Casual
РЦБ.RU

Социально ответственные инвестиции: маркетинговый ход или будущее финансового рынка?

Июнь 2006


    Можно ли зарабатывать деньги на финансовом рынке и при этом приносить пользу обществу? Прежде всего зададимся вопросом, о чем заботятся инвесторы, покупая ценные бумаги какой-либо компании? Конечно, в первую очередь инвесторов волнуют последствия вложений для кошелька: экономическая эффективность инвестиций, их надежность, ликвидность. А вопрос, насколько этична деятельность компании, чьи ценные бумаги были приобретены, большинством инвесторов даже не рассматривается. Однако за последнее десятилетие ситуация стала постепенно меняться, и связано это с появлением на рынке ценных бумаг такого сегмента, как социально ответственные инвестиции.

РЫНОК СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ: КОГО ВОЛНУЮТ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ?

    Первые фонды социально ответственных инвестиций (СОИ), или этические фонды, стали появляться в зарубежной практике в 70-80-х гг. ХХ в. и отличались тем, что не инвестировали в компании, получающие доходы от деятельности в странах военных действий, продажи и распространения оружия, табачной, алкогольной продукции, использующие тяжелый детский труд. Этические фонды инвестировали преимущественно в компании, связанные со здравоохранением, образованием, производством товаров, улучшающих качество жизни. Количество фондов росло, появлялись другие участники рынка СОИ, расширялся перечень инструментов СОИ (банковские продукты, венчурные фонды).
    В настоящее время сегмент СОИ представлен на финансовых рынках почти во всех регионах мира (США, Канаде, Европе, Австралии, Азии, Бразилии), а объем мирового рынка СОИ составил в 2005 г. около 2,8 трлн долл. В США существует крупнейший рынок социально ответственных инвестиций объемом 2,29 трлн долл., или 80% мирового рынка СОИ и 9,4% всех активов в США, находящихся в профессиональном управлении (Отчет о СОИ в США, Social Investment Forum, 2005 г.).
    Основными участниками рынка СОИ являются инвестиционные фонды, профессиональные менеджеры, управляющие активами частных и институциональных клиентов, а также финансовые институты общественного инвестирования, предоставляющие инвесторам возможность осуществлять инвестиции в соответствии с их личными убеждениями и принципами относительно социально значимых вопросов и использующие для этого 3 основные стратегии: отбор компаний, активные действия и общественное инвестирование.

ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ

    Отбор компаний как основа социально ответственного инвестирования
    Отбор компаний для инвестирования (screening) проводится на основе анализа как финансовых, так и нефинансовых критериев - социальных (соблюдение прав человека, использование детского труда, здоровье и безопасность населения.), экологических (выбросы парниковых газов, загрязнение водной среды, ядерная энергия, токсичные отходы) или этических (табачная, алкогольная продукция, оружие, азартные игры, тестирование на животных). В рамках данной стратегии действует большинство участников рынка, используя для социального и экологического анализа компаний базы данных организаций, специализирующихся на исследованиях в области СОИ, например KLD, Investor Responsibility Research Center Environmental Profile Database, а также информацию из прессы, годовых отчетов и запросов у компаний.
    Основной недостаток применения фондами метода screening заключается в том, что инвесторы не всегда могут понять, почему акции той или иной компании входят или не входят в портфель фонда. Например, акции компании Baker Hughed Incorporated (нефтяная компания) включены в портфель PAX World Balanced, первого в мире этического фонда, но не соответствуют экологическим критериям Calvert - крупнейшего семейства социально ответственных фондов.
    В связи с этим многие могут считать, что социально ответственная направленность фонда - обыкновенный рекламный трюк, созданный для привлечения инвесторов на фоне высокой конкуренции. Возможно, в некоторых фондах дело обстоит действительно так, но, по сути, эта проблема возникает вследствие неоднозначного понимания социальной ответственности.
    Формирование среди участников рынка единых критериев и стандартных подходов к оценке социально ответственных компаний, а также требование к фондам более полно раскрывать свои методики социального и экологического анализа компаний, пояснять свой выбор позволят фондам быть более честными с инвесторами, лучше соответствовать их ожиданиям, хотя и не снимут до конца возможных расхождений в оценках этичности некоторых компаний.

    Активные действия как инструмент изменения корпоративной практики
    Активные действия акционеров (shareholder advocacy) направлены на изменение социальной, экологической политики компании, улучшение корпоративного управления путем воздействия на менеджмент компании через обсуждение конкретных проблем и участие в собраниях акционеров. Так, например, в результате активных действий фондов СОИ (Calvert, Domini и др.) и некоммерческих организаций (Interfaith Center on Corporate Responsibility и др.) были достигнуты определенные изменения в политике некоторых компаний: в 2004 г. Exxon Mobil согласилась принять стандарты Всемирной организации труда, Dell и Hewlett-Packard впервые в компьютерной индустрии приняли политику переработки отходов, Coca-Cola опубликовала отчет о воздействии ВИЧ/СПИД на деятельность компании в Африке в 2004 г.
    Количество социальных и экологических предложений, вносимых на рассмотрение в компании, с каждым годом неизменно растет, но объем активов участников рынка в США, применяющих стратегию воздействия на деятельность компаний, составляет только 30% всего рынка СОИ в США - 703 млрд долл. (Отчет о СОИ в США, Social Investment Forum, 2005 г.). При этом эффективность активных действий, например, розничных фондов социально ответственных инвестиций ограничена сравнительно небольшой долей этих фондов в капитализации компаний (чаще всего менее 1%), а также низкой активностью некоторых фондов, владеющих акциями компаний, не соответствующих экологическим и этическим требованиям.

    Общественное инвестирование - инвестиции в общественное развитие
    Общественное инвестирование (community investing) представляет собой незначительную (около 1% рынка СОИ) по объемам, но важную стратегию, в отличие от двух предыдущих, направленную не на улучшение корпоративной практики, а на общественное и социальное развитие. Финансовые институты общественного инвестирования (банки, кредитные союзы, фонды общественного развития) предоставляют кредиты и займы предприятиям малого бизнеса, венчурным компаниям, финансируют строительство доступного жилья, образовательные, здравоохранительные программы.

СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКЕ: ОСОЗНАННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА

    Увеличение все большего количества мировых глобальных проблем - загрязнение окружающей среды, глобальное изменение климата, военные конфликты, распространение болезней, социальное неравенство, корпоративные скандалы и банкротства - приводит к постепенному осознанию обществом и бизнесом необходимости принятия определенной ответственности за ту среду, в которой они живут и работают.
    Но рынок СОИ не только функционирует на абстрактных принципах социальной ответственности, он представляет собой сегмент рынка ценных бумаг, где его участники - инвесторы, эмитенты, профессиональные участники, государство, взаимодействуя между собой, должны осознавать и собственную выгоду от соблюдения этих принципов.
    Социально ответственный инвестор - это человек или институциональный инвестор, получающий не только хороший доход (доходность СОИ обычно сравнима с доходностью традиционных фондов), но и возможность сделать вклад в сохранение планеты чистой, здоровой и безопасной сегодня и в будущем.
    Финансовые институты, предоставляющие услуги на рынке СОИ, - это прежде всего игроки, развивающие выгодный бизнес (почти все мировые инвестбанки предлагают свои фонды СОИ), но в то же время понимающие важность идей СОИ и во многом их поддерживающие своей деятельностью.
    Эмитенты ценных бумаг, которые могут быть включены в портфели СОИ, - это компании, осознающие, что корпоративная социальная ответственность становится фактором, формирующим репутацию и влияющим на капитализацию компании. Почти все компании с мировым именем и высокой капитализацией выпустили так называемые sustainability reports, или отчеты об устойчивом развитии, в которых описывается, как компания заботится о сотрудниках, местном сообществе, об окружающей среде и т. д.
    Таким образом, бизнес-сообщество заявило о своем внимании к вопросу ответственности перед обществом и готовности ее принятия. И если не все отчеты соответствуют действительной практике компаний или не все фонды оправдывают ожидания инвесторов, то это уже вопрос необходимости дальнейшего развития СОИ и внесения изменений не только на уровне участников рынка СОИ, но и на макроуровне.
    Если вопрос создания единых стандартов деятельности участников СОИ можно решить на уровне самих участников, то требования по раскрытию фондами информации, необходимой в случае СОИ, должны устанавливаться регулятором. Так, во многих странах (США, Великобритании, Франции, Австралии и др.) были введены требования по раскрытию пенсионными фондами информации о степени их участия в СОИ (участвуют или нет, в каком объеме). В США взаимные фонды также обязаны раскрывать информацию о принятой политике голосования и о том, как фонд голосовал по предложенным на собрании акционеров вопросам.
    Другая проблема развития СОИ, требующая совместных усилий государства и участников рынка, - это изменения в глобальной практике корпоративной отчетности, использование отчетности, отражающей финансовые и нефинансовые факторы формирования стоимости компаний (например, добровольная отчетность Global Reporting Initiative, отражающая экономические, социальные и экологические аспекты деятельности компании).
    Успешное развитие рынка СОИ во многом зависит не только от спроса инвесторов и активности участников рынка, но и от того, насколько государство осознает важность идей социально ответственного инвестирования и реализует их на практике.
    Так, удачное воплощение идей СОИ на государственном уровне - Нефтяной фонд Норвегии, для управления которым используются определенные этические принципы (не инвестирует в нефтяные компании, компании, связанные с военными действиями, нарушающие права человека, загрязняющие окружающую среду и др.).

СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РОССИИ. ЕСТЬ ЛИ У НИХ БУДУЩЕЕ?

    Государство, которое должно изначально поддерживать идеи социальной ответственности, может послужить примером для других участников рынка и стимулом для развития СОИ в стране, если будет устанавливать и соблюдать определенные этические принципы в своих собственных инвестициях. В российской практике пока нет таких примеров, а также фондов социально ответственных инвестиций, и компаний, в которые могли бы инвестировать эти фонды.
    У инвесторов нет возможности оценить, насколько компания ответственна в своих взаимоотношениях с сотрудниками, окружающей средой, потребителями. Это связано не с тем, что в России нет социально ответственных компаний, а с низкой информационной прозрачностью в деятельности компаний (например, не раскрывается информация об экологических аспектах деятельности) и невысокой осведомленностью о СОИ. Соответственно, общество и государство не проявляют внимания и интереса к социальным, экологическим и этическим аспектам деятельности российских компаний, а следовательно, нет такого интереса и у самих компаний. При этом, как только речь заходит о возможности IPO, компании срочно переходят на международные стандарты отчетности, реорганизуют свой малопрозрачный бизнес, улучшают практику корпоративного управления, выпускают отчеты о своей социальной деятельности и т. д.
    Все это еще раз подтверждает, что нефинансовые факторы так же влияют на оценку бизнеса компаний, как и финансовые, поэтому принципы социально ответственного инвестирования, если их необходимость будет осознана на уровне государства и бизнес-сообщества, могут стать действенным инструментом улучшения корпоративной практики российских компаний, условием устойчивого развития финансового рынка и российской экономики.

  • Рейтинг
  • 3
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Весеннее "охлаждение" рынка
Сырьевой рост акций исчерпан
Исследование прогнозов аналитиков на рынке корпоративных облигаций
Новости
Главное - не навредить!
Инвестиции в junk bonds
Первый индексный фонд облигаций
Правила игры должны быть едины для всех
Методика оценки управления инвестиционным портфелем
Хеджирование рисков индекса РТС и ПИФов
Статистика рынка коллективных инвестиций
Перечитывая классику. О пользе чтения первоисточников
История российской секьюритизации активов
Ипотечные продукты с плавающей ставкой
Страховать или не страховать титул при ипотеке?
Рейтинг отдельных сделок секьюритизации активов
Транширование ипотечных ценных бумаг
Рэнкинг участников ипотечного рынка
Социально ответственные инвестиции: маркетинговый ход или будущее финансового рынка?
Некоторые особенности поведения участников рынка FOREX
Реестр акционеров как проблема

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100