Casual
РЦБ.RU

Успешный год для Томской области

Май 2006


    Интервью с начальником департамента финансов Администрации Томской области Александром Феденевым
    В настоящее время в обращении на бирже ММВБ находится 3 облигационных займа Томской области на общую номинальную сумму 2 млрд руб. По состоянию на 10 мая 2006 г. размер внутреннего долга области составил 3,085 млрд руб., в том числе доля государственных ценных бумаг - 2,151 млрд руб. О том, что дает области выпуск долговых ценных бумаг и как строится долговая политика в регионе, мы беседовали с начальником департамента финансов Администрации Томской области Александром Феденевым.

    РЦБ: Александр Михайлович, как Томская область закончила 2005 г. и какие бюджетные показатели заложены на 2006 г.?

    А. Ф. Год 2005-й был достаточно успешным для Томской области. По итогам года в связи с получением дополнительных доходов в областном бюджете сложился профицит в размере 0,2 млрд руб. Сумма доходов областного бюджета за прошлый год составила 16,1 млрд руб., расходов - 15,9 млрд руб.
    В соответствии с принятым Законом Томской области "Об областном бюджете на 2006 г." сумма доходов областного бюджета установлена в размере 16,7 млрд руб., сумма расходов - 18,2 млрд руб. Таким образом, дефицит областного бюджета составляет 1,5 млрд руб. Для его покрытия и рефинансирования ранее принятых долговых обязательств в этом году запланированы выпуск облигаций на сумму 1,7 млрд руб. и привлечение кредитов коммерческих банков на сумму более 3 млрд руб. (см. таблицу). Облигации будут размещаться как на внутрирегиональном, так и на биржевом рынках.

    РЦБ: Где вы планируете разместить внутрирегиональные займы? Выпуск таких облигаций достаточно сложный процесс. С какой целью вы их размещаете?

    А. Ф. Размещение данных облигаций происходит как в Томской области, так и на территории наших соседей - Кемеровской и Новосибирской областей. Данный инструмент позволяет расширить круг инвесторов, вкладывающих денежные средства в долговые обязательства Томской области, что увеличивает совокупный спрос на облигации. В свою очередь это позволяет диверсифицировать рынки заимствований. Благодаря этому инструменту мы смогли поднять степень финансовой образованности в своем регионе на достаточно высокий уровень, что создает хорошие предпосылки для развития рынка различных финансовых инструментов на территории области, в том числе для последующего выхода на внутренний рынок региона корпоративных эмитентов. Работа в соседних областях позволяет нам занять нишу государственных ценных бумаг, продающихся на "розничном" рынке.

    РЦБ: Что дает области выпуск долговых ценных бумаг?

    А. Ф. Во-первых, это позволяет существенно сократить расходы на обслуживание государственного долга. Итоги последнего размещения биржевого облигационного займа на 900 млн руб. были успешными: спрос превысил предложение и составил более 1,25 млрд руб., цена размещения также весьма благоприятна для областного бюджета.
    Во-вторых, с помощью облигационных займов область увеличила дюрацию своего долга. На 1 апреля 2006 г. средневзвешенная дюрация государственного внутреннего долга Томской области составила 703 дня (рис. 1). За последние 3 года, благодаря постоянному увеличению срочности выпускаемых долговых ценных бумаг, средняя дюрация долга увеличилась почти в 3 раза.


    РЦБ: Как изменялись основные финансовые показатели региона за последние годы?

    А. Ф. С 2001 по 2005 г. размер собственных доходов областного бюджета увеличился в 3,6 раза - с 3,7 млрд до 13,5 млрд руб. При этом размер государственного внутреннего долга за аналогичный период возрос на 16% - с 2,4 до 2,8 млрд руб. Таким образом, за данный период времени существенно - с 66 до 20% - сократилось отношение госдолга к уровню собственных доходов. Расходы на обслуживание госдолга за данный период времени сократились с 3,1 до 1,5% от расходов областного бюджета. Можно с полным правом сказать, что бюджет Томской области обладает большим запасом прочности при работе с заемными денежными средствами. В ноябре 2005 г. область погасила свой дебютный публичный облигационный заем на 400 млн руб., который был выпущен в 2003 г. В настоящее время в обращении на бирже находится 3 облигационных займа на общую номинальную сумму 2 млрд руб. По состоянию на 10 мая 2006 г. размер внутреннего долга Томской области составил 3,085 млрд руб., в том числе доля государственных ценных бумаг - 2,151 млрд руб., или 70% (рис. 2).


    Немаловажный финансовый фактор - изменение статуса Томской области: с 2006 г. Томская область стала регионом-"донором". Это накладывает дополнительные обязательства и вызывает сложности, однако позволяет получить больше свободы в формировании финансов области.

    РЦБ: Как отразилась реформа межбюджетных отношений на бюджете Томской области?

    А. Ф. С 2006 г. в консолидированном бюджете области появились бюджеты 120 поселений и 20 округов. Большинство административных единиц, за исключением областного центра, не смогут самостоятельно выступать в качестве заемщика кредитных ресурсов в связи с параметрами их бюджетов. На местные уровни были переданы 3 налога: налог на имущество физических лиц, земельный налог и 10% от налога на доходы физических лиц. Если говорить о возможных негативных последствиях для областного бюджета, связанных с перераспределением доходов, то в связи с тщательной подготовкой к реформе на местном уровне удалось избежать ситуации по ухудшению качества регионального бюджета.

    РЦБ: Известно, что увеличение доходов позволило Москве в прошлом году выкупить значительный объем своих долговых обязательств. Выходила ли область на вторичный рынок для выкупа своих обязательств в связи с получением дополнительных доходов?

    А. Ф. В 2005 г. в областной бюджет поступили дополнительные доходы в размере более 10% от запланированного объема, что позволило начать работу на вторичном рынке, выкупив небольшую часть своих долговых обязательств с рынка. В основном выкупали "короткие" облигационные займы, которые снижают среднюю дюрацию долга и достаточно дороги в обслуживании.

    РЦБ: Как строится долговая политика в вашем регионе?

    А. Ф. Из приведенных выше цифр видно, что на протяжении последних 5 лет абсолютная величина внутреннего долга оставалась примерно на одном уровне при постоянном росте собственных доходов. Благодаря наработанной практике и основываясь на долгосрочном финансовом плане, мы ввели для себя дополнительное внутреннее ограничение уровня долга. В настоящее время Бюджетным кодексом установлен максимальный размер уровня долговой нагрузки в размере 100% от уровня собственных доходов. Для себя мы приняли решение определить этот показатель как 50% от уровня собственных доходов. Таким образом, он составляет 20%.

    РЦБ: Каким принципам вы следуете при размещении биржевых облигационных займов?

    А. Ф. Главное при выборе параметров займа - профиль долга и дефицит областного бюджета. В соответствии с принятой Стратегией развития Томской области до 2020 г. в областном бюджете запланирован большой объем капитальных вложений, которые будут финансироваться, в том числе, за счет заемных средств. Поэтому в ближайшие годы абсолютная величина долга будет увеличиваться. В связи с постоянным ростом доходов областного бюджета мы рассчитываем, что уровень долга останется на безопасном уровне, что устранит опасения инвесторов и позволит нам продолжить работу по сокращению расходов на обслуживание долга.
    Важной задачей при планировании всех заимствований является снижение риска рефинансирования долга. С этой целью мы проводим политику равномерного профиля погашения долга по срокам заимствований. При планировании облигационного займа учитывается нагрузка на областной бюджет при его погашении таким образом, чтобы общая сумма долговых обязательств не превышала уровня капитальных расходов в соответствующий период.

    РЦБ: Известно, что во всем мире инвесторы обращают пристальное внимание на прозрачность деятельности субъектов экономики. Что делается в этом направлении Администрацией Томской области?

    А. Ф. Мы прекрасно понимаем, что недостаток информации негативно сказывается на репутации эмитента и в конечном счете отражается на инвестиционной привлекательности его долговых обязательств. В соответствии с действующим законодательством на нашем сайте (www.findep.tomsk.gov.ru) оперативно публикуются данные об исполнении областного и консолидированного бюджетов Томской области и показатели долговой книги. Также в ближайшее время появится возможность интерактивного общения инвесторов посредством интернет-сайта Департамента финансов Администрации Томской области, где можно будет задать любой интересующий вопрос о финансовом состоянии области. Один из факторов прозрачности - наличие кредитного рейтинга заемщика. В 2003 г. Томской области был присвоен рейтинг международного рейтингового агентства Standard & Poor's. В 2004 г. он был повышен на одну ступень - до ruА по российской шкале. Осенью прошлого года данный рейтинг был подтвержден на фоне улучшающегося качества управления государственным долгом.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Экономика США - 2005: тест на прочность пройден
Основные риски emerging debts в 2006 г.
Срочный рынок для предприятий реального сектора
"Потемкинская деревня" для деривативов
Битва за российские IPO
Тенденции на рынках IPO в мире и СНГ
Методы публичной продажи акций (IPO)
Российский рейтинг IPO. Исследование процессов первичного публичного размещения акций в 2005 г.
Работа брокера на бирже AIM
ОАО "Седьмой Континент": опыт первичного предложения акций
Прогноз развития внутреннего российского рынка первичных публичных размещений акций
Некоторые особенности поведения участников рынка FOREX
Точки роста Сибири
Развитие финансового рынка Сибири
Особая экономическая зона как инструмент региональной инвестиционной политики Томской области
Создание регионального венчурного фонда в партнерстве бизнеса и власти
Успешный год для Томской области
Критерии привлекательности облигационного займа субъекта РФ и муниципального образования
Мясной рынок - территория для инвесторов
"Интерес к России перестает быть чисто академическим"
Россия как объект инвестиций

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100