Casual
РЦБ.RU

Агентство по управлению муниципальным долгом с точки зрения рейтингового агентства

Июль 2006

Полная версия статьи в PDF

    Что такое агентство по управлению муниципальным долгом с точки зрения рейтингового агентства? Цели создания этого агентства достаточно понятны: обеспечить возможность выхода на рынок капитала тем муниципалитетам, которые, как правило, являются заемщиками с небольшими и нерегулярными объемами выпуска. Их нужно объединить, что позволит сформировать ликвидный портфель кредитов, снизить стоимость и увеличить сроки заимствования, и выиграть на издержках.

    Принципиальная схема функционирования агентства по управлению муниципальным долгом приведена на рис. 1.
    В портфеле агентства Moody's достаточно много агентств по управлению долгом, которые оно рейтингует, например агентства, которые объединяют муниципалитеты в масштабах страны: Kommunekredit (Дания), Kommunalbanken (Норвегия), Municipality Finance Plc (Финляндия), Kommuninvest i Sverige (Швеция) и в масштабах регионов: Municipal Finance Authority (British Columbia, Канада), Bond Banks (США).
    В табл. 1 представлены рейтинги, которые присвоены названным агентствам. Это достаточно высокие уровни рейтингов, особенно если брать агентства европейских стран или такие же агентства по управлению муниципальным долгом в США, так называемые Bond Banks. Их рейтинги коррелируют с рейтингами тех регионов, где они организацией размещения облигаций муниципалитетов. В конце списка представлено агентство в Канаде, рейтинг которого чуть выше, чем рейтинг региона.
    Какими же характеристиками обладает этот пул муниципальных кредитов? Преимуществом такого пула является прежде всего возможность диверсификации денежных потоков в пуле. Эти потоки имеют специфические характеристики, в частности наличие солидарной ответственности заемщиков-муниципалитетов в пуле. Иногда вышестоящий уровень бюджета субсидирует расходы на погашение долга. Кроме того агентства имеют право выбирать муниципалитеты для включения в пул, могут регулировать объемы долга муниципалитетов и процентные ставки, под которые кредитуются данные муниципалитеты, отказывать им в займе при определенных обстоятельствах или предлагать снизить объемы заимствований, которые они хотят получить, осуществлять постоянный мониторинг кредитоспособности муниципалитетов.
    Как показывает наша практика, пул имеет дополнительные возможности, которые повышают кредитоспособность агентства: резервный фонд для поддержания своевременных выплат в случае задержки платежей, возможность введения специального налога на территории регионального агентства для того, чтобы выплатить долг, возможность перенаправить потоки трансфертов с вышестоящего уровня, предназначенных для муниципальных бюджетов, сначала в банк на погашение долга. Можно использовать гарантию вышестоящего уровня власти по поддержанию резервного фонда на адекватном уровне.
    В каждом конкретном агентстве присутствует та или иная комбинация этих факторов. Например, опыт агентства штата Нью Хемпшир интересен для России. Рейтинг этого агентства (Аа2) находится на уровне региона. Оно составляет пул из 200 муниципалитетов-заемщиков с хорошей кредитной историей, функционирующих в течение нескольких десятилетий. Резервный фонд формируется и поддерживается на уровне максимального объема ежегодных выплат по долгу. Моральное обязательство штата - пополнить этот резервный фонд при условии его падения ниже определенного уровня. Возможно перенаправить трансферты (потоки финансовой помощи муниципалитету в случае невыполнения им обязательств по обслуживанию долга), которые идут в муниципальные бюджеты, в первую очередь в банк.
    Вторым примером служит канадское агентство Municipal Finance Authority (British Columbia), рейтинг которого выше, чем рейтинг региона British Columbia, в котором он обслуживается (Ааа против Аа1). Факторы, которые мы выделяем в качестве условия поддержки этого рейтинга: пул из почти 100 муниципалитетов, солидарно ответственных по обязательствам друг друга; высокий уровень резервного и страхового фонда в этом агентстве, который составляют примерно 1/4 объема долга, а также безусловное право агентства, обложить дополнительным налогом данную территорию для пополнения резервного фонда. Это право, является безусловным в том смысле, что не нужны дополнительные правовые действия, которые бы позволили агентству ввести данный налог.
    Рейтинг подобного агентства в России базируется на трех моментах: потенциальном объеме операций, кредитном качестве пула муниципалитетов и возможности улучшения кредитоспособности.
    Возможный объем операций агентства можно оценивать по-разному. Такая важная характеристика, как объем долга муниципалитетов Российской Федерации, не является публичной, поэтому сложно оценить, насколько данный сектор находится в долгах.
    Российское законодательство позволяет оценить возможные объемы операции через те ограничения, которые накладывает Бюджетный кодекс на объемы ежегодного выпуска облигаций. По Бюджетному кодексу муниципалитеты всей страны могут себе позволить занять максимум 10% от объема собственных доходов.
    В табл. 2 приведены данные по исполнению бюджета 2005 г. - собственные доходы муниципалитетов в рублях и долларах. Если брать страну в целом, то на начало 2006 г. максимальный объем облигаций, который могло бы выпустить данное агентство, составляет менее
    2 млрд долл. Много это или мало? Это более чем достаточно.
    Любопытно, каким образом этот объем раскладывается по федеральным округам. Самый большой объем имеет Уральский округ - 432 млн долл. Следует заметить, что такое образование, как федеральный округ, не имеет бюджетных полномочий. Кредитное качество федерального округа - это практически сочетание кредитного качества регионов, а также муниципалитетов, которые находятся в данном федеральном округе.
    Если мы говорим о региональном агентстве, то должны выяснить, сколько из 432 млн долл. придется на каждый муниципалитет в данном округе. Кредитное качество такого пула, его рейтинг будут зависеть от кредитного качества участников - отдельных регионов. Принцип достаточно понятен: чем выше концентрация долга заемщиков с определенным кредитным качеством, тем ближе рейтинг пула к рейтингу этих заемщиков.
    В Российской Федерации на данном этапе рейтинг муниципалитетов не может быть выше, чем рейтинг региона. Это обстоятельство определяется тем, что на данном этапе у регионов много рычагов для регулирования доходов муниципальных бюджетов.
    Каковы возможности по улучшению кредитоспособности такого пула?
    Возможности, которые используются в международной практике, например принцип солидарной ответственности по обязательствам, который мы встречаем в отдельных агентствах, на данном этапе могут вызвать сопротивление прежде всего с правовой точки зрения среди муниципалитетов - участников пула (особенно в регионах, где кредитное качество муниципалитетов сильно варьируется). Возможность агентства перенаправлять потоки финансовой помощи, трансфертов, которые идут в муниципальные бюджеты, также может вызывать определенные сомнения в силу того, что муниципальный уровень власти по Конституции является самостоятельным уровнем власти.
    Еще одна возможность - это возможность введения отдельных налогов на погашение долга либо на формирование резервного фонда.
    Ни регион, ни муниципалитеты не могут вводить собственные налоги в Российской Федерации: перечень их собственных налогов носит закрытый характер и определен федеральным законодательством. Объем собственных региональных и муниципальных налогов довольно мал, особенно после проведения реформы и перераспределения полномочий, т. е. изменения источников доходной базы. Варьирование в этой части также определяется федеральным законодательством, максимальными ставками налогов, которые отведены для их собственных налогов. Как показывает опыт, эти ставки уже находятся на максимальном уровне, поэтому возможность для маневра невелика.
    Таким образом, в РФ при формировании агентства по управлению муниципальным долгом на региональном уровне можно было бы учитывать следующие основные принципы.
    Прежде всего агентство должно обладать широкими полномочиями для выбора муниципалитетов, которых необходимо будет кредитовать, для того чтобы формировать достаточно качественный с точки зрения кредитного риска пул муниципальных кредитов.
    Кроме того, чтобы иметь достаточно высокое кредитное качество такого пула, следует создать значительный объем резервного фонда.
    И наконец, в Российской Федерации возможно получить гарантии вышестоящего уровня (региона или Федерации). При этом нужно учитывать, что гарантии регионов повышают рейтинг пула до уровня кредитного рейтинга региона. Соответственно, гарантия Федерации будет приближать кредитное качество пула к рейтингу Федерации.


  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
IV ежегодное награждение лидеров рынка корпоративных, субфедеральных и муниципальных облигаций по итогам 2005 г.
Контракт на процент
Российский рынок слияний и поглощений в I кв. 2006 г.
LBO - бизнес терпеливых
Управление стоимостью непубличных компаний
Перспектива раздачи
ОГК-4: на пути к IPO
Новые подходы к выбору инвестиционного портфеля
Фундаментальный анализ российских "голубых фишек" на основе финансовых мультипликаторов
К вопросу о когерентности на российском рынке акций
Акции российских авиаперевозчиков: посадки не предвидится
"Второй эшелон": время для получения прибыли еще не упущено
Сектор морских перевозок: перспективы роста
Сводная таблица по акциям транспортных компаний России
Всяк мастер на выучку берет, да не всяк доучивает
Актуальные проблемы ипотечного кредитования
Особенности ипотеки предприятия
Резолюция 6-й ежегодной Общероссийской конференции "Регионы и города России: заимствования как инструмент экономической политики"
Как создать в России муниципальное долговое агентство?
Агентство по управлению муниципальным долгом с точки зрения рейтингового агентства
Агентства по управлению муниципальным долгом: взгляд Standard & Poor's
Финское агентство по финансированию и управлению муниципальным долгом
Создание агентства по управлению региональным долгом на Украине
Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100