Casual
РЦБ.RU

Вексель - плацдарм для девелопмента

Июнь 2006


    Интервью с финансовым директором DVI Group Алексеем Шураковым
    Вексельный рынок - это промежуточный этап для компаний, планирующих выход на рынок облигаций. В последнее время крупные компании сворачивают вексельные программы, а небольшие, наоборот, активизируют выпуск векселей, что делает вексельный рынок, сложившийся как исторически банковский, еще и плацдармом для подобных компаний с высокими темпами роста. Группа DVI, работающая на девелоперском рынке, в конце 2005 г. начала реализацию вексельной программы, объемом 100 млн руб. Об особенностях размещения векселей и финансовой политики Группы DVI нам рассказал Алексей Шураков.

    РЦБ: Алексей Александрович, расскажите, пожалуйста, чем занимается ваша компания, на каких рынках вы работаете.

    А. Ш. В группе компаний DVI существует несколько направлений деятельности, основные из них - девелопмент, строительство и инвестиции в торгово-развлекательные комплексы в российских регионах. Сегодня развивается ритейл, т. е. мы открываем магазины в построенных торговых центрах. К этому времени Группа уже выкупила франшизу нескольких торговых марок. В том числе мы развиваем такое направление, как синема, или кинопрокат в построенных центрах.

    РЦБ: В каких регионах вы работаете? Каковы Ваши планы по расширению географии деятельности?

    А. Ш. Уже 1,5 года работает проект в Перми, в октябре сдается торгово-развлекательный комплекс в Ижевске, строятся торгово-развлекательные комплексы в Екатеринбурге и в Волгограде. Кроме того, летом этого года мы должны начать строительство торгово-развлекательного комплекса в Краснодаре.

    РЦБ: Строительство подразумевает неравномерность поступления денежных потоков. Какова специфика финансирования строительных проектов?

    А. Ш. В среднем инвестиционная стадия проекта занимает 1-1,5 года. Мы работаем в основном по схеме проектного финансирования. Под каждый проект создается компания заказчика-застройщика и компания инвестора (структура, которая станет будущим собственником торгово-развлекательного центра). Группа работает в основном с банками. Создается компания с нулевым балансом, входящая в группу DVI и финансирующая около 20-30% стоимости проекта. Затем Группа привлекает банковский кредит. Инвестиционная компания завершает проект. Кроме того, мы привлекаем соинвесторов для участия в проектах, например в строительстве гипермаркета, и еще 1-2 крупных соинвестора, заинтересованных в ритейле, таком как магазин электроники или спортивных товаров.

    РЦБ: Сколько в среднем составляет доля Группы DVI при строительстве торгового центра?

    А. Ш. В разных торговых центрах по-разному. Все зависит от площади комплекса: стандартная площадь гипермаркета состовляет от 6 до 9 тыс. кв. м, среднего магазина бытовой техники и электроники - примерно 3-5 тыс. кв. м. В среднем около 70-80% площадей, принадлежащих Группе, в дальнейшем сдаются в аренду. Хотя есть и исключения: первый торговый центр, построенный DVI в Перми, принадлежит Группе на 40%, что связано с небольшой площадью комплекса. Однако главная причина - большое количество соинвесторов. На настоящий момент для Группы наиболее привлекательны собственное инвестирование проектов и минимизация доли остальных инвесторов. Все довольно просто: наличие 1-2 собственников, вместо 5-7, намного упрощает управление торговым центром и повышает капитализацию компании.

    РЦБ: Расскажите, пожалуйста, о структуре группы DVI.

    А. Ш. В каждом проекте участвуют минимум 2 компании: компания-инвестор, компания-заказчик-застройщик. Сейчас в активной стадии находятся 3 проекта - это 6 компаний. Кроме того, есть головная управляющая компания, компания-собственник уже реализованного пермского проекта и компании, такие как DVI-финанс, ритейл-компании по открывающимся магазинам. Соответственно, в настоящее время в группу входит 15 юридических лиц.

    РЦБ: Какова стратегия Группы на финансовых рынках при осуществлении проектов?

    А. Ш. Что касается финансовой стратегии, то на данном этапе это банковские кредиты, необходимые для развития компании. Нам удается договариваться с банками (в том числе со Сбербанком) на привлекательных условиях кредитования и привлекать "длинные" деньги для реализации, потому что срок окупаемости среднего торгово-развлекательного комплекса составляет около 5 лет. Для реализации проекта Группа должна вложить 20-30% средств. При активном росте компании денег в принципе много не бывает. В данном случае, когда идет региональная экспансия, мы вынуждены выходить на долговые рынки и привлекать достаточно дорогие деньги для начала, которые мы вкладываем в проект.

    РЦБ: Как строится работа с банками? Какое обеспечение кредита вы предоставляете?

    А. Ш. Проектное финансирование - стандартная схема. Мы работаем с банками на следующих условиях: на инвестиционный период заключаем договор залоговых прав по инвестиционному договору, т. е. банки кредитуют компанию-инвестора - будущего собственника. Как только Группа получает право собственности на объект, она закладывает его в банк.

    РЦБ: В отличие от банковских кредитов, векселя не подразумевают обеспечения. Однако инвесторы хотят определенных гарантий. Вы размещаете определенный транш векселей под конкретный проект?

    А. Ш. В данном случае каждый рубль не увязывается с непосредственным проектом, однако мы обязаны отчитываться перед покупателями наших векселей за эти средства. Мы представляем собственную инвестиционную программу, под которую привлекаем финансовые ресурсы. Жесткая привязка привлекаемых средств к проектам неэффективна с точки зрения управления финансами, так как, несмотря на разработанные финансовые планы, Группа должна сохранять достаточную гибкость и возможность перенаправить денежные потоки в тот или иной проект.

    РЦБ: Расскажите, как осуществлялось размещение векселей и выбор организатора.

    А. Ш. Осенью прошлого года было решено выйти на финансовый рынок в связи с активизацией проектной деятельности. Дальнейшее расширение представлялось крайне затруднительным без привлечения дополнительного внешнего финансирования. Мы не стали "изобретать велосипед", а пошли по тому же пути, что и весь рынок: в рамках Группы была создана структура, на данный момент являющаяся векселедателем, - компания "DVI-Финанс". После этого начались поиски организаторов. К сожалению, по разным причинам московские компании не откликнулись на наше предложение, так как объем, который мы хотели разместить, был небольшим. Компания не хотела рисковать, и первая программа была незначительной - Группа планировала разместить 3 млн долл., или около 100 млн руб. В настоящее время программа еще реализуется. Мы нашли взаимопонимание в Перми с финансовой компанией "Фингарт", проявившей интерес к проекту, поскольку там работают специалисты вексельного рынка и диверсифицируют риски, размещая средства компаний из разных областей.

    РЦБ: Какова структура инвесторов векселей группы?

    А. Ш. Мы размещаем векселя среди своих клиентов и будущих арендаторов наших торговых центров, а также предлагаем хорошие бумаги с высоким процентом по сравнению с рынком. Параллельно увязываем это с подписанием предварительных арендных договоров на новом проекте. Таким образом, мы разместили около 20-30% векселей, остальное будет реализовано организатором.

    РЦБ: Какую политику вы проводите в сфере investor relations?

    А. Ш. Отношения с инвесторами компания строит, придерживаясь прежде всего принципа повышения прозрачности деятельности. Официально мы не оформлены как холдинг, но de facto есть группа компаний, образующих один бизнес. В декабре 2005 г. мы подготовили консолидированную отчетность по РСБУ за 2004 г. и сегодня заканчиваем подготовку консолидированной отчетности за 2005 г., для того чтобы инвесторы могли в целом оценить положение Группы. Более того, до конца этого года планируется трансформировать отчетность за 2004-2005 гг. по МСФО, а в дальнейшем предоставлять консолидированную отчетность именно по МСФО.

    РЦБ: С какими трудностями вы столкнулись при подготовке вексельной программы? Каким образом компания их преодолела?

    А. Ш. Основная трудность состоит в том, что компания растет, в то время как рынок покупает текущий денежный поток. Мы не можем предложить рынку денежный поток как таковой и предлагаем те инвестиционные планы, которые подтверждены конкретными результатами. К сожалению, векселя и вексельные займы - это достаточно "короткие" деньги - максимум 1 год. Поэтому главная проблема заключалась в том, чтобы убедить потенциальных инвесторов в нашей способности погасить векселя за счет прибыли, получаемой от договоров соинвестирования и от текущей деятельности.

    РЦБ: Расскажите о вексельном займе, его объеме и диапазоне ставок?

    А. Ш. Мы предлагаем рынку дебютный заем рублевых дисконтных векселей со сроком от 3 до 6 мес. по ставке 18% годовых. В настоящий момент средняя ставка в Москве в крупных строительных девелоперских компаниях составляет до 15%. Наша компания выплачивает премию в 3% - за новизну и небольшой объем. Со временем компания станет узнаваема на рынке и приобретет репутацию надежного заемщика, поэтому мы планируем прийти к тем же ставкам, по которым в целом кредитуется рынок.

    РЦБ: Какие строительные компании представлены на рынке векселей?

    А. Ш. Например, компании ПИК и СУ-155 достаточно активно работают на вексельном рынке. В настоящее время происходит замена векселей облигациями. Крупные промышленные компании понимают, что рынку необходимо предлагать более высокую доходность по векселям, чем по облигациям. По облигационным займам требования по объему и прозрачности выше, что приводит к снижению ставок, поэтому крупные компании, конечно, переходят на этот вид заимствования. Это и наша цель.

    РЦБ: Как Вы считаете, какой потенциал имеет вексельный рынок с учетом того, что многие компании переходят на рынок облигаций?

    А. Ш. В первую очередь вексельный рынок будет рынком небольших компаний. В течение 2005 г. по облигациям реализовались объемы от 1 млрд руб., сегодня существуют примеры, когда размещаются облигационные займы по 300 млн руб. Таким образом, границей для выпуска облигаций служит сумма в 300 млн руб. С учетом высокой конкуренции среди инвестиционных компаний последние готовы работать практически с любым заемщиком с неким потенциалом. Компании с потребностью в небольшом объеме заемных средств будут выходить на вексельный рынок. Поэтому рынок облигаций -для крупных и средних компаний, вексельный рынок - это банковский рынок и рынок маленьких компаний.

    РЦБ: Чем, на Ваш взгляд, отличаются банковские векселя от векселей промышленных компаний?

    А. Ш. Условно говоря, банковские векселя - это средство платежа, позволяющее на какой-то период времени разместить свободные денежные средства под определенный процент. Проценты по банковским векселям не очень высокие, на рынке можно заработать намного больше с помощью других инструментов, поэтому банковские векселя - это квазиденьги, которыми удобно рассчитываться с контрагентами. Иногда мы их используем: мы вынуждены покупать эти векселя, так как контрагент просит расплачиваться с ним векселями Сбербанка. Размещая средства в векселя промышленных предприятий, инвестор может получить хорошее соотношение риска и доходности.

    РЦБ: Каковы ваши планы на финансовых рынках?

    А. Ш. Компания рассчитывает продолжить вексельную программу, по возможности снижая ставки, и приблизиться к тому моменту, когда будет готова выпустить облигационный заем. Уже сейчас проходят переговоры с инвестиционными банками по поводу размещения облигационного займа, для того чтобы понять потребности рынка и необходимые параметры размещения.

    РЦБ: Планирует ли компания вексельные программы в ближайшее время?

    А. Ш. Хотелось бы закончить эту программу и подвести итоги, понять ошибки и определить возможности для улучшения. Конечно, до реализации облигационного займа возможны еще программы.

    РЦБ: Как Вы считаете, для размещения облигаций нужно что-то менять в структуре компании?

    А. Ш. Первое, что необходимо рынку, - это прозрачность. Рынку не нужны непрозрачные компании с непонятной структурой владения, перекрестным финансированием, с запутанной финансовой отчетностью. Помимо всего прочего, прозрачность - это и имя на рынке: не на фондовом рынке, а именно на рынке продукции. Сегодня мы над этим активно работаем.

    РЦБ: Что бы Вы посоветовали компаниям, которые хотят выйти на рынок публичных заимствований?

    А. Ш. Это долгий процесс. Нельзя принять решение сегодня, а на следующий день прийти и сказать: я хочу разместиться. Завтра можно найти организаторов. Хотя, как показывает наш опыт, это не так просто, особенно небольшим компаниям. Собственники и менеджмент компании должны четко понимать цели. И главное, конечно, найти грамотного организатора, способного дать нужный совет, необходимые рекомендации, которые позволят компании разместиться максимально эффективно.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Новый подход к инвестированию на рынке акций
О депозитарных расписках Газпрома
Целевая цена против справедливой стоимости
Европейские рынки долговых инструментов: современные тенденции
Коммуникации - прежде всего!
Золотой IR
IR- и PR-активность при поддержке IPO
UFG PE Fund: первые итоги
Прямые инвестиции и IPO: две стороны одной медали
Корпоративное управление нуждается в улучшении
Стратегия инвестирования зарубежных компаний в российскую экономику
Государство как рисковый инвестор
Векселя небольших компаний: время покупать
Вексель - плацдарм для девелопмента
Бизнес-сегменты предприятия: новый взгляд
Бивалютные портфели с точки зрения теории Марковица
Реестр акционеров как проблема
Развитие рынка акционерного капитала в Республике Коми
Как измерять риск
Результаты впечатляющие...
Мода или осознанный выбор?
Интерес к IPO на рынке растет

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100