными УК, эти дополнительные ограничения были обоснованы. Но все-таки, мы надеемся, что в дальнейшем процесс пойдет по пути либерализации работы как с пенсионными накоплениями, так и со средствами военной ипотеки.

    РЦБ: Когда точно начнется передача средств военной ипотеки?

    С. Л. В конце июля-начале августа средства должны поступить к управляющим. Договор с Министерством обороны уже подписан, сейчас идет этап открытия счетов. Так или иначе к приему этих денег мы уже готовы.
    Первый транш для каждой УК, победившей в конкурсе, должен составить около 57 млн руб. Но мы рассчитываем на последующее увеличение этих сумм, что, конечно, не может нас не радовать. Если в 2006 г. в федеральном бюджете запланировано выделить на систему жилищного обеспечения военнослужащих 3,29 млрд руб., то к 2007 г. объем средств в этой системе может составить около 5 млрд руб. без учета доходности.

    РЦБ: В марте Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" (АСВ) подвело итоги конкурса среди управляющих компаний на право управлять средствами фонда обязательно страхования вкладов. Какими были основные условия конкурса?

    С. Л. Можно сказать, что условия конкурса АСВ были даже более жестче, чем конкурса по военной ипотеке. Одним из основных критериев выбора УК организаторы выдвинули наличие наивысшего рейтинга надежности НАУФОР. Тем самым было ограничено количество участников конкурса 12 компаниями. Это очень интересно - государственная корпорация при проведении собственного конкурса обращается к услугам сторонней организации. Для управляющих я здесь усматриваю следующую опасность. Рейтинговые агентства могут заявить, что поскольку на них ссылаются и для УК необходим их рейтинг, значит, можно брать плату с УК для получения этого рейтинга. Конечно, в каждой шутке, есть только доля шутки.
    В итоге из 12 компаний 11 участвовали в конкурсе, 8 были признаны победителями.

    РЦБ: Какие существуют ограничения по инвестированию средств АСВ?

    С. Л. АСВ самостоятельно контролирует весь процесс инвестирования в соответствии с разработанной инвестиционной декларацией. Инвестиционная декларация АСВ, помимо обязательных ограничений, несет в себе и дополнительные требования по эмитентам. Мы можем включить бумагу в наш инвестиционный портфель только в том случае, если она входит в инвестиционную декларацию АСВ.
    Получается, что структура трех разных портфелей, которыми мы управляем, - и пенсионных накоплений, и средств военной ипотеки, и АСВ имеет собственное законодательство, регламентирующее порядок размещения средств на рынке.
    Также имеется еще одна особенность, связанная с АСВ, - выполнение агентством функции спецдепозитария. То есть для УК это подразумевает дополнительную отчетность. Сам механизм работы с УК в таких условиях является новым.
    Средства АСВ уже около месяца находятся под управлением компаний, каждая из которых получила по 20,4 млн руб.

    РЦБ: Влияет ли участие в проектах такого рода на имидж компании?

    С. Л. Безусловно, для многих компаний участие в любых социальных программах - будь то управление средствами пенсионных накоплений, военной ипотеки или АСВ - это некий имиджевый шаг. Некоторые компании об этом прямо заявляли на конкурсах. Дополнительное позиционирование важно для любой УК, поскольку победа в конкурсе свидетельствует о том, что компания соответствует всем жестким требованиям, предъявляемым к участию в таких программах. В любом случае это неплохой задел на будущее для компаний, так как существует возможность значительно увеличить объем средств в перспективе.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Конфликт за рубежом неизбежен
Международный рынок капитала: современные тенденции и перспективы
Социально значимые проекты
"Политэкономика" на рынке корпоративных облигаций
Рынок долговых обязательств нуждается в информационной поддержке!
Инвестиционный фундамент "М-ИНДУСТРИИ"
Банки России: текущие цены и перспективы роста стоимости
Когда средств не хватает, а бюджет "не резиновый" - поможет финансовый рынок
Яблоко раздора
Проблемы в области страхования ответственности регистраторов
Улучшения в корпоративном праве
Раскрытие = disclosure?
Мошенничество в финансовой отчетности на развивающихся рынках
Российский автопром: на пороге перемен
Налоги и инвестиционная активность в автомобилестроении
Выпуск облигационных займов эмитентами Северо-Западного региона
Особенности российских недружественных поглощений
Шаги к созданию финансового мегарегулятора в России
Эффективность инвестиций на российском фондовом рынке в 2005 г.
Методические вопросы оценки системного риска акций отдельных компаний

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100