Casual
РЦБ.RU

Агентства по управлению муниципальным долгом: взгляд Standard & Poor's

Июль 2006

    Для облегчения и удешевления муниципальных заимствований во многих странах создаются специализированные агентства по управлению долгом. Эффект достигается за счет объединения множества небольших заемщиков общественного сектора для осуществления совместных заимствований.

    В Российской Федерации финансирование инфраструктуры - в большой степени сфера ответственности региональных и местных властей. На это нужны деньги, которых, естественно, всегда не хватает, и регионам и городам необходимо занимать. Небольшим заемщикам (в первую очередь муниципалитетам), а также многим субъектам Федерации сложно привлекать на рынке средства на длительный срок и на приемлемых условиях. В такой ситуации создание долгового агентства может стать эффективным решением проблемы.
    Условия выхода на рынок обязательств агентств по управлению долгом обычно лучше, чем условия заимствований для отдельно взятого заемщика. Standard & Poor's имеет богатый опыт оценки кредитоспособности таких агентств во многих странах мира (см. таблицу).
    Среди основных направлений анализа при оценке кредитоспособности рассматриваются принципы деятельности, структура собственности, юридический статус, стратегия развития, кредитное качество заемщиков, которым агентство предоставляет кредиты, качество портфеля с точки зрения его диверсификации, показатели ликвидности, политика по управлению активами и пассивами и капитализация агентств.
    Кредитоспособность агентств оказывается выше, чем кредитоспособность отдельных его заемщиков. Дефолт одного или нескольких муниципалитетов, которые занимают средства через агентство, необязательно приводит к дефолту самого агентства, и этому способствуют не только диверсификация портфеля заемщиков, но и разнообразные механизмы повышения надежности агентств.
    К таким механизмам относятся гарантирование, резервирование, страхование и привлечение кредитных линий надежных финансовых институтов. Использование комбинации механизмов повышения надежности позволяет агентствам получать очень высокие кредитные рейтинги, так как существенно снижает вероятность дефолта.
    Чаще всего учредители и собственники агентств - будущие заемщики. В редких случаях в их роли выступает центральное правительство, как в Норвегии, или региональное правительство, как, например, агентство в Британской Колумбии (Канада). Агентства могут иметь самую разнообразную юридическую форму в зависимости от местных условий и истории создания. Учредители часто поддерживают надежность агентств, предоставляя гарантии по их обязательствам. Иногда агентства прибегают к различным способам гарантирования - от общей солидарной ответственности учредителей по своим обязательствам, как это было в отношении KommuneKredit (Дания), до частичных гарантий, пропорционально доле муниципалитетов-заемщиков в отдельных выпусках облигаций, как в Швейцарии. Гарантии также могут предоставляться третьей стороной, например центральным правительством или ассоциацией муниципалитетов (Финляндия), которая в свою очередь получает гарантии от муниципалитетов. Важно отметить, что государственные гарантии очень редко предоставляются на этапе активного функционирования агентства. В Норвегии такие гарантии выдавались ранее, но в 1999 г. эта практика была прекращена, как противоречащая нормам Европейского союза о конкуренции в финансовом секторе, но гарантии по обязательствам, выданным до прекращения данной практики, действуют. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ в настоящий момент для российских РМОВ возможно предоставление только гарантий с субсидиарной ответственностью. Таким образом, механизм гарантирования обязательств агентства самими регионами и муниципалитетами - заемщиками не будет эффективным средством повышения кредитоспособности в России. Однако привлечение гарантий третьей стороны с высоким уровнем надежности, например Международных финансовых организаций, может быть поддерживающим фактором для надежности подобного агентства.
    Большинство агентств, хотя и работают с прибылью, но для них это не главное. Лишь у немногих из них существуют ориентиры по выплате дивидендов. Целью деятельности агентств является помощь общественному сектору в получении заемного финансирования на самых выгодных условиях. Чаще всего прибыль накапливается для создания резервов по долговым обязательствам. Резервирование как механизм повышения надежности используется большинством перечисленных в таблице агентств. С учетом длительного срока работы агентств многие из них поддерживают довольно высокий уровень резервов, что позитивно сказывается на ликвидности и, соответственно, на уровне рисков (см. рисунок). Во многих случаях резервы ликвидности в несколько раз превышают объем кредитов, выданных крупнейшему заемщику. У большинства агентств также установлены консервативные ограничения, связывающие размер собственного капитала и объем выдаваемых кредитов.
    Также возможно использование страхования. Так, агентство ESG хеджирует 10% каждого осуществляемого выпуска в страховой компании Zurich Insurance Co. Важно, что лимит на одного заемщика в каждом выпуске также установлен на уровне 10% от размера выпуска. Большинство агентств заключает соглашения о предоставлении кредитных линий с надежными банками для поддержания ликвидности. Применение такого консервативного подхода вместе с наличием соглашений о предоставлении кредитных линий надежными банками позволило ESG успешно преодолеть последствия дефолта и реструктуризацию обязательств г. Лейкербада в 2000 г.
    Эффективность работы агентств проверена их долгосрочной работой в условиях конкуренции. Старейшая из представленных организаций - датское агентство KommuneKredit - работает с конца XIX в. При этом важно, что агентства не являются единственным каналом заимствований для муниципалитетов. Крупные муниципалитеты, в частности Осло (Норвегия) или Ванкувер (Британская Колумбия, Канада), продолжают занимать самостоятельно. Во многих странах действуют не одно, а несколько агентств. Между ними существует конкуренция, которая позитивно сказывается на условиях заимствования для конечных заемщиков - муниципалитетов. Агентства также конкурируют с банками, специализирующимися на кредитовании муниципального сектора, что приводит к их высокой эффективности и удешевляет заимствования для заемщиков. В последние годы маржа агентств в странах Западной Европы в среднем не превышала 0,25-0,5%, а затраты на персонал были минимальными. Так, число работающих в агентстве ESG (Швейцария) составляет менее 10 человек. Данный штат сотрудников на конец 2005 г. отвечал за 10 выпусков облигаций на сумму более 1,2 млрд швейцарских франков, поступления от которых были распределены между несколькими сотнями муниципалитетов.
    В ряде небольших европейских стран агентства занимают довольно большую долю рынка муниципальных заимствований - от 30 до 70%. При этом они имеют довольно высокий объем активов: активы агентств Норвегии и Дании составляют около 16 млрд евро. В то же время агентства проводят довольно консервативную финансовую политику, в частности имеют возможность отказать своим учредителям - муниципалитетам в получении кредитов. Лимиты на одного заемщика, а также на размер крупнейших кредитов устанавливаются очень консервативно. В случае очень высокого и приблизительно равного кредитного качества муниципалитетов-заемщиков, как в скандинавских странах, агентства не дифференцируют свою маржу от клиента к клиенту и устанавливают ее на одном уровне.
    Нередко агентства выходят со своими обязательствами на зарубежных рынки, что позволяет снижать расходы на обслуживание заимствований за счет оптимизации валютной структуры долга. В последние годы среди таких скандинавских компаний были популярны выпуски, номинированные в японских иенах. Однако валютные риски обязательно хеджируются с использованием самых надежных инструментов.
    Кроме кредитования, агентства оказывают ряд дополнительных услуг, прежде всего финансовое планирование для муниципалитетов, консультации, связанные с управлением как долговыми обязательствами, так и проектами, для осуществления которых привлекается долговое финансирование.


  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
IV ежегодное награждение лидеров рынка корпоративных, субфедеральных и муниципальных облигаций по итогам 2005 г.
Контракт на процент
Российский рынок слияний и поглощений в I кв. 2006 г.
LBO - бизнес терпеливых
Управление стоимостью непубличных компаний
Перспектива раздачи
ОГК-4: на пути к IPO
Новые подходы к выбору инвестиционного портфеля
Фундаментальный анализ российских "голубых фишек" на основе финансовых мультипликаторов
К вопросу о когерентности на российском рынке акций
Акции российских авиаперевозчиков: посадки не предвидится
"Второй эшелон": время для получения прибыли еще не упущено
Сектор морских перевозок: перспективы роста
Сводная таблица по акциям транспортных компаний России
Всяк мастер на выучку берет, да не всяк доучивает
Актуальные проблемы ипотечного кредитования
Особенности ипотеки предприятия
Резолюция 6-й ежегодной Общероссийской конференции "Регионы и города России: заимствования как инструмент экономической политики"
Как создать в России муниципальное долговое агентство?
Агентство по управлению муниципальным долгом с точки зрения рейтингового агентства
Агентства по управлению муниципальным долгом: взгляд Standard & Poor's
Финское агентство по финансированию и управлению муниципальным долгом
Создание агентства по управлению региональным долгом на Украине
Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100