Casual
РЦБ.RU

ОАО "Седьмой Континент": опыт первичного предложения акций

Май 2006


    Интервью с финансовым директором ОАО "Седьмой Континент" Вячеславом Красько

    РЦБ: Вячеслав Васильевич, как бы Вы могли охарактеризовать деятельность компании "Седьмой Континент"?

    В. К. ОАО "Седьмой Континент" - одна из ведущих и стремительно развивающихся российских розничных сетей. По нашим оценкам, на долю компании приходится примерно 29% московского рынка розничной торговли продуктами питания в сегменте супермаркетов. Более чем за 12 лет работы ОАО "Седьмой Континент" на российском рынке розничной торговли продуктами питания было открыто 118 магазинов в Москве, Московской и Калининградской областях: 116 - в формате супермаркета и 2 - в формате гипермаркета.
    Благодаря активному развитию сети, открытию новых магазинов и улучшению операционных показателей, среднегодовые темпы роста компании за последние 4 года составили около 50% (количество магазинов увеличилось с 22 на конец 2001 г. до 111 на конец 2005 г.). В июле 2005 г. компания начала выход на региональные рынки и приобрела 12 магазинов в Калининградской области, которые до этого работали под брэндом "Алтын".
    В 2005 г. суммарная годовая выручка ОАО "Седьмой Континент" возросла на 40% и составила 713 млн долл. По результатам работы в I кв. 2006 г. чистая выручка компании увеличилась на 37% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигла 223,2 млн долл.; чистая прибыль возросла на 109% и составила 19,8 млн долл.

    РЦБ: Какие финансовые и экономические цели преследует ваша компания в ходе осуществления IPO?

    В. К. Стратегия развития компании в настоящее время включает в себя региональное расширение посредством открытия гипермаркетов в Санкт-Петербурге, Рязани, Челябинске, Уфе, Красноярске, Ярославле и других крупных городах России, а также новых супермаркетов в Москве, Московской области и других регионах.
    Финансирование стратегии развития компании осуществляется за счет использования как собственного капитала предприятия путем реинвестирования прибыли, так и заемных средств. В частности, в 2005 г. ОАО "Седьмой Континент" заключило соглашение о предоставлении срочного кредита с Dresdner Bank AG (London) на сумму 90 млн долл. Организатором и единоличным лид-менеджером первого выпуска кредитных нот выступил МДМ-Банк.
    Основной формат, с которым компания выходит в регионы, - гипермаркет. В настоящее время уже открыто 2 гипермаркета в Москве и ведется строительство гипермаркетов в Санкт-Петербурге, Рязани, Челябинске, Уфе, Красноярске, Ярославле и других регионах. Поскольку срок окупаемости магазинов данного формата составляет около 5 лет, наиболее предпочтительной формой финансирования является дополнительное привлечение акционерного капитала. В этом случае акционеры получат хорошую доходность на вложенный капитал, а компания не понесет дополнительных издержек на обслуживание долга, увеличит свою кредитоспособность за счет роста собственного капитала, а также получит рыночную оценку стоимости бизнеса. Для финансирования стратегии развития компания провела два размещения акций дополнительного выпуска: IPO в ноябре 2004 г. и дополнительное размещение в апреле 2006 г., поступления по которым составили примерно 2,3 млрд и 6,6 млрд руб. соответственно.
    IPO акций ОАО "Седьмой Континент" состоялось в НП РТС 12 ноября 2004 г. Инвесторам был предложен пакет акций дополнительного выпуска объемом свыше 13% от уставного капитала компании. Цена размещения - 275 руб./акцию (9,59 долл. по курсу ЦБ РФ на 12 ноября 2004 г.).
    При принятии решения о дополнительном размещении акций мы также руководствовались задачей увеличить количество акций в свободном обращении. Данное решение отражает интересы миноритарных акционеров увеличить свою долю в капитале компании, а также должно повысить ликвидность ее акций.
    Размещение акций дополнительного выпуска ОАО "Седьмой Континент" состоялось 12 апреля 2006 г. в НП РТС. В рамках предложения было продано 10 480 603 обыкновенные именные акции дополнительного выпуска (что составляет около 14% от увеличенного уставного капитала компании), из которых 723 546 акций выкуплено акционерами, подавшими заявки в течение срока реализации преимущественного права. Остальная часть выпуска акций ОАО "Седьмой Континент" в количестве 9 757 057 шт. была продана широкому кругу российских и международных инвесторов. Спрос на акции компании превысил предложение почти в 2 раза. По итогам предложения количество акций ОАО "Седьмой Континент" в свободном обращении на рынке превысит 25%.
    Средства, полученные от проведения IPO и дополнительной эмиссии, направляются на реализацию программы развития сети в Москве и в регионах Российской Федерации.

    РЦБ: Почему компания приняла решение о первичном публичном предложении акций?

    В. К. Российский рынок розничной торговли продовольственными товарами в 1999-2005 гг. продемонстрировал бурный рост. По данным официальной статистики Росстата, оборот розничной торговли продовольственными товарами в России увеличился в 2005 г. до 113 млрд долл. по сравнению с 89 млрд долл. в 2004 г. В то же время происходит увеличение доли современных форматов розничной торговли, которая в 2005 г. составила, по разным оценкам, от 18 до 21%, и стремительный рост объемов продаж розничных сетей (средний рост продаж 10 крупнейших ритейлеров в прошлом году - свыше 40%). Среднегодовой рост оборота в 1999-2005 гг. составил около 22%. При этом концентрация рынка достаточно низкая: на долю 10 крупнейших сетей приходится около 10% рынка.
    В этих условиях от того, насколько быстро и эффективно развивается компания, как она наращивает объемы продаж и увеличивает торговые площади, повышает эффективность своей деятельности, зависит в итоге размер ее доли на формирующемся рынке. Поскольку темпы развития рынка высокие, для того чтобы следовать этой динамике, требуется максимально эффективно использовать все ресурсы. Если говорить о финансовой стороне вопроса, то привлечение дополнительного акционерного капитала придает существенный импульс развитию бизнеса. Кроме того, в связи с тем, что на рынке розничной торговли должны усилиться консолидационные процессы, привлечение акционерного капитала может стать одним из решающих факторов, определяющих состав лидеров рынка в ближайшие годы.

    РЦБ: Каковы, на Ваш взгляд, основные требования инвесторов, которым должна соответствовать компания при выходе на IPO - в России и за рубежом?

    В. К. Для успешного размещения акций компания должна выполнить ряд требований, предъявляемых юрисдикциями тех стран, где акции будут размещаться. Перечень этих требований широк, и основная их цель заключается в том, чтобы, с одной стороны, обеспечить инвестору максимально полную информацию о правовых, финансово-экономических, маркетинговых и иных аспектах деятельности компании, а с другой - защитить интересы потенциального акционера, привлекая для подтверждения перечисленной выше информации авторитетные аудиторские и юридические фирмы. Вместе с тем это необходимое, но недостаточное условие для привлечения инвесторов. Важно, чтобы у компании была четкая, основанная на глубоком знании рынка стратегия развития бизнеса.
    Компания должна знать свои сильные и слабые стороны, а также уметь использовать эти знания для достижения конкретных результатов, потому что в итоге именно результаты ее деятельности (доля на рынке, объемы продаж, рентабельность и пр.) определяют, насколько компания интересна инвесторам.
    Оценивая компанию, инвесторы рассматривают 3-5-летние перспективы ее развития. При этом необходимо отметить, что для международных и особенно российских инвесторов также важно, чтобы стоимость акций компании демонстрировала убедительный рост в краткосрочной перспективе - до 1 года. Вместе с тем стабильность в достижении этих результатов, соответствие фактических показателей прогнозам и ожиданиям менеджмента компании определяют степень доверия инвесторов к компании и их готовность вкладывать средства в ее ценные бумаги.

    РЦБ: Существует ли, по Вашему мнению, в России аналог западного road show при IPO? Какие методы использует ваша компания для привлечения внимания потенциальных инвесторов?

    В. К. Цель мероприятий по привлечению потенциальных инвесторов - донесение до них информации о компании, ее стратегии и результатах деятельности. На этапе подготовки к размещению одним из наиболее эффективных методов является проведение road show. Его успех во многом определяется как эффективностью самой компании, так и базой инвесторов, встречи с которыми обеспечивает андеррайтер размещения. За пределами периода подготовки к IPO можно использовать такие методы, как участие в конференциях, проведение индивидуальных встреч с инвесторами и организация конференц-звонков.
    В настоящее время некоторые российские инвестиционные институты организуют подобные конференции как за рубежом, так и в России. В отличие от road show, в конференции принимает участие сразу несколько компаний, заинтересованных в привлечении зарубежных инвестиций. На конференции проводятся индивидуальные встречи - one-on-one и "круглые столы".
    После осуществления IPO важно оперативно информировать инвесторов и остальных участников рынка о существенных фактах деятельности компании путем размещения пресс-релизов на лентах новостей, в средствах массовой информации и на корпоративном сайте компании.

    РЦБ: Как происходило формирование цены акций дополнительного выпуска?

    В. К. Существенным отличием процесса формирования цены при доразмещении ценных бумаг является наличие котировок акций, размещенных при IPO. Цена бумаг дополнительного выпуска формируется исходя из текущих рыночных цен акций, находящихся в свободном обращении. Кроме того, при формировании цены учитывается справедливая прогнозная стоимости акций, рассчитываемая на основе оценки динамики фундаментальных показателей компании. Окончательное решение о цене размещения принимается с учетом объема размещения и заявок, поступивших по результатам road show от потенциальных инвесторов. Также важно определение такого уровня цены, который не только позволит разместить все акции, но и обеспечит положительную динамику цен на них после размещения. Согласно международной практике акции дополнительного выпуска, как правило, реализуются с дисконтом 5-10% по отношению к текущей рыночной цене акций.
    Размещение акций дополнительного выпуска ОАО "Седьмой Континент" состоялось по установленной советом директоров компании единой цене размещения в 629,5 руб./акцию, т. е. с дисконтом около 6% по отношению к текущей стоимости акции. При этом по сравнению с первичным размещением, когда цена составила 275 руб./акцию, цена размещения увеличилась более чем в 2 раза. При этом спрос на акции компании почти вдвое превысил предложение, и за 2 недели после размещения рост стоимости бумаг составил около 10%.

    РЦБ: Какие факторы стали определяющими при выборе биржи?

    В. К. ОАО "Седьмой Континент" ведет всю свою деятельность в Российской Федерации, и это является основной причиной выбора для размещения российской площадки. Выбор в качестве площадки для размещения Российской Торговой Системы определялся тем, что это облегчает доступ к торгам зарубежным институциональным инвесторам.

    РЦБ: Каковы преимущества и недостатки проведения IPO в России и за рубежом?

    В. К. Преимущество проведения IPO в России заключается в том, что для российской компании выполнение требований российского законодательства является более простым, по сравнению с тем, какой объем требований требуется выполнить при размещении за рубежом. Соответственно, снижается объем затрат на подготовку размещения. С другой стороны, осуществляя размещение за рубежом, компания получает доступ к широкому кругу международных инвесторов и, соответственно, потенциально может рассчитывать на больший объем спроса на акции и на более высокую цену их размещения. Однако данное преимущество можно реализовать только в случае размещения акций на относительно большую сумму, в противном случае расходы на размещение как процент от объема привлеченных средств могут быть чрезмерно высоки и размещение в России окажется более выгодным.

    РЦБ: Каков Ваш прогноз развития рынка? Какими видятся Вам перспективы IPO российских компаний?

    В. К. Все больше российских компаний заявляют о своих планах по организации первичного размещения акций. Это закономерный процесс, так как привлечение акционерного капитала через IPO не только позволяет компании получить дополнительные средства для своего развития, увеличить кредитоспособность, получить рыночную оценку стоимости бизнеса, но и стимулирует предприятие к тому, чтобы существенно улучшить качество корпоративного управления, усовершенствовать процедуры внутреннего контроля. Поэтому, на наш взгляд, увеличение количества предприятий, планирующих проведение IPO, продолжится. При этом по мере дальнейшей интеграции России в мировую экономику, роста ее кредитного рейтинга и развития финансовых институтов возможностей для привлечения акционерного капитала, как от международных, так и от российских инвесторов, будет становиться все больше.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Экономика США - 2005: тест на прочность пройден
Основные риски emerging debts в 2006 г.
Срочный рынок для предприятий реального сектора
"Потемкинская деревня" для деривативов
Битва за российские IPO
Тенденции на рынках IPO в мире и СНГ
Методы публичной продажи акций (IPO)
Российский рейтинг IPO. Исследование процессов первичного публичного размещения акций в 2005 г.
Работа брокера на бирже AIM
ОАО "Седьмой Континент": опыт первичного предложения акций
Прогноз развития внутреннего российского рынка первичных публичных размещений акций
Некоторые особенности поведения участников рынка FOREX
Точки роста Сибири
Развитие финансового рынка Сибири
Особая экономическая зона как инструмент региональной инвестиционной политики Томской области
Создание регионального венчурного фонда в партнерстве бизнеса и власти
Успешный год для Томской области
Критерии привлекательности облигационного займа субъекта РФ и муниципального образования
Мясной рынок - территория для инвесторов
"Интерес к России перестает быть чисто академическим"
Россия как объект инвестиций

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100