Casual
РЦБ.RU

Управление рисками заимствований и исполнения бюджета Санкт-Петербурга

Март 2006

    В настоящее время неотъемлемой частью эффективной деятельности финансовых органов, осуществляющих заимствования и размещение денежных средств, становится управление рисками, что включает в себя разработку моделей оценки риска и управленческих методик воздействия на него с последующей их реализацией.
    Комитет финансов Санкт-Петербурга разработал систему риск-менеджмента, состоящую из следующих компонент.
    Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28 января 2004 г. № 57 была утверждена Концепция управления государственным долгом, декларирующая принципы и цели управления рисками, возникающими при работе на рынке государственных заимствований и размещении временно свободных средств бюджета Санкт-Петербурга на депозиты в коммерческих банках и посредством сделок РЕПО.
    Создано специальное подразделение, в перечень обязанностей которого вошли разработка моделей, методик и процедур, а также мониторинг процесса управления рисками подразделениями, которые занимаются планированием и выполнением поручений в области заимствований и размещения средств.
    Одной из важнейших компонент системы управления рисками стал используемый Комитетом финансов Санкт-Петербурга программный комплекс, обеспечивающий реализацию следующей последовательности действий:

  • мониторинг текущего состояния портфеля финансовых инструментов;
  • анализ риска: выявление и прогнозирование;
  • переоценку объема и стоимости портфеля;
  • выбор метода оценки риска;
  • разработку стратегий управления риском с учетом полученных оценок;
  • получение итогового заключения об оценке риска рассматриваемых стратегий и выбор предпочтительного с позиции "риск-финансовый результат".
        Алгоритм оценки риска
        В целях автоматизации процесса оценки и выбора стратегий управления заимствованиями в Комитете финансов Санкт-Петербурга была разработана автоматизированная информационно-аналитическая система оценки рисков при управлении государственным долгом "РИСК-1" (далее - АИАС "РИСК-1"). Начало разработки системы положено в 1999 г., когда была сформирована первая концепция управления государственным долгом. Именно в то время основной задачей стала минимизация финансовых рисков Санкт-Петербурга, в частности риска дефолта, возникшего вследствие роста валютного курса в августе 1998 г.
        АИАС "РИСК-1" построена в архитектуре "клиент-сервер" и состоит из серверной части и базы данных, размещающихся на сервере, а также клиентской части, устанавливаемой на рабочих станциях. База данных предназначена для хранения информации по портфелю и факторам риска. Анализ данных внутри серверной части реализован с применением технологии OLAP (on-line analytical processing) - оперативной аналитический обработки данных. Данное средство используется в целях расчета долговых и аналитических показателей по траекториям прогнозов, ранжирования рассматриваемых стратегий управления государственными заимствованиями и ликвидностью бюджета Санкт-Петербурга и построения графиков и отчетов по полученным результатам расчетов. Клиентское приложение взаимодействует с базой данных и серверной частью, обеспечивая дружественный пользовательский интерфейс при работе с системой. Приложение позволяет осуществлять импорт данных, генерацию вариантов управления портфелем и прогнозирование.
        Согласно представленной архитектуре база системы представлена следующими функциональными блоками:
  • импорт информации по государственному долгу из внешних учетных систем, аккумулирующих данные по условиям долговых обязательств и фиксирующих операции с ними;
  • работа с историческими данными и прогнозами по факторам риска (импорт данных в систему, статистический анализ, прогнозирование);
  • анализ данных (расчет долговых и формульных показателей, а также приведенной стоимости потоков по портфелю);
  • создание вариантов управления портфелем;
  • оценка риска (проверка на ограничения, расчет статистических оценок);
  • построение графических и отчетных форм.
        Импорт информации по государственному долгу Санкт-Петербурга осуществляется из учетных систем Комитета финансов Санкт-Петербурга:
  • программный комплекс "ГГКО", производящий загрузку отчетов об итогах торгов государственными именными облигациями Санкт-Петербурга и расчет долговых показателей по ним (привлечение, расходы по обслуживанию и погашению долга, номинальный долг) на любую дату по запросу уполномоченного сотрудника;
  • программный комплекс "Книга долга", являющийся составной частью автоматизированной системы бюджетного процесса - электронное казначейство.
        ПК "Книга долга" хранит сведения о долговых обязательствах Санкт-Петербурга: даты заключения договоров, валюта, объем, форма долгового обязательства, графики плановых и фактических операций (привлечение, погашение, процентная выплата) по долговым обязательствам. На основе данной информации программный комплекс осуществляет итоговый учет государственного долга Санкт-Петербурга, который позволяет получать справки с информацией о состоянии городского долга и графиками предстоящих платежей по непогашенным долговым обязательствам.
        Использование описанных учетных систем обеспечивает автоматизацию процесса хранения, систематизации, внесения изменений, а также передачи информации о городском долге.
        Возможность загрузки информации с параметрами инструментов, входящих в состав долгового портфеля Санкт-Петербурга, и значением долговых показателей на любую дату в АИАС "РИСК-1" позволяет эксперту получить представление о состоянии государственного долга Санкт-Петербурга на выбранную дату и графики платежей по нему. Программные средства построения графиков либо таблиц со свободно настраиваемым представлением по желанию эксперта, а также расчета формульных показателей, представляют собой мощнейший инструмент анализа текущего состояния портфеля долговых обязательств Санкт-Петербурга.
        Работа с историческими данными и прогнозами по факторам риска осуществляется в отдельном модуле системы, оснащенном средствами импорта и хранения исторических данных и экспертных прогнозов по факторам риска, статистического анализа временных рядов и прогнозирования на основе исторических данных.
        Средствами статистического анализа производится:
  • анализ статистических характеристик;
  • преобразование исходного временного ряда;
  • анализ частотных характеристик временного ряда.
        В список характеристик анализа исторических данных по факторам риска вошли среднее, дисперсия, стандартное отклонение, коэффициент кросс-корреляции, ковариация, автокорреляция, медиана, мода, коэффициент асимметрии, эксцесс, коэффициент вариации и суммарный квадратичный риск факторов риска. Создание характеристик анализа исторических данных осуществляется на основе таких задаваемых Пользователем параметров, как период расчета и тип преобразования временного ряда: абсолютное приращение, относительное приращение, отношение, логарифмирование временного ряда.
        Построение прогнозов поведения факторов риска производится на основе как экспертных оценок, так и исторических данных. Выбор соответствующего механизма прогнозирования зависит от периода планирования управления портфелем, оперативного или стратегического. В целях планирования на период не более 2-3 месяцев в системе используется прогнозирование поведения факторов риска на основе исторических данных с использованием метода Монте-Карло. Для среднесрочного и долгосрочного планирования в систему вводятся прогнозы на основе экспертных оценок.
        Для построения прогнозов по зависимым факторам риска в системе предложен метод линейной регрессии с использованием коэффициента корреляции. Система также оснащена множеством прочих математических методов преобразования прогнозов (в частности, интерполяция и экстраполяция методом Блэка-Шоулза).
        Анализ текущего состояния портфеля долговых обязательств Санкт-Петербурга позволяет выявить основные факторы риска, воздействующие на волатильность денежных потоков по нему. К ним в первую очередь отнесены те, что непосредственно учтены в условиях соответствующих финансовых инструментов, курсы валют и процентные ставки. На базе текущего состояния портфеля финансовых инструментов Санкт-Петербурга и созданных прогнозов по выявленным факторам риска производится расчет показателей по пассивному варианту управления, предполагающему выполнение операций с долговыми обязательствами согласно условиям указанных инструментов.
        Для оценки текущего состояния портфеля долговых обязательств Санкт-Петербурга в системе осуществляется:
  • расчет долговых показателей: основной, дисконтный и купонный долг, расходы на обслуживание и погашение долга;
  • расчет различных аналитических показателей, в частности дюрации и внутренней нормы доходности;
  • построение многомерных таблиц на основе кубов данных со значениями показателей по портфелю долга. Эксперту предоставлена возможность самостоятельно настраивать вид таблицы, выбирая измерения дат, долговых показателей, траекторий факторов риска и стратегий управления для отражения в строках или столбцах таблицы, осуществлять группировку и фильтрацию внутри измерения. Описанные возможности облегчают анализ, поскольку обеспечивают получение представления, удобного для составления заключения о состоянии государственного долга Санкт-Петербурга.
        С учетом полученных результатов расчета показателей по пассивному варианту управления формируются альтернативные активные варианты управления. Они представлены в виде некоторого набора операций, распределенных внутри периода планирования, с параметрами, зависящими как от значений факторов риска на траекториях прогнозов, так и от установленных значений целевых показателей, которые в свою очередь зависят от стратегий управления рисками и государственными заимствованиями в целом.
        Стратегии управления рисками заимствований можно разделить на три типа:
  • стратегия ограничения риска, заключающаяся в определении допустимого уровня риска и наложении ограничений на показатели портфеля финансовых инструментов;
  • стратегия оптимизации, обычно представленная в виде набора операций, направленных на выравнивание временной структуры портфеля и подбор наилучшей с позиции принятия риска валютной составляющей;
  • стратегия хеджирования риска, предполагающая применение валютных и процентных свопов, а также опционов.
        В настоящее время Комитет финансов Санкт-Петербурга при управлении государственным долгом практикует применение всех трех стратегий риск-менеджмента.
        Согласно постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 28 января 2004 г. № 57 утверждена Методика определения критериев по государственному долгу Санкт-Петербурга и государственным заимствованиям Санкт-Петербурга для использования в среднесрочном прогнозировании, согласно которому установлены основные ограничения по показателям государственного долга города. К основным критериям отнесены:
  • выплаты по государственному долгу - не более 17,5% собственных доходов бюджета;
  • выплаты по государственному долгу - не более 12,5% доходов бюджета;
  • объем расходов на обслуживание государственного долга - не более 7,5% собственных расходов бюджета;
  • объем расходов на обслуживание государственного долга - не более 5% расходов бюджета;
  • расходы на погашение основного долга - не более 10% собственных расходов бюджета;
  • расходы на погашение основного долга - не более 7,5% расходов бюджета;
  • отношение объема государственных заимствований в финансовом году к капитальным расходам бюджета - не более 60%;
  • отношение государственного долга Санкт-Петербурга к собственным доходам бюджета - не более 50%.
        Оптимизация временной структуры и валютной составляющей городского портфеля долга определена Концепцией управления государственным долгом. Дополнительно Методикой определения критериев устанавливаются ограничения на долю внешнего долга в структуре государственного долга: не более 30% при кредитных рейтингах Санкт-Петербурга, по оценке не менее двух международных рейтинговых агентств, ниже инвестиционного уровня и не более 50% при рейтингах, по оценке не менее двух агентств, соответствующих инвестиционному уровню либо выше него.
        При планировании заимствований, формировании активных вариантов управления портфелем государственных заимствований Комитет финансов создает операции в рамках установленных значений целевых показателей, которые определяются на начальной стадии работы по выбору стратегии управления. К таким целевым показателям долговой политики Санкт-Петербурга можно отнести:
  • сальдо долга, равного разнице привлечения и расходов на погашение долга;
  • объем номинального долга.
        Дополнительно осуществляется проверка на выполнение описанных ранее ограничений. Любые операции по заимствованиям, обслуживанию и погашению по портфелю городского долга осуществляются в рамках соответствия указанным критериям, а также заданным значениям целевых показателей.
        АИАС "РИСК-1" оснащена программными средствами, позволяющими вводить любое ограничение на долговые показатели и показатели ликвидности бюджета Санкт-Петербурга и осуществляющими проверку на соответствие им анализируемых вариантов управления портфелем.
        Применение стратегии хеджирования риска Комитетом финансов Санкт-Петербурга отражено в размещении государственных именных облигаций со встроенным опционом колл. С экономической точки зрения держатель такой облигации по отношению к эмитенту выступает продавцом опциона на "отзыв", т. е. права на выкуп ценной бумаги по фиксированной цене до даты погашения.
        Первый выпуск отзывных облигаций состоялся в июне 2001 г. в объеме 250 млн руб. В последующие годы было еще 5 таких выпусков общим объемом 4750 млн руб., фиксированным купоном и первоначальным сроком до погашения от 4 до 6 лет; 2 из них находятся в обращении в настоящее время.
        Желание Комитета финансов Санкт-Петербурга выпускать инструменты с опционом колл обусловлено необходимостью сохранять низкими и риски рефинансирования, и процентные риски бюджета.
        Этап оценки риска включает определение допустимого уровня показателей по портфелю в результате реализации заданных экспертом вариантов управления и непосредственно оценку риска. В качестве допустимого уровня показателей может применяться значение по одному из сценариев прогноза факторов риска, в частности, траектории пессимистического развития событий, либо математическое ожидание, рассчитанное на основе значений показателя на различных траекториях прогноза с определенной вероятностью реализации.
        Далее непосредственно оценка риска предполагает предварительный выбор метода оценки. К ним относятся следующие методы:
  • приведенная стоимость потоков по портфелю финансовых инструментов;
  • оценка чувствительности потоков методом стресс-тестирования;
  • Cash Flow-at-Risk.
        Приведенная стоимость денежных потоков рассчитывается системой посредством дисконтирования будущих потоков по долговому портфелю в соответствии с заданными экспертом параметрами:
  • период дисконтирования;
  • метод дисконтирования (сложный или простой);
  • процентная ставка, участвующая в расчете дисконтирующего капитала.
        Средствами системы предоставлена возможность ввода в качестве ставки прогноза фактора риска.
        Чувствительность денежных потоков по портфелю осуществляется посредством расчета основных показателей по варианту управления по каждой из траекторий фактора риска и оценки коэффициента вариации на основе полученных результатов расчета, в частности величин отклонения значений показателей по портфелю от допустимого уровня.
        Cash Flow-at-Risk является аналогом известной оценки Value-at-Risk с той разницей, что при расчете характеристики учитываются суммарные денежные потоки по портфелю финансовых инструментов. CFaR возвращает предельное значение, принимаемое суммой денежных потоков по долговому портфелю с заданной экспертом вероятностью.
        Чем выше получаемые значения оценок, тем рискованнее реализация оцениваемой стратегии долговой политики.
        Завершающим блоком системы оценки финансовых рисков является программное средство формирования графиков и отчетных форм, используемое для предоставления результатов анализа различных вариантов управления государственным долгом и ликвидностью бюджета руководству в целях мониторинга и принятия решения в условиях риска.
  • платежами по долгу;
  • итоговое условие равенства расходов бюджета поступлениям по доходным источникам и источникам финансирования дефицита бюджета.
        В случае превышения расходов бюджета над поступлением денежных средств создавались операции привлечения на рынке государственных именных облигаций Санкт-Петербурга с соответствующими графиками обслуживания и погашения долговых обязательств с учетом прогнозов фактора риска.
        В целях оценки риска управления портфелем долга и исполнения бюджета Санкт-Петербурга производилось стресс-тестирование. В качестве допустимого уровня потоков использовался базовый вариант управления, который на этапе планирования рассматривался Комитетом финансов Санкт-Петербурга как вариант, учитывающий все возможные негативные колебания значений факторов риска и соответственно долговых показателей по портфелю государственного долга Санкт-Петербурга. В качестве экстремальных изменений, воздействующих на потоки по государственному долгу Санкт-Петербурга, использовались описанные выше сценарии прогнозов по факторам риска.
        Результаты расчетов по различным траекториям прогноза факторов риска представлены в виде набора значений соответствующих показателей по портфелю долга на каждый срез прогноза (год, входящий в период планирования государственных заимствований) в развитием процесса во времени. В частности, на рис. 1 представлена динамика значений сальдо долга, равного разнице привлеченных средств и сумм, направленных на погашение основного долга, по годам, на рис. 2 - динамика расходов на обслуживание долга по траекториям факторов риска (варианты 1-11, итоговый вариант), а также по базовому варианту управления портфелем государственного долга Санкт-Петербурга. Оценка отклонения значений представленных долговых показателей по каждому варианту от допустимого уровня по базовому варианту отражена на рис. 3 и 4.

        Расчет оценки чувствительности портфеля к изменению значений по факторам риска относительно показателей дефицита бюджета, сальдо долга и расходов на обслуживание долга (рис. 5) показал, что рост волатильности денежных потоков по портфелю, и соответственно, риска государственных заимствований Санкт-Петербурга наблюдается в 2007 г., что в значительной степени обусловлено запланированной на 2006 г. выборкой средств по кредиту Мирового банка реконструкции и развития и, соответственно, увеличением процентных платежей по долгу с начала 2007 г.
        Представленный выше пример описывает алгоритм оценки риска единственного (базового) варианта управления портфелем государственного долга методом стресс-тестирования. В целях выбора оптимального варианта с позиции "риск-финансовый результат" необходимо сформировать несколько базовых вариантов и рассчитать их чувствительности на основе заданных прогнозов факторов риска. Сравнение результатов расчета позволит ранжировать варианты управления по любому из заданных критериев и выбрать оптимальный с позиции "риск-финансовый результат".
        В дальнейшем Комитет финансов Санкт-Петербурга осуществляет постоянный мониторинг и контроль результатов реализации избранного варианта управления государственным долгом и в случае необходимости производит оперативную корректировку утвержденного варианта. Принятые ранее набор операций или их параметры меняются при условии выполнения требований, установленных соответствующей стратегией управления рисками заимствований и исполнения бюджета Санкт-Петербурга.
        Создание описанной системы и алгоритма управления рисками подразумевает реализацию ряда трудоемких мер: ввод дополнительных принципов принятия решения, организацию структурного подразделения, разработку систем оценки риска. В настоящее время, когда конъюнктура рынка имеет значительное влияние на результаты деятельности любой финансовой организации и существенное колебание его состояния является событием с высокой долей вероятности, эффективное функционирование организации невозможно без существования налаженной системы риск-менеджмента. Последовательное внедрение системы управления рисками в субъектах Российской Федерации приведет не только к росту эффективности, но и к дальнейшему развитию рынка заимствований субфедеральных органов власти.
        Практическое применение
        Рассмотрим пример оценки и управления рисками на основе перспективного финансового плана Санкт-Петербурга на 2006-2008 гг.
        Составление перспективного финансового плана на среднесрочную перспективу приходится на конец I - начало II кв. текущего финансового года, поэтому показатели долгового портфеля и исполнения бюджета Санкт-Петербурга на 1 января будущего года оцениваются на основе назначений и программы заимствований, утвержденных Законом о бюджете Санкт-Петербурга, а также учитывая состояние на дату начала планирования.
        Прогнозы факторов риска (инфляция, курсы валют, темп роста ВВП) строились на основе экспертных оценок, представленных следующими финансовыми институтами: Министерство экономического развития и торговли (прогноз бюджета на 2005 г.), Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли, Европейский банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд, Организация экономического сотрудничества и развития.
        Сводный прогноз представлен несколькими траекториями изменения значений факторов риска во времени, каждая из которых по направленности влияния на бюджетные или долговые показатели Санкт-Петербурга отнесена к одной из трех групп: пессимистические, оптимистические и нейтральные сценарии. Реализация каждого сценария равновероятна (принимается равной отношению единицы к общему количеству сформированных траекторий). В результате определяется итоговый сценарий (вариант), значение которого соответствует среднему всех значений по траекториям фактора риска.
        С учетом полученных прогнозов, были рассчитаны показатели бюджетного баланса согласно Концепции управления государственным долгом. К таковым относятся:
  • текущие доходы и расходы собственного бюджета;
  • выплаты по долгу, включающие расходы на обслуживание и на погашение долга;
  • капитальные доходы и расходы собственного бюджета.
        Далее были созданы варианты управления долговым портфелем, каждый из которых включал не только операции, предусмотренные условиями инструментов, входящих в состав государственного долга Санкт-Петербурга на дату составления перспективного финансового плана, но и привлечение, обслуживание и погашение планируемых долговых обязательств.
        Прочие операции управления портфелем государственного долга Санкт-Петербурга задавались в рамках соответствия ограничениям на промежуточные показатели бюджетного баланса:
  • условие положительности операционного баланса, равного разнице текущих доходов и текущих расходов собственного бюджета
  • условие превышения текущих доходов над текущими расходами собственного бюджета и платежами по долгу;
  • итоговое условие равенства расходов бюджета поступлениям по доходным источникам и источникам финансирования дефицита бюджета.
        В случае превышения расходов бюджета над поступлением денежных средств создавались операции привлечения на рынке государственных именных облигаций Санкт-Петербурга с соответствующими графиками обслуживания и погашения долговых обязательств с учетом прогнозов фактора риска.
        В целях оценки риска управления портфелем долга и исполнения бюджета Санкт-Петербурга производилось стресс-тестирование. В качестве допустимого уровня потоков использовался базовый вариант управления, который на этапе планирования рассматривался Комитетом финансов Санкт-Петербурга как вариант, учитывающий все возможные негативные колебания значений факторов риска и соответственно долговых показателей по портфелю государственного долга Санкт-Петербурга. В качестве экстремальных изменений, воздействующих на потоки по государственному долгу Санкт-Петербурга, использовались описанные выше сценарии прогнозов по факторам риска.
        Результаты расчетов по различным траекториям прогноза факторов риска представлены в виде набора значений соответствующих показателей по портфелю долга на каждый срез прогноза (год, входящий в период планирования государственных заимствований) в развитием процесса во времени. В частности, на рис. 1 представлена динамика значений сальдо долга, равного разнице привлеченных средств и сумм, направленных на погашение основного долга, по годам, на рис. 2 - динамика расходов на обслуживание долга по траекториям факторов риска (варианты 1-11, итоговый вариант), а также по базовому варианту управления портфелем государственного долга Санкт-Петербурга. Оценка отклонения значений представленных долговых показателей по каждому варианту от допустимого уровня по базовому варианту отражена на рис. 3 и 4.
        Расчет оценки чувствительности портфеля к изменению значений по факторам риска относительно показателей дефицита бюджета, сальдо долга и расходов на обслуживание долга (рис. 5) показал, что рост волатильности денежных потоков по портфелю, и соответственно, риска государственных заимствований Санкт-Петербурга наблюдается в 2007 г., что в значительной степени обусловлено запланированной на 2006 г. выборкой средств по кредиту Мирового банка реконструкции и развития и, соответственно, увеличением процентных платежей по долгу с начала 2007 г.

        Представленный выше пример описывает алгоритм оценки риска единственного (базового) варианта управления портфелем государственного долга методом стресс-тестирования. В целях выбора оптимального варианта с позиции "риск-финансовый результат" необходимо сформировать несколько базовых вариантов и рассчитать их чувствительности на основе заданных прогнозов факторов риска. Сравнение результатов расчета позволит ранжировать варианты управления по любому из заданных критериев и выбрать оптимальный с позиции "риск-финансовый результат".
        В дальнейшем Комитет финансов Санкт-Петербурга осуществляет постоянный мониторинг и контроль результатов реализации избранного варианта управления государственным долгом и в случае необходимости производит оперативную корректировку утвержденного варианта. Принятые ранее набор операций или их параметры меняются при условии выполнения требований, установленных соответствующей стратегией управления рисками заимствований и исполнения бюджета Санкт-Петербурга.
        Создание описанной системы и алгоритма управления рисками подразумевает реализацию ряда трудоемких мер: ввод дополнительных принципов принятия решения, организацию структурного подразделения, разработку систем оценки риска. В настоящее время, когда конъюнктура рынка имеет значительное влияние на результаты деятельности любой финансовой организации и существенное колебание его состояния является событием с высокой долей вероятности, эффективное функционирование организации невозможно без существования налаженной системы риск-менеджмента. Последовательное внедрение системы управления рисками в субъектах Российской Федерации приведет не только к росту эффективности, но и к дальнейшему развитию рынка заимствований субфедеральных органов власти.

    • Рейтинг
    • 3
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    "Наша компания становится инвестиционно-промышленной группой" К 11-летию ИДК "Метрополь"
    Американский рынок акций: влияние кризиса
    Оценка динамики курса акций методом скользящей скорости
    Развитие инфрастуктуры финансового рынка как системы расчетов по сделкам с финансовыми инструментами
    Функции Центральных депозитариев Центральной Европы
    Минобороны гарантирует жилье для военных
    Три дня на перерегистрацию прав собственности - календарные или рабочие?
    События
    Добро пожаловать в мир инвестиционных профессионалов!
    Партнерство ACIIA - сила благодаря разнообразию
    Открытая модель российского финансового рынка
    Долгосрочная рыночная информация для инвестиционных аналитиков
    Вопросы по ценным бумагам с фиксированным доходом в международной сертификации инвестиционных аналитиков ACIIA
    Двигатель рынка. Количественная оценка "влияния Запада"
    К теории управления портфелем
    Российский облигационный конгресс - 2005
    Рынок российских региональных облигаций: Итоги 2005 г.
    Долговая политика Москвы
    Управление рисками заимствований и исполнения бюджета Санкт-Петербурга
    Структура инвесторов на российском рублевом рынке облигаций

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100