Casual
РЦБ.RU

Всяк мастер на выучку берет, да не всяк доучивает

Июль 2006


    Аттестацию специалистов российского рынка ценных бумаг (далее - РЦБ) с 1 июля 2006 г. планируется проводить по-новому: полномочия ФСФР России в сфере аттестации профучастников будут переданы организациям, аккредитованным регулятором. Они получат право принимать квалификационные экзамены и выдавать квалификационные аттестаты на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Госдума РФ утвердила в марте соответствующий законопроект "О внесении изменений в ФЗ "О рынке ценных бумаг" и ФЗ "Об инвестиционных фондах"".
    Однако механизмы перехода к новому порядку аттестации не проработаны: до сих пор не утверждены критерии отбора аккредитованных организаций, не уточнены квалификационные требования к специалистам РЦБ. Соответствующие требования и критерий должны быть закреплены нормативными актами ФСФР России. Ожидать в ближайшее время появления этих документов на свет и вступления их в силу к 1 июля 2006 г. было бы наивно, особенно учитывая то, что некоторые их положения придется согласовывать с Минюстом РФ (что займет не менее 1 мес.). В отсутствие механизмов, необходимых для запуска новой системы аттестации, становится ясно, что она не заработает к запланированному сроку, а если и заработает, то с серьезными перебоями.
    Пострадают от запуска недоработанной системы аттестации прежде всего профессиональные участники рынка. В лучшем случае они рискуют заполучить в свой штат некомпетентных сотрудников, так как к аттестации специалистов РЦБ могут быть допущены непрофильные и некомпетентные структуры. В худшем случае аттестация даст сбой, и лицензирование профессиональной деятельности на РЦБ будет приостановлено, поскольку наличие в штате компании - профучастника РЦБ - аттестованных специалистов является одним из ключевых лицензионных требований при лицензировании видов профессиональной деятельности на РЦБ.
    Первоочередной задачей регулятора в связи с реформой системы аттестации является разработка условий и порядка аккредитации организаций, которые будут допущены к аттестации специалистов РЦБ, и отбор этих организаций.
    Очевидно, что при разработке объективных критериев отбора организаций, претендующих на получение аккредитации, должен учитываться опыт работы этих организации в сфере обучения специалистов РЦБ. Необходимым представляется наличие у этих организаций опыта работы в качестве обучающего центра для специалистов РЦБ не менее 3 лет. При этом такие организации должны, по нашему мнению, хотя бы 1 год проработать в качестве уполномоченной организации или экзаменационного центра ФСФР.
    Аккредитованный учебный центр должен иметь актуальные и квалифицированные базы экзаменационных вопросов. Эти базы должны содержать не менее 500-1500 вопросов (количество и содержание вопросов определяются экзаменом). Как показывает опыт Института фондового рынка и управления, создание базы экзаменационных вопросов и подготовка комплекта учебных пособий только для экзамена по одному виду профессиональной деятельности на РЦБ занимают не менее 1 года. Следует отметить, что это время уходит на подготовку квалифицированной базы вопросов профессионалами в сфере РЦБ в составе рабочей группы (консорциума).
    Кроме того, ясно, что аккредитованным организациям будет сложно справиться с возложенными на них задачами без штата квалифицированных сотрудников и необходимых для обучения и проведения экзаменов помещений. Не последнюю роль играет и техническое оснащение аудиторий, а также наличие программного обеспечения для проведения экзаменов.
    Организациям, желающим заняться обучением, экзаменацией и выдачей аттестатов специалистам РЦБ, придется соответствовать новым требованиям. Справиться с этим за короткий срок смогут лишь некоторые учебные центры, поэтому было бы логично законодательно закрепить функции по проведению экзаменов и выдаче аттестатов специалистам РЦБ за теми структурами, которые имеют соответствующий опыт и выполняют эти функции сегодня. Напомним, в настоящее время экзамены проходят в экзаменационных центрах при региональных отделениях ФСФР России и в Институте фондового рынка и управления (ИФРУ), который с 1997 г. занимается обучением и аттестацией специалистов рынка РЦБ и принимает деятельное участие в разработке и развитии системы аттестации.
    Однако нельзя исключать и того, что функции по приему экзаменов и выдаче квалификационных аттестатов могут быть переданы структурам, не имеющим необходимого опыта по обучению и приему экзаменов у специалистов РЦБ: высшим учебным заведениям и саморегулируемым организациям (СРО). В последние месяцы некоторые СРО уже заявили о своем желании заняться аттестацией профучастников. Очевидно, что эти амбиции могут быть оправданы только при аттестации специалистов по отдельным видам профессиональной деятельности на РЦБ в соответствии со "специализацией" СРО. Было бы странно, если бы СРО, объединяющая, например, депозитариев, вдруг занялась аттестацией управляющих или брокеров.
    В случае если функции аттестации специалистов РЦБ будут переданы организациям, не имеющим ни опыта подготовки профессионалов для РЦБ, ни необходимой технологической базы, неизбежно пострадает качество подготовки специалистов. На рынок придут люди, профессиональная квалификация которых будет, мягко говоря, сомнительной. Не исключены серьезные упущения, например подготовка специалистов к квалификационным экзаменам на основе устаревших баз вопросов, без учета изменений в законодательстве, или проведение занятий лицами, не обладающими соответствующими знаниями относительно РЦБ. Кроме того, допуск к приему экзаменов организаций - новичков на этом поприще оставляет опасность технических сбоев при проведении экзаменов.
    Законопроект "О внесении изменений в ФЗ "О РЦБ" и ФЗ "Об инвестиционных фондах"" корректирует полномочия регулятора и в части утверждения программы квалификационных экзаменов для аттестации граждан в сфере профессиональной деятельности на РЦБ. Ожидается, что с 1 июля 2006 г. структуры, аккредитованные при ФСФР России, будут не только самостоятельно проводить экзамены и выдавать аттестаты, но и разрабатывать учебные программы для подготовки к квалификационным экзаменам. Регулятор будет лишь утверждать эти программы. Между тем положения, регламентирующие процесс аттестации специалистов РЦБ, не подготовлены: нет ни новой версии экзаменационных вопросов, ни новых учебных пособий. В этой ситуации сложно ожидать, что организации, которые будут аккредитованы, смогут предложить на утверждение ФСФР России адекватные, соответствующие квалификационным требованиям учебные программы, особенно если они никогда не занимались составлением подобных специализированных программ.
    Впрочем, к настоящему времени нет обновленных квалификационных требований к сотрудникам компаний - профучастников РЦБ и к профессиональному опыту лиц, выполняющих функции единоличного исполнительного органа этих организаций. Без уточнения квалификационных требований разрабатывать новые учебные программы и базы вопросов к экзаменам не имеет смысла.
    На сегодняшний день большинство документов, необходимых для перехода на новую систему аттестации, не подготовлены: нет ни требований к аккредитованным учебным центрам, ни новых баз вопросов, ни усовершенствованных квалификационных требований. К 1 июля 2006 г. ни ФСФР, ни учебные центры не успеют подготовиться к работе в новых условиях.
    Отсутствие ясности в вопросах, связанных с обучением и аттестацией специалистов рынка ценных бумаг, грозит не только снижением уровня подготовки аттестованных специалистов РЦБ, но и серьезными проблемами в сфере лицензирования организаций - профессиональных участников РЦБ. В сложившейся ситуации логичным представляется перенос сроков запуска новой системы на более позднее время, например на 1 января 2007 г., с тем чтобы доработать все механизмы новой системы аттестации и избежать сбоев в ее работе. Целесообразно будет также на время переходного периода (с 1 июля 2006 г. по январь 2007 г.) законодательно закрепить функции по аттестации специалистов РЦБ за теми структурами, которые проводят квалификационные экзамены в настоящее время.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА


    Константин Волков
    президент СРО "Национальная фондовая ассоциация"

    До 2004 г. на рынке ценных бумаг существовала система аттестации (СА) специалистов. Она не была лишена недостатков, но худо-бедно выполняла две основные функции: с одной стороны, была фильтром для допуска на рынок подготовленного персонала, с другой - с помощью реестра должна была удалять с него недобросовестных лиц. СА стабильно функционировала: регулярно проводились обучающие курсы, принимались экзамены, имелась возможность получения аттестата "по совокупности заслуг" на Экспертном совете при ФКЦБ России и т. д.
    Но некоторым активным деятелям под влиянием либеральных поветрий захотелось перемен_ Рынку была обещана отмена аттестации, а еще лучше - лицензирования в целом. В крайнем случае, аттестацию можно оставить, но проводить ее самим.
    И оно свершилось. К счастью, всего того, что замышлялось, исполнить не удалось. Тем не менее прежняя система была почти упразднена, а новую за полтора года не удалось создать. Под сурдинку были "нагружены" обязательной аттестацией банки, а с 1 июля 2006 г. на неопределенный срок наступит "организационный вакуум" с очевидными последствиями для профучастников и их деятельности, и т. д.
    Такая ситуация неприемлема, и ее следует срочно исправлять, но действуя при этом последовательно и разумно. Невозможно в одночасье подготовить новые билеты, значит, следует обновить прежние. Вовлекать СРО надо, но главные задачи СРО - все же не обучение и не прием экзаменов (здесь присутствует и конфликт интересов), а вот участвовать в отборе аккредитуемых организаций саморегулируемые организации могли бы.
    СРО НФА сделает все возможное, чтобы вместе со своими организациями-партнерами найти приемлемый для участников рынка выход из сложившейся ситуации.
    Только давайте без "революций".

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
IV ежегодное награждение лидеров рынка корпоративных, субфедеральных и муниципальных облигаций по итогам 2005 г.
Контракт на процент
Российский рынок слияний и поглощений в I кв. 2006 г.
LBO - бизнес терпеливых
Управление стоимостью непубличных компаний
Перспектива раздачи
ОГК-4: на пути к IPO
Новые подходы к выбору инвестиционного портфеля
Фундаментальный анализ российских "голубых фишек" на основе финансовых мультипликаторов
К вопросу о когерентности на российском рынке акций
Акции российских авиаперевозчиков: посадки не предвидится
"Второй эшелон": время для получения прибыли еще не упущено
Сектор морских перевозок: перспективы роста
Сводная таблица по акциям транспортных компаний России
Всяк мастер на выучку берет, да не всяк доучивает
Актуальные проблемы ипотечного кредитования
Особенности ипотеки предприятия
Резолюция 6-й ежегодной Общероссийской конференции "Регионы и города России: заимствования как инструмент экономической политики"
Как создать в России муниципальное долговое агентство?
Агентство по управлению муниципальным долгом с точки зрения рейтингового агентства
Агентства по управлению муниципальным долгом: взгляд Standard & Poor's
Финское агентство по финансированию и управлению муниципальным долгом
Создание агентства по управлению региональным долгом на Украине
Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100