Casual
РЦБ.RU

Компании железнодорожного сектора на рынке рублевых облигаций

Май 2006


    Первый эмитент облигаций железнодорожного сектора - ОАО "Тверской вагоностроительный завод" - разместил свой дебютный заем номиналом 750 млн руб. в октябре 2003 г., однако активный выход компаний железнодорожного транспорта и машиностроения на рынок долгового капитала начался в конце 2004 г. Тогда свои облигационные выпуски разместили 3 крупнейшие компании отрасли: ФГУП "ПО "Уралвагонзавод"" (2 млрд руб. через SPV ООО "Уралвагонзавод-Финанс"), ЗАО "Трансмашхолдинг" (1,5 млрд руб.) и ОАО "РЖД" (3 выпуска совокупным номиналом 12 млрд руб.).

ПУБЛИЧНЫЕ ДОЛГОВЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ

    Следующий массовый выход компаний железнодорожного сектора на облигационный рынок произошел летом 2005 г. Свои облигации разместили холдинг "Вагоностроительная компания Мордовии" (1 млрд руб. через SPV ООО "ВКМ-Финанс" под поручительство ОАО "Рузхиммаш"), ЗАО "Вагонмаш" (300 млн руб. под поручительство ЗАО "Дедал-вагоны" и АКБ "Российский капитал") и ООО "ММК-Транс" (650 млн руб. через SPV ООО "ММК-Трансфинанс") (рис. 1).


    Осенью 2005 г. с очередным облигационным займом на рынок долгов вышло ФГУП "ПО "Уралвагонзавод"" (3 млрд руб. через SPV ООО "Уралвагонзавод-Финанс"). А в конце 2005-начале 2006 г. ОАО "РЖД" разместило свои новые облигации (4 выпуска совокупным номиналом 35 млрд руб.).
    В конце октября 2005 г. ООО "НПК "Финанс"" утвердило решение о дебютном выпуске облигаций под поручительство ОАО "Новая перевозочная компания" общим объемом 1,5 млрд руб. Проспект облигаций был зарегистрирован ФСФР в декабре 2005 г. В феврале 2006 г. Наблюдательный совет ОАО "Тверской вагоностроительный завод" принял решение о выпуске очередного облигационного займа совокупной номинальной стоимостью 1 млрд руб. По номинальным объемам обращающихся выпусков на рынке доминируют государственные компании (рис. 2). "Львиную" долю (82,4%) общего номинального объема находящихся в обращении облигаций железнодорожного сектора занимают выпуски облигаций ОАО "РЖД", 100% уставного капитала которого принадлежит государству.
    На сегодняшний день в обращении находятся 6 выпусков компании совокупным номиналом 43 млрд руб. (облигационный выпуск серии 01 номиналом 4 млрд руб. был погашен в декабре 2005 г.). Еще 9,6% приходится на ФГУП "ПО "Уралвагонзавод"", разместившее 2 выпуска совокупным номиналом 5 млрд руб. Помимо привлечения финансирования через выпуск облигаций, компании железнодорожного сектора активно используют лизинг. Лизинговые компании в свою очередь также выходят на публичный долговой рынок. Так, в конце сентября 2005 г. облигационный выпуск совокупным номиналом 1 млрд руб. разместило ООО "ТК "Финанс"" под поручительство лизинговых компаний ООО "ТрансСистема" и ООО "Инвестиционный партнер", большую часть портфеля которых составляют сделки с компаниями железнодорожного транспорта, в частности с ОАО "РЖД".
    Кроме того, в конце марта 2006 г. в рамках секьюритизации лизинговых контрактов по поставке ОАО "РЖД" подвижного состава были размещены Asset Backed Securities (ABS) Red Arrow International Leasing Plc совокупным номиналом 13,8 млрд руб. Расчеты по данным облигациям осуществляются в системе Euroclear. Обеспечением служат денежные потоки и подвижной состав по контрактам, первоначально заключенным ОАО "РЖД" с лизинговыми компаниями: ОАО "Лизинговая компания "Магистраль Финанс"", ООО "Инвестиционный партнер" и ООО "ФК "Объединенные инвесторы"". Нотам класса A были присвоены рейтинги двух ведущих мировых рейтинговых агентств: Standard & Poor's на уровне ВВВ- и Moody's на уровне Ваа2, что соответствует рейтингам ОАО "РЖД".
    Учитывая планы ОАО "РЖД" в 2006-2008 гг. приобрести по лизинговым программам подвижной состав на сумму более 80 млрд руб., можно говорить о большой вероятности размещения в течение ближайших лет как новых займов на непосредственно лизинговых компаний, так и обязательств в рамках секьюритизации лизинговых контрактов.

КОМПАНИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СЕКТОРА

    В настоящее время на рынке рублевых облигаций представлены следующие компании железнодорожного сектора: ОАО "РЖД", ООО "ММК-Транс", ФГУП "ПО "Уралвагонзавод"", ЗАО "Трансмашхолдинг", ОАО "Тверской вагоностроительный завод", холдинг "Вагоностроительная компания Мордовии" и ЗАО "Вагонмаш" (рис. 3).
    ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) - крупнейшая в России вертикально интегрированная транспортная компания, предоставляющая услуги в области грузовых и пассажирских железнодорожных перевозок. ОАО "РЖД" было образовано осенью 2003 г. в ходе реорганизации Министерства путей сообщения и предприятий железнодорожной отрасли. 100% уставного капитала компании принадлежит государству. Предполагается, что после завершения реформы железнодорожной отрасли РЖД останется владельцем железнодорожной инфраструктуры и части подвижного состава. Компании присвоены инвестиционные рейтинги от всех ведущих рейтинговых агентств: Standard & Poor's - BBB-/Стабильный, Moody's - Baa2/Стабильный, Fitch - BBB/Стабильный.
    ООО "ММК-Транс" является транспортной компанией, обладающей эксклюзивным правом на транспортировку сырья и экспортной продукции ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат" (ММК). В 2005 г. компания "ММК-Транс" перевезла 20 300 тыс. тонн грузов, при этом доля перевезенных в интересах ОАО "ММК" грузов составила более 75% от совокупного объема перевозок.
    ФГУП "ПО "Уралвагонзавод"" (УВЗ) - государственное предприятие железнодорожного машиностроения, специализирующееся на производстве грузовых железнодорожных полувагонов, цистерн для перевозки нефтепродуктов и остающееся крупнейшим мировым производителем бронетанковой техники, в том числе танков Т-90С и Т-72С. Кроме того, предприятие производит дорожно-строительную и специальную гражданскую технику. Большая часть доходов предприятия приходится на полувагоны и цистерны, поставляемые на внутренний рынок. Стратегический партнер компании - ОАО "РЖД", между УВЗ и РЖД подписано соглашение о сотрудничестве до 2010 г.
    Группа "Трансмашхолдинг" (ТМХ) - крупнейший в России холдинг транспортного машиностроения, объединяющий ведущие предприятия по производству продукции для железных дорог. Предприятия Трансмашхолдинга производят магистральные и промышленные электровозы, магистральные и маневровые тепловозы, грузовые и пассажирские вагоны, вагоны электропоездов и метрополитена, вагонное литье, тепловозные и судовые дизели, дизель-генераторы и др. ТМХ на сегодня является самой крупной компанией в локомотивостроении, железнодорожном и судовом дизелестроении, пассажирском вагоностроении, производстве электропоездов и вагонов метро. Трансмашхолдинг - стратегический партнер ОАО "РЖД" в области серийного производства и разработки новой железнодорожной техники: пассажирских вагонов, тепловозов, электровозов, электропоездов.
    ОАО "Тверской вагоностроительный завод" (ТВЗ) - на сегодняшний день основное предприятие в области проектирования и производства магистральных пассажирских вагонов локомотивной тяги в России и СНГ. Кроме того, предприятие выпускает вагоны специального назначения. Основным заказчиком продукции ОАО "ТВЗ" выступает ОАО "РЖД". Группе "Трансмашхолдинг" принадлежит 25% уставного капитала ТВЗ, и она осуществляет управление заводом.
    Основным производственным активом холдинга "Вагоностроительная компания Мордовии" является ОАО "Рузаевский завод химического машиностроения" (Рузхиммаш) - одно из крупнейших в России предприятий транспортного и специального машиностроения. Основной вид продукции предприятия - вагоны-цистерны и полувагоны, предназначенные для перевозки промышленных грузов. Кроме того, Рузхиммаш производит оборудование для различных отраслей промышленности (в основном нефтяной, газовой и химической).
    ЗАО "Вагонмаш" - один из крупнейших в СНГ производителей вагонов метрополитена, выпускает также пассажирские, почтово-багажные и другие типы вагонов для железнодорожного транспорта. С 2003 г. основным владельцем завода является группа "Дедал". В 2005 г. на базе ЗАО "Вагонмаш" и ОАО "Петербургский трамвайно-механический завод" был создан холдинг "Дедал-Вагоны".

ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КОМПАНИЙ

    Тенденция к увеличению объемов железнодорожных перевозок, а также существенный износ инфраструктуры и локомотивного/вагонного парка требуют модернизации транспортной инфраструктуры и обновления/увеличения транспортных мощностей. Увеличивающийся спрос со стороны ОАО "РЖД" и частных операторов стал источником роста в железнодорожном машиностроении. В то же время для увеличения выпуска подвижного состава и модернизации производственных мощностей машиностроительным компаниям требуются финансовые ресурсы. Сталкиваясь с дефицитом собственных средств, транспортные и машиностроительные компании прибегают к внешнему финансированию, в том числе путем выпуска облигаций. Мы считаем, что в дальнейшем присутствие компаний железнодорожного сектора на рынке будет расширяться. Это будет связано как с выходом на облигационный рынок новых эмитентов, так и с рефинансированием и расширением долговых программ уже представленных на рынке заемщиков. При этом под новыми эмитентами мы понимаем также создаваемые в рамках реформы железнодорожного транспорта дочерние компании ОАО "РЖД".
    В целом, анализируя динамику показателей компаний железнодорожного транспорта и машиностроения в 2003-2005 гг., можно сделать вывод об общем увеличении долговой нагрузки на этот сектор при росте масштабов деятельности (рис. 4, 5, см. табл.). При этом следует отметить, что долг таких компаний, как ООО "ММК-Транс", ОАО "Рузхиммаш" и ЗАО "Вагонмаш", остается на приемлемом уровне, а значительная долговая нагрузка ФГУП "ПО "Уралвагонзавод"", группы "Трансмашхолдинг" и ОАО "ТВЗ" отчасти компенсируется ключевым значением данных предприятий для транспортной отрасли страны и их стратегическим партнерством с ОАО "РЖД". В случае с ФГУП "ПО "Уралвагонзавод"" необходимо также отметить значение данной компании в оборонной отрасли. Таким образом, инвесторы достаточно высоко оценивают качество облигаций этих компаний, ориентируясь преимущественно на их значение для экономики и на масштабы бизнеса, а также (что особенно актуально для УВЗ) учитывая вероятную поддержку со стороны государства.


    Кредитоспособность крупнейшей компании железнодорожного транспорта ОАО "РЖД" оценивается инвесторами и рейтинговыми агентствами очень высоко, чему способствуют контроль и поддержка государства, важнейшее значение компании для экономики и безопасности страны, а также крайне низкая долговая нагрузка.

ВЫВОДЫ

    Компании железнодорожного сектора активно используют возможности долгового рынка капитала. При этом государственные компании доминируют на рынке (92% совокупного номинала обращающихся на рынке облигаций железнодорожного сектора приходится на ОАО "РЖД" и ФГУП "ПО "Уралвагонзавод""). Присутствие компаний железнодорожного сектора на долговом рынке будет расширяться в связи с необходимостью дальнейшей модернизации инфраструктуры и обеспечения роста производства подвижного состава. Это будет связано как с выходом на облигационный рынок новых эмитентов, так и с рефинансированием и расширением долговых программ уже представленных на рынке заемщиков. В основном качество облигаций компаний железнодорожного сектора высоко оценивается инвесторами. При этом, помимо финансовых показателей, важнейшими критериями оценки служат значение компаний для отрасли, наличие контрактов с ОАО "РЖД" и возможность государственной поддержки. С некоторой долей условности к облигациям железнодорожного сектора можно отнести и ценные бумаги ориентированных на железнодорожную отрасль лизинговых компаний, а также долговые обязательства, размещенные в рамках секьюритизации железнодорожных лизинговых контрактов. Учитывая планы ОАО "РЖД" по приобретению подвижного состава посредством лизинга, можно прогнозировать появление новых займов такого рода в течение ближайших лет.

ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ КОМПАНИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СЕКТОРА ПО ИТОГАМ 2005 Г. 
Показатель   РЖД   ММК-Транс   ТМХ*   УВЗ   ТВЗ   Рузхиммаш   Вагонмаш  
Выручка от реализации, млн руб.   748 681   3 487   16 177   24 758   11 376   7 942   2 078  
Прибыль от продаж, млн руб.   64 422   334   1 593   1 497   836   314   143  
EBITDA, млн руб.   163 187   623   1 376*   1 677   572   325   132  
Чистая прибыль, млн руб.   9 751   115   529   51   184   113   30  
Прибыльность продаж (по прибыли от продаж), %   8,6   9,6   9,8   6,0   7,4   4,0   6,9  
Прибыльность продаж по EBITDA, %   21,8   17,9   8,5   6,8   5,0   4,1   6,4  
Рентабельность продаж (по ЧП), %   1,3   3,3   3,3   0,2   1,6   1,4   1,5  
Рентабельность собственного капитала по ЧП, %   0,5   23,0   11,0   1,1   17,8   13,1   22,7  
EBIT / %   10,9   2,3   2,4   1,1   1,9   2,6   1,5  
EBITDA / %   51,1   4,7   2,4   1,4   2,2   2,8   1,6  
Совокупная фин. задолженность / EBITDA, ед.   0,5   4,0   5,4   9,1   6,1   4,0   4,4  
Совокупная фин. задолженность / выручка, ед.   0,1   0,7   0,5   0,6   0,3   0,2   0,3  
Коэффициент автономии, %   91,2   15,2   28,8   20,4   17,8   32,1   14,3  
Коэффициент финансовой устойчивости, %   94,9   34,9   45,0   55,6   31,6   58,1   46,2  
Коэффициент текущей ликвидности   1,3   0,9   1,4   1,6   1,2   1,9   1,4  
* По группе ТМХ данные представлены за 9 мес. 2005 г., EBITDA=EBIT в связи с отсутствием данных по амортизации. 

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Рыночные принципы Газпрома
Новое семейство фондовых индексов
Компании железнодорожного сектора на рынке рублевых облигаций
Эффективность долгового рынка. Размер премии на аукционах
Государственные облигации внутреннего долга Израиля
О депозитарных расписках
Регистратор и эмитент - отношенческий контракт
Специализированный депозитарий ипотечного покрытия: проблемы и решения
От векселей к IPO
Коммерческие бумаги в структуре корпоративных финансов
Средние банки на вексельном рынке
О проблемах совершенствования вексельного законодательства в России
Банковская вексельная статистика: итоги и перспективы
"Сувар-Казань" выходит на рынок облигаций
Применение защитных приостановок в биржевой торговле
Новая "детская болезнь" рынка субфедеральных и муниципальных облигация РФ: отставание в развитии
Рынок региональных и муниципальных облигаций в РФ: фаза роста
Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований
Влияние реформ позитивно, но неопределенность по-прежнему высока
Развитие рынка кредитования региональных и местных органов власти в 2004-2006 гг.

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100