Casual
РЦБ.RU

Создание регионального венчурного фонда в партнерстве бизнеса и власти

Май 2006


    В 2005 г. Томская область выиграла конкурс Минэкономразвития на право получения субвенции на создание регионального венчурного фонда для привлечения инвестиций в малые инновационные предприятия. Реализация данного проекта поможет всем его участникам приобрести неоценимый опыт, а также даст шанс инновационным компаниям получить финансирование на цивилизованных условиях.

    Одним из ключевых критериев подготовленности той или иной территории для развития инновационного высокотехнологичного бизнеса является уровень развития соответствующей инфраструктуры, включая институты, обеспечивающие взаимодействие между наукой и бизнесом.
    В 2002 г. совместно с международными экспертами в Томской области была разработана и утверждена первая в России региональная Стратегия инновационного развития. В числе ее основных задач - создание инновационной инфраструктуры для поддержки стартующего и развивающегося наукоемкого бизнеса. В результате реализации стратегии на сегодняшний день в Томске уже сформирована система поддержки развития инновационного предпринимательства, которая включает в себя:

  • различную инфрастуктуру для инновационного бизнеса, в том числе бизнес-инкубаторы, офисы коммерциализации технологий, центры коллективного пользования и др.;
  • систему подготовки и повышения квалификации кадров для инновационного бизнеса;
  • механизмы финансовой поддержки инновационного предпринимательства.
        Говоря о финансовых механизмах поддержки, необходимо отметить, что они различны, начиная от бюджетных грантов предприятиям и авторским коллективам на воплощение идеи в макет и далее в опытный образец и заканчивая предоставлением бюджетных гарантий и различных субсидий предприятиям, привлекающим долговое финансирование на организацию серийного производства инновационной продукции. Система поддержки выстроена таким образом, что на каждом этапе развития проекта - от идеи до рыночной реализации - стимулируется увеличение доли внебюджетных средств в финансировании.
        Проведенные в рамках разработки Стратегии развития области до 2020 г. исследования показали, что в ряду ключевых факторных условий, на улучшении которых необходимо сфокусировать свое внимание областной администрации, самое значимое место занимает доступ к капиталу, прежде всего к средствам стратегических и финансовых инвесторов, рисковому капиталу. До недавнего времени в цепочке финансовой поддержки томских инновационных предприятий отсутствовало очень важное звено - региональный венчурный фонд. Надо отметить, что работа по привлечению венчурных инвестиций в Томскую область проводится с 2003 г. Можно привести примеры реализованных проектов Оксфордского венчурного фонда "ОРБИТ", сотрудничество с сетями бизнес-ангелов. К 2005 г. мы подошли с продуманной концепцией создания регионального венчурного фонда, и Томская область стала одним из победителей конкурса, организованного Министерством экономического развития и торговли РФ, на получение субсидии из федерального бюджета для формирования регионального венчурного фонда.
        Иногда приходится слышать, что власть занимается не своим делом, что принимать на себя высокие риски, которые характерны для венчурного бизнеса, неприемлемо для бюджета. В этой связи хотелось бы подробнее остановиться на обосновании необходимости государственного участия в создании венчурного фонда.
        Сегодня в регионах с высоким инновационным потенциалом, таких как Томская область, спрос на венчурный капитал не вызвал появления адекватного предложения. Очевидно, для этого есть целый комплекс причин. Не в последнюю очередь это связано с тем, что в России традиционные инвестиции в фондовые инструменты при умелом управлении показывают доходность, сравнимую с венчурными инвестициями, при существенно меньших рисках. В связи с этим на рынке присутствуют множество управляющих компаний, которые очень эффективно управляют традиционными инвестиционными фондами, и только единицы профессиональных команд имеют историю успеха в управлении венчурными фондами.
        Сегодня тем более сложно привлечь профессиональную управляющую компанию, имеющую опыт работы с венчурными инвестициями в российские инновационные компании на ранней стадии их развития, для работы с региональным венчурным фондом. Их интересует управление гораздо более крупными фондами, чем тот, который создается в Томской области. Очевидно, что для компаний, которые участвовали в конкурсе на право управления венчурным фондом Томской области, вопрос получения вознаграждения не был определяющим. Их интерес состоял скорее в приобретении дополнительного опыта и вхождении на территорию с серьезным инновационным потенциалом и уникальными условиями для работы внедренческих компаний, прежде всего, в рамках особой экономической зоны технико-внедренческого типа.
        Кроме того, управляющие компании могут иметь опасения относительно того, как будет организован поток качественных проектов для финансирования, особенно учитывая ограниченность регионального рынка. Вопрос часто заключается в том, насколько сами предприниматели готовы принять финансирование от венчурного капиталиста. Нередко инновационная компания не может адекватно оценить собственный бизнес, не готова предоставить потенциальному инвестору даже блокирующий пакет акций в обмен на необходимое финансирование. Однако постепенно ментальность инновационных предпринимателей меняется, они начинают видеть в инвесторе потенциального партнера, который поможет более эффективно управлять проектом и достичь амбициозных целей.
        В Томске для начала работы фонда создан уже немалый задел. Как уже отмечалось, сформирована инновационная инфраструктура, включающая в себя офисы коммерциализации научно-технических разработок, бизнес-инкубаторы, в том числе студенческие, инновационно-технологические центры, центры трансфера технологий и коллективного пользования научным оборудованием, сертификационные центры и др. Создается особая экономическая зона технико-внедренческого типа. Нет сомнений в том, что многие томские разработки имеют серьезные рыночные перспективы.
        Все изложенное выше убедило нас в том, что для создания такого важнейшего элемента региональной инновационной инфраструктуры, как венчурный фонд, необходимо использовать механизм государственно-частного партнерства. Для того чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, власть должна на начальном этапе становления венчурного фонда снизить риски инвестора, используя для этого бюджетный ресурс.
        Успех проекта создания регионального венчурного фонда будет зависеть от множества различных внешних и внутренних факторов. Вместе с тем есть уверенность в том, что реализация проекта поможет всем его участникам приобрести неоценимый опыт, даст шанс инновационным компаниям получить финансирование на цивилизованных условиях.

    • Рейтинг
    • 0
    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Экономика США - 2005: тест на прочность пройден
    Основные риски emerging debts в 2006 г.
    Срочный рынок для предприятий реального сектора
    "Потемкинская деревня" для деривативов
    Битва за российские IPO
    Тенденции на рынках IPO в мире и СНГ
    Методы публичной продажи акций (IPO)
    Российский рейтинг IPO. Исследование процессов первичного публичного размещения акций в 2005 г.
    Работа брокера на бирже AIM
    ОАО "Седьмой Континент": опыт первичного предложения акций
    Прогноз развития внутреннего российского рынка первичных публичных размещений акций
    Некоторые особенности поведения участников рынка FOREX
    Точки роста Сибири
    Развитие финансового рынка Сибири
    Особая экономическая зона как инструмент региональной инвестиционной политики Томской области
    Создание регионального венчурного фонда в партнерстве бизнеса и власти
    Успешный год для Томской области
    Критерии привлекательности облигационного займа субъекта РФ и муниципального образования
    Мясной рынок - территория для инвесторов
    "Интерес к России перестает быть чисто академическим"
    Россия как объект инвестиций

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
    Тимур Нигматуллин
    Чего ожидать от российской экономики и финансового рынка в 2017 году?
    После трех кризисных лет — 2014 и 2016 гг. — в текущем году наконец-то начнется долгожданный восстановительный рост основных макроэкономических индикаторов.
    Сергей Хестанов
    Фактор Китая
    Экономика России сильно зависит от цен на сырье, и прежде всего на нефть. Одним из важнейших факторов стратегического роста нефтяных цен в 1999—2014 гг. был возросший объем потребления ресурсов экономикой Китая.
    Елизавета Белугина
    2017 год: новые вызовы для финансовых рынков
    Год 2016-й стал периодом сильнейших политических шоков.
    Павел Ким
    IR в России: высокая самооценка, но низкая репутация
    Осенью 2016 г. было проведено исследование, посвященное анализу самооценки IR-подразделений российских публичных компаний, определению их текущей роли и значимости и ближайших перспектив развития. Результаты представлены в данной статье.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100