Casual
РЦБ.RU

Традиция весны

Апрель 2006

Когда за окном солнечная погода, от которой все отвыкли за зимний период, хочется в рабочие часы погулять по городу, чтобы насладиться приходом весны? Вспоминается где-то услышанная фраза: "Человек предполагает, а фирма располагает". Действительно, так оно и есть. В корпоративной среде весна уже давно стала традиционным отчетным периодом для всех: руководство готовится к годовым собраниям, финансовые департаменты считают прибыль и встречаются с аудиторами. Расцвет весеннего творчества во всех корпорациях приходится на отделы PR и маркетинга, ведь на них ложится забота о создании разнообразного вида буклетов с названием "годовой отчет".

Годовой отчет - не только обязательный документ акционерного общества, призванный в соответствии с нормативными актами раскрыть всю информацию о компании за прошедший год, но и свидетельство стабильности компании, ее высокого профессионального уровня, а также неотъемлемый элемент корпоративного имиджа. Годовой отчет - это своеобразный рассказ, который отражает финансовое состояние компании, ее положение на рынке, он раскрывает историю и перспективы, знакомит с компанией акционеров, действующих и потенциальных клиентов и партнеров. Основная задача любого составителя - показать стабильное развитие, надежность и финансовую "прозрачность", чтобы все поняли, насколько успешной была работа компании за прошедший год. Для многих российских компаний годовой отчет - это еще и новые возможности для вывода бизнеса на внешние рынки.

Информационная насыщенность годового отчета очень велика, ведь в одной книге (журнале, буклете, проспекте) необходимо собрать всю информацию о компании. Обычно отчеты формируют из трех частей: описательной, аналитической и финансовой. В описательную часть мы, как правило, включаем обращение совета директоров и руководства компании к акционерам, клиентам и партнерам, историю развития компании и основные принципы ее деятельности, рассказ о планах на будущее. Думаю, это хорошая возможность вкратце познакомить читателя с компанией и ее успехами, руководством и ключевыми сотрудниками, планами и возможностями. Иногда в эту часть отчета входят рассказы о благотворительных проектах и спонсорских акциях, подчеркивающие социальную значимость компании. Аналитический раздел ориентирован в первую очередь на акционеров и клиентов, которые, открывая годовой отчет, заранее знают, на какие вопросы они хотят получить ответы: каковы достижения за год в деталях, есть ли у компании перспективы роста, будет ли расширяться спектр предоставляемых ей услуг, умеет ли руководство анализировать результаты финансово-хозяйственной деятельности и на основе этого анализа принимать управленческие решения? Такой анализ в международной практике называется Management Discussion and Analysis (MD&A). Финансовая часть отчета должна включать бухгалтерскую отчетность и заключение независимого аудитора о ее достоверности. В практике Депозитарно-Клиринговой Компании обязательным в этом разделе является анализ прошедшего периода со стороны руководителя финансово-экономического блока компании. Этот раздел обеспечивает "прозрачность" финансовой деятельности и наглядно показывает достижения, выраженные в денежных средствах.

Тем не менее, даже придерживаясь этой классической структуры отчета, всегда можно добавить что-то важное и интересное, за счет чего информационная насыщенность издания возрастет и интерес со стороны "читателя", возможно, повысится.

Несмотря на то что годовой отчет является, по сути, официальным документом, подход к его оформлению может быть достаточно разнообразным. Многие компании придерживаются стандартного строгого оформления, но каждая хочет, чтобы ее отчет был оригинальным и непохожим на другие, чтобы он мог запомниться, выделиться из просмотренных сотен таких же брошюр. При этом, даже не читая тексты годового отчета, а лишь просматривая только графические модули и фотографии, нужно понимать, о чем говорится на страницах этого документа. И здесь самое сложное - разработать оригинальную концепцию оформления, провести профессиональную фотосъемку, сверстать оригинал-макет годового отчета так, чтобы от начала и до конца издания прослеживалась заложенная в него идея, и потом еще раз утвердить его у руководства, доказав, что он выглядит превосходно, отвечает всем требованиям корпоративного стиля и доносит до читателя утвержденные ценности.

При оформлении годового отчета большинство компаний, конечно, прибегают к услугам профессиональных дизайнеров. При выборе агентства главное достичь гармонии, когда вкусы и пожелания заказчика совпадают с конкретными результатами, представленными дизайнерами. Но такое бывает очень редко, поэтому всегда уместнее конструктивный диалог заказчика и дизайнера в качестве полноправных партнеров, чем диктат заказчика исполнителю: "сделайте мне красиво". Оформляя годовой отчет следует не забывать о фирменном стиле компании, использовать соответствующий фирменный знак и логотип, цвета, шрифты и др. Ведь годовой отчет с точки зрения его оформления - визитная карточка компании и ее руководства. Концепция должна отражать сферу деятельности компании, подчеркивая при этом индивидуальность корпоративного имиджа. Дизайн каждого годового отчета компании должен быть неповторяющимся и профессиональным, учитывающим все мелочи и детали, которые важны для компании. И это нелегкая задача: трудно найти ту тонкую грань, когда концепция оформления, с одной стороны, укладывается в стереотипы восприятия целевой аудитории, а с другой - соответствует корпоративным стандартам и четко отражает позиционирование на рынке.

Важную роль в создании корпоративного годового отчета играют фотографии, поскольку одна фотография может заменить десятки слов. Это могут быть репортажный снимок, постановочный кадр, фотомонтаж, образная фотография. Какой стиль выбрать? Какие фотографии будут больше соответствовать корпоративному имиджу компании? Ответы на все эти вопросы можно найти только в единодушии заказчика, дизайнера и фотографа. Если основной девиз компании - солидность, основательность и надежность, то стиль фотографий, размещенных в его годовом отчете, будет, несомненно, отличаться от стиля фотографий, сделанных для компании, девиз которой связан с работой в условиях "новой" экономики. Встречаются примеры, когда годовые отчеты вообще не содержат фотографий. Причины могут быть самые разные - от специфики эстетики оформления до соображений безопасности. Следует, однако, отметить, что лица людей помогают создать впечатление открытости и, таким образом, улучшить корпоративный имидж. Отдавая себя в руки профессионального фотографа следует помнить, каким бы мастером своего дела он ни был, необходим четкий контроль соответствия работы фотографа концепции годового отчета.

Оформление годового отчета не обязательно должно полностью соответствовать сфере деятельности компании, т. е. если вы заняты в строительном бизнесе, то можно не оформлять отчет в виде кирпича или строительной площадки. Вполне уместно и интересно построить оформление на ассоциативной платформе, обыграв тонкие моменты индивидуальности компании или ситуации в вашем сегменте рынка. Эффект, полученный от нетривиального подхода, может многократно превысить отдачу от стандартного оформления.

Интерактивные годовые отчеты на компакт-дисках, которые уже делают некоторые корпорации, содержат даже видеофрагменты с участием руководителей и рядовых сотрудников компании. Однако многие считают, что лучше, если компакт-диск все-таки является дополнением к бумажному варианту отчета. Как газета должна быть бумажной, иначе это не газета, так и отчет предпочтителен на бумаге. Поэтому нужно изучить все возможные варианты печати годового отчета. Кому поручить его печать, чтобы при экономичном варианте расходов получить высокое качество? В настоящее время в России появились полиграфические фирмы, использующие самые современные технологии. Больше нет необходимости печатать годовой отчет за границей. Печать тиража в России позволяет значительно сократить расходы, а также тщательно контролировать печатный процесс, практически держа руку на пульсе, и в случае необходимости вносить срочные коррективы, что существенно снижает риск, связанный с несоответствием результата задуманному и порчей печатной продукции при транспортировке и хранении.

Процесс создания годового отчета сложен и интересен одновременно. Приятно держать в руках реальный плод трудов и мыслей. Удачный с точки зрения концепции, наполнения и оформления годовой отчет не так часто встречается. Тем весомее и показательнее для акционеров и партнеров такой отчет, тем более высокую отдачу получит компания, тем выше результат деятельности составителей такого отчета. Именно таких результатов хочется пожелать всем, кто сейчас трудится над годовыми отчетами своих компаний.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Один день c Евгением Коганом
В преддверии либерализации
Угроза "активной денежно-кредитной политики"
Телекоммуникации: потенциал создания стоимости
Обзор рынка акций "второго эшелона" в 2006 г.
СВЯЗЬ ЕСТЬ!
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ПО АКЦИЯМ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ
"Случайные открытия делают только подготовленные умы..."
Будущая динамика российского рынка акций: взаимодействие с зарубежными рынками
Индекс российских инновационных компаний - новый инструмент для венчурных и портфельных инвесторов
Еще год в ожидании бума
Структура рынка облигаций Украины: основные участники
Развитие рынка акционерного капитала в Вологодской области
Использование модели Стефана Росса в анализе российского фондового рынка
Итоги деятельности ДКК в 2005 г.
Традиция весны
Одобрено ФСФР

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100