Casual
РЦБ.RU

Особая экономическая зона как инструмент региональной инвестиционной политики Томской области

Май 2006


    Принимать сбалансированные во всех отношениях инвестиционные решения, снимая тем самым зависимость от изменений внешней и внутренней экономической среды, возможно только при условии наличия долговременных ориентиров экономического развития. Такие ориентиры были сформулированы в Стратегии развития Томской области до 2020 г. (далее - Стратегия), принятой в конце 2005 г. Государственной думой Томской области.

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБЛАСТИ

    Причин, побудивших нас разработать долгосрочную стратегию развития области, несколько. Первая - это зависимость экономики региона от сырьевых секторов, усугубившаяся ситуацией с ОАО "Томскнефть", которое существенно снизило объемы добычи нефти и инвестиций в основной капитал. Конечно, это сказалось на темпах роста экономики области в целом, так как нефтяная отрасль и сегодня обеспечивает до 50% промышленного производства и до 30% доходов консолидированного бюджета. Вторая - конкуренция регионов за привлечение инвестиций и высококвалифицированных кадров. Третья - низкий уровень доходов населения (по данным социологического опроса жителей области), несмотря на лидирующие позиции по этому показателю в Сибирском федеральном округе и 15-е место в Российской Федерации.
    Томская область богата природными ресурсами, которые играют весомую роль в экономике региона. Именно сотрудничество с нефтегазовыми предприятиями позволило томскому научно-образовательному комплексу не только сохранить свои позиции на российском рынке, но и стать одной из ведущих отраслей экономики региона, обеспечивая 7% ВРП. Другой пример - томские предприятия, работающие в сфере информационно-коммуникационных технологий, большинство из которых были созданы под реализацию задач "нефтянки".
    Скорее всего, в ближайшие 10-15 лет сырьевые проекты - поиск и добыча углеводородов на территории Обского правобережья, разработка месторождений железной руды в Бакчарском районе и развитие лесопромышленного комплекса - останутся одними из приоритетных для Томской области.
    Однако для нас совершенно очевидно, что реализовать задачу повышения уровня благосостояния населения области можно при условии принципиального изменения структуры экономики и создания предпосылок для поддержания тех отраслей, где создается высокая добавленная стоимость и, следовательно, выплачивается достойная зарплата. В ходе разработки Стратегии наиболее перспективными с точки зрения научного, производственного и кадрового потенциала на территории Томской области признаны информационно-коммуникационные и электронные технологии, производство новых материалов и нанотехнологии, биотехнологии и медицинские технологии. Выбор приоритетов стратегического развития области был основан на оценке потенциала роста ключевых секторов экономики с учетом влияния мировых и национальных экономических тенденций и трендов, а также стратегического фокуса Администрации области.
    Как показывает мировой опыт, один из самых эффективных инструментов развития указанных секторов, а значит, и создания высокооплачиваемых рабочих мест, - особые экономические зоны.

ЗНАЧИМОСТЬ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН

    По результатам конкурса в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. № 783 особая экономическая зона технико-внедренческого типа создана на территории г. Томска. Получаемый в результате реализации этого проекта совокупный социально-экономический эффект свидетельствует о его высокой значимости для достижения поставленных стратегических целей области. В первую очередь это формирование уникальной деловой среды для активного развития инновационного бизнеса, производства научно-технической продукции и вывода ее на внутренний и внешний рынки. Перечислим основные преимущества особых экономических зон:

  • современная материально-техническая база для развития технико-внедренческой деятельности;
  • развитая сеть услуг для инновационного бизнеса (консалтинговых, маркетинговых, юридических и др.);
  • эффективный доступ к финансовым ресурсам (фондам прямых инвестиций, венчурным фондам и т.д.);
  • благоприятный режим ведения предпринимательской деятельности;
  • широкие возможности для реализации экспортного потенциала;
  • доступ к профессиональным кадровым ресурсам;
  • систематический обмен между компаниями передовыми знаниями и лучшей практикой.
        По сути, особая экономическая зона является площадкой для реализации не только инвестиционных проектов в инновационной сфере, но и проектов совершенствования транспортной, жилищной, социально-бытовой инфраструктуры.

    СОЗДАНИЕ ОЭЗ НА ТЕРРИТОРИИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

        Администрация Томской области предлагает инвесторам проекта создания особой экономической зоны (ОЭЗ) новые формы сотрудничества. Так, до конца 2007 г. планируется в основном завершить строительство инженерной и транспортной инфраструктуры на участке особых экономических зон и на прилегающих территориях. Одновременно со второй половины 2006 г. начнется строительство и реконструкция научно-производственных зданий (за счет инвесторов и резидентов). На формирование инфраструктуры всех российских особых зон федеральный бюджет израсходует в течение ближайших 4 лет не менее 43 млрд руб., а с учетом средств субъектов Российской Федерации на финансирование будет затрачено 78 млрд руб. Только в текущем году на создание инфраструктуры ОЭЗ Томска из бюджетов всех уровней будет направлено более 1,6 млрд руб. Именно поэтому в настоящее время мы осуществляем адресную работу с российскими и международными компаниями по открытию в ОЭЗ Томска подразделений, занимающихся НИОКР. По нашему мнению, повысить интерес компаний к реализации наукоемких, высокотехнологичных проектов в ОЭЗ Томска может следующее:
        1. При реализации инновационного проекта в ОЭЗ предприятие экономит 25-30% на издержках. В частности, одним из факторов, снижающих инвестиционную и предпринимательскую активность в стране, является высокий уровень административных барьеров. Специальный административный режим - режим "одного окна" - позволяет резидентам ОЭЗ быстро пройти все разрешительные процедуры и оформить необходимые документы на всех стадиях реализации проекта. Создание инженерной, телекоммуникационной инфраструктуры за счет бюджетов разных уровней поможет сократить стоимость инвестиционных проектов для резидентов ОЭЗ на 8-12%. Существенное значение для резидентов имеют предусмотренные федеральным законодательством об особых экономических зонах специальные налоговые и таможенные льготы. В феврале 2006 г. Государственная дума Томской области приняла законы о предоставлении дополнительных льгот по налогу на имущество, прибыль, транспортному налогу.
        2. Томск обладает колоссальным научно-образовательным потенциалом. Так, 30% населения имеет высшее образование, что намного больше среднего показателя по стране. Фактически по всем приоритетным отраслям созданы системы подготовки кадров. По оценке международных институтов и некоторых крупнейших компаний, уровень подготовки студентов, которые сегодня заканчивают томские вузы, - один из самых конкурентоспособных в стране. Более того, по уровню подготовки по многим специальностям учебные заведения Томска в настоящее время занимают, бесспорно, лидирующие позиции в России. Компании, работающие в регионе, получат возможность привлекать и использовать высококвалифицированные кадры.
        Томская область интересна для венчурных инвесторов. Благодаря имеющемуся научно-производственному потенциалу каждый год появляется дополнительно 20-30 новых внедренческих фирм. Только в области информационно-коммуникационных технологий сегодня действуют более 500 компаний и частных предпринимателей. В прошлом году Томская область выиграла конкурс Минэкономразвития России на создание регионального венчурного фонда. Из федерального и областного бюджетов было выделено по 30 млн руб. для его организацию. В 2006 г. профессиональная управляющая компания, выбранная на открытом конкурсе, привлечет в фонд еще не менее 60 млн руб. Таким образом, в ближайшие 7 лет томские венчурные проекты будут профинансированы на сумму более 120 млн руб. Этих средств, конечно, недостаточно для реализации огромного инновационного потенциала области. Однако созданный венчурный фонд - только первый шаг на пути формирования системы венчурного финансирования. Мы открыты для сотрудничества с венчурными инвесторами, желающими вложить свои средства в томские разработки, и готовы оказывать государственную поддержку совместным проектам.
        Проект ОЭЗ повлечет за собой создание дополнительных рабочих мест как в компаниях-резидентах, так и на сервисных предприятиях (ЖКХ, транспорт, социально-бытовые услуги и т. д.). Для обеспечения жильем специалистов на территории, прилегающей к участку особой экономической зоны, планируется возвести жилой район на 42,5 тыс. жителей. Администрация области приглашает к сотрудничеству партнеров - строительные компании, которым интересен проект комплексной застройки территории. Для нас важно, чтобы компания использовала современные технологии, применяемые как в организации производства, так и в самом строительстве.

    ВЫВОДЫ

        Технико-внедренческая зона станет источником формирования условий для развития высокотехнологичных промышленных кластеров Томской области, куда войдут компании-поставщики и потребители, организации, готовящие кадры, исследовательские институты и т. д. Мировая практика свидетельствует о том, что работа в кластере позволяет достичь совершенно иного уровня производительности труда и, как следствие, получить новый масштаб добавленной стоимости. Это еще один фактор, который необходимо учитывать компаниям, принимающим решение о вхождении в особую экономическую зону Томска.
        Администрация области и томское бизнес-сообщество серьезно настроены на интеграцию в российское и международное экономическое пространство. Мы заявляем о себе как о территории, которая устойчиво и успешно развивается. Любой инвестор всегда взвешивает риски. Если компания имеет историю успеха в регионе, где созданы условия для стабильного роста, есть качественные кадры, администрация, способная помочь бизнесу, можно не только открыть, но и без лишних препятствий закрыть предприятие, то, выбирая место для вложения средств, инвестор выберет Томск. Со своей стороны мы гарантируем бизнесу защиту от коррупции и бюрократии. В области выстроена система государственной поддержки инвестора, в том числе его персональное сопровождение, предоставление государственных гарантий, субсидий и налоговых льгот.
        В мае 2006 г. Администрация Томской области совместно с Издательским домом "РЦБ" проводит межрегиональную инвестиционную конференцию Сибирского федерального округа "Финансовые инструменты для развития предприятий: реальный опыт и проблемы". Ее цель - собрать в одной аудитории участников инвестиционного процесса для обсуждения вариантов взаимовыгодного сотрудничества. Использование всех видов финансовых инструментов и услуг обеспечит доступ предприятиям области к финансовым ресурсам для своего развития, в том числе путем участия в проекте создания особой экономической зоны.
        К сожалению, отдача от технико-экономической зоны проявится не завтра. В Европе первые серьезные результаты и для людей, и для бюджета от таких зон стали отмечаться только через 10-15 лет. Мы ждем итогов через 3-5 лет. Сегодня мы только в самом начале пути. Однако, выиграв федеральный конкурс на создание особых экономических зон и первыми в России открыв площадку технико-внедренческой зоны, нам удалось доказать, что Томская область способна и готова заниматься этим проектом всерьез, а сотрудничество с нами станет успешным для наших партнеров.

    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Экономика США - 2005: тест на прочность пройден
    Основные риски emerging debts в 2006 г.
    Срочный рынок для предприятий реального сектора
    "Потемкинская деревня" для деривативов
    Битва за российские IPO
    Тенденции на рынках IPO в мире и СНГ
    Методы публичной продажи акций (IPO)
    Российский рейтинг IPO. Исследование процессов первичного публичного размещения акций в 2005 г.
    Работа брокера на бирже AIM
    ОАО "Седьмой Континент": опыт первичного предложения акций
    Прогноз развития внутреннего российского рынка первичных публичных размещений акций
    Некоторые особенности поведения участников рынка FOREX
    Точки роста Сибири
    Развитие финансового рынка Сибири
    Особая экономическая зона как инструмент региональной инвестиционной политики Томской области
    Создание регионального венчурного фонда в партнерстве бизнеса и власти
    Успешный год для Томской области
    Критерии привлекательности облигационного займа субъекта РФ и муниципального образования
    Мясной рынок - территория для инвесторов
    "Интерес к России перестает быть чисто академическим"
    Россия как объект инвестиций

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100