Casual
РЦБ.RU

Управление банковскими репутационными рисками (Практический комментарий к Рекомендациям Банка России)

Апрель 2006


    В начале практического комментария были рассмотрены внутренние и внешние факторы возникновения правовых (репутационных) рисков у кредитных организаций. В настоящей статье освещаются вопросы содержательной части внутренних документов кредитных организаций, направленных на снижение влияния указанных факторов, а также мероприятия, рекомендуемые Банком России таким организациям в целях минимизации и управления правовым риском.

    ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРАВОВЫМ РИСКОМ

    Ранее в комментарии к Рекомендациям было приведено понятие правового риска "по Центробанку". Но из-за распространенности этой категории и ее значимости даже для небольших кредитных организаций необходимо подробнее остановиться на этом вопросе. Применительно к осуществляемым кредитной организацией видам деятельности понятие правового риска имеет, по существу, как общие характерные для данной категории признаки, так и особенные качественные свойства, отличающие его от иных банковских рисков. Определившись с этими признаками и свойствами, можно попытаться установить сущность правового риска как объективно-субъективной категории.
    Эта задача не из легких, учитывая, что кредитные организации, помимо банковских операций, перечисленных в ст. 1 и 5 Федерального закона Российской Федерации "О банках и банковской деятельности", осуществляют и иные хозяйственные операции. Во-первых, банковские операции можно разделить на активные (банк кредитует) и пассивные (банк занимает, привлекает). Во-вторых, кредитные организации работают с юридическими, физическими лицами и группами лиц, а это означает, что банки должны иметь представление о различных способах ведения хозяйственной деятельности, разрешительных процедурах, правовых режимах и отраслевых особенностях деятельности своих клиентов. В-третьих, коммерческие банки осуществляют свою деятельность на нескольких рынках (направлениях), в частности на межбанковском, FOREX, инвестиционном и рынке ценных бумаг. Кроме того, банки эмитируют пластиковые карты (кредитные и дебетовые), выдают ипотечные и потребительские кредиты, осуществляют документарные операции как для юридических, так и для физических лиц, устанавливают корреспондентские отношения и др. В любой из перечисленных операций присутствует своя правовая специфика. При этом необходимо в каждом конкретном случае определять и оценивать правовой риск. Однако если имеются частности, то должно быть и что-то общее, универсальное для определения правового риска.
    Правовой риск - это вероятность получения кредитной организацией убытков (реального ущерба и упущенной выгоды) в результате действий (бездействия) ее собственников, руководителей, работников, клиентов и контрагентов, связанных с нарушением договорных обязательств, неправильным применением законов и нормативных правовых актов, учредительных и внутренних локальных документов кредитной организации, действий государственных и муниципальных органов власти, изменений законодательства, в том числе иностранного.
    Степень такой вероятности может определяться кредитной организацией в отношении отдельного лица или группы лиц как на основании имеющейся нормативной базы, так и самостоятельно, а также с привлечением третьих лиц - независимых экспертов, аудиторов, оценщиков и др. "Риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие влияния факторов, указанных в п. 2.1 настоящих Рекомендаций", не возникнет, если не будет проявлена воля лица при реализации своего субъективного права. Факторы риска сами по себе не влияют на возникновение или угрозу возникновения у кредитной организации убытков, они могут совпадать или отличаться от уже перечисленных внутренних и внешних факторов правового риска. Поэтому в данном случае "двигателем", приводящим в действие механизм реализации правового риска, являются деяния лиц, участников гражданского оборота, которые таким образом стремятся к желаемому результату.
    Предлагаемое определение правового риска позволяет выделить его сущность и дефинировать (определить) признаки, отличающие его от других видов рисков.
    Как уже было сказано выше, рекомендации Банка России не ограничиваются только перечислением различных нарушений и факторов, вызывающих правовые риски. Банк России рекомендует кредитным организациям в своих внутренних документах определить основные принципы управления правовым риском, которые с учетом отечественной и международной банковской практики должны предусматривать следующее.

  • Цели и задачи управления правовым риском с учетом характера и масштабов деятельности кредитной организации.
        В п. 2. 2. Рекомендаций цели управления правовым риском уже сформулированы. Они направлены на уменьшение (исключение) возможных убытков, в том числе в виде выплат денежных средств на основании постановлений (решений) судов.
        Задачи управления в данном случае определены как основные способы достижения заявленных целей. Разумеется, для каждой кредитной организации масштаб таких задач индивидуальный и будет зависеть, в частности, от следующих факторов:
  • стратегии и приоритетов развития кредитной организации на краткосрочную (например, на 1 год), среднесрочную (на 2-3 года) и долгосрочную (до 10 лет) перспективу;
  • количества и отраслевой структуры обслуживаемых клиентов;
  • "ассортимента" и распределения на территории банковских продуктов;
  • структуры самой кредитной организации (наличия и "географии" расположения филиалов и дополнительных офисов), включая Интернет-банкинг;
  • организации информационных потоков, обслуживающих задачи управления правовым риском в кредитной организации;
  • системы корпоративного управления и принятия решений, создающих для кредитной организации гражданско-правовые обязательства и способных влиять на правовые риски;
  • системы внутреннего контроля и структуры правового подразделения, обеспечивающего снижение или эффективную нейтрализацию правовых рисков в деятельности кредитной организации;
  • степени распределения (диверсификации) бизнеса кредитной организации в рамках как уже имеющейся клиентской базы, так и с учетом клиентов планируемых к принятию на обслуживание;
  • других задач, близких по характеру к решаемой проблеме.
        Все это необходимо учитывать при формулировании и принятии к исполнению задач по управлению правовым риском.
        Согласно Заявлению Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации от 5 апреля 2005 г.2 одним из существенных элементов создаваемой системы управления в кредитных организациях для правильной постановки задач управления правовыми рисками и, соответственно, выполнения такой работы является Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 г.3 Этот документ вносит организующее начало, обозначает приоритеты, формулирует задачи и информирует о формах их реализации. Обратимся к его содержанию.
        Так, в упомянутом заявлении речь идет, в частности, о том, что "высокие и устойчивые темпы экономического роста и достигнутая макроэкономическая стабильность требуют от Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации выработки новых решений, направленных на обеспечение поступательного развития банковского сектора на основе укрепления его устойчивости, повышения конкурентоспособности российских кредитных организаций, совершенствования банковского регулирования и надзора, усиления защиты интересов и укрепления доверия вкладчиков и других кредиторов банков.
        Для достижения указанной цели Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации принята Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 г., которой предусматриваются совершенствование нормативного правового обеспечения банковской деятельности, завершение перехода кредитных организаций на использование международных стандартов финансовой отчетности, создание условий для предотвращения использования кредитных организаций в противоправных целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем), повышение качества предоставляемых кредитными организациями услуг"4.
        В подразделе "Содержание и стратегические цели развития" первого раздела "Цели и условия развития банковского сектора" данной Стратегии устанавливается следующее: "приоритетом государственной социально-экономической политики является обеспечение высоких и устойчивых темпов экономического роста. Повышение роли банковского сектора в экономике является одной из важнейших задач государства5. Динамика решения задач развития банковского сектора будет в значительной степени зависеть от состояния правовой среды, инвестиционного и делового климата, налоговых условий, совершенствования регулирования банковской деятельности и системы банковского надзора, эффективности функционирования системы страхования вкладов.
        Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации (Банк России) рассматривают процессы реформирования банковского сектора в качестве важного компонента развития и укрепления рыночных основ функционирования экономики страны.
        Под реформированием банковского сектора понимается комплекс мер, последовательно осуществляемых органами государственной власти, Банком России, кредитными организациями, их учредителями (участниками) и иными заинтересованными лицами с целью формирования развитого и эффективного банковского сектора, ориентированного на реальную экономику и на удовлетворение потребностей клиентов в качественных банковских услугах.
        В институциональном плане банки играют главную роль в системе финансового посредничества, превосходя остальных финансовых посредников по экономическому потенциалу.
        Вместе с тем остался нерешенным ряд задач. Банковский сектор в России остается относительно небольшим и пока не играет существенной роли в экономическом развитии. Высоки вмененные издержки ведения банковского бизнеса. Уровень защиты прав кредиторов, чьи требования обеспечены залогом, не соответствует международным нормам. Не в полной мере реализованы задачи совершенствования правовой базы развития конкуренции на рынке банковских услуг, повышения прозрачности процедур банкротства и ликвидации кредитных организаций"6.
        Собственно, в предыдущем абзаце указаны задачи, над которыми должны будут работать Правительство РФ, Банк России и кредитные организации. Макроэкономический характер нерешенных задач не должен вводить в заблуждение, так как в их реализации должны будут принимать участие все российские кредитные организации. Признание того обстоятельства, что банковский сектор "остается относительно небольшим и пока не играет существенной роли в экономическом развитии", может быть компенсировано усилиями отдельной кредитной организации, направленными на увеличение собственного капитала и личных предпринимательских возможностей. По своей экономической природе банковский капитал стремится к бесконечности как в денежном, так и в "продуктовом" выражении: чем больше капитала, возможностей для новых банковских операций и разнообразнее банковский продуктовый ряд, тем сильнее это способствует расширению круга клиентов, принимаемых на обслуживание. Но это все количественные показатели. А как быть с высокими вмененными издержками ведения банковского бизнеса? В Стратегии признано, что "по-прежнему значительным является административное бремя, возложенное на банки в связи с отвлечением ресурсов на выполнение несвойственных им функций. Неоправданно усложнена процедура консолидации капитала (слияний и присоединений кредитных организаций). Не решен вопрос представления банками отчетности только в электронной форме"7. И это при том, что условно-постоянные расходы кредитных организаций год от года только увеличиваются: содержание персонала, новые программные продукты и технологии, внедрение новых банковских продуктов, банковские помещения и оборудование, рекламные программы, процентные выплаты и другие статьи расходов.
        Приведенные выше извлечения из Стратегии позволяют правильно сформулировать цели и поставить задачи управления правовым риском с учетом характера и масштабов деятельности отдельно взятой кредитной организации.
        Согласованность разрабатываемых внутренних документов кредитной организации с целями и задачами Стратегии позволит избежать системных и методологических ошибок в планировании и проведении процедур управления правовым риском, предопределит эффективную концентрацию усилий по реализации стоящих задач, позволит оптимизировать имеющиеся ограниченные временные, интеллектуальные, трудовые и финансовые ресурсы конкретной кредитной организации.
        Рекомендации Банка России в значительной степени являются рамочным документом, согласно которому кредитные организации не ограничены в формулировании целей и постановке задач управления правовым риском. Такая работа должна осуществляться применительно к конкретным условиям отдельно взятой кредитной организации с учетом реальности таких целей и выполнимости задач.
  • Порядок выявления, оценки, определения приемлемого уровня (уровня, не угрожающего финансовой устойчивости кредитной организации и интересам ее кредиторов и вкладчиков) правового риска и мониторинга (постоянного наблюдения) уровня правового риска, в том числе на консолидированной основе.
        Это уже прикладной вопрос, предполагающий определенную последовательность действий и их результативность.
        Порядок выявления правового риска должен включать:
  • анализ источников его возникновения (обязательств, обременений, неблагоприятных последствий развития событий для кредитной организации (событий и фактов), решений органов управления кредитной организации, способных привести к наступлению правового риска и др.), т. е. внутренних и внешних факторов, о которых было сказано выше8;
  • правовую экспертизу источников (факторов) возникновения правового риска. На данном этапе могут быть проанализированы источники возникновения факторов правового риска для целей принятия кредитной организацией возможных упреждающих мер (действий), направленных на устранение или смягчение возможных негативных действий таких факторов. Условно этот этап можно назвать "самостоятельным исправлением ошибок" и то лишь в том случае, когда это возможно без изменения условий гражданско-правовых, трудовых или налоговых правоотношений кредитной организации;
  • предварительную правовую оценку вероятных неблагоприятных последствий для кредитной организации вследствие действия факторов правового риска. В этом случае, вероятно, необходимо проводить более детальную юридическую квалификацию или правовое моделирование развития возможных неблагоприятных для кредитной организации последствий от действия факторов правового риска. Кроме того, это предполагает оценку как материальных, так и процессуальных источников права, регулирующих правоотношения, в рамках которых факторы правового риска могут получить свое легальное (процессуальное) завершение.
  • предварительные выводы о факторах возникновения правового риска, содержащие в лапидарной9 форме наиболее значимые обстоятельства возникновения факторов правового (репутационного) риска.
        Оценка правового риска осуществляется на основе предварительных процедур порядка выявления такого риска и взаимосвязанных факторов.
        Предположительно такой порядок может включать в себя также перечень структурных подразделений кредитной организации, участвующих в выявлении, оценке и анализе правового риска, а также этапы проведения таких внутренних процедур, сроки их осуществления и порядок принятия решений уполномоченными органами управления кредитной организации и последующий контроль. При этом контроль может проводиться не только традиционным способом (службой внутреннего контроля, исполнительными органами, ревизионной комиссией), но и юридической службой кредитной организации (правовой контроль) в отношении как каждой банковской операции или иной сделки с участием банка, так и стандартизованной (типовой) документации и/или процедур, если они используются в кредитной организации. Особое внимание должно быть уделено нестандартным, единичным, разовым сделкам, а также операциям, совершаемым кредитной организацией, так как, в отличие от типовой (массовой), уже апробированной на практике операции, сделки индивидуального характера должны быть оценены на каждом этапе - от начала их действия и до их предполагаемого завершения. При этом и экономическая сущность, и правовая форма таких сделок должны соответствовать стратегии развития кредитной организации.
        Определение приемлемого уровня правового риска - сложная процедура, направленная на определение качественного и/или количественного состояния комплексной категории, в которой сочетаются правовая и экономическая сущность операций, совершаемых кредитной организацией в процессе банковской деятельности. Отсутствие практического опыта в таком определении затрудняет для кредитной организации выполнение данного положения. Тем не менее попробуем приблизиться к пониманию данной категории.
        Приемлемый уровень правового риска кредитной организации, да и любого другого лица, преследующего в гражданском обороте свой интерес, ни теоретически, ни практически никогда не будет равен "нулю", и уж тем более не окажется "в минусе". Природа гражданских правоотношений и предпринимательской деятельности как частного случая таких отношений определяется, в том числе, и волей лица, т. е. выражением во вне (иными словами ко всем остальным участникам гражданского оборота, третьим лицам) своей активной позиции в форме деяний (действий или бездействия) для достижения экономических (имущественных) и правовых (статусных) целей. Таким образом, как приемлемый, так и "неприемлемый" уровень правового риска в "математическом выражении" будет величиной положительной. Как в этом случае "измерить" и зафиксировать приемлемый уровень правового риска? Возможно, это будет комплексный показатель, состоящий из более "простых" первичных категорий (ПК), которым могут быть присвоены цифровые и/или буквенные обозначения по аналогии с обозначениями инвестиционных показателей, применяемых известными рейтинговыми агентствами. Очевидно, применительно к отдельно взятой кредитной организации перечень и качественное содержание таких ПК будет зависеть от характера и масштаба ее деятельности. И начинать работу, направленную на определение приемлемого уровня правового риска, необходимо с обобщения, систематизации и классификации ПК. В конечном счете такой приемлемый уровень может соответствовать деятельности кредитной организации в обычных штатных условиях в рамках действующего законодательства и внутренних нормативных документов кредитной организации.
        В дальнейшем кредитная организация путем уточнения (исключения, дополнения, изменения качественного содержания и т. п.) ПК может изменять приемлемый для нее уровень правового риска, но, разумеется, не в ущерб требованиям закона, своим локальным нормативным актам и, конечно, самой себе как субъекту гражданских правоотношений. Выявление (предотвращение, устранение и др.) или реализация правового риска будет означать для кредитной организации его повышение или снижение. Таким образом, приемлемый уровень правового риска - категория, получаемая на основе практики управления правовым риском и изменяемая в зависимости от предпринимательских целей, совершаемых действий и получаемых результатов. Более детально на эту тему можно будет говорить после появления практики применения кредитными организациями собственных методик определения приемлемого уровня правового риска и оценки такой деятельности со стороны Банка России.
        С мониторингом правового риска более или менее понятно: необходимо следить за уровнем "приемлемости" правового риска и корректировать этот уровень в допустимых для конкретной кредитной организации пределах.
  • Принятие мер по поддержанию приемлемого уровня правового риска, включающих в том числе контроль и (или) минимизацию риска.
        Предполагается, что целью таких мероприятий должны быть действия, направленные на эффективное управление и минимизацию правового риска кредитной организации и, соответственно, уменьшение (исключение) возможных убытков посредством соблюдения российских законодательных предписаний и нормативных правовых актов Банка России, законодательства стран местонахождения нерезидентов-клиентов, контрагентов и зарубежных филиалов кредитной организации, собственных учредительных и внутренних нормативных документов. Также они должны способствовать осуществлению соответствующих мероприятий по выявлению и оценке обстоятельств (факторов), которые могут обусловить возникновение правового риска или оказать влияние на его уровень.
        Эти меры должны включать организационные, технологические и правовые процедуры, содержание которых каждая кредитная организация определяет для себя самостоятельно.
  • Порядок информационного обеспечения по вопросам правового риска (порядок обмена информацией между подразделениями и служащими, порядок и периодичность представления отчетной и иной информации по вопросам управления правовым риском и т. д.).
        При современном уровне информационно-правовых систем, предлагаемых на российском рынке, решение данной задачи не должно представлять значительных затруднений. Как вариант, возможно создание на базе юридического подразделения службы (выделить работника), в обязанности которой будут вменены информирование служащих кредитной организации (от руководителей высшего уровня до рядовых исполнителей) о новеллах российского и иностранного законодательства по заданной тематике. Форма такого информирования может быть различной и, опять же, зависит от характера и масштабов деятельности отдельно взятой кредитной организации или банковской группы. Крупным кредитным организациям, возможно, следует организовать информирование о характере и содержании новаций законодательства уже в комментированном виде. Ну и, конечно, порядок информационного обеспечения по вопросам правового риска должен быть разработан, утвержден и введен в действие в кредитной организации в общем пакете ее внутренних нормативных документов, посвященных организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации.
  • Порядок управления правовым риском при осуществлении дистанционного банковского обслуживания (включая Интернет-банкинг), разработке и внедрении новых технологий и условий исполнения банковских операций и других сделок, иных финансовых инноваций и технологий, при выходе на новые рынки.
        В правовом отношении дистанционное банковское обслуживание тождественно банковским услугам, предоставляемым клиентам непосредственно в помещении кредитной организации. Основное отличие от сделок, заключаемых в личном присутствии клиента, состоит в получении подтверждения о юридических полномочиях и статусе лица, находящегося "на другом конце провода" и заключающего сделку с кредитной организацией, используя дистанционные возможности.
        Что касается новых технологий и условий осуществления банковских операций и других сделок, иных финансовых инноваций и технологий, при выходе кредитной организации на новые рынки, - в этих случаях в рамках общего комплекса мер по их внедрению необходимо проводить юридическую экспертизу на предмет выявления возможных правовых рисков. По крайней мере, это будет первым рубежом защиты для кредитной организации.
  • Распределение полномочий и ответственности между советом директоров (наблюдательным советом), исполнительными органами, подразделениями и служащими в части реализации основных принципов управления правовым риском.
        Это один из основополагающих принципов управления правовым риском в кредитных организациях. Как говорят опытные банкиры, основа банковского управления - это полномочия и лимиты, т. е. буквально то, что может совершить орган управления или должностное лицо кредитной организации от ее имени, и на какую сумму. Собственно говоря, в каждой кредитной организации имеется пакет учредительных и внутренних нормативных документов, главным из которых является устав, а также предписания корпоративных законов об акционерных обществах и об обществах с ограниченной ответственностью и другие нормативные правовые акты. Прочтение указанных документов с точки зрения организации управления правовым риском даст достаточно полную информацию о необходимом распределении и полномочий, и ответственности между всеми звеньями управления кредитной организации.
  • Порядок осуществления контроля за эффективностью управления правовым риском.
        Любое управленческое действие подлежит контролю. Данное положение в полной мере относится и к контролю эффективности управления правовым риском - это и система "обратной связи", и возможность внесения своевременных и необходимых изменений и дополнений в систему управления, и, конечно же, оценка всего процесса и его результатов.
        Данное положение дает практически исчерпывающее представление о том, какие процедуры должны совершаться до и после проведения банковских операций и иных сделок кредитными организациями. Это своеобразный "маршрут", отклонение от которого обычно сопровождается проблемами и правовыми рисками. Ничего нового в этом предписании не содержится, но, к сожалению, сделать его повседневным правилом поведения удается не каждой кредитной организации. Задача сложна тем, что при всем многообразии операций и сделок, совершаемых кредитными организациями, необходимо создать своего рода "конвейер", способный пропускать через себя весь "спектр" сделок, учитывая при этом всю специфику и особенности каждой из них. Задача сложная, но выполнимая.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ (ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ) ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРАВОВЫМ РИСКОМ

        Перечисленные выше принципы управления правовым риском определены в качестве основных. Вместе с тем для более полного понимания процесса управления можно предложить и дополнительные (или факультативные) принципы, которые присутствовали в проекте Рекомендаций Банка России, но были исключены в процессе работы над документом. Вместе с тем разумность и актуальность этих дополнительных принципов в связи с их исключением из утвержденного текста Рекомендаций не утрачена. В частности, такими дополнительными (факультативными) принципами могут быть:

  • методика выявления факторов возникновения правового риска, оценка и анализ его влияния на деятельность и финансовое состояние кредитной организации. При создании такой методики можно предложить руководствоваться принципом наличия у кредитной организации способов (степени) воздействия на факторы, способные вызвать правовой риск. Так, например, внутренние факторы, рассмотренные выше, во многом зависят от деятельности кредитной организации и ее органов управления (непосредственно управляемые факторы (НУФ)), в то время как внешние факторы (несовершенство государственной правовой системы, изменчивость методов государственного регулирования и т. п.) находятся вне пределов непосредственного воздействия со стороны отдельной кредитной организации (непосредственно неуправляемые факторы (ННФ)). Хотя и они поддаются воздействию, но уже с помощью объединений кредитных организаций и в результате анализа практики применения действующего законодательства.
        Оценка правового риска может осуществляться комплексным способом (на консолидированной основе), включая порядок его оценки, когда кредитной организацией учитываются все его возможные составляющие с последующим присвоением цифрового и/или буквенного обозначения, сопровождаемого кратким комментарием в табличной, схематичной, графической или иной удобной для работы форме. Программа оценки правового риска может быть выполнена в виде компьютерной версии и использовать формальные признаки. Аналитический раздел объединяет "факторную" и "оценочную" части и может включать в себя информацию, которая не была или не могла быть включена в их содержание (неформальные признаки). Анализ - это практические выводы и предложения, на основании которых кредитная организация принимает решения о предотвращении или снижении влияния правового риска либо о его принятии или отказе от него;
  • обеспечение правомерности совершаемых банковских операций и других сделок (порядок согласования условий договоров до их заключения, в том числе с юридической службой кредитной организации, осуществление всех необходимых процедур подтверждения и признания возможности совершения сделок, заключаемых с использованием технологий дистанционного банковского обслуживания). Это очень важное положение, которому при разработке внутренних документов необходимо уделить серьезное внимание. Ни для кого не секрет, что в практике работы кредитных организаций бывают случаи, когда правовая экспертиза сделки "проводится" юридической службой уже после подписания сторонами договора, и юристам отводится роль статистов, визирующих договор и не имеющих реальной возможности повлиять на его содержание, не говоря уже о минимизации правовых рисков. До сих пор бытует порочное мнение: "Хочешь загубить сделку - поручи это юристу". Данная рекомендация призвана прежде всего защитить интересы всей кредитной организации. Выиграет тот, кто более опытен, информирован, предупрежден и технологичен. Конечно, для правовой оценки каждой сделки необходимо время, но поэтому и предлагается сопоставлять расходы, понесенные кредитной организацией на принятие мер по защите от правового риска или снижение его размера, с результатами (в том числе финансовыми) его вероятного наступления.

        Е-mail автора: aorlov@asiainvestbank.ru

    • Рейтинг
    • 1
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Один день c андреем гладиковым
    Российский долговой рынок - "тихая гавань" для капитала с рекордными темпами роста
    Организация публичного долга требует высокого профессионализма
    Юность срочного рынка
    Российский рынок деривативов: благодатный 2005 г. и многообещающие перспективы на 2006 г.
    Стабильный рост рынка
    Срочный рынок - полноценный инструмент финансового рынка
    Деривативы в экономическом пространстве России: вопросы терминологии
    Исследование российского рынка слияний и поглощений в 2005 г.
    Явный лидер
    Премия за контроль в сибирских компаниях
    PR на защите предприятий
    Атака по всем фронтам
    Ипотечное кредитование и секьюритизация в Европе: последние тенденции
    Противоправные действия на финансовом рынке: доказывание и оценка ущерба
    Управление банковскими репутационными рисками (Практический комментарий к Рекомендациям Банка России)
    Современные возможности диверсификации на рынке акций
    Имитационное моделирование денежных потоков

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100