Casual
РЦБ.RU

От векселей к IPO

Май 2006


    Интервью с финансовым директором компании "Русское зерно" Андреем Моревым
    Компания "Русское зерно" за 4 года прошла путь от небольшой торговой компании с оборотом в 500 тысяч долларов до крупного агропромышленного холдинга, включающего в себя 17 предприятий, в различных секторах агропромышленной отрасли, с оборотом в 52 миллиона долларов. Несмотря на негативный фон на вексельном рынке, в том числе и из-за дефолтов крупных компаний агропромышленного комплекса, в сентябре 2005 года компания вышла на публичный рынок капитала путем успешного размещения собственных векселей. Об особенностях вексельной программы нам рассказал финансовый директор компании Морев Андрей.

    РЦБ: Андрей Зиновьевич, компания "Русское зерно" в большей степени относится к торговой или производственной сфере?

    А. М. Группа компаний ООО "Русское зерно" существует с 2002 г. Сначала это была торговая компания, которая занималась куплей-продажей зерновых культур. В 2003 г. было принято решение о создании холдинговой структуры с наличием производственных мощностей по переработке и хранению зерновых, в это же время компания начала скупать активы в России, такие как КХП, элеваторы и сельскохозяйственные угодия. Предприятия холдинга занимаются растениеводством, элеваторным бизнесом, производством пшеничной и ржаной муки, круп, а также торговыми операциями с зерновыми и масличными культурами как на внутреннем, так и на внешнем рынках. В настоящее время мы владеем крупнейшим в России заводом по производству пшена. В Воронежской области у нас есть 30 тыс. гектаров земли, на которой мы выращиваем все возможные зерновые культуры.
    Основную часть (около 70%) оборотов компании составляет торговля, 30% приходится на производственную деятельность. В целом компанию можно охарактеризовать как торговую с хорошей производственной базой.

    РЦБ: Какую позицию в отрасли вы занимаете? В чем уникальность деятельности компании?

    А. М. По оценкам экспертов, наша компания находится в числе 50 крупнейших агропромышленных холдингов России, при этом в Воронежской области мы входим в тройку крупнейших игроков регионального рынка, Краснодарском крае и Саратовской области - в десятку, Волгоградской и Омской областях - в пятерку крупнейших трейдеров этих регионов.
    Уникальным продуктом компании является программа по выращиванию ячменя пивоваренного, которая осуществляется совместно с крупными компаниями данного рынка - "САН Интербрю" и "Суфле". Также компания планирует построить крупный крахмальный завод на базе своего предприятия в станице Тихорецкой и развить свиноводческий комплекс согласно программе президента, связанной с развитием АПК.
    Наша компания придерживается правил игры, которые были свойственны лучшим российским купцам. И благодаря этому на сегодняшний день компания имеет безупречную репутацию, как среди контрагентов, так и в финансовых кругах.

    РЦБ: Какова ваша политика финансирования и структура кредитования?

    А. М. На первом этапе развития компании объем привлеченных кредитов на 100% составляли денежные средства акционеров. В процессе развития и роста компания прошла несколько стадий и использовала различные источники финансирования: акционерный капитал, частные необеспеченные кредиты, банковские кредиты под твердые/мягкие залоги и под кредитовый оборот, овердрафт, вексельные программы и товарные кредиты.
    Приоритетным направлением для компании является работа с 10 крупнейшими российскими банками, а также привлечение средств на публичном рынке. В настоящее время мы работаем со Сбербанком, Внешторгбанком и УРАЛСИБом, строим отношения с Альфа-Банком и Газпромбанком, что дает нам возможность получения более "длинных" и дешевых ресурсов. Для работы с банками "второго-третьего эшелонов" мы используем векселя и планируем использовать облигации.

    РЦБ: Какие цели вы преследуете при выходе на рынок векселей? Как планируется использовать привлеченные средства?

    А. М. Компания динамично развивается, темп роста выручки составляет от 400 до 600% в год. В 2006 г. планируется достигнуть валовой выручки в 80 млн долл.
    Поддержку высоких темпов роста мы будем осуществлять за счет расширения кредитного портфеля. Когда компания использует все возможности банковского кредитования, то следующим шагом является выход на публичные рынки. Мы, конечно, были первоначально ориентированы на облигации, но понимаем, что для растущей компании векселя являются более доступным инструментом.
    Направление привлеченных средств с помощью векселей можно разбить на 3 составляющие:

  • 45% на закупку зерновых для торговых операций;
  • 40% на закупку зерновых для собственных перерабатывающих предприятий;
  • 15% на финансирование растениеводства.

        РЦБ: Какие преимущества вексельного размещения в привлечении финансирования вы можете выделить?

        К основным плюсам вексельной программы следует отнести:

  • создание публичной истории;
  • привлечение дополнительного финансирования;
  • создание положительного новостного фона (так как до выхода на публичные рынки компания не вела никакой PR-политики);
  • ужесточение финансовой дисциплины.

        РЦБ: Назовите параметры вексельной программы?

        А. М. Вексельная программа ООО "Русское зерно" стартовала в сентябре 2005 г. Целью выпуска послужили пополнение оборотного капитала, создание публичной кредитной истории и диверсификация источников заимствования. Организатором и домицилянтом выпуска является "Русский Инвестиционный клуб". Программа рассчитана на 2 этапа. В ходе первого этапа планировалось разместить векселей общим объемом 50 млн руб. до конца 2005 г. В итоге компания разместила векселей на сумму 52 млн руб. (см. таблицу).

    ВЕКСЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "РУССКОЕ ЗЕРНО" 
    Срок погашения, мес.   Доходность, %   Объем размещенных средств, млн руб.  
    I этап (сентябрь 2005 г.)  
    2   15   20  
    3   15,5   15  
    6   16   17  
    II этап (январь 2006 г.)  
    3   14   23,2  
    6   14,5   10  
    9   15    
    12   15,5    

        Второй этап вексельной программы ООО "Русское зерно" начался с января 2006 г. и закончится в сентябре 2006 г. Компания ориентируется на размещение более "длинных" бумаг, соответственно, векселя со сроком погашения 2 мес. исключены из программы. Исходя из рыночной конъюнктуры и в целях оптимизации заемных ресурсов, руководством компании принято решение о снижении ставок и увеличении сроков заимствования векселей. Общий объем планируемого размещения в рамках второго этапа составляет 75 млн руб.
        На сегодняшний день общий объем привлеченных посредством вексельной программы средств составляет 85,2 млн руб. В обороте находится 18,2 млн руб. Следует отметить, что компания безусловно и в срок исполняет свои обязательства. В 2005 г. было погашено 35 млн руб. по выпущенным векселям.
        Существенным фактором, снижающим риски инвесторов, является блокировка на счете организатора программы до погашения вексельного займа 40% акций ЗАО "Русгрэйн Холдинг", которому принадлежат акции предприятий, входящих в группу "Русское зерно". ЗАО "Русгрэйн Холдинг" является авалистом по векселям ООО "Русское зерно".

        РЦБ: С какими трудностями вы столкнулись при размещении?

        А. М. У компании при реализации вексельной программы возникло несколько сложностей. После серии крупных дефолтов в 2004 г. инвесторы отвернулись от рынка корпоративных векселей. Особенно это касалось агропромышленного комплекса. Одним из крупнейших дефолтов вексельного рынка стал дефолт компании "Русагрокапитал". На первом этапе наша компания рассказывала потенциальным инвесторам не о своих достоинствах, а о том, чем мы отличаемся от "Русагрокапитала".
        Многие финансовые консультанты отказались размещать наш вексельный заем. Причиной тому послужили, в том числе, дефолт вышеназванной компании и отсутствие интереса со стороны инвесторов. Я очень признателен Михаилу Скворцову и Марине Комаровой, которые поверили в нас. ООО "Русский Инвестиционный клуб" стал нашим финансовым консультантом.
        Также проблемой при размещении являлась сравнительно небольшая история компании. К моменту выхода на рынок компания существовала 3 года, а активную деятельность вела только 2 года. Но, учитывая динамику развития, хорошую репутацию акционеров и опыт топ-менеджмента компании, мы смогли убедить инвесторов в нашей надежности.

        РЦБ: Вы полностью полагались на организатора в нахождении инвесторов? Знаете ли вы структуру инвесторов ваших векселей?

        А. М. Около 90% бумаг разместил организатор программы, приблизительно 10% мы размещали сами среди своих клиентов и поставщиков. Наши векселя распределяются следующим образом среди держателей: около 50% - банки и финансовые компании, 40% - частные инвесторы, у которых на определенный период есть свободные средства, 10% - страховые компании.

        РЦБ: Какие шаги вы предпринимаете для улучшения инвестиционной привлекательности?

        А. М. Мы с самого основания строим прозрачную компанию, так как, помимо прочего, акционеры - выходцы с фондового рынка. С первого года создания холдинга мы ведем международный аудит отчетности, проводим активную публичную политику в регионах: участвуем в конференциях, поддерживаем административные программы развития отрасли. Кроме того, мы предоставляем ежеквартальную отчетность по запросам инвесторов и раскрываем ее на Интернет-сайтах.

        РЦБ: Какие риски несет компания и какие меры по их снижению вы предпринимаете?

        А. М. Сезонность нашей работы накладывает определенный отпечаток на финансовые потоки компании, однако мы воспринимаем это не как риск, а скорее как данность. Главное для нас четко планировать денежные потоки и своевременно исполнять финансовую программу. Основными рисками для нас служат неплатежи контрагентов. Для снижения данного риска у нас выстроена система кредитных лимитов, соблюдение которых осуществляется службой экономической безопасности. Риск неурожая для нас не имеет большого значения, так как при неурожае цены повышаются, а при высоком урожае большие объемы обеспечивают рентабельность. Риск нехватки оборотных средств мы минимизируем с помощью расширения кредитного портфеля.

        РЦБ: Как Вы оцениваете конъюнктуру вексельного рынка? Какую долю в нем занимает сегмент нефинансовых компаний?

        А. М. Я думаю, что корпоративный сегмент занимает не более 10% вексельного рынка, потому что реально лидирующее положение давно отведено банкам. Это связано с тем, что банкам проще выставлять лимиты на понятные для себя организации, деятельность которых к тому же регулируется. К нефинансовым компаниям инвесторы относятся осторожно, так как ничто не мешает компании выпустить неограниченное количество векселей. Основную роль здесь играет репутация компании и акционеров. Большинство дефолтов произошло именно в период изменения состава акционеров, когда новые акционеры отказывались платить по обязательствам "старой гвардии".

        РЦБ: Каковы планы компании по работе на публичных рынках капитала?

        А. М. Мы рассматриваем векселя как промежуточный шаг перед выходом на рынок облигаций и, возможно, акций. Кроме того, мы стремимся к увеличению доли публичных долговых обязательств в нашем кредитном портфеле. В настоящий момент векселя в нем составляют около 5-7%, мы планируем расширить эту долю до 20%.
        В рамках присутствия на публичных рынках холдинг имеет следующие целевые ориентиры:

  • 2006 г. - вексельная программа. Объем до 200 млн руб.
  • 2007 г. - облигационные займы. Объем до 1 млрд руб.
        В дальнейшем при удачной конъюнктуре мы планируем выход на рынок еврооблигаций и IPO. Параметры каждого размещения будут определяться соответственно сформировавшимся на момент размещения условиям, а также финансовым показателям холдинга.

    • Рейтинг
    • 2
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Рыночные принципы Газпрома
    Новое семейство фондовых индексов
    Компании железнодорожного сектора на рынке рублевых облигаций
    Эффективность долгового рынка. Размер премии на аукционах
    Государственные облигации внутреннего долга Израиля
    О депозитарных расписках
    Регистратор и эмитент - отношенческий контракт
    Специализированный депозитарий ипотечного покрытия: проблемы и решения
    От векселей к IPO
    Коммерческие бумаги в структуре корпоративных финансов
    Средние банки на вексельном рынке
    О проблемах совершенствования вексельного законодательства в России
    Банковская вексельная статистика: итоги и перспективы
    "Сувар-Казань" выходит на рынок облигаций
    Применение защитных приостановок в биржевой торговле
    Новая "детская болезнь" рынка субфедеральных и муниципальных облигация РФ: отставание в развитии
    Рынок региональных и муниципальных облигаций в РФ: фаза роста
    Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований
    Влияние реформ позитивно, но неопределенность по-прежнему высока
    Развитие рынка кредитования региональных и местных органов власти в 2004-2006 гг.

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100