Casual
РЦБ.RU

Критерии привлекательности облигационного займа субъекта РФ и муниципального образования

Май 2006


    В последние годы публичные облигационные заимствования стали популярным видом рынка долговых обязательств. Ежегодно интерес администраций субъектов Российской Федерации и муниципальных образований к этому виду финансирования повышается. В статье рассматриваются критерии оценки инвестиционной привлекательности облигационных заимствований, эмитируемых администрациями субъектов РФ и муниципальных образований, с точки зрения инвестора.

ФАКТОРЫ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ЗАЙМОВ

    Оценка инвестиционной привлекательности облигационного займа - неотъемлемая часть процесса принятия решения об участии в размещении и/или обращении ценных бумаг. Актуальность темы связана со следующими возникшими предпосылками:

  • ростом привлекательности данного вида заимствований со стороны субъектов РФ и муниципальных образований, вызванным получением ряда преимуществ (см. ниже);
  • особым интересом к этому виду долговых инструментов среди инвесторов (инвестиционные компании, ПИФы, страховые компании, кредитные организации, пенсионные фонды, частные инвесторы), связанным с выгодным соотношением доходности и кредитного риска, а также с появлением на рынке значительных объемов данного вида заимствований;
  • увеличением конкуренции среди размещаемых и обращающихся на рынке облигационных выпусков в отношении стоимости заимствований - как результата возникновения описанных тенденций;
  • улучшением процедуры размещения, качества взаимоотношений эмитента с организатором, андеррайтерами и инвесторами, а также уровнем подготовки так называемых вспомогательных продуктов (информационные меморандумы, desk-notes, аналитические обзоры по тематике, презентационные мероприятия).
        С точки зрения эмитента (администрации субъекта РФ или муниципального образования), облигационные займы обладают следующими преимуществами по отношению к другим источникам заемных средств:
        1) по сравнению с обычным получением кредитов в кредитных организациях при эмиссии публичного займа организатор берет на себя обязательства по размещению займа среди профучастников рынка. Это позволяет 1 раз за 3-5 лет провести процедуру эмиссии и выбор организатора и больше не беспокоиться о получении разовых кредитов;
        2) облигационные займы способствуют построению эффективного графика платежей по обслуживанию и рефинансированию долговых обязательств, позволяющего:
  • снизить стоимость фондирования инвестиционных и социальных программ, стоимость финансирования источников покрытия дефицита бюджета, рефинансирования существующей задолженности по кредитам и займам;
  • обеспечить достаточный промежуток времени для изыскания средств бюджета для своевременного погашения или рефинансирования существующей задолженности;
  • использовать заемные средства в течение всего срока обращения выпуска без привлечения новых источников;
  • диверсифицировать структуру долговых обязательств и расширить ее по длительности;
        3) позволяют получить дополнительные средства от размещения на цели средне- и долгосрочного инвестирования;
        4) риск уменьшения процентных ставок на денежном рынке за 3-5 лет компенсируется возможностью точного прогнозирования денежных потоков субъекта и отсутствием необходимости привлечения новых ресурсов.
        Видимые преимущества этого вида заимствования и рост фондового рынка в целом привели к тому, что сегодня этим видом заимствований пользуются более 30 субъектов РФ, а также муниципалитеты Новосибирской, Томской областей, Красноярского края, Московской, Брянской областей, Республики Татарстан, Алтайского края и других регионов. В настоящее время на фондовом рынке обращаются облигационные выпуски субъектов РФ и муниципальных образований общей стоимостью 161,4 млрд руб.1
        В ближайшее время, на наш взгляд, ожидается продолжение тенденции выхода новых эмитентов на публичный рынок. Появление субъектов РФ и муниципальных образований (городов, районов) в качестве эмитентов облигаций будет вызвано прежде всего необходимостью привлечения ресурсов для обновления инфраструктур ЖКХ, промышленных объектов, транспорта, системы социального обеспечения, противопожарной безопасности, медицинских расходов и др., забота о которых в результате последних изменений в Бюджетном законодательстве в большей степени ложится на плечи этих администраций (схема 1).

    КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ОБЛИГАЦИОННОГО ВЫПУСКА ДЛЯ ИНВЕСТОРА

        Следует выделить 7 основных критериев привлекательности участия в размещении, обращении облигационных займов субъектов РФ и муниципальных образований и инвестировании средств в этот вид обязательств.

  • Соотношение доходности долгового инструмента и величины кредитного риска эмитента. Это основной критерий при выборе объекта вложения денежных средств среди обращающихся облигационных займов.
        Пожалуй, наиболее значимым мотивом для привлечения заемных средств для администрации субъекта РФ или муниципального образования является стоимость этого вида финансирования.
        Помимо доходности, другим основным фактором для инвестиционной компании при принятии решения об участии в размещении/вторичном обращении выпуска является уровень кредитного риска.
        Под термином "кредитный риск эмитента" понимается вероятность полного или частичного неисполнения эмитентом обязательств по обслуживанию заимствований и погашению основного долга по ним в связи с возникшей неплатежеспособностью, форс-мажорными обстоятельствами и т. д.
        При формировании этого показателя большое значение имеет информация, поступающая потенциальным инвесторам для составления аналитического заключения. На основе ее формируется мнение о кредитном качестве выпуска, что непосредственно влияет на величину установленного лимита. А ведь чем больше принято решений об участии, тем выгоднее будут условия размещения и дешевле ресурсы.
        Оценка аналитиками кредитного риска инвесторов проводится по методикам, основанным на группах демографических, социально-экономических, финансовых показателей. С точки зрения потенциального инвестора, существенными критериями по установлению величины кредитного риска служат следующие группы аналитических показателей:
  • территориально-демографические;
  • социально-экономические;
  • развития экономики;
  • исполнения бюджета;
  • реализации обязательств (кредитная история);
  • долговой нагрузки.
        Ниже приводятся основные группы индикаторов, применяющихся в аналитической практике АКБ "СОЮЗ" (ОАО) для оценки кредитного риска эмитента - субъекта РФ или муниципального образования (схема 2).
  • Ликвидность выпусков, находящихся в обращении. Этот критерий учитывается только при приобретении бумаг покупателями с целью проведения спекулятивных операций2. В случае если администрация субъекта РФ или муниципального образования ранее эмитировала публичные займы, привлекательность такого выпуска прямо пропорциональна ликвидности займов, находящихся и/или бывших в обращении.
  • Объем выпусков. Данный критерий оценки привлекательности применяется только в случае, если бумаги приобретаются покупателями со спекулятивной целью. Значительный объем займа, планируемого к выпуску, обусловливает участие большого количества участников размещения и обращения, что положительно влияет на ликвидность займа.
  • Информационная открытость эмитента. Этот критерий предусматривает ряд мероприятий по обеспечению позитивного отношения потенциальных инвесторов к эмитенту и его облигационному выпуску посредством следующих факторов:
  • выбора момента времени для раскрытия информации эмитентом;
  • работы, проводимой эмитентом (и/или организатором) по поддержанию в источниках, доступных для инвестора, массива сведений, достаточных для принятия инвестиционного решения;
  • оптимального содержания информации, передаваемой эмитентом (и/или организатором) для ознакомления инвестору; форма ее представления;
  • лояльности органов управления эмитента к публичному раскрытию сведений о нем, а также адекватного понимания ими величины результатов их раскрытия;
  • возможности свободного и удобного доступа участников рынка к источникам информации;
  • раскрытия максимально полного объема данных, имеющихся в распоряжении эмитента и/или организатора, отвечающих критерию конфиденциальности;
  • проведения политики взаимодействия и интерактивного контакта эмитента и его представителей с инвесторами и организатором.
  • Политическая ситуация на территории муниципального образования, субъекта РФ и в стране в целом. Учитываются опыт главы администрации и руководящего состава, качество управления, характер взаимоотношений администрации с другими уровнями власти, отношения с экономическими субъектами, ведущими деятельность на территории эмитента и др.
  • Кредитная история эмитента. Включает в себя практический опыт администрации эмитента в размещении облигационных займов, качество управления долгом, формирование структуры долговых обязательств, опыт управления денежными потоками в трудных ситуациях.
  • Имидж организатора. При определении привлекательности облигационного выпуска играет роль практический опыт размещений на рынке, рейтинг и имидж организации - организатора (генерального агента) размещения выпуска.
        Наличие положительного имиджа организатора подразумевает успешный опыт размещения облигационных заимствований других эмитентов и продуктивного формирования синдиката андеррайтеров по займам клиентов, а также эффективное выполнение функций маркетмейкера, качество информационной поддержки и др.

    ПОДВОДЯ ИТОГИ

        Эмиссионные ценные бумаги обладают рядом преимуществ по сравнению с бюджетными ссудами и кредитами кредитных организаций. При принятии решения о выпуске облигационного займа эмитенту - субъекту РФ или муниципальному образованию - будет полезно учесть особенности инвестиционной оценки. Так, аналитики компаний, инвестирующих средства в облигации субъектов РФ и муниципалитетов, главным образом оценивают соотношение доходности и величины кредитного риска на эмитента, ликвидность выпусков, находящихся в обращении, объем планируемых и обращающихся выпусков, информационную открытость эмитента, политическую ситуацию на территории образования, кредитную историю эмитента и имидж компании-организатора.
        Организация эмиссии облигаций с учетом описанных выше особенностей позволит органам субфедеральной и муниципальной власти получить высокие результаты от реализации проекта по эмиссии облигационного займа.



    • Рейтинг
    • 0
    Добавить комментарий
    Комментарии (1):
    Sergey
    04.06.2013 07:52:09
    Нужен был облигационный займ, обратились в энергокапитал, личная благодарность Николаю который сопровождал весь процесс.
    http://energ.ru/serv/our_services/corporate_consulting/bond_loan/
    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Экономика США - 2005: тест на прочность пройден
    Основные риски emerging debts в 2006 г.
    Срочный рынок для предприятий реального сектора
    "Потемкинская деревня" для деривативов
    Битва за российские IPO
    Тенденции на рынках IPO в мире и СНГ
    Методы публичной продажи акций (IPO)
    Российский рейтинг IPO. Исследование процессов первичного публичного размещения акций в 2005 г.
    Работа брокера на бирже AIM
    ОАО "Седьмой Континент": опыт первичного предложения акций
    Прогноз развития внутреннего российского рынка первичных публичных размещений акций
    Некоторые особенности поведения участников рынка FOREX
    Точки роста Сибири
    Развитие финансового рынка Сибири
    Особая экономическая зона как инструмент региональной инвестиционной политики Томской области
    Создание регионального венчурного фонда в партнерстве бизнеса и власти
    Успешный год для Томской области
    Критерии привлекательности облигационного займа субъекта РФ и муниципального образования
    Мясной рынок - территория для инвесторов
    "Интерес к России перестает быть чисто академическим"
    Россия как объект инвестиций

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100