Casual
РЦБ.RU

Точки роста Сибири

Май 2006


    Интервью с заместителем Полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе Игорем Простяковым
    Сибири необходима комплексная программа развития территории, которая должна опираться на принцип государственного и частного партнерства, учитывать интересы крупных компаний и стимулировать частные инвестиции в Сибирь за счет государственных вложений. Финансирование коммерческих проектов должно осуществляться за счет частных инвестиций, а социальных и инфраструктурных проектов - за счет федерального бюджета и региональных источников.

    РЦБ: Игорь Игнатьевич, расскажите о стратегии экономического развития Сибири. Как будет происходить привлечение средств? Какие проекты могут быть наиболее привлекательными для частных инвестиций? В чем специфика СибФО по отношению к другим регионам с точки зрения инвестиционных проектов?

    И. П. Сибирь прежде всего привлекательна своими природными ресурсами, Извлекаемые разведанные запасы нефти в Сибирском федеральном округе составляют 13% российских запасов, природного газа - 14%, угля - 80%, древесины - более 40%, меди - 70%, никеля - 68%, свинца -86 %, цинка - 77%, молибдена - 82%, золота - 41%, металлов платиновой группы - 99%. Вторая особенность - это тяжелые климатические условия, вследствие чего развитие региона на основе мелкого хозяйства или "челноков" неэффективно. Поэтому основной особенностью экономического развития региона является ориентация региона на крупные проекты. Все остальное, т. е. вся инфраструктура, "прикладывается" к крупным проектам. Следующая особенность Сибири - ее самодостаточность с точки зрения сельского хозяйства. Наш регион сам себя прокармливает и является ресурсопоставляющим. И последнее, что я бы отнес к особенностям региона, - это высокий научный потенциал. В 50-х годах в Новосибирске было создано отделение Академии наук. Стратегия развития Сибири базируется именно на этих преимуществах и особенностях.
    В настоящее время богатые запасы Сибири - это первая точка роста, на которую опирается Стратегия. В территориальном разрезе я бы отметил следующие месторождения, имеющие наибольший потенциал в среднесрочной перспективе: Удаканское месторождение меди (третье в мире), которое пока не осваивается; месторождения нефти, газа, гелия. Стратегия рассчитана на крупные проекты, к которым прикладывается большое количество средних и мелких проектов. Стратегия разработана до 2020 г. и включает порядка 100 крупных проектов, в том числе таких, которые позволят создать на территории Сибири 5-6 мировых центров. Суммарные инвестиции по всем проектам Стратегии оцениваются на уровне 84 млрд долл. Ожидаемый прирост ВРП от реализации этого пакета проектов может составить до 16 млрд долл., что означает вполне приемлемую оценку среднего срока окупаемости инвестиций в 5 лет, или среднюю рентабельность в 20%. Общий объем необходимых инвестиций за период 2006-2020 гг. оценивается примерно в 270 млрд долл. Инвестиционные потребности проектов, предусмотренных в Стратегии, составляют около 30% от общих инвестиций.
    В Стратегии предусмотрено развитие инновационной составляющей на базе существующего научного потенциала региона и высокого потенциала оборонной промышленности, способной осваивать высокие технологии, развитие мелких внедренческих компаний.
    Еще одной точкой роста должно быть создание и развитие особых экономических зон. Помимо Томской области, рассматривается возможность создания таких зон в других субъектах СибФО.
    Следующим составным элементом Стратегии является развитие среднего и малого бизнеса для развития и обслуживания соответствующей инфраструктуры вокруг крупных проектов.
    Я считаю, что точкой роста для Сибири является также управленческая составляющая. Мы считаем, что для Сибири нет проблемы удвоения ВВП в том плане, как это обсуждается в Российской Федерации, так как вопрос управления регионом в целом, отдельными субъектами Федерации или проектами решается достаточно эффективно. В качестве примера приведу взаимоотношения СибФО с Китаем: за последние 2 года внешнеторговый оборот увеличился в 2,3 раза.
    В настоящее время наибольшей проблемой для СибФО я считаю сокращение численности населения. Исторически Сибирь поощрялась для переселения. Во времена царской России переселенцев освобождали от воинской повинности, давали бесплатно земельные участки, выделяли деньги на семью, в советские времена в Сибири были большие возможности для хороших заработков. Сейчас все изменилось: уровень жизни, например, на 20% ниже, чем в среднем по РФ, а по сравнению с рядом регионов он ниже на 80%. В результате в конце 1990-х гг. впервые в истории начался отток населения из Сибири. Причем уезжает наиболее активная и работоспособная часть населения.
    За последние 5 лет население Сибири сократилось почти на 2 млн человек и составляет на данный момент 19, 5 млн человек. В связи с этим очень важно предусматривать развитие социальной инфраструктуры. В настоящее время Анатолий Квашнин, Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, ставит вопрос о разработке федеральной целевой программы развития Сибири, в которой должно быть предусмотрено решение этих проблем. В рамках этой программы должны быть предприняты совместные усилия и бизнеса, и реального сектора экономики, и государства, которое отвечает за производственную, и социальную инфраструктуру.

    РЦБ: Как происходит выбор субъекта для создания особой экономической зоны? Можно ли сейчас отметить конкретную область или край СибФО, где будут создаваться ОЭЗ? Как относятся главы субъектов Федерации к возможности создания особой зоны именно в их области, крае?

    И. П. В конце мая пройдет совещание с участием руководителей всех 16 субъектов СибФО и представителей Федерального агентства по особым экономическим зонам: руководителей ФА и специалистов. В рамках этого совещания мы планируем рассмотреть возможности всех видов зон и их специфику, возможности организации применительно к конкретным субъектам с точки зрения промышленности, туризма и т. д. Я думаю, что в отношении особых экономических зон нам предстоит многое менять в целом по РФ. Сегодня существует всего два вида зон с очень жесткой системой управления.
    С точки зрения эффективности применения гибких моделей с учетом специфики того или иного региона очень полезен опыт Китая, с которым мы сейчас активно сотрудничаем. Там всегда ставятся очень конкретная задача и срок, например обеспечить развитие электронной промышленности. Выбор зоны происходит на основе конкурса. Что касается выбора места, то все зависит от целей создания, например Байкал или Республика Алтай являются идеальными с точки зрения развития туризма как для внутреннего, так и для внешнего рынка - создание не только новых гостиниц и инфраструктуры, но и, что очень важно, новых маршрутов, например Байкал - Алтай - Самарканд (Узбекистан) - Труфан (Китай).

    РЦБ: В рейтинге МЭРТ по уровню развития финансового рынка и его инфраструктуры в Группу "В" вошли Новосибирская, Иркутская, Кемеровская, Томская области, Красноярский край. Как Вы оцениваете уровень развития данных субъектов по сравнению с другими субъектами СибФО?

    И. П. С 1990-х гг. Сибирь проигрывает с точки зрения развития финансовых рынков, финансовой инфраструктуры. Большинство крупных компаний зарегистрированы в Москве или других финансовых центрах. Приведем в качестве примера ситуацию с Сибнефтью, когда после сделки с Газпромом меняется место регистрации компании - из Омска в Санкт-Петербург. Это создает не очень благоприятный прецедент для регионов. Безусловно, многое зависит от главы субъекта Федерации, который обеспечивает благоприятные условия, включающие налоговые льготы, содействие в получении земельных участков и т. д. Но когда происходит переход крупных компаний, это приводит к тому, что у руководителей регионов снижается мотивация осуществления эффективного экономического развития данного региона.
    Когда мы провели анализ, почему Сибирь превратилась за 10 лет в дотационный регион, кроме Красноярского края, то пришли к выводу, что действует очень много факторов, которые не зависят от самих субъектов.
    Во-первых, налогооблагаемая база выводилась за пределы региона, например до 30% в Кемеровской области. В Стратегии институциональная среда Сибири оценена как неблагоприятная, что связано с существующими в настоящее время условиями для вывоза капитала в европейскую часть страны и за границу. По своим масштабам размеры вывоза сопоставимы с валовым региональным продуктом Сибири. Острый дефицит финансовых ресурсов - одно из главных препятствий роста. Во-вторых, основные финансовые ресурсы сосредоточены в Москве. В-третьих, в товарообороте преобладает экспорт, налоги от которого идут в федеральный бюджет.
    Концентрация финансовых рынков в центре приводит к тому, что финансовая инфраструктура также ориентирована на Москву, Санкт-Петербург и ряд других крупных городов. Это касается и банковского сектора, и страхования. При этом если посмотреть, сколько машин выезжает за пределы субъекта Федерации, то по сравнению с центральными регионами - немного, в ряде случаев до 95% не выезжают за пределы региона. Но если произошел страховой случай, страхователь имеет дело с представительством компании, которое не принимает решение, а направляет все документы в Москву. Поэтому вся дальнейшая процедура занимает значительно больше времени. Мы старались сдерживать отток финансовых рынков в центр, и первым откликнулось Министерство финансов - поддержало нас в вопросах, касающихся прежде всего страхования, а также кредитования, участия в ипотечной программе и т. д.
    Впрочем, я считаю, что в ближайшие 3-4 года 5 или 6 субъектов Федерации СибФО могут выйти на финансовую самодостаточность. Тем более что правила игры государственного и частного партнерства сделаны и осуществляются у нас лучше, нежели в европейской части РФ. Кроме Красноярского края, в числе наиболее развитых с точки зрения финансовых рынков можно отметить Кемеровскую Омскую, Новосибирскую, Томскую, Иркутскую области, затем Алтайский край. Дифференциация, которая сейчас существует между регионами, является 6-кратной, и это, безусловно, негативный фактор.
    Если говорить откровенно, у нас до сих пор в России федеральной региональной политики нет. Создание Министерства регионального развития позволит провести определенную систематизацию взаимодействия центра с регионами, разработать политику, потому что выделение дотаций - это не политика. Например, если по всем основным экономическим показателям СибФО составляет 13-17% в РФ, то доля федеральных целевых программ для региона - менее 5%. И это очень негативный сигнал для инвесторов, особенно для иностранных.

    РЦБ: Как проходит реформа энергетики в СибФО? Что это дает федеральному округу?

    И. П. Хотя многие губернаторы высказывались за то, чтобы реформа пошла несколько позднее, фактически реформа в СиБФО идет такими же темпами, как везде. Такая позиция глав субъектов Федерации была связана с тем, что существует очень большой риск сбоев. Когда климатические условия такие, что зимой температура опускается до -570, не только люди, техника не выдерживает. Взрыв газопровода в Томской области был связан именно с тем, что металл не выдержал низких температур.
    В целом жилищно-коммунальное хозяйство находится в крайне тяжелом положении. Что касается развития энергетики в Сибири, то я хотел бы отметить следующее. Во-первых, мы должны наращивать мощности, так как на рубеже 2007-2008 гг. мы станем энергодефицитным регионом. Во-вторых, мы рассматриваем возможность строительства атомных станций. И в-третьих, мы внесли предложение в Минпромэнерго сделать пилотный проект по энергосбережению. Для Сибири энергосбережение столь значимо именно из-за суровых климатических условий.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Экономика США - 2005: тест на прочность пройден
Основные риски emerging debts в 2006 г.
Срочный рынок для предприятий реального сектора
"Потемкинская деревня" для деривативов
Битва за российские IPO
Тенденции на рынках IPO в мире и СНГ
Методы публичной продажи акций (IPO)
Российский рейтинг IPO. Исследование процессов первичного публичного размещения акций в 2005 г.
Работа брокера на бирже AIM
ОАО "Седьмой Континент": опыт первичного предложения акций
Прогноз развития внутреннего российского рынка первичных публичных размещений акций
Некоторые особенности поведения участников рынка FOREX
Точки роста Сибири
Развитие финансового рынка Сибири
Особая экономическая зона как инструмент региональной инвестиционной политики Томской области
Создание регионального венчурного фонда в партнерстве бизнеса и власти
Успешный год для Томской области
Критерии привлекательности облигационного займа субъекта РФ и муниципального образования
Мясной рынок - территория для инвесторов
"Интерес к России перестает быть чисто академическим"
Россия как объект инвестиций

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100