Casual
РЦБ.RU

Необходимо дальнейшее обсуждение

Июль 2006


    Как и ожидалось, наступил очередной этап жарких дискуссий о том, каким будет Центральный депозитарий. Глава Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Олег Вьюгин заявил, что регулятор не планирует препятствовать созданию в России нескольких центральных депозитариев.
    Раньше это неоднократно озвученное нами предложение не находило поддержки ни у регулятора, ни у других заинтересованных сторон. После консультаций со всеми участниками отечественного фондового рынка идею создания в России нескольких центральных депозитариев все-таки начали рассматривать всерьез. Это позволит юридически закрепить за Депозитарно-Клиринговой Компанией (ДКК) сложившееся рыночным путем положение Центрального депозитария по акциям, а за Национальным депозитарным центром (НДЦ) - по облигациям. В результате такого решения, допускающего существование нескольких центральных депозитариев, становится возможным совершить поэтапный переход к формированию централизованной инфраструктуры.
    В своем заявлении О. Вьюгин впервые озвучил требования, которые будут предъявляться к претендентам на получение лицензии Центрального депозитария. В отношении вполне логичных и правомерных требований к опыту работы, функционалу, электронному документообороту с клиентами и регистраторами у рыночного сообщества не возникает вопросов. Вместе с тем необходимо дальнейшее обсуждение вопроса о размере и структуре капитала, ведь основная цель капитализации любой компании - аккумуляция средств на развитие ее бизнеса, а также обеспечение финансовой стабильности в периоды временных затруднений в результате кризисов или спада деловой активности. Вряд ли акционеры одобрят использование капитала для покрытия операционных рисков компании во взаимоотношениях с ее клиентами - для этого существует гораздо более эффективный способ, а именно страхование таких рисков. Тем более что, каким бы ни был установленный размер капитала, он все равно не сможет гарантировать сохранность всех активов, находящихся на хранении в депозитарии.
    Кроме того, когда речь идет о необходимости повысить эффективность нашей инфраструктуры, снизить издержки конечных пользователей-инвесторов, то вызывает недоумение требование значительно (в несколько раз) увеличить капитализацию существующих и успешно работающих расчетных депозитариев - ведь эти издержки в десятки миллионов долларов лягут на плечи участников рынка и их клиентов. При рассмотрении такого вопроса следует максимально взвешенно подходить к целям и задачам, стоящим перед центральными депозитариями, и принимать решение о необходимом размере капитала исходя не из сравнения с капиталом центральных депозитариев развитых стран, существующих не одно десятилетие, а из конкретных потребностей в развитии бизнеса.
    Кстати, при сравнении с наиболее развитыми центральными депозитариями, крупнейшим из которых является американский депозитарий DTCC, требование о 50 млн долл. представляется, мягко говоря, завышенным. Сегодня объем хранимых в одном российском депозитарии активов не превышает 100 млрд долл., в то время как на хранении в DTCC находится ценных бумаг на сумму более 31 трлн долл., а собственный его капитал составляет всего 125 млн долл. Тем не менее никто в США не задается вопросом: как DTCC гарантирует сохранность активов, располагая такой небольшой капитализацией?
    Думаю, что этот вопрос в США просто никого не волнует, так как все хорошо понимают, что сохранность обеспечивается не капиталом, который к тому же вряд ли представлен денежными или прочими ликвидными средствами, а развитой системой управления рисками, одной из основных составляющих которой является страхование рисков профессиональной ответственности.
    Вместо требования к чрезмерно высокому уровню капитала следует сформулировать критерии функционирования эффективной системы управления рисками, в том числе и установить минимальный размер страховки, достаточный для того, чтобы пользователи Центрального депозитария были уверены в сохранности их активов. На мой взгляд, такая альтернатива будет в максимальной степени учитывать интересы всех сторон - акционеров, профучастников, их клиентов-инвесторов, регулятора и самих центральных депозитариев, ведь стоимость страховки на 50 млн долл. будет заведомо дешевле формирования и поддержания требуемого капитала в ликвидных активах. ДКК готовит предложение о включении в названый список требования о наличии страхового полиса для работы в России Центрального депозитария, которое будет направлено регулятору. Мы надеемся, что это найдет понимание и поддержку, поскольку лежит в русле предпринимаемых ФСФР мер по развитию инфраструктуры рынка, которая должна быть доступной и эффективной. Достижение высокой капитализации любой ценой приведет к обратному эффекту.
    Еще одним спорным вопросом является требование к структуре капитала Центрального депозитария. Прозвучало предложение ограничить максимальную долю одного участника в капитале 20%. На наш взгляд, это недостаточно для формирования широкого круга владельцев, в том числе из числа пользователей, и может привести к опасной концентрации капитала в руках узкой группы акционеров. Предвидя возможность обсуждения этого вопроса, мы обратились в консалтинговую компанию Thomas Murray, о которой О. Вьюгин упоминал как потенциальном кандидате для присваивания рейтинга соискателям лицензии Центрального депозитария, с просьбой провести исследование на тему "Структура собственности и управления Центральным депозитарием". Это исследование построено с учетом мирового опыта и современных тенденций, что позволит нам при создании централизованной инфраструктуры избежать ошибок и не тратить время на изобретение велосипеда и доказательство очевидных фактов, принятых в большинстве цивилизованных рынков.

    ФСФР не будет законодательно ограничивать количество центральных депозитариев в России
    По материалам информационного агентства "Прайм-ТАСС"

    Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) не будет законодательно ограничивать количество центральных депозитариев в России, их может быть несколько. Об этом заявил 4 июля глава ФСФР Олег Вьюгин.
    По его словам, законопроект о Центральном депозитарии практически подготовлен, он согласован с консультантом. "Мы выходим на эффективные решения и с Центральным банком, и с рынком". О. Вьюгин подчеркнул, что ФСФР договорилась с большинством участников рынка, что статус центрального депозитария будет характеризоваться 3 исключительными функциями: исключительное право открывать счета номинального держания в реестрах и хранение глобальных сертификатов на ценные бумаги; устанавливать взаимные междепозитарные счета с иностранными центральными депозитариями, т. е. только через него иностранные центральные депозитарии смогут принимать участие в расчетах на российском рынке; исключительное право осуществлять поставку ценных бумаг для сделок на российском рынке, т. е. центральный депозитарий будет единственным расчетным депозитарием для российских бирж.
    Центральных депозитариев в России может быть несколько, при этом ФСФР введет некоторые критерии, которые будет необходимо выполнять, чтобы получить лицензию центрального депозитария. Глава регулирующего ведомства уточнил: это наличие серьезного опыта работы в качестве расчетного депозитария (не менее 5 лет); наличие необходимых собственных средств (50 млн долл.). "Это достаточно большая сумма для депозитарных структур в России", - уверен О. Вьюгин.
    Еще одно требование, которое будет предъявляться к структурам, пожелавшим стать центральным депозитарием, заключается в наличии рейтинга А специализированного международного агентства, которое предоставляет рейтинги депозитария - Thomas Murray. Кроме того, претенденты на получение лицензии должны иметь на хранении определенный объем ценных бумаг. "Эти требования отсекут 99% всех существующих на сегодня депозитариев", - сказал глава ФСФР.
    Он отметил, что если в России будет несколько центральных депозитариев, то эти депозитарии должны будут беспрепятственно открыть счета лоро-ностро друг с другом. Центральный депозитарий будет не вправе отказать в доступе организатору торговли к своему обслуживанию. А тарифы у этих центральных депозитариев могут быть разные, но их размер будет регулировать специальная комиссия, созданная из представителей ФСФР и Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России.
    Объясняя мотивацию решения о возможности создания нескольких центральных депозитариев, О. Вьюгин сказал, что по поводу создания единого центрального депозитария проводились дебаты между группой ММВБ и группой РТС. Каждая обозначала свою область контроля, но "все говорили, что центральный депозитарий нужен". После того как ФСФР объявила о том, что в России может быть создано несколько Центральных депозитариев, по словам руководителя регулятора, были решены сразу несколько проблем: между ними будут соблюдаться требования по свободному движению бумаг и "снимаются проблемы неразумной конкуренции в этой сфере". Кроме того, в центральных депозитариях будут сконцентрированы все ценные бумаги и все риски. ФСФР будет предъявлять "серьезные требования" к ответственности лиц за разглашение информации, хранимой в центральном депозитарии. О. Вьюгин уточнил, что группа ММВБ горячо поддержала нашу идею по созданию нескольких центральных депозитариев в России.
    Глава ФСФР также отметил, что при наличии более одного центрального депозитария ФСФР введет единые требования по технологическому оснащению центрального депозитария, интерфейсу, т. е. обмену данными.
    После вступления закона о Центральном депозитарии в силу депозитариям будет дан срок на то, чтобы существующие депозитарии могли подготовиться для соответствия требованиям закона, возможно, это будет 2 года.
    О. Вьюгин считает, что существующие депозитарные структуры будут заинтересованы получить лицензию центрального депозитария, поскольку "сработает бизнес-интерес", так как депозитарии приобретут уникальный статус: это работа с реестром, а также множество других преимуществ по отношению к другим депозитарным структурам. "Единственная опасность - это комиссия, регулирующая тарифы центрального депозитария, если все участники рынка посчитают эти тарифы необоснованными", - отметил он.
    Глава ФСФР также сказал, что как только какая-либо депозитарная структура получит лицензию центрального депозитария, то все остальные депозитарии потеряют возможность открывать счета номинального держания в реестрах, это сможет делать только центральный депозитарий. Кроме того, в перспективе к полномочиям Центрального депозитария может быть отнесена функция по ведению реестров акционеров, но, О. Вьюгин уточнил, что "мы не будем этого требовать, это функция в перспективу". Регулятор отметил, что при нормальном ходе событий Центральный депозитарий заберет большую долю бизнеса у банков-кастодианов, которые сегодня выступают номинальными держателями по большой части акций.
    Кроме того, у Центрального депозитария будут ограничения на долю владения - 20% на одного владельца. Но ФСФР даст определенный срок для того, чтобы в Центральном депозитарии, который будет создан на базе существующих депозитарных структур, снизить долю одного владельца, если она изначально была больше. О. Вьюгин отметил, что, возможно, будет дан 5-летний срок, в течение которого владелец акций, изначально владевший более 20%, не сможет увеличивать свою долю, а сможет только ее уменьшать.

  • Рейтинг
  • 0
Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
"Зеленый коридор" для бондов
Качественное развитие рынка рублевого долга
Рублевое будущее
Старый рубль на новый лад
Какой анализ выбрать - фундаментальный или технический?
Финансовые итоги Газпрома
Идентификация фрактальных закономерностей на рынке акций
Анализ сберегательного поведения населения и его лояльности к рынку ценных бумаг
Поволжье как субьект Федерации с эффективной и прозрачной финансовой системой
Спекулятивный интерес
Нефтяные фьючерсы в России и в мире
Коррекция фондового рынка отбросила рынок опционов на год назад
Опционное моделирование и управление рисками
Российские коллективные инвестиции: перспективно и дорого
Обучение на рынке ценных бумаг - наша профессия
Банковский сектор Киргизии
Производители каучуков: страховка от колебаний цен на нефть
Развитие первичного рынка ипотечного кредитования в России
Каким категориям ценных бумаг угрожает закон о принудительном выкупе
Проблемы холдингового законодательства
Необходимо дальнейшее обсуждение
Структуры собственности и управления Центральным депозитарием

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
Александр Ермак
Рынок рублевых облигаций: предварительные итоги 2016 года
В 2016 г. ситуация на рынке рублевых облигаций была неоднозначной: периоды негативной динамики цен сменялись благоприятной конъюнктурой под влиянием целого ряда внешних и внутренних факторов.
Дмитрий Пискулов
Деривативы российских банков в 2016 году
В 2016 г. СРО НФА представила очередной анализ российского рынка производных финансовых инструментов, построенный на основе опроса респондентов из числа крупнейших банков — членов СРО.
Константин Кутейников
Альтернативные инвестиции. Монеты из драгоценных металлов
Выбор объектов инвестирования разнообразен: банковские депозиты, ценные бумаги и деривативы, наличная валюта, драгоценные металлы, антиквариат и недвижимость. Существует ли альтернатива данным видам инвестирования?
Ольга Старовойтова
XBRL — революция или планомерное изменение?
Одной из приоритетных задач Банка России в настоящее время является перевод финансовой, надзорной и статистической отчетности некредитных финансовых организаций на единый стандарт передачи данных в формате XBRL.
Все публикации →
  • Rambler's Top100