Casual
РЦБ.RU

Средние банки на вексельном рынке

Май 2006


    К средним банкам традиционно относят кредитные организации, занимающие в различных рейтингах (в данном материале используется рэнкинг Центра экономического анализа "Интерфакс" с финансовыми данными о деятельности кредитных организаций по состоянию на 1 января 2006 г.) строки с 50-й по 300-ю, с капиталом около 0,7-4,0 млрд руб., активами в 3-20 млрд руб., хорошей клиентской базой и достаточно прозрачной структурой собственности, раскрытой не без участия Центробанка РФ, проводившего в 2004-2005 гг. большую работу по повышению открытости деятельности и выявлению конечных бенефициаров кредитных организаций.

ОБЗОР РЫНКА

    Согласно данным Российской внебиржевой системы (РВС-Векселя) всего 39 средних банков (чуть более 15%) могут похвастаться наличием вторичного рынка векселей, в основном, правда, низколиквидным, часто с 2-3 котировками и отсутствием ежедневных сделок. Среди таких банков есть 1 государственный банк и 2 банка с участием иностранного капитала. На долю кредитных организаций, занимающих 50-100-е места в рэнкинге, приходится почти 62% вторичного рынка векселей средних банков, 100-200-е места - около 31%, 200-300-е места - немногим более 8%. По региональному принципу деление происходит следующим образом: на банки московского региона приходится 69%, на остальные - 31%.
    Тенденция снижения доходностей по всем рублевым российским инструментам с фиксированной доходностью, прослеживающаяся последние несколько лет, приостановилась - участники рынка занимают выжидательные позиции на фоне повышения стоимости мировых денежных ресурсов, в том числе и российских рублей, а также "перегретости" цен на российские акции, облигации и векселя. Средняя доходность по сделкам на вторичном рынке векселей средних банков по состоянию на 17 апреля 2006 г. составляла 10,2% годовых для векселей со сроком погашения через 6 мес. (минимум 6,75% годовых, максимум 12,85% годовых) и 11,1% годовых для векселей со сроком погашения около 1 года (минимум 8,25% годовых, максимум 13,75% годовых). Для сравнения: средняя доходность по векселям банков "первого круга" составляет 7% годовых для полугодичных векселей и 7,5% годовых для бумаг с погашением через год. Объем выпущенных векселей всеми средними банками можно приблизительно оценить в 175 млрд руб., но сюда могут попадать нерыночные и так называемые расчетные ценные бумаги, совокупная доля которых может превышать 60% от названной выше цифры.

ВЫПУСК ВЕКСЕЛЕЙ

    Принятие решения по первому выходу банка на открытый рынок путем выпуска собственной вексельной программы часто служит первым шагом на пути к дешевым заимствованиям на Западе. Алгоритм действия прост: вексельная программа с объемом, предлагаемым рынку, на уровне 1/3 или 1/4 капитала банка, размещение рублевых облигаций на Московской межбанковской валютной бирже, затем, возможно, получение синдицированных кредитов от российских "дочек" западных банков и крупных российских кредитных учреждений и, наконец, выпуск еврооблигаций или кредитных нот, номинированных в европейской валюте или долларах США, при поддержке крупнейших инвестиционных банков.
    При определении ставок привлечения средств банки-векселедатели в первую очередь ориентируются на конъюнктуру рынка, обычно добавляя премию "нового инструмента", равную примерно 1 п. п., к векселям, выпускаемым конкурентами. Ориентиром также служит средняя стоимость процентных ставок по выданным кредитам, доходность по которым должна в любом случае быть на порядок выше стоимости заимствования. Если старт оказался успешным, то уже через некоторое время доходность векселей снижается до справедливых уровней.
    Самыми большими проблемами первых публичных заимствований средних банков можно назвать следующие:

  • большинство средних банков не имеют внешних рейтингов от крупнейших рейтинговых агентств (наличием хотя бы одного рейтинга, присвоенного международными рейтинговыми агентствами Standard and Poor's, Moody's, Fitch, могут похвастаться не более 10% средних банков);
  • подготовка отчетности по международным стандартам исполняется хуже, чем по российским стандартам и бухгалтерского учета, причем наибольшую озабоченность вызывает отклонение величины капитала и размера активов на 10-25%;
  • отсутствует большое количество открытых лимитов со стороны крупных и средних банков;
  • невозможно сформировать ликвидный вторичный рынок;
  • недостаточен опыт работы по привлечению с рынка денежных средств.

    ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТОРОВ

        Принимая во внимание наличие указанных проблем, можно выделить 2 группы первых кандидатов в покупатели векселей, выпускаемых средними банками. К первой группе относятся клиенты банка с большой степенью доверия "своему" кредитному учреждению. Таких покупателей нельзя назвать рыночными, но на их долю может приходиться от 10 до 40% продаж от заявленного объема выпускаемых бумаг. Вторая группа - исторически дружественные банки, страховые и инвестиционные компании, а также банки, которые имеют непокрытые линии на векселедателя для работы на рынке МБК и валютном рынке.
        После принятия решений по ставкам и охвата первых "близких" покупателей векселедатели переходят к достаточно трудоемкому процессу охвата рынка, который включает создание максимально подробного информационного меморандума, выбор партнера из крупнейших вексельных домов и широкую рекламную кампанию, часто с низким бюджетом, проводимую в основном методами one to one (многочисленные встречи на уровне высшего менеджмента, телефонные переговоры, а также специализированные сайты и вексельные терминалы). Популярным и не очень затратным видом рекламирования вексельных программ банков в последнее время служат баннеры на специализированных сайтах в Интернете. Для первых внешних заимствований выделяются дополнительные средства на модернизацию интернет-сайта, подготовку полиграфической продукции банка и разработку системы мотивации персонала. Очень важно создать положительный имидж и получить лояльность со стороны участников рынка. Одни банки устраивают вексельные road show, вторые проводят открытые корпоративные мероприятия, приглашая большое количество потенциальных инвесторов, третьи организуют спортивные и/или культурные мероприятия под эгидой банка.

    ПОДДЕРЖКА РЫНКА

        Обязательными действиями, направленными на успешное функционирование рынка своих векселей, являются:

  • создание института маркетмейкеров на крупнейших вексельных котировальных и торговых площадках;
  • возможность предоставления кредитов под залог;
  • совершение сделок РЕПО;
  • досрочный учет.
        Добиться хорошей ликвидности инструмента и его популярности довольно-таки тяжело, в первую очередь из-за небольшого объема векселей, размещаемых на рынке. Оценить вексельную программу как успешную можно после того, как пройдет размещение на рынке не менее 50% от заявленного объема в течение 3-6 мес., будут постоянно совершаться несколько сделок в день и выставляться 5-15 заявок на покупку и продажу от заинтересованных участников рынка. После подведения предварительных итогов успешного размещения векселей можно готовиться к первому облигационному займу.

    • Рейтинг
    • 1
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Рыночные принципы Газпрома
    Новое семейство фондовых индексов
    Компании железнодорожного сектора на рынке рублевых облигаций
    Эффективность долгового рынка. Размер премии на аукционах
    Государственные облигации внутреннего долга Израиля
    О депозитарных расписках
    Регистратор и эмитент - отношенческий контракт
    Специализированный депозитарий ипотечного покрытия: проблемы и решения
    От векселей к IPO
    Коммерческие бумаги в структуре корпоративных финансов
    Средние банки на вексельном рынке
    О проблемах совершенствования вексельного законодательства в России
    Банковская вексельная статистика: итоги и перспективы
    "Сувар-Казань" выходит на рынок облигаций
    Применение защитных приостановок в биржевой торговле
    Новая "детская болезнь" рынка субфедеральных и муниципальных облигация РФ: отставание в развитии
    Рынок региональных и муниципальных облигаций в РФ: фаза роста
    Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований
    Влияние реформ позитивно, но неопределенность по-прежнему высока
    Развитие рынка кредитования региональных и местных органов власти в 2004-2006 гг.

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100