Casual
РЦБ.RU

Управление стоимостью непубличных компаний

Июль 2006


    Эпоха активного M&A-движения, видимо, практически полностью уступила место эпохе IPO. В силу тех или иных причин не все компании стремятся быть публичными, но у многих собственников возник соблазн "зафиксироваться", оценить итог многолетних усилий по строительству бизнеса - иными словами, определить справедливую стоимость своей компании или группы компаний.

    Для публичных компаний вопросы оценки и управления стоимостью компании не так сложны - рынок сам оценивает все необходимые факторы и устанавливает справедливую цену. А как определить справедливую стоимость непубличной компании?

РАЗМЫШЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

    На наш взгляд, самым честным методом оценки на сегодняшний день является метод дисконтированных денежных потоков (DCF), который основывается на предпосылке о том, что стоимость компании равна текущей стоимости будущего экономического дохода, который будет получен собственником данного бизнеса.
    Простой, на первый взгляд, подход в действительности заключает в себе многофакторную оценку компании. Оценка и прогноз будущих денежных потоков потребуют, в частности, применения в расчетах точного прогноза роста выручки и прибыли, периода роста доходов, операционной рентабельности и др. При построении сценариев развития этих показателей оценщик будет учитывать в расчетах, в том числе, и отдельные качественные факторы: квалифицированность менеджмента, оптимальность структуры активов, эффективность корпоративного управления, проработанность стратегии.
    Помимо этого, используемый в оценке по методу DCF показатель стоимости заемного капитала прямо зависит от оценки рисков компании, а значит, прозрачности юридической структуры, прозрачности и предсказуемости финансовых потоков, эффективности GR.

РАЗМЫШЛЕНИЕ ВТОРОЕ

    Любая предложенная даже известными оценщиками стоимость непубличной компании будет осторожно воспринята потенциальными контрагентами (будущими инвесторами, совладельцами, партнерами): никаких убедительных доводов того, что заявленная стоимость "реальна" непрозрачная компания предоставить не сможет. Другими словами, те же риски компании будут учтены в стоимости фактически дважды.
    Таким образом, можно сделать следующие выводы. Во-первых, стоимость непубличной компании - это прямая функция от фундаментальных параметров бизнеса: рентабельности, эффективности управления активами, темпов роста производства и т. д. Хочешь повысить стоимость бизнеса - работай над фундаментальными показателями.
    Во-вторых, если компания рассчитывает на серьезное отношение контрагентов, то все же придется приложить определенные усилия для повышения прозрачности и улучшения управления. Непубличную компанию это касается, возможно, в большей степени, чем публичную. Высокие требования к внутренней и внешней корпоративной культуре управления, логичная структура владения, автоматизированная и прозрачная бухгалтерия, честные отношения с аудиторами - важнейшие показатели для непредвзятой оценки и справедливого ожидания в оценке собственной компании. В противном случае продать компанию можно будет только с огромной скидкой.
    Основой для целенаправленной и синхронной работы по повышению стоимости может стать комплекс мероприятий, который мы условно назовем "программой совершенствования корпоративного управления".
    Конкретное содержание программы будет зависеть от планируемого времени на ее реализацию, от целей программы, а также от величины бюджета на реализацию программы.
    В самой значительной мере разработка и реализация конкретных мероприятий в рамках программы совершенствования корпоративного управления зависит от доступного ресурса времени.
    При жестких временных ограничениях список "реактивных" мер незначителен. К возможным мерам, которые при минимуме затрат времени могут принести какой-то эффект, относятся:

  • укрепление менеджерской команды;
  • усиление процедур внутреннего финансового контроля;
  • регистрация прав на все существенные активы;
  • разрешение споров с миноритарными акционерами;
  • урегулирование существующих претензий;
  • проведение аудита компанией "большой четверки";
  • проведение due diligence.
        Но гораздо более значимый эффект дадут среднесрочные и долгосрочные мероприятия, на реализацию которых можно потратить 1,5-2 года. Самое значительное влияние на стоимость бизнеса окажут:
  • оптимизация структуры владения и управления;
  • реализация программы управления издержками;
  • реализация программы снижения стоимости заемного капитала;
  • переход на МСФО;
  • отчуждение непрофильных активов;
  • автоматизация бухгалтерского и управленческого учета;
  • реструктуризация трансфертного ценообразования.
        Большинство из перечисленных мер требуют много времени и усилий, однако это стоит того. Упрощенно такая программа для непубличной компании будет содержать следующие направления:
        I. Ориентация на рост фундаментальной стоимости компании:
        1) разработка соответствующей программы финансово-экономического развития, нацеленной на улучшение фундаментальных показателей, имеющих наибольшее влияние на стоимость бизнеса;
        2) разработка и внедрение схем мотивации менеджмента на достижение результатов, отвечающих интересам собственников.
        II. Снижение рисков, связанных со структурой владения бизнесом, наличием дочерних и аффилированных структур.
        Составными элементами построения прозрачной структуры группы компаний являются:
        1) комплексный юридический анализ (due diligence), включающий оценку деятельности компании с целью соответствия требованиям законодательства РФ, устава и внутренних документов компании;
        2) трансформация структуры владения. Решениями в рамках формирования прозрачной структуры группы могут стать:
  • объединение юридических лиц (слияние или присоединение);
  • выделение юридических лиц или создание дочерних компаний с целью их последующей продажи;
  • выделение юридических лиц с целью формирования самостоятельных единиц, полностью ответственных за каждое из целевых бизнес-направлений;
  • создание дивизионов по видам бизнеса: формирование дивизионной структуры центра управления, консолидация компаний, входящих в дивизион;
  • концентрация структуры владения и создание централизованной холдинговой структуры;
        3) управленческая реструктуризация. Изменение структуры группы может потребовать следующих управленческих преобразований:
  • детального распределения функций между уровнями управления;
  • проектирования организационных структур создаваемых или реформируемых компаний;
  • реинжиниринга бизнес-процессов;
  • урегулирования трудовых отношений при переводе персонала в рамках одного юридического лица и/или из одного юридического лица в другое;
  • создание или корректировку организационно-правовой документации;
        4) разделения функций владения и управления. Одним из приоритетных направлений в деятельности компании с целью повышения стоимости бизнеса может стать построение системы разделения функций владения и управления. При этом в рамках непубличной компании нет нужды делать акцент на внешней атрибутике и формальном выполнении требований регуляторов в отношении наличия независимых директоров, комитетов и т. д. Гораздо большее значение для непубличного бизнеса будут иметь поиск и адаптация того, что предлагает законодательство, и лучшая практика корпоративного управления, а именно:
  • достижение такого баланса в разделении полномочий между собственниками и менеджерами и такого порядка принятия решений, которые ограничат зависимость операционной деятельности компании от вмешательства владельцев, но гарантируют принятие всех стратегических решений только с их согласия. Решение этой задачи не только значительно снизит риск ухудшения положения общества при выходе какого-либо конкретного собственника, но и минимизирует риск конфликтов на уровне собственников;
  • создание рабочей площадки для обмена знаниями собственников и менеджеров, что иногда является единственным возможным вариантом укрепления менеджмента компании.
        И, наконец, последнее замечание. Внимательное ознакомление с предлагаемыми в данной статье мерами приведет к пониманию того, что основные преобразования осуществляются многими компаниями в ходе текущей, повседневной деятельности. Большинство из этих мероприятий рано или поздно становятся естественным шагом в дальнейшем развитии. Целью сведения их воедино в рамках одной программы является лишь желание не упустить какой-либо аспект из виду, целенаправленно и синхронно реализовать весь комплекс задуманных мероприятий.

    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    IV ежегодное награждение лидеров рынка корпоративных, субфедеральных и муниципальных облигаций по итогам 2005 г.
    Контракт на процент
    Российский рынок слияний и поглощений в I кв. 2006 г.
    LBO - бизнес терпеливых
    Управление стоимостью непубличных компаний
    Перспектива раздачи
    ОГК-4: на пути к IPO
    Новые подходы к выбору инвестиционного портфеля
    Фундаментальный анализ российских "голубых фишек" на основе финансовых мультипликаторов
    К вопросу о когерентности на российском рынке акций
    Акции российских авиаперевозчиков: посадки не предвидится
    "Второй эшелон": время для получения прибыли еще не упущено
    Сектор морских перевозок: перспективы роста
    Сводная таблица по акциям транспортных компаний России
    Всяк мастер на выучку берет, да не всяк доучивает
    Актуальные проблемы ипотечного кредитования
    Особенности ипотеки предприятия
    Резолюция 6-й ежегодной Общероссийской конференции "Регионы и города России: заимствования как инструмент экономической политики"
    Как создать в России муниципальное долговое агентство?
    Агентство по управлению муниципальным долгом с точки зрения рейтингового агентства
    Агентства по управлению муниципальным долгом: взгляд Standard & Poor's
    Финское агентство по финансированию и управлению муниципальным долгом
    Создание агентства по управлению региональным долгом на Украине
    Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100