Casual
РЦБ.RU

Финское агентство по финансированию и управлению муниципальным долгом

Июль 2006

    Финское агентство Municipality Finance PLC по финансированию и управлению муниципальным долгом было создано в 1998 г., но свою нынешнюю форму агентство приняло в 2001 г.

    Муниципальный сектор в Скандинавии несколько отличается от такового в других странах. Финляндия состоит из 6 регионов, 20 кантонов и 431 муниципалитета. Во-первых, муниципалитеты очень разнообразны, независимы. Их автономия гарантирована Конституцией 1917 г., по которой муниципалитетам предоставлено право самим вести свою финансовую политику. В соответствии со ст. 65.2 Муниципального закона от 1995 г. муниципалитеты могут иметь облигации на своем финансовом балансе. Это позволило заметно укрепить систему финансирования муниципалитетов.
    В Финляндии существуют разные виды муниципальных органов власти, и юридический статус каждого муниципалитета имеет большое значение для нашей деятельности. Задача всех муниципалитетов в Финляндии - обеспечить одинаковые финансовые услуги для всех граждан страны независимо от того, в каком регионе они живут.
    Большинство услуг, которые они предоставляют, определены законом, центральным правительством. Кроме того, муниципалитеты имеют право самостоятельно устанавливать размер налогов и вводить некоторые дополнительные налоги.
    Муниципальный бюджет утверждается местным советом ежегодно сроком на 1 год, и здесь действуют очень строгие правила. Если муниципалитеты в Финляндии, например, сталкиваются с бюджетным дефицитом, они должны показать, каким образом в 3-летний срок они смогут сбалансировать бюджет. Это очень важный фактор. Высокая кредитоспособность муниципалитетов - это если не единственная, то очень важная составная часть работы нашего кредитного агентства.
    Финские муниципалитеты получают свои доходы на 50% как минимум непосредственно за счет подоходного налога, который они собирают со своих жителей. Именно это отличает их от большинства европейских муниципалитетов, потому что финские муниципалитеты имеют право напрямую собирать подоходный налог. Это очень важный налог, гораздо более значимый, чем налог на собственность или другие менее четко определенные налоги. Муниципальный сектор Финляндии составляют доходы: налоговые (47%), госдотации (17%), продажа имущества и услуг (27%), займы (5%), прочее (4%); расходы: социальные и на здравоохранение (50%), на образование и культуру (26%), финансирование (4%), другие (4%).
    Муниципалитеты наравне с правительством пользуются правом сбора налогов: примерно 50% идет в муниципальный, 50% - в федеральный бюджет.
    Очень важно отметить, за счет каких средств муниципалитеты могут поддерживать баланс бюджета. В законе прямо прописано, что должны делать муниципалитеты в каждой конкретной области. Самые значительные расходы идут на соцобеспечение, образование, культуру, здравоохранение. И хотя существует специальное агентство по займам, оно обеспечивает очень незначительную часть поступления в этот бюджет.
    Как ни странно, но муниципалитет до сих пор играет достаточно важную роль. Процент средств, поступающих за счет заимствования мал, тем не менее роль муниципалитета очень велика, потому что мы выполняем целую серию задач. Муниципалитет должен думать о разных способах самофинансирования, заниматься финансированием своих программ не только за счет заимствования, но и за счет проведения специальных программ.
    В 1995 г. была введена система, которую мы называем сейчас "старая система муниципальных финансов". В финансовом плане муниципального финансирования, который в 1996 г. утвержден специальным законом, определена структура гарантий на эти заимствования. С 1996 г. мы не меняли этот подход.
    Мы контролируем примерно 50% рынка региональных и муниципальных финансов, но не являемся монополистами. Нашими конкурентами являются сберегательные и корпоративные банки и некоторые международные европейские агентства по займам. Мы не ограничиваем конкуренцию в Финляндии и соответствуем европейским критериям.
    Успешное привлечение средств с международных рынков обусловлено тем, что нашим гарантом является центральное правительство Финляндии, кроме того, финские муниципалитеты имеют хорошую репутацию как кредиторы.
    Мы четвертая по величине структура подобного рода в Финляндии, мы не банк и осуществляем финансирование в рамках международных и национальных финских проектов на денежных рынках. Наша миссия и основные принципы работы состоят в следующем.
    Во-первых, мы обеспечиваем высокую рентабельность работы финских муниципалитетов: не стремимся максимизировать свои доходы, но работаем с определенной прибылью, так как рассчитываем и в будущем работать в этой области.
    По числу занятых сотрудников мы - сравнительно малое предприятие, но ведем очень значительную программу. Естественно, мы сводим к минимуму все риски для наших клиентов. Именно для этого и нужны трехсторонние соглашения.
    Эта система была создана в 1996 г. на добровольных началах. Из 41 муниципалитета 12 малых муниципалитетов не стали вступать в нашу систему и до сих пор так и не вошли в нее.
    Сейчас у нас 98,4% финского населения живет в 403 муниципалитетах, которые вошли в состав нашей структуры, т. е. фактически мы охватываем полностью всех жителей Финляндии; 253 муниципалитета, крупнейший среди которых - LGPI (его доля составляет 42,5%, остальные муниципалитеты - 57,5%), являются прямыми владельцами этих активов. В 2003 г. муниципалитеты создали специальную структуру - муниципальный совет по гарантиям (Municipal Guarantee Board, MGB), которая контролирует движение этих средств.
    Таким образом, у нас есть структура, в которую вовлечено большинство муниципалитетов Финляндии. Большинство муниципалитетов являются ее владельцами, сюда входят все крупные города Финляндии.
    Во-вторых, структура гарантий определяется правительством. Мы даем гарантии нашей деятельности на внутреннем, международном рынках.
    В-третьих, что очень важно, все муниципалитеты контролируют нашу структуру гарантий. Мы не можем давать средства муниципалитетам, которые не входят в нашу структуру, или одалживать деньги клиентам за рубежом. Мы даем деньги только нашим клиентам.
    Все программы, которые мы принимаем, находятся под гарантией муниципального совета по гарантиям MGB. Наличие этого совета - абсолютно обязательное условие, фактически это закон. Со времени организации в 1996 г. на основании специального акта парламента этот совет оставался без изменений, хотя не так давно мы создали условия, чтобы к нашей системе могли присоединиться и другие муниципалитеты.
    Если агентство нашего типа отказывается одолжить деньги муниципалитетам, на это место должен прийти банк. Мы не можем предоставить займы тем муниципалитетам, которые не входят в наш состав. Они вынуждены брать деньги у банков на гораздо более жестких финансовых условиях, и маржа у них гораздо выше, потому что банки знают, что они не являются членами нашей ассоциации. Наша организация была создана с целью обеспечения честной конкуренции, и мы выполняем эту функцию.
    В случае непредвиденных событий, когда гаранты должны будут срочно принимать меры, все муниципалитеты несут коллективную ответственность по этим долгам. Должен сказать, что такое право до сих пор не использовалось и, уверен, никогда и не будет использоваться, но мы должны помнить, что такая дополнительная гарантия у нас есть. То есть мы застрахованы от печальных неожиданностей, поскольку имеем тот же кредитный рейтинг, что и правительство Финляндии. Moody's и Standard & Poor's разделяют ту же точку зрения: их краткосрочный рейтинг составляет P1 и A-1+ соответственно, долгосрочный - Aaa и AAA.
    В период спада в середине 1990-х гг. у муниципалитетов был даже более высокий рейтинг, чем у государства. Потребовалось примерно 18 мес., чтобы выровнять ситуацию.
    В международном плане мы конкурируем с более крупными, чем мы, банками, которые проводят гораздо больше операций. Кредитный рейтинг обеспечивает нам базу для работы. Доходность, к которой мы стремимся, невелика по сравнению с общим объемом кредитования и основными активами: общий долг составляет 4709,7 млн евро, общие активы - 6188,1 млн евро, достаточный капитал - 30,07%, прибыль - 4,4 млн евро, собственные резервы - 96,7 млн евро. Может быть, нам следовало бы достичь большей доходности по кредитам.
    У нас работают 34 человека. Я думаю, что это достаточно эффективный состав для наших активов.
    Финские муниципалитеты могут пользоваться услугами нашей деятельности при кредитовании жилищных фирм и застройщиков. Кроме того, у нас есть долгосрочные муниципальные кредиты, муниципальные программы и проекты. Так, муниципалитетам и их союзам предоставляют 50% кредитов, муниципальным корпорациям - 11%, строительным организациям - 39%.
    Наша кредитная деятельность очень разнообразна. Мы структурируем тип уже имеющихся договоренностей. Иногда муниципалитеты избирают более структурированный по сравнению с предыдущими формат.
    В качестве новой услуги мы создали финансовую консультационную службу для тех структур, у которых обычное кредитование невозможно. Нам приходится проверять их финансовое состояние с целью оценки их возможностей справляться в будущем с препятствиями, задачами и т. д.
    Основой операций финансирования служит программа EМТN. В рамках этой программы мы занимаемся финансированием на международном уровне. Текущий объем составляет 5 млрд евро с листингом в Лондоне. Например, в прошлом году мы вели переговоры с Австралией по поводу управления долгом, так как хотим открыть новый рынок в Австралии. Очень большие средства финансирования поступают из Японии, где инвесторы хотят иметь дело с нами, потому что у нас достаточно гибкая система. Их привлекает наш рынок, а мы бы хотели быть вовлечены в такой же рынок в Японии.
    Требования к рефинансированию, фондированию в 2005 г. составляли 1 млрд евро. В этом и следующем году будет фондироваться ежегодно 1,4-1,5 млрд евро, средний срок до погашения - около 5 лет. Это достаточная сумма для того, чтобы работать на международных рынках и добиваться признания. Мы работаем не только в Японии, но также в Швейцарии и Германии. Признание необходимо, когда вы устанавливаете контакты с местными агентами по финансированию, кредитованию. Очень важно также представлять себе, насколько тесны их связи с банками.
    Для поддержания хорошего кредитного рейтинга мы должны осторожно подходить к банковским рискам, кредитным рискам, различным валютам, которые отличаются от евро. Это не значит, что мы все деньги держим в евро. Мы можем, конечно, принимать банковские риски, но должны очень строго следить за ними.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
IV ежегодное награждение лидеров рынка корпоративных, субфедеральных и муниципальных облигаций по итогам 2005 г.
Контракт на процент
Российский рынок слияний и поглощений в I кв. 2006 г.
LBO - бизнес терпеливых
Управление стоимостью непубличных компаний
Перспектива раздачи
ОГК-4: на пути к IPO
Новые подходы к выбору инвестиционного портфеля
Фундаментальный анализ российских "голубых фишек" на основе финансовых мультипликаторов
К вопросу о когерентности на российском рынке акций
Акции российских авиаперевозчиков: посадки не предвидится
"Второй эшелон": время для получения прибыли еще не упущено
Сектор морских перевозок: перспективы роста
Сводная таблица по акциям транспортных компаний России
Всяк мастер на выучку берет, да не всяк доучивает
Актуальные проблемы ипотечного кредитования
Особенности ипотеки предприятия
Резолюция 6-й ежегодной Общероссийской конференции "Регионы и города России: заимствования как инструмент экономической политики"
Как создать в России муниципальное долговое агентство?
Агентство по управлению муниципальным долгом с точки зрения рейтингового агентства
Агентства по управлению муниципальным долгом: взгляд Standard & Poor's
Финское агентство по финансированию и управлению муниципальным долгом
Создание агентства по управлению региональным долгом на Украине
Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100