Casual
РЦБ.RU

Поволжье как субьект Федерации с эффективной и прозрачной финансовой системой

Июль 2006


    В настоящее время понятие конкуренции вышло за рамки сферы бизнеса. Сегодня конкурентоспособность - это первостепенная задача регионов, все более соперничающих между собой за рынки сбыта, инвестиционные и бюджетные ресурсы. Руководители регионов определяют новые пути повышения инвестиционной привлекательности вверенных им субъектов РФ, и использование потенциала финансового рынка является одним из таких путей.

    Наличие конкурентного финансового рынка в наибольшей степени отвечает интересам экономического развития России. Уже сегодня он является эффективным инструментом привлечения инвестиций, и его дальнейшее совершенствование крайне важно для компаний и регионов, реализующих стратегию активного развития и нуждающихся в ресурсах для ее воплощения.
    Региональные власти вынуждены искать новые возможности повышения инвестиционной привлекательности вверенных им субъектов РФ, в том числе за счет использования потенциала финансового рынка. Спектр решений в данном случае будет определяться отраслевыми приоритетами, преимуществами и проблемами каждого конкретного региона. Результатом деятельности местных органов власти становятся разработка и принятие программ, указов, в которых определяются направления развития региона, ставятся приоритетные задачи, решение которых должно оказать позитивное влияние на экономику. Ряд таких программ уже принят в Волго-Вятском регионе: "Стратегия развития Нижегородской области до 2020 г."; Программа мер по реализации Указа Президента Чувашской Республики от 20 января 2006 г. № 3 "О мерах по созданию благоприятных условий для привлечения дополнительных инвестиций в реальный сектор экономики Чувашской Республики"; Областная целевая программа "Кировская область и развитие финансового рынка на период с 2006 по 2008 г.".
    Все больше регионов используют в качестве инструмента привлечения инвестиций субфедеральные и муниципальные облигационные займы, которые обладают значительными преимуществами по сравнению с банковскими кредитами, такими как льготное налогообложение доходов, возможность неденежного погашения займа и привлечения более крупной суммы без оформления залога. В Поволжье на данный момент этим инструментом воспользовались Республика Татарстан и Чувашия, Нижегородская, Самарская, Кировская области; разместили свои бумаги некоторые муниципалитеты. Недавние размещения свидетельствуют о том, что ПФО приобретает имидж округа с эффективным административным управлением, хорошей кредитной историей и прозрачной финансовой системой. Например, Чувашcкая Республика в июне 2006 г. осуществила размещение своих облигаций, став первым в России регионом, которому Всемирный банк оказал финансовую поддержку без гарантий со стороны Правительства России.
    Что касается корпоративного сектора, то здесь отечественный финансовый рынок развивается неравномерно: эмитентами выступают крупнейшие предприятия, в то время как средние региональные компании не слишком активно привлекают инвестиционные средства путем выпуска ценных бумаг. Между тем именно эти предприятия представляют собой реальную силу, способную конвертировать огромную ликвидность рынка в новые инструменты, придав ему большую устойчивость и снизив его спекулятивный характер.
    Проблемы, с которыми сталкиваются региональные эмитенты, многосторонни и сложны, но решаемы. Часть из них связана с тем, что на сегодняшний день российским законодательством еще окончательно не разработана нормативно-правовая база, способная гарантировать эмитенту защиту от инсайда, недружественных поглощений, корпоративных конфликтов. В этом направлении ведется серьезная работа, о чем свидетельствует разработанная МЭРТ РФ и одобренная в мае 2006 г. Правительством России "Концепция развития корпоративного законодательства", рассчитанная на период до 2008 г. "Концепция" призвана разрешить ряд организационно-правовых вопросов, касающихся качественного повышения уровня корпоративного управления, предотвращения и урегулирования конфликтов, правового статуса компаний.
    Кроме того, с 1 июля вступил в силу Федеральный закон от 5 января 2006 г. № 7-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации", дополнивший Федеральный закон "Об акционерных обществах" главой ХI.1. Новые правила ставят своей целью защитить как права миноритарных акционеров, так и интересы крупного акционера, ставшего владельцем подавляющего пакета. ФСФР России в соответствии с новыми положениями закона является государственным органом, уполномоченным осуществлять контроль над приобретением крупных пакетов акций, а также над процедурой обязательного выкупа акций. ФСФР наделена правом привлекать лицо, приобретающее крупный пакет акций с нарушением требований закона, к административной ответственности и налагать штраф, размер которого может достигать 500 тыс. руб.
    Другой круг проблем связан со спецификой региональных предприятий, которая состоит в том, что большинству средних и даже крупных компаний в регионе требуются относительно небольшие финансовые вливания (100-300 млн руб.), и в этом случае стоимость заимствований в условиях низкой капитализации и отсутствия истории заимствований на фондовом рынке оказывается чрезмерно высокой. Во-первых, высока доля затрат, необходимых для доведения предприятия до определенного уровня, при котором им могут заинтересоваться инвесторы. Во-вторых, большие затраты связаны с вознаграждением андеррайтера, как правило, московского. В целом вывод эмитента на фондовый рынок до сих пор остается слишком дорогой, практически эксклюзивной услугой. Необходимо превратить его в стандартный рыночный продукт "широкого спроса".
    В этой ситуации выходом для многих региональных компаний будет размещение на рынке альтернативных инвестиций. Проекты создания таких торговых площадок сейчас разрабатываются биржами ММВБ и РТС при поддержке ФСФР России. При размещении на альтернативной площадке будут серьезно снижены требования по капитализации и финансовым показателям в обмен на более тщательное раскрытие информации компанией, выходящей на IPO.
    Но даже при наличии всех указанных трудностей и осознании масштабов предстоящей работы по их преодолению можно констатировать, что процесс выхода региональных компаний на фондовый рынок набирает обороты, так как менеджеры и владельцы предприятий понимают, что их компании нуждаются в долгосрочных инвестиционных ресурсах в условиях ужесточающейся конкуренции и в преддверии вступления России в ВТО.
    В связи с активностью корпоративного и государственного секторов в области привлечения инвестиций на финансовом рынке необходимо обсуждать проблемы, с которыми сталкиваются эмитенты, на конференциях, семинарах, совещаниях. В этом году в ПФО уже состоялся ряд таких встреч. Эстафету принимает РО ФСФР России в ПриФО, которая совместно с Национальной ассоциацией участников фондового рынка и журналом "Рынок ценных бумаг" при поддержке Государственной думы и Правительства Нижегородской области проведет 14 сентября 2006 г. в Нижнем Новгороде Приволжскую межрегиональную конференцию "Финансовый рынок для развития регионов". Основная цель данного мероприятия - обсуждение передового опыта, задач и проблем привлечения инвестиций на финансовых рынках для развития экономики регионов. На конференции будут рассматриваться такие актуальные вопросы, как региональные аспекты развития финансового рынка, последние изменения и перспективы развития корпоративного законодательства, IPO и облигационные займы региональных компаний, субфедеральные и муниципальные займы, региональные программы развития. Обсуждение этих проблем крайне важно, поскольку их преодоление будет способствовать повышению конкурентоспособности российских регионов, а значит, позитивно скажется и на отечественной экономике в целом.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
"Зеленый коридор" для бондов
Качественное развитие рынка рублевого долга
Рублевое будущее
Старый рубль на новый лад
Какой анализ выбрать - фундаментальный или технический?
Финансовые итоги Газпрома
Идентификация фрактальных закономерностей на рынке акций
Анализ сберегательного поведения населения и его лояльности к рынку ценных бумаг
Поволжье как субьект Федерации с эффективной и прозрачной финансовой системой
Спекулятивный интерес
Нефтяные фьючерсы в России и в мире
Коррекция фондового рынка отбросила рынок опционов на год назад
Опционное моделирование и управление рисками
Российские коллективные инвестиции: перспективно и дорого
Обучение на рынке ценных бумаг - наша профессия
Банковский сектор Киргизии
Производители каучуков: страховка от колебаний цен на нефть
Развитие первичного рынка ипотечного кредитования в России
Каким категориям ценных бумаг угрожает закон о принудительном выкупе
Проблемы холдингового законодательства
Необходимо дальнейшее обсуждение
Структуры собственности и управления Центральным депозитарием

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100