Casual
РЦБ.RU

Создание агентства по управлению региональным долгом на Украине

Июль 2006

    Агентство по управлению региональным долгом на Украине было сформировано шведской экспортной и кредитной корпорацией по заказу правительства Украины. Ранее был разработан подобный проект и для Румынии. Создание агентства по финансированию региональных и муниципальных бюджетов будет очень полезно регионам и местным органам самоуправления.

    На финансовом рынке размер долга имеет огромное значение. Москва - достаточно крупное образование, чтобы самостоятельно и эффективно управлять своим долгом. Необходимы профессионалы, которые займутся управлением долга, требуются самые высокие рейтинги для получения нужного режима кредитования, надлежит сокращать затраты и создавать конкуренцию на рынке. Только при соблюдении перечисленного вы можете создать экономически выгодные условия для кредитования.
    Очень важно, что рынок и органы местного самоуправления вступают во взаимодействие через посредничество агентства, которое еще и компетентно в данном вопросе.
    То, что сегодня известно под названием "Дексиа", было основано Наполеоном 2 века назад, когда он покончил с монархией. Необходимо было оплатить долги предыдущего режима и нести расходы за войны, которые император вел в Европе. Для того чтобы успешно занимать деньги, он учредил специальное агентство, которое существует до сих пор для управления муниципальными кредитами.
    Позднее Наполеон учредил такое же агентство в Италии. В 1860 г. было создано Credit Communal de Belgique в Бельгии, в 1898 г. - Kommune Kredit в Дании. Накануне первой мировой войны, в 1914 г., было открыто подобное агентство в Голландии - Bank Nederlandse Gemeenten. Совместными усилиями правительства и муниципалитета оно существует до сих пор. В 1926 г. самая бедная в то время страна Европы - Норвегия сформировала агентство по займам для местных органов - Kommunal banken, для того чтобы спасти свои муниципалитеты от тотального банкротства. В 1954 г. в Голландии был создан Nederlandse Waterschaps bank, в 1957 г. в Японии - Japan Finance Corporation for Municipal Enterprises.
    В 1970 г. в Канаде появилось агентство Municipal Finance Authority of British Columbia. В 1986 г., в очень тяжелый для страны период, было создано Kommuninvest в Швеции; 1987 г. - год образования Credit Local de France во Франции. В 1999 г. с помощью нашей корпорации было организовано агентство Municipality Finance в Финляндии, и мне посчастливилось быть его первым генеральным управляющим. Как видите, этот процесс имеет достаточно долгую историю.
    Создавая такое агентство, очень важно обеспечить честную конкуренцию. Когда формируется новая государственная структура, всегда возникает подозрение, что ему будут обеспечены незаслуженные преимущества. В Европейском союзе сегодня действует много правил, регулирующих честную систему конкуренции. Необходимо четко показать, каким образом данная структура будет соблюдать условия честной конкурентной борьбы.
    При обсуждении данного вопроса с украинскими коллегами мы договорились о том, что организация будет абсолютно прозрачной, местные органы власти будут это поддерживать, при этом агентство не должно стать монополистом. Банкам будет предоставлена возможность работать с муниципальными образованиями.
    В ходе образования агентства по управлению долгом конкуренция в плане предоставления кредита не прекращается. Поэтому для местных властей, включая Россию, выдвигается жесткое требование: чтобы получить заемные средства у банков или инвесторов, им должен быть присвоен рейтинг, характеризующий их кредитоспособность. Муниципалитеты должны иметь полную свободу в своих заимствованиях и поддерживать хорошие отношения с местными банками.
    Во многих странах - Финляндии, Германии, Италии, Франции - местные сберегательные, кооперативные и частные банки являются важным средством и источником заимствования. Информация о том, как реально происходят заимствования, обязана постоянно предоставляться.
    Агентство должно быть прежде всего центром экспертизы и знаний. Здесь должны быть собраны высококлассные эксперты и консультанты, которым, может быть, следует платить несколько больше, чем это принято в других структурах. Если уровень их профессионализма не совсем соответствует решению задач, вы можете их уволить, поскольку это рыночная структура, несмотря на то что они оплачиваются из муниципальных бюджетов.
    Интересен пример со шведским агентством, которое было создано в 1996 г. Тогда специалистов нанимали за рубежом. Местные политики должны были участвовать в стратегическом управлении этой компанией. На наш взгляд, необходимо привлекать местные официальные лица к работе в комитете финансов, для того чтобы контролировать, каким образом компания зарабатывает деньги, как она отслеживает потенциальные возможности возврата кредита теми муниципальными образованиями, которые занимают деньги. Агентство располагает штатом советников, которые оказывают необходимые консультации и помощь. Вопросы менеджерам следует задавать напрямую и открыто обсуждать их. Также надлежит обеспечить полную прозрачность деятельности и бюджета организации: должно быть ясно, за счет каких средств финансируется строительство новых шоссе, дорог, мостов и т. д. Агентство заботится о повышении кредитоспособности муниципалитетов: каким образом оно может выпускать ценные бумаги на рынок; достаточно ли государственных гарантий и резервного фонда? В центральном правительстве не предусмотрен специальный отдел по заимствованию в каждом министерстве, для этого существует государственное казначейство и хорошо развитый рынок облигаций.
    В настоящее время Украина проявляет повышенный интерес к западным рынкам ценных бумаг. На презентациях румынскому и украинскому правительству мы говорили о том, что американский рынок ценных бумаги - это не движение вперед по пути к прогрессу. Американский муниципальный рынок практически свободен от налогов, что представляет собой серьезное нарушение. Облигации выпускаются в небольшом количестве, существуют различные купонные облигации, выплаты по ним рассчитываются по-разному, функционирует достаточно сложная система общих бондов. Результатом такого многообразия форм является весьма неэффективное финансирование, поэтому европейский рынок ценных бумаг не признает ситуацию, которая сложилась в Соединенных Штатах.
    Мы рекомендуем систему, которая хорошо работает в Европе и Японии, очень эффективна и показывает то, что происходит на государственном рынке ценных бумаг. Москва может использовать подобную систему: для того чтобы хорошо финансировать небольшие муниципалитеты, необходимо иметь облигации, которые облагаются налогом так же, как и государственные. У московских бумаг должна быть высокая ликвидность, такие облигации всегда являются общими долговыми обязательствами.
    При осуществлении заимствований город или агентство обычно применяют свое имя. Они не используют другие ценные бумаги, основанные на доходах от обслуживания дорог, или табачные налоги и т. п. В данном случае это не служит основой для выплат.
    Для Украины и Румынии мы рекомендуем типичные, наиболее удачные решения. Местное финансирование не должно приносить максимальную доходность, т. е. маржа должна быть достаточно низкой. Конечно, необходимо иметь рейтинг, практически эквивалентный суверенному рейтингу. Хорошо, если федеральное правительство предоставляет гарантии или какие-то другие средства поддержки. Местным агентствам по финансированию следует предоставлять муниципалитетам займы на одинаковых условиях, для того чтобы легче было проводить платежи. Кредитование муниципальных образований должно осуществляться по одной и той же ставке.
    Агентство, стремящееся достичь успеха, должно обследовать финансовое состояние каждого муниципалитета. Если оно не довольно финансовым потенциалом муниципалитета, ему не следует предоставлять кредит. И наоборот, для более слабого муниципалитета агентство может увеличить маржу. В некоторых европейских странах высокая маржа используется для слабых муниципалитетов или агентство отказывается предоставлять кредит. В случае отказа в заемных средствах информация об этом быстро распространяется на рынке.
    Хотелось бы подчеркнуть, что агентство работает с более слабыми агентами для улучшения системы финансового менеджмента. Мы не раз с этим сталкивались во многих европейских странах: муниципалитеты, которые испытывали финансовые проблемы, справлялись с этой ситуацией. Важно то, что муниципалитеты сотрудничают вместе, для того чтобы повысить прозрачность финансового менеджмента. Это требует нескольких лет работы, и высокий уровень консультационных услуг приобретается именно в ходе их реализации.
    В большой стране необходимы не только агентство по управлению долгом, но и региональные агентства по управлению муниципальным долгом. Рейтинговые организации будут рейтинговать такие агентства, что будет способствовать улучшению финансового менеджмента, выравниванию стоимости кредита и издержек, поскольку повысится финансовая прозрачность.
    Бесспорно, для этого потребуется квалифицированный персонал. В частности, в нашей корпорации 45 человек эффективно занимаются управлением долгом 10 млн граждан. Кроме того, агентства по управлению долгом должны быть достаточно конкурентоспособны по сравнению с местными и западными банками. Последние будут защищать свои рыночные позиции. Местные банки только выиграют от развития банковских услуг и станут более эффективными в условиях сильной конкуренции. В Украине и России многие банки уже испытывают конкуренцию со стороны западных банков.
    Каждое агентство, финансирующее муниципалитет, безусловно, испытывает проблемы со штатным комплектованием и некоторые трудности в начале своей деятельности. Банки, безусловно, защищают свои позиции. Кроме того, часто россияне сталкиваются с бюрократическими препонами. Как правило, местное правительство сначала не хочет сотрудничать, но вы должны преодолеть это сопротивление.
    Может ли агентство для местного правительства работать на Украине, в Румынии, России? Безусловно, может, если вы построите необходимую инфраструктуру. Мы рекомендуем вам создать такое агентство и будем рады помочь в этой работе.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
IV ежегодное награждение лидеров рынка корпоративных, субфедеральных и муниципальных облигаций по итогам 2005 г.
Контракт на процент
Российский рынок слияний и поглощений в I кв. 2006 г.
LBO - бизнес терпеливых
Управление стоимостью непубличных компаний
Перспектива раздачи
ОГК-4: на пути к IPO
Новые подходы к выбору инвестиционного портфеля
Фундаментальный анализ российских "голубых фишек" на основе финансовых мультипликаторов
К вопросу о когерентности на российском рынке акций
Акции российских авиаперевозчиков: посадки не предвидится
"Второй эшелон": время для получения прибыли еще не упущено
Сектор морских перевозок: перспективы роста
Сводная таблица по акциям транспортных компаний России
Всяк мастер на выучку берет, да не всяк доучивает
Актуальные проблемы ипотечного кредитования
Особенности ипотеки предприятия
Резолюция 6-й ежегодной Общероссийской конференции "Регионы и города России: заимствования как инструмент экономической политики"
Как создать в России муниципальное долговое агентство?
Агентство по управлению муниципальным долгом с точки зрения рейтингового агентства
Агентства по управлению муниципальным долгом: взгляд Standard & Poor's
Финское агентство по финансированию и управлению муниципальным долгом
Создание агентства по управлению региональным долгом на Украине
Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100