Casual
РЦБ.RU

Старый рубль на новый лад

Июль 2006


    Проводимый российским правительством курс на либерализацию валютной сферы направлен на повышение мобильности капитала. Принятая в декабре 2003 г. новая редакция Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" была призвана снизить степень контроля со стороны ЦБ РФ и Минфина на валютном рынке и привести к конвертируемости рубля. Последним этапом проводимой политики должно было стать снятие всех ограничений на движение капитала с 1 января 2007 г. Однако благоприятная макроэкономическая ситуация и проведение саммита "Большой восьмерки" в России ускорили процесс, и Госдума приняла поправки в существующий закон о полной либерализации счета капитальных операций с 1 июля 2006 г.

    Согласно мировому опыту либерализация может быть направлена на привлечение иностранных, преимущественно прямых, инвестиций для развития экономики страны. Такая практика в основном использовалась развивающимися странами в период внутреннего экономического роста и проведения реформ, направленных на создание более открытой экономики. В развитых странах либерализация использовалась в большей степени для интеграции в мировую финансовую систему, а не для привлечения внешних ресурсов для национального развития.
    Российская экономика находится на стадии проведения структурных реформ и усовершенствования рыночных механизмов, что создает внутренние барьеры для притока капитала. Также экспортная ориентированность экономики на фоне высоких цен на нефть создает высокую ликвидность в финансовой сфере, что долгое время приводило к оттоку капитала. Только в последние несколько лет иностранные инвесторы обратили пристальное внимание на экономику России в качестве объекта инвестирования. В отличие от других развивающихся рынков, целью либерализации в России в большей степени служит не привлечение инвестиций, а интеграция в мировую систему. Либерализация должна привести к увеличению привлекательности экономики для иностранных инвесторов, способствовать продвижению экономических и структурных реформ, а также является важным шагом в рамках процесса присоединения России к ВТО.

ПРОЦЕСС ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ РОССИИ

    На фоне улучшения макроэкономической ситуации в стране в 2003 г. была принята новая редакция Закона "О валютном регулировании и валютном контроле". Новый закон снял часть ограничений на капитальные операции и операции с валютой. Также была проведена частичная либерализация счета текущих операций. Однако осталось резервирование по многим капитальным и внешнеэкономическим операциям, которое заключалось либо в полном резервировании средств, доходящем до 100%, либо в необходимости открытия специальных счетов.
    Окончательно все ограничения по капитальным операциям и операциям с валютой были сняты 1 июля 2006 г. (табл. 1, 2).
    В целом либерализация включает:

  • снятие ограничений на валютные операции резидентов/нерезидентов;
  • снятие требований о резервировании;
  • снятие требований об использовании специальных счетов;
  • отмену обязательной продажи валютной выручки экспортерами;
  • минимальное ограничение по валютным счетам граждан;
  • отмену обязательного депонирования иностранными клиентами рублей в операциях с российскими ценными бумагами;
  • свободу расчетов между резидентами и нерезидентами во внешнеэкономической сфере.
        Для резидентов появляются новые возможности для участия в капитале иностранных компаний посредством покупки акций, долей или паев, а также можно открывать счета в иностранных банках без каких-либо ограничений или регистрации. Для нерезидентов снижаются барьеры входа на российский рынок капитала. Зарубежные инвесторы могут осуществлять прямые и портфельные инвестиции без ограничений и резервирования. Однако сохраняются некоторые ограничения по объему операций как для резидентов, так и для нерезидентов в целях борьбы с практикой отмывания денег.
        Одним из наиболее важных последствий либерализации является конвертируемость рубля, которая подразумевает отсутствие ограничений на любые операции с российской валютой. В мире насчитывается приблизительно 20 полностью конвертируемых валют, при том что Международный валютный фонд признает свободно конвертируемыми1 только 4 денежные единицы: доллар США, евро, английский фунт стерлингов и японскую иену. Формальное снятие ограничений на операции с рублем не подразумевает автоматического достижения свободной конвертируемости.
        Свободное передвижение рубля - лишь первый шаг к повышению привлекательности валюты для расчетов и сбережений. Теперь дело за внутренними факторами, которые должны повышать привлекательность российского рубля для иностранцев. Так, уже начаты торги на российской бирже нефтью и золотом в рублевой валюте. Такие действия будут и в дальнейшем повышать спрос иностранных инвесторов на рубль, что потенциально должно привести к расширению зоны влияния и использования рубля в международных расчетах, а также способствовать рассмотрению его как средства резервирования в мировой финансовой системе. Свободная конвертируемость будет достигнута, когда рубль наравне с другими валютами будет торговаться на мировых финансовых рынках. Например, по прогнозам лондонского Московского народного банка (Moscow Narodny Bank), стадия полной конвертируемости рубля будет достигнута в 2008-2009 гг.2

    ВНУТРЕННИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ПОСЛЕДСТВИЯ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ

        Выгоды от либерализации во многом зависят от развития финансовой сферы и финансовых институтов в стране. Валютное регулирование напрямую не влияет на приток прямых инвестиций, а лишь упрощает схему международного взаимодействия. Неразвитость внутренних финансовых институтов и высокие страновые риски снижают эффективность работы большинства финансовых и товарных рынков, что в свою очередь снижает потенциальные выгоды от либерализации для российской экономики. Однако позитивная макроэкономическая ситуация и наблюдающийся в последние годы экономический рост создают благоприятную почву для проведения либерализации.
        Развитие финансового сектора в России происходит достаточно высокими темпами. Рост капитализации фондового рынка сопровождается расширением структуры инвесторов и улучшением законодательного регулирования. Развитие банковской системы происходит на фоне консолидации отрасли и увеличения иностранного участия в активах российских банков. Внедрение международных стандартов отчетности и повышение эффективности рыночных инструментов также создают благоприятные предпосылки для притока иностранного капитала на российский рынок.
        К возможным последствиям либерализации можно отнести:

  • усиление зависимости российской экономики от конъюнктуры мировых рынков и emerging markets в частности;
  • приток портфельных и прямых инвестиций;
  • рост мобильности капитала, увеличение капитальных потоков;
  • более эффективное перераспределение финансовых ресурсов и диверсификация рисков финансовых институтов в результате доступа на мировые рынки;
  • развитие финансового сектора экономики в результате более жесткой конкуренции со стороны иностранных финансовых организаций;
  • рост волатильности курса рубля;
  • угрозу оттока капитала или повышения волатильности капитальных потоков в зависимости от конъюнктуры мировых рынков;
  • снижение стабильности внутреннего финансового рынка в результате появления крупных иностранных игроков со значительными капиталами;
  • риск захвата лидирующих позиций на рынке иностранными финансовыми институтами, в том числе банками.
        Важным аспектом для сохранения стабильности валютно-денежного рынка являются значительные золотовалютные резервы Банка России (около 250 млрд долл.), которые позволяют ЦБ РФ ограничивать резкие колебания на внутреннем рынке в результате прихода иностранных спекулятивных инвесторов.

    ВЛИЯНИЕ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ НА РОССИЙСКИЙ РЫНОК ДОЛГОВ

        Снятие ограничений по операциям нерезидентов с внутренними ценными бумагами может активизировать приток и отток капитала. Раньше нерезиденты могли покупать российские ценные бумаги только при открытии специальных счетов типа "С" для государственных облигаций и типа "О" для муниципальных и корпоративных бумаг. Наибольшие ограничения действовали на рынке ОФЗ, что связано с политикой государства, направленной на сохранение стабильности прежде всего на рынке государственного долга. Снятие ограничений на инвестирование нерезидентов на рынке облигаций проходило поэтапно с постепенным снижением нормы резервирования (табл. 3).
        Несмотря на то что снятие ограничений лишь формально упрощает проведение капитальных операций и многие иностранные инвесторы уже присутствуют на российском рынке, существует значительная доля финансовых институтов, которые уделяют особое внимание законодательным аспектам инвестирования. Таким образом, либерализация стимулирует приход новых игроков на российский рынок, особенно с учетом полного инвестиционного рейтинга России. В первую очередь приток капитала следует ожидать в государственный сектор как наименее рискованный. Минфин в свою очередь в 2005 г. начал формировать прозрачную политику управления государственным долгом и впервые опубликовал годовой график размещений с соблюдением указанных сроков проведения аукционов. Также Минфин преимущественно эмитировал эталонные выпуски с высокой ликвидностью, и в 2005 г. была разрешена торговля ОФЗ на внебиржевом рынке.
        Однако существуют определенные риски, связанные с приходом нерезидентов на рынок госдолга. Присутствие на рынке крупных игроков, таких как ЦБ РФ, Сбербанк, ПФР и ГУК, имеющих ограничения по возможностям инвестирования, снижает ликвидность рынка ОФЗ. При этом эмиссионные возможности Минфина ограничены профицитом бюджета. "Подушкой безопасности" в данном случае может послужить снижение доли ЦБ РФ в государственных бумагах, которая составляет на настоящий момент около 40% рынка. Именно часть портфеля ЦБ РФ может стать источником дополнительного предложения на рынке государственных ценных бумаг. Начиная с 2004 г. наблюдается тенденция снижения доли Сбербанка на рынке ОФЗ, и в текущем году Минфин планирует выпускать ГСО, ориентированные на обеспечение пенсионных накоплений в РФ.
        Скорее всего, значительного притока средств нерезидентов на российский рынок долгов сразу после отмены ограничений не будет, однако в среднесрочной перспективе можно ожидать некоторых изменений на рынке облигаций. Изменения коснутся преимущественно рынка госдолга и облигаций Москвы, которые уступят позиции бенчмарка ОФЗ. При этом изменится ситуация с процентными ставками, очевидно, расширится спрэд облигаций Москвы к ОФЗ. Такой сценарий возможен на фоне снижения доходности ОФЗ либо приближения доходности облигаций Москвы к корпоративным выпускам "первого эшелона". По всей видимости, постепенно будет возрастать интерес иностранных инвесторов к более рискованным муниципальным и корпоративным бумагам "первого эшелона".



    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    "Зеленый коридор" для бондов
    Качественное развитие рынка рублевого долга
    Рублевое будущее
    Старый рубль на новый лад
    Какой анализ выбрать - фундаментальный или технический?
    Финансовые итоги Газпрома
    Идентификация фрактальных закономерностей на рынке акций
    Анализ сберегательного поведения населения и его лояльности к рынку ценных бумаг
    Поволжье как субьект Федерации с эффективной и прозрачной финансовой системой
    Спекулятивный интерес
    Нефтяные фьючерсы в России и в мире
    Коррекция фондового рынка отбросила рынок опционов на год назад
    Опционное моделирование и управление рисками
    Российские коллективные инвестиции: перспективно и дорого
    Обучение на рынке ценных бумаг - наша профессия
    Банковский сектор Киргизии
    Производители каучуков: страховка от колебаний цен на нефть
    Развитие первичного рынка ипотечного кредитования в России
    Каким категориям ценных бумаг угрожает закон о принудительном выкупе
    Проблемы холдингового законодательства
    Необходимо дальнейшее обсуждение
    Структуры собственности и управления Центральным депозитарием

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100