Casual
РЦБ.RU

Коммуникации - прежде всего!

Июнь 2006


    Интервью с региональным коммерческим директором Thomson Financial Патриком Тобиасом
    Интервью с генеральным директором "Интерфакс Бизнес Сервис" Михаилом Матовниковым
    В конце 2005 г. ведущий поставщик информации и технологических решений для международного финансового сообщества Thomson Financial объявил о начале работы в России. Совместно с компанией "Интерфакс Бизнес Сервис" Thomson Financial будет предоставлять информационные, консалтинговые и аналитические услуги для российских компаний. Чем должен заниматься IR-менеджер и почему эмитентам важно знать своих инвесторов и поддерживать с ними диалог, нам рассказали региональный коммерческий директор Thomson Financial Патрик Тобиас и генеральный директор "Интерфакс Бизнес Сервис"
    Михаил Матовников.

    РЦБ: Расскажите, пожалуйста, почему Thompson Financial решил выйти на российский рынок?

    П. Т. Российский рынок капитала всегда был интересен Thompson Financial, но только сейчас мы решили выйти на него в партнерстве с "Интерфакс Бизнес Сервис" с целью продвижения профессиональных услуг для компаний. С каждым годом все больше российских компаний заявляют о предстоящем проведении IPO, и в этом направлении Thompson Financial может оказать им неоценимую помощь. Компания располагает уникальными возможностями для предоставления информации и выполнения решений, нацеленных на повышение эффективности работы корпораций и инвестиционного сообщества, а также продавцов и покупателей.

    РЦБ: Существует ли разница в оказании услуг по развитию взаимоотношения с инвесторами (investor relations, IR) между Россией, США, Европой?

    П. Т. Что касается корпоративного управления и раскрытия информации, то правила investor relations универсальны и ничем принципиальным в других странах не отличаются. Значительная часть услуг Thompson Financial основана на фактах, а не на юрисдикциях. Речь идет об идентификации акционеров, которые не зависят от географического расположения компании. То же самое касается и подбора оптимальных акционеров (targeting) и т. д. Вместе с тем у Thompson как крупнейшей компании во всех мировых финансовых центрах имеются свои эксперты по локальным рынкам, что позволяет ей оказывать услуги с учетом специфики конкретных стран.

    РЦБ: Насколько, по Вашему мнению, в настоящее время востребована в России услуга investor relations?

    П. Т. Услуги IR очень нужны в России: отмечается значительный спрос со стороны не только российских эмитентов, но и, например, фондовых бирж. Многие компании остро нуждаются в идентификации своих инвесторов, анализе акционерной базы, организации road show и разработке индивидуального инструментария для проведения скоординированной политики в сфере IR.
    Кроме того, следует учитывать происходящие процессы на мировых рынках: замедление роста американской экономики, поиски зарубежными инвесторами новых путей расширения своего бизнеса. Безусловно, Россия - одна из таких возможностей.
    Наконец российские инвесторы также начинают играть все большую роль на международных рынках, и иностранные эмитенты хотят познакомиться с их интересами и пожеланиями.

    РЦБ: У таких крупных компаний, как Газпром, достаточно средств для создания собственных IR-подразделений, а небольшие компании не располагают такой возможностью и не могут привлечь консультантов уровня Thompson Finanсial. Не существует ли здесь противоречия?

    М. М. В этом нет противоречия. Крупнейшие корпорации могут хорошо понимать тот рынок, на котором работают, но плохо разбираться в местном или глобальном финансовых рынках. Поэтому компании "Интерфакс" и Thompson Finanсial готовы предложить каждому то, что ему нужно, - будь то простое раскрытие информации, доступное самым маленьким эмитентам, или проведение road show. Все зависит от целей, которые ставит перед собой компания. Как раз крупные эмитенты пользуются отдельно взятыми услугами. В конце концов, разделение труда никто не отменял.

    РЦБ: Как Вы оцениваете текущую ситуацию на российском рынке IR?

    М. М. Для того чтобы лучше пояснить ситуацию, приведу следующий факт. Многие услуги, которые сейчас в России попадают в категорию investor relations, пользовались большим спросом в США и Европе в 1970 г. и позже, однако потом интерес эмитентом заметно сместился от подготовки материалов для инвесторов к услугам, основанным на фактах. Фактически услуги investor relations и финансового пиара были разведены. В этом отношении Россия заметно отстала.
    Настоящая деятельность Thompson Financial в области IR разительно отличается от помощи при написании пресс-релизов, подготовке хорошей презентации, организации встреч с прессой и т. д. Дело заключается не в том, что Thompson - большая компания, а остальные - маленькие, а в том, что многие российские PR-агентства не могут устроить качественное road show в финансовых центрах Европы, организовать встречу с не просто с инвесторами, а с теми, для которых компания действительно может быть интересна, учитывая портфель активов инвестора, найти инвесторов для размещения акций или идентифицировать уже имеющихся владельцев акций кампании. Еще сложнее обстоит с рынками долгового капитала. Знают ли российские эмитенты, кто владеет их еврооблигациями? Скорее всего, нет. Thomson Financial может помочь в получении информации о конкретных компаниях, фондах, инвестирующих в долговые бумаги на развивающихся рынках.

    РЦБ: Каким образом сформированы IR-службы в России? Какими, по Вашему мнению, они должны быть в идеале?

    М. М. Сегодня в России встречаются компании, где существуют два IR-департамента: один отвечает за выпуск акций и работу с акционерами, другой - за выпуск облигаций. Но это, конечно, исключение из правил.
    Могу привести несколько примеров, характеризующих ситуацию с развитием IR в российских компаниях.
    Первый вариант: в компании существует давно работающий PR-отдел, который не очень удачно совмещает IR-функции. Порой специалисты такого отдела не могут ответить на базовые вопросы, например: сколько акций находится в свободном обращении, как ознакомиться с материалами, относящимися к собранию акционеров. Обычно выход компании на рынок капитала сопровождается необходимостью в создании IR-департамента, подчиняющегося напрямую финансовому директору. В результате в компании функционирует два подразделения, которые порой даже не пересекаются.
    Второй вариант: компания находится на этапе становления. В этом случае с самого начала стараются создать communication office, отвечающий и за PR, и за IR. Как правило, их деятельность направлена на повышение внимания инвесторов к ценным бумагам компании, т. е. их интересы ближе к IR, чем к PR.
    И наконец третий вариант: многие крупные компании имели IR-департаменты, работающие на "два фронта" - отечественный и международный. В настоящее время в таких компаниях происходит трансформация - они обнаружили, что с отечественными инвесторами также важно налаживать коммуникации, как и с западными.
    П. Т. Что касается международных компаний, то IR-отдел, как правило, подчиняется финансовому директору. И если раньше деятельность IR понималась как процесс управления акционерной стоимостью компании, то сейчас сфера "отношений с инвесторами" касается также и долговых бумаг.

    РЦБ: Из чего складывается вознаграждение сотрудников IR-службы в международных компаниях?

    М. М. Существуют разнообразные способы компенсации сотрудников, отвечающих за "связи с инвесторами". Категорически неправильно привязывать зарплату к стоимости акций компании. Главное при оценке работы IR-менеджера и при выплате вознаграждения - это так называемое performance base, т. е. число встреч или конференц-звонков, которое удалось провести с инвесторами, количество привлеченных инвесторов, изменение восприятия компании инвесторами и т. д.
    Естественно, на первом этапе проводится так называемое perception study, а именно выясняется, что думают инвесторы в данный момент о компании, после чего разрабатывается IR-стратегия. На втором этапе IR-менеджеры реализуют IR-стратегию и производят определенную верификацию этой стратегии через очередное perception study, чтобы выяснить, были ли достигнуты поставленные компанией цели. Все мероприятия преследуют основную цель - компания должна определиться в отношении того, чего именно она хочет добиться во взаимоотношениях с инвесторами.

    РЦБ: Какими знаниями, на Ваш взгляд, должен обладать профессионал в области IR?

    П. Т. Идеальный IR-менеджер - это, условно говоря, бухгалтер-экстраверт. На самом деле таких сотрудников, конечно, не бывает - либо одно, либо другое. В любом случае специалист по IR должен быть отличным продавцом, т. е. он должен продавать компанию, повышать стоимость ее акций.

    РЦБ: Чему специалист по IR должен прежде всего уделять внимание?

    П. Т. Менеджер по IR так же, как и фермер, сильно зависит от того, что происходит в течение года. Если он в апреле занимается общим собранием акционеров и 95% времени тратит только на это, то где-нибудь в январе или осенью может большую часть времени общаться с клиентами. Но если просчитать в целом за год, то 60% - это будет общение, примерно 20% - это работа, связанная с выполнением регуляторных функций, и 20% - это техническая работа, связанная с подготовкой документов, презентациями, внутренним консалтингом и т. п.

    РЦБ: Как Вы оцениваете перспективы развития услуг IR?

    П. Т. В основе развития профессии, наверное, будет лежать не столько расширение набора инструментов, сколько развитие тех каналов, через которые эти инструменты распространяются. Прежде всего речь идет об активном использовании Интернета: посредством его происходит веб-кастинг (трансляция всех корпоративных событий), интернет-конференции, на веб-сайтах появляются интерактивные документы и т. д.

    РЦБ: Должна ли существовать специализация сотрудников в рамках подразделения, отвечающего за работу с инвесторами?

    П. Т. Специализация может быть по трем категориям: рейтинговые агентства, fixed income и equity. Внутри этих категорий дополнительного разделения практически никогда не происходит. Сотрудники также могут специализироваться в зависимости от интересов компаний или инвесторов, которые в нее вкладывают средства.
    Также существует разделение по географическому признаку: с французом лучше говорить по-французски, с англичанином - по-английски, а с японцем - по-японски.

    РЦБ: Сейчас в России на рынке эмитентов отмечается избыточная ликвидность. Не возникнет ли какой-либо сложности с внедрением IR-услуг?

    М. М. В любом случае мир сегодня уже изменился. Сегодня вы не получите деньги просто за то, что вы являетесь интернет-компанией, как это было возможно 5 лет назад. В настоящий момент инвесторы становятся более квалифицированными, все больше аналитиков работают не на селл-сайд, а на бай-сайд, т. е. уже заметно меньше полагаются на мнение продающей стороны. Соответственно, чем дальше эта ситуация будет развиваться, тем больше требований будет предъявляется к качеству ценных бумаг со стороны инвесторов. Никто не отрицает, что в мире много капитала, но так или иначе качество - важнейший аспект. И в этом плане развивающиеся страны неизбежно повторяют историю уже развитых стран.

    РЦБ: Какие услуги компания планирует оказывать российским клиентам? Будет ли вы предлагать какую-нибудь специфику?

    П. Т. Безусловно, российский рынок сильно отличается от рынка США и Европы. В частности, уже можно говорить, что на рынке будет очень маленький free-float крупных компаний. Совершенно очевидно, что основные проблемы с которыми будут сталкиваться компании, могут заметно отличаться от типичных проблем западных рынков. Прежде всего следует отметить проблемы с транспарентностью, корпоративным управлением, надежностью всей структуры investor relations.
    Основную часть, затрагивающую специфику деятельности российских компаний, берет на себя наш партнер - Интерфакс, который, несомненно, лучше знает местный рынок.
    Период существования финансового пиара как такового на Западе уже пройден. В России, к сожалению, а может к счастью, эта тема еще очень актуальна. Здесь еще не сформированы азы коммуникации. Буквально единицы компаний понимают, что и как нужно сообщать инвесторам. Это не отработано даже на уровне информационных стандартов, а про уровень внутренней коммуникации говорить не приходится. В частности, сплошь и рядом в IR-офисах узнают новости о компании из газет. Для российских компаний та часть консалтинга, которая связана с выходом на международные финансовые рынки, коммуникациями и инвесторами, в течение еще очень длительного времени будет актуальной. Инвестиционные банки оказывают схожие услуги, но до определенного предела. Другими словами, IR - это не финансовый бизнес, а прежде всего коммуникации.
    Наше партнерство с Интерфакс, можно сказать, оказалось идеальным. Например, у нашего партнера есть база данных "СПАРК", где указаны крупнейшие мажоритарныме акционеры и номинальные держатели. В свою очередь в базе данных Thompson Financial - IRChannel - можно увидеть сотни миноритарных акционеров, владеющих АДР, но нельзя найти информацию о мажоритарных акционерах и крупных российских портфельных инвесторах. При соединении такой информации можно получить полную картину. То же самое касается многих продуктов, например perception study. Для крупных международных компаний имеет смысл делать глобальную perception study, включая Россию.

    РЦБ: Какая российская компания, на Ваш взгляд, имеет лучший IR-департамент?

    М. М. Лидерами достаточно обоснованно считаются несколько компаний, акции которых многие годы обращаются на мировых рынках, и структуры, совсем недавно вышедшие на рынки капитала. Впрочем, за последнее время во многих компаниях качество работы IR-департаментов существенно выросло. Я думаю, через какое-то время мы увидим заметный прогресс и в эшелоне средних компаний. Отношения с инвесторами - это как раз та область, где эффект масштаба не обязательно влечет за собой повышение качества. Эффективность программы отношений с инвесторами зачастую является следствием не столько большого интереса инвесторов к компании, сколько, наоборот, необходимости активно привлекать внимание инвесторов к не самым известным эмитентам.

  • Рейтинг
  • -1
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Новый подход к инвестированию на рынке акций
О депозитарных расписках Газпрома
Целевая цена против справедливой стоимости
Европейские рынки долговых инструментов: современные тенденции
Коммуникации - прежде всего!
Золотой IR
IR- и PR-активность при поддержке IPO
UFG PE Fund: первые итоги
Прямые инвестиции и IPO: две стороны одной медали
Корпоративное управление нуждается в улучшении
Стратегия инвестирования зарубежных компаний в российскую экономику
Государство как рисковый инвестор
Векселя небольших компаний: время покупать
Вексель - плацдарм для девелопмента
Бизнес-сегменты предприятия: новый взгляд
Бивалютные портфели с точки зрения теории Марковица
Реестр акционеров как проблема
Развитие рынка акционерного капитала в Республике Коми
Как измерять риск
Результаты впечатляющие...
Мода или осознанный выбор?
Интерес к IPO на рынке растет

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100