Casual
РЦБ.RU

Россия как объект инвестиций

Май 2006

    В чем причина отставания России, если отечественный ВВП, среднегодовой доход на душу населения и приток иностранного капитала в реальном выражении продолжают с каждым годом расти? Этому вопросу было посвящено социологическое исследование на тему "Россия как объект инвестиций", проведенное 18 января - 21 февраля 2005 г. по заказу Консультативного совета по иностранным инвестициям для Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации независимым консалтинговым агентством по коммуникационным стратегиям The PBN Company, работающим в России с 1990 г.

    В мире идет острая конкурентная борьба за прямые иностранные инвестиции между развитыми странами и странами с переходной экономикой. И, как показывает практика, Россия пока проигрывает в этой борьбе.
    По данным Федеральной службы государственной статистики, опубликованным 25 февраля 2005 г., объем прямых иностранных инвестиций в России в 2004 г. составил 9,4 млрд долл. и превысил показатель 2003 г. на 39% (6,9 млрд долл.). По сведениям Банка России, вывоз капитала по сравнению с 2003 г. увеличился в 4 раза - с 1,9 млрд до 7,8 млрд долл. По уровню привлечения инвестиций Россия по-прежнему сильно отстает от других стран. На долю Китая, который является мировым лидером по привлечению прямых иностранных инвестиций, в прошлом году пришлось 60 млрд долл., что в 6 раз больше, чем у России. По данным ЕБРР, "суммарный объем прямых иностранных инвестиций накопительным итогом составляет около 6,5% от российского ВВП: это в 5 раз меньше среднего показателя для других европейских стран с переходной экономикой".

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

    В исследовании "Россия как объект инвестиций" приняли участие 158 зарубежных компаний, в основном из Европы и США, представляющие самые разные отрасли экономики. Из них 107 компаний уже ведут бизнес в России и 51 компании это только предстоит. Результаты опроса позволяют понять, почему одни международные компании инвестируют в Россию, а другие нет.
    Непосредственными участниками опроса стали первые лица российских подразделений иностранных корпораций, а также руководители высшего звена, отвечающие за инвестиционную стратегию и региональное развитие. Респондентам была гарантирована конфиденциальность и анонимность.
    Проведенное исследование должно способствовать увеличению активности в обсуждении иностранными инвесторами, представителями Правительства России и другими заинтересованными сторонами возможностей повышения инвестиционной привлекательности отечественной экономики. В исследовании участвовали лица, принимающие стратегические решения в крупных иностранных компаниях - как тех, что уже работают в России, так и тех, что только обдумывают возможность выхода на российский рынок.
    Представленный по итогам работы отчет содержит описание результатов первого в своем роде опроса иностранных инвесторов для выявления их мнения об инвестиционной привлекательности России в сравнении с ее конкурентами - Китаем, Индией, Бразилией, странами Центральной и Восточной Европы и странами СНГ. В отчете приводятся конкретные рекомендации инвесторов российским властям, направленные на повышение инвестиционной привлекательности рынка РФ, а также предложения о том, как добиться существенного улучшения делового климата в стране и увеличить приток инвестиций.
    Необходимость активных действий по стимулированию притока капитала в российскую экономику не вызывает сомнений. Прямые иностранные инвестиции обеспечивают доступ к финансовым ресурсам, современным технологиям, управленческим навыкам, информации, товарам и услугам, способствуют повышению конкурентоспособности отечественной экономики, ее устойчивому росту и улучшению уровня жизни российских граждан.

    Компании, работающие в России
    Большая часть респондентов (70%) была представлена международными корпорациями, активно работающими на российском рынке. Среди них - крупнейшие нефтяные компании, такие как ВР, Royal Dutch/Shell и Total; компании потребительского рынка, включая Unilever, The Coca-Cola Company, Nestle, Mars; лидеры в области высоких технологий и машиностроения - Siemens, United Technologies, Microsoft, Intel; крупные банки, в числе которых ING Bank, BNP Paribas, Citibank и Raiffeisenbank.
    Компании, инвестирующие в России, распределились следующим образом:

  • По сферам бизнеса: сектор потребительских товаров (включая розничную торговлю) - 32%; финансовые и профессиональные услуги - 27%; тяжелая промышленность, машиностроение и строительство - 13%; телекоммуникации и информационные технологии - 8%; добыча и переработка природных ресурсов - 7%.
  • По объему продаж: в 2004 г. совокупный (по всему миру) годовой объем продаж 84% компаний превысил 1 млрд долл., 27% - 50 млрд долл.
  • По нахождению главного офиса: у 52% компаний главный офис расположен в Европе, у 38% - в Северной Америке, у 6% - в других регионах мира. Российские компании с иностранным капиталом составляют 4%.
  • По объему инвестиций: у 72% компаний суммарные инвестиции в российскую экономику (включая маркетинговые расходы) за весь период их деятельности в стране превышают 50 млн долл.; 38% организаций инвестировали 200 млн долл. и более; 24% - 500 млн долл. и более.
  • По форме собственности: 42% участников опроса зарегистрированы в России в форме представительства (филиала); 56% - в форме российского юридического лица, в капитале которого более 50% акций принадлежит зарубежной материнской компании.

        Компании, не работающие в России
        Из общего числа респондентов 30% компаний либо еще не вышли на российский рынок, либо проводят на нем незначительные по объему торговые операции. В их числе такие компании, как Air Products, Anheuser-Busch Companies, Bally Total Fitness, Bank of America, Barr Soft Drinks, Bombay Company, British Telecom, Computershare, E&J Gallo, Kingfisher, LexisNexis, Marks&Spencer, Nokia, Rio Tinto, Statoil, Thales, The Body Shop, The Gallup Organization, Woolworths. Данные компании распределены в исследовании следующим образом:

  • По сферам бизнеса: сектор потребительских товаров (включая розничную торговлю) - 27%; финансовые и профессиональные услуги - 27%; телекоммуникации и информационные технологии - 13%; добыча и переработка природных ресурсов - 17%; тяжелая промышленность, машиностроение и строительство - 10%.
  • По объему продаж: в 2004 г. общий годовой объем продаж 60% компаний превысил 1 млрд долл.
  • Главные офисы компаний расположены: в США - 44%; в Великобритании - 26%; в Японии - 6%; в других 8 европейских странах.

    ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

  • Подавляющее большинство инвесторов, работающих в России, считают, что их бизнес развивается вполне успешно с позиции как прибыли, так и объема продаж. Более чем у 9/10 части компаний объем продаж за последний год вырос на 10% и более, у 3 из 4 компаний рост прибыли превысил 10%. За последние 2 года 80% компаний, инвестирующих в Россию, удалось достичь поставленных задач на российском рынке (рис. 1).

  • Только 1/4 часть компаний не планирует в обозримом будущем выходить на российский рынок; 2/3 намереваются сделать это в ближайшие 3 года.
  • В то же время мнения инвесторов об инвестиционном климате в России довольно противоречивы. Около 30% респондентов полагают, что с точки зрения экономической политики и законодательства в области иностранных инвестиций Россия движется в правильном направлении. Почти такое же число респондентов (26%) считают направление развития страны неправильным, и 2/5 от общего числа респондентов затруднились ответить на этот вопрос.
  • Большинство иностранных инвесторов смотрят на российский рынок менее оптимистично, чем на другие рынки. По их оценкам, инвестиционные риски в России выше, а отдача от инвестиций ниже, чем в Китае, Индии и в странах Юго-Восточной Азии. Только другие участники СНГ оцениваются по этим параметрам ниже, чем Россия.
  • Главным фактором, снижающим инвестиционную привлекательность российского рынка, респонденты считают коррупцию. Мнение о том, что "в России очень сложно вести бизнес, не отклоняясь от принятых в мире этических и правовых норм", разделяют 2/5 инвесторов. Почти 3/4 участников опроса (71%) назвали коррупцию основным препятствием на пути иностранных инвестиций в Россию. А 9 из 10 компаний (86%) призвали российское правительство принять меры по борьбе с коррупцией на всех уровнях государственной власти.
  • Серьезным препятствием на пути иностранных инвестиций в Россию также считают несовершенство законодательной базы и правоприменительной практики. Так, 66% респондентов указали на административные барьеры, 51% - на неадекватное законодательство и 56% - на выборочную трактовку и применение законов.
  • Кроме борьбы с коррупцией, для повышения инвестиционной привлекательности страны участники опроса рекомендовали российскому правительству провести судебно-правовые реформы (56%), уменьшить бюрократию и упростить систему выдачи виз и разрешений на работу (47%), законодательно закрепить более строгие требования к корпоративному управлению и прозрачности (45%), и не допустить повторения ситуации с ЮКОСом посредством выработки последовательной политики в налоговой сфере (45%).
  • Основными преимуществами инвестирования в российский рынок зарубежные инвесторы считают его размер (88%) и высокие темпы экономического роста в стране (77%). Среди других позитивных факторов были отмечены высокое качество и низкая стоимость рабочей силы (55%), макроэкономическая стабильность и кредитоспособность государства (46%) (рис. 2).
  • Притом что иностранные инвесторы выражают определенные сомнения по поводу привлекательности России как объекта их инвестиций, они также считают, что ситуация в стране в целом лучше, чем представление о ней за рубежом. Более половины участников опроса согласились с утверждением о том, что "зарубежные компании, не работающие в России, оценивают российский инвестиционный климат значительно хуже, чем он есть на самом деле".
  • В целом участники исследования выразили недовольство политикой и работой органов государственной власти России, проводимых с целью привлечения иностранных инвестиций. А 90% опрошенных считают, что действия российских органов государственной власти по улучшению инвестиционного климата в стране, а также решению вопросов, вызывающих озабоченность иностранных инвесторов, недостаточно эффективны.

    РЕКОМЕНДАЦИИ

        Исследование "Россия как объект инвестиций" представляет углубленный анализ возможностей и рисков, с которыми сталкиваются зарубежные компании в России. С одной стороны, инвесторов привлекает размер российского рынка, рост национальной экономики, стабильность политической и экономической ситуаций, качество рабочей силы. Большинство действующих в стране западных компаний планируют и дальше расширять свои операции, а значительная часть потенциальных инвесторов намерена выйти на российский рынок в ближайшие 3 года.
        С другой стороны, недостаточно условий для масштабного притока иностранных инвестиций. Коррупция, слабая судебно-правовая система, засилье бюрократии, слабое корпоративное управление и непоследовательное применение законов вызывают серьезную озабоченность инвесторов. По их отзывам, российское правительство не только неэффективно взаимодействует с инвесторами и не должным образом реагирует на их обращения, но и не вызывает у них доверия. Именно поэтому западные компании считают Россию более рискованным рынком по сравнению с большинством остальных развивающихся стран, а следовательно, и менее привлекательным.
        Исследование четко отвечает на вопрос, что нужно сделать для преодоления негативных тенденций. Участники опроса призвали российское правительство "обуздать" коррупцию, упростить административные процедуры, провести действенную реформу судебно-правовой системы, обеспечить последовательную и справедливую правоприменительную практику, эффективнее пропагандировать экономические успехи и инвестиционные преимущества России.

        "Обуздание" коррупции
        Президент В. В. Путин назвал борьбу с коррупцией одной из приоритетных задач своей администрации. Выступая 12 января 2004 г. на заседании Совета при Президенте по борьбе с коррупцией, он подчеркнул, что "корни коррупции находятся в самих изъянах устройства экономической и административной жизни государства, подпитываются некачественным законодательством и распространяются при отсутствии эффективного контроля за деятельностью должностных лиц, органов государственной и муниципальной власти". Тем не менее коррупция по-прежнему процветает в России. Организация Transparency International, которая ежегодно оценивает уровень коррупции в разных странах мира, в своем рейтинге за 2004 г. поставила Россию на 90-е место из возможных 146. Рост международных инвестиций в Россию будет сдерживаться до тех пор, пока значительная часть руководителей зарубежных компаний будет считать, что в России очень трудно вести бизнес, не отклоняясь от принятых в мире этических и правовых стандартов.
        Иностранные инвесторы - участники исследования "Россия как объект инвестиций" разделяют озабоченность российского президента проблемой коррупции и называют ее главным препятствием для иностранного капитала, а снижение коррупции на всех уровнях государственной власти - важнейшей задачей российского правительства. Как сказал один из респондентов, "коррупция - злокачественная болезнь, подрывающая все начинания власти и частного бизнеса".

        Упрощение бюрократических процедур
        Высокие административные издержки ведения бизнеса - еще одно препятствие для иностранных инвестиций. Лицензии, разрешения, рабочие визы и другие документы, необходимые для повседневного ведения бизнеса, "вязнут", по мнению участников опроса, в бумажной волоките. Неэффективная работа государственных учреждений стоит отечественному и зарубежному бизнесу денег, времени и упущенных возможностей. Несмотря на провозглашенную административную реформу и дерегулирование, численность государственного аппарата в последние годы неуклонно растет. Размер государственного аппарата и неэффективность его деятельности в сочетании с коррупцией служат серьезной преградой для инвестиций. Одна международная компания дала следующий совет: "Устраните бюрократию, связанную с вхождением зарубежного бизнеса в Россию, создайте единый орган, который будет помогать инвесторам открывать здесь свой бизнес и преодолевать административные барьеры".


        Проведение действенной реформы законодательства и судебно-правовой системы
        "В России сложилась благоприятная экономическая ситуация, которая поддерживается высокими ценами на сырьевые товары, но реформы застопорились. Сейчас самое время провести реальные изменения, но эффективность нынешнего правительства в осуществлении осмысленной политики очень низкая", - утверждает один из инвесторов. Во многих сферах, важных для международных компаний, реформы все еще ждут своего часа. Одно из основных направлений, указанных иностранными инвесторами, - совершенствование судебно-правовой системы. Однако для многих западных компаний также имеют значение внедрение принципов корпоративного управления, банковская реформа, защита интеллектуальной собственности и прав акционеров. Отсутствие результатов в реформировании российской экономики еще больше усиливает озабоченность бизнес-сообщества.

        Последовательное и справедливое применение законов и нормативных правовых актов
        "Дело ЮКОСа" и последовавшие за ним налоговые претензии к крупным российским компаниям подорвали доверие инвесторов к России. По словам представителей одной из компаний, еще не вышедшей на российский рынок, ситуация с ЮКОСом заставила их пересмотреть свою оценку российского делового климата. Налицо нарушение принципов справедливого налогообложения, недостаточная защита прав миноритарных акционеров, лоббирование интересов крупных государственных компаний и т. д. Один из инвесторов разделяет это мнение: "Российские власти недооценивают негативное влияние "дела ЮКОСа" на международную репутацию России и ее деловой климат. В итоге снизилось доверие к правовой системе, налоговым органам и правительству в целом".
        Россия находится под пристальным вниманием иностранных инвесторов, которые берут на заметку все случаи избирательного и несправедливого применения законов. Если такое восприятие и реальные прецеденты будут сохраняться, это станет препятствием для привлечения иностранных инвестиций. Стабильность и предсказуемость правовой системы являются необходимыми условиями для иностранных инвесторов, которым важно управлять рисками и обеспечивать защиту собственных инвестиций.

        Эффективное пропагандирование экономических успехов и инвестиционных преимуществ России за рубежом
        Иностранные компании считают, что российскому правительству необходимо активнее работать над улучшением имиджа страны. Это приобретает все большее значение в связи с обострением конкурентной борьбы за прямые иностранные инвестиции на мировых рынках. Как заметил один из инвесторов, "Россия не вполне осознает, что она конкурирует с десятками других стран, поэтому ее возможности по привлечению новых инвестиций очень ограничены".
        Еще больше осложняет ситуацию то, что целью инвестиционной политики должна стать диверсификация иностранных инвестиций. Если раньше усилия были направлены на привлечение инвестиций в ограниченное число секторов, таких как производство или - в случае России - сырьевая отрасль, то сейчас все большее количество инвесторов рассматривают возможности вложения средств и в другие отрасли, включая сферу розничной торговли и потребительских услуг. В этом отношении Россия (с учетом численности ее населения и растущих доходов граждан) имеет значительное конкурентное преимущество перед многими другими странами. Но, по мере того как борьба за инвестиции будет распространяться на все большее число секторов экономики, соответственно, должна изменяться и политика правительства, направленная на привлечение иностранных инвестиций. Решения в этой сфере должны приниматься не на основе обобщенных макроэкономических показателей, а исходя из реалий конкретных рынков. Поэтому России нужно предпринимать все более активные, нетривиальные и целенаправленные усилия по повышению своей инвестиционной привлекательности.
        Ответственность за привлечение иностранных инвестиций лежит не только на российском правительстве. Иностранные инвесторы, уже работающие в России, тоже могут сказать свое слово. По мнению участников опроса, действующие в России зарубежные компании являются самым надежным источником информации для других инвесторов. Они на собственном опыте познали преимущества российского рынка, понимают, как разрешить существующие проблемы, и по экономическим причинам заинтересованы в расширении иностранных инвестиций в России. Иностранные инвестиции - залог экономического развития и стабильности, которые одинаково выгодны и России, и зарубежным инвесторам.
        В то же время работа над инвестиционным имиджем никогда не принесет результата без видимых усилий со стороны государства по реальному устранению барьеров на пути иностранных инвестиций. Услышать, понять и вовлечь зарубежных инвесторов в работу - одна из важных задач процесса улучшения инвестиционного климата в стране. Этого ждут от российского правительства все участники опроса. И обращение правительства к Консультативному совету по иностранным инвестициям с просьбой о проведении данного уникального исследования - важный шаг вперед в этом направлении.
        Рецепт увеличения прямых иностранных инвестиций в России четко сформулирован 158 руководителями известных международных компаний, принявших участие в исследовании "Россия как объект инвестиций". Административная реформа, дерегулирование, борьба с коррупцией, совершенствование законодательства и правоприменительной практики, наряду с активной работой по привлечению иностранных инвесторов и улучшению имиджа России за рубежом, позволят ей встать на путь устойчивого экономического роста и занять достойное место на мировом рынке.

    КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА НЕЗАВИСИМЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ - БАРОМЕТР ДЕЙСТВИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА

        По материалам информационного агентства "Прайм-ТАСС"

        О прогрессе в нелегком деле повышения привлекательности российской экономики, которого удалось достичь за минувший год, отчитался перед иностранными инвесторами глава Министерства экономического развития и торговли РФ Герман Греф. Он признался, что приятно удивлен результатами опроса и заверил инвесторов в важности проведенного анализа: "Если бы это исследование не делали независимые инвесторы, я подумал бы, что оно приукрашено. Эта работа очень важна для правительства и является барометром наших действий", - сказал министр (см. материал исследования на тему "Россия как объект инвестиций", проведенного независимым консалтинговым агентством по коммуникационным стратегиям The PBN Company).
        По словам Г. Грефа, правительство разработало комплекс мер по решению 5 основных проблем, пугающих инвесторов в России. Говоря о мерах по снижению коррупции и бюрократии, глава Минэкономразвития отметил, что они в первую очередь направлены на создание благоприятной нормативно-правовой среды. Например, до конца года российское правительство намерено разработать законы, цель которых - устранить возможность субъективного принятия решений при распределении ресурсов. "В 2006 г. будет завершено полное формирование нормативно-правовой базы, которая не позволит чиновникам вольно распределять ресурсы", - подчеркнул Г. Греф. В настоящее время на рассмотрении в Совете Федерации находится проект нового Водного кодекса, на стадии принятия в Госдуме - проект нового Лесного кодекса, продолжается работа над новой редакцией Закона "О недрах". После принятия этих законов будет возможен только аукционный принцип распределения ресурсов.
        "Конечно, факты коррупции возможны и после принятия этих законов, но они будут носить явно криминальный характер, и лица, которые пойдут на это, будут преследоваться согласно Уголовному кодексу", - заверил Г. Греф инвесторов. Так что после принятия данных законов произвол чиновников станет невозможным, ведь они не смогут принимать субъективные решения.
        Министр напомнил, что уже принят Закон о госзакупках, который устраняет возможность процедуры внеконкурсных закупок и исключает вероятность сговора между чиновниками и поставщиками. Однако, по словам Г. Грефа, нередко в России можно наблюдать случаи коррупции и в самих правоохранительных органах. В связи с этим разрабатывается концепция совершенствования судебной системы и повышения эффективности выполнения судебных решений. Министр отметил, что сегодня исполняется чуть более половины судебных решений, что существенно снижает доверие к судебной ветви власти.
        Затрагивая вопросы несовершенства корпоративного законодательства, Г. Греф напомнил, что Минэкономразвития подготовило концепцию развития корпоративного законодательства, которая вместе с набором первого пакета нормативно-правовых актов в этой сфере направлена в правительство. "Надеюсь, что в мае они будут внесены в Госдуму", - заключил Г. Греф. По его словам, эти документы нацелены прежде всего на укрепление прав собственности, защиту акционеров и содержат ряд антирейдерских мер.
        В целом правительство прикладывает много усилий для повышения инвестиционной привлекательности отечественной экономики. В настоящее время ведутся разговоры о создании агентства по привлечению иностранных инвестиций, которое может быть образовано уже в 2006 г. Между тем, как ни хороши иностранные инвестиции, только ими сыт не будешь. Поэтому Минэкономразвития в этом году планирует провести опрос участников рынка и выявить проблемы, стоящие на пути российских предпринимателей.

    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Экономика США - 2005: тест на прочность пройден
    Основные риски emerging debts в 2006 г.
    Срочный рынок для предприятий реального сектора
    "Потемкинская деревня" для деривативов
    Битва за российские IPO
    Тенденции на рынках IPO в мире и СНГ
    Методы публичной продажи акций (IPO)
    Российский рейтинг IPO. Исследование процессов первичного публичного размещения акций в 2005 г.
    Работа брокера на бирже AIM
    ОАО "Седьмой Континент": опыт первичного предложения акций
    Прогноз развития внутреннего российского рынка первичных публичных размещений акций
    Некоторые особенности поведения участников рынка FOREX
    Точки роста Сибири
    Развитие финансового рынка Сибири
    Особая экономическая зона как инструмент региональной инвестиционной политики Томской области
    Создание регионального венчурного фонда в партнерстве бизнеса и власти
    Успешный год для Томской области
    Критерии привлекательности облигационного займа субъекта РФ и муниципального образования
    Мясной рынок - территория для инвесторов
    "Интерес к России перестает быть чисто академическим"
    Россия как объект инвестиций

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100