Casual
РЦБ.RU

Либерализация и ее влияние на рынок рублевых облигаций

Март 2006


    В настоящее время как участники рынка, так и представители власти все чаще возвращаются к теме либерализации внешнеэкономических отношений. Это в первую очередь связано с тем, что согласно Закону "О валютном регулировании и валютном контроле", принятому в 2003 г., наступивший 2006 г. станет последним, когда на экономической территории России будет ограничена мобильность капитала, и уже с января 2007 г. оставшиеся ограничения на валютные операции в России должны быть сняты. На наш взгляд, это является серьезным шагом на пути развития рыночных институтов страны. Готова ли к этому Россия? Нужна ли ей либерализация? Чем это грозит и что полезного может дать экономике?

РУБЛЬ СТАНЕТ ПОЛНОСТЬЮ КОНВЕРТИРУЕМЫМ 1 ЯНВАРЯ 2007 Г.

    Долгий путь к полной конвертации рубля
    Вторая половина 2005 г. стала периодом подготовки к либерализации. С 1 января 2007 г. должны быть сняты все ограничения по торговым и капитальным операциям, таким образом, предполагается, что рубль стает полностью конвертируемым. Конвертируемость вовсе не означает, что с 1 января с рублями можно будет путешествовать в любые страны мира, как это часто делают обладатели долларов и евро, или что рубль сможет стать мировым платежным средством наравне с этими валютами. Конвертируемость предполагает лишь отмену всех ограничений на операции с валютой как для физических, так и для юридических лиц.
    России пришлось проделать длинный и сложный путь к либерализации (рис. 1). Первые шаги были предприняты в 1992 г., когда Центробанк ввел на территории России рыночное курсообразование. 9 октября 1992 г. был принят Закон "О валютном регулировании и валютном контроле", который, помимо введения институциональных рамок в процесс регулирования валютного рынка и движения капитала, содержал и значительное число ограничений (в частности, обязательную продажу 40% валютной выручки по определенному Центробанком курсу). Закон ввел разрешительный порядок проведения капитальных операций, который фактически был избыточным. Он существенно осложнял официальные операции с капиталом, однако из-за слабых механизмов валютного контроля (в значительной степени просто не предусмотренных и не реализованных ни в законе, ни в подзаконных актах) никак не мог воспрепятствовать оттоку капитала, который был характерен для России в тот период.


    На протяжении последующих лет, вплоть до принятия новой редакции Закона "О валютном регулировании и валютном контроле", одной из основных забот денежных властей стало постепенное улучшение валютного контроля, но успехов в борьбе с оттоком капитала это так и не принесло.
    С 1995 г. акцент в денежно-кредитной политике по рекомендации МВФ был смещен с курса на инфляцию. Политика в отношении обменного курса характеризовалась введением валютного коридора (который допускал постепенное удешевление рубля к доллару), при этом в режиме валютного регулирования допускались определенные послабления. Так, например, с 1996 г. иностранцы получили доступ на рынок внутреннего государственного долга (на тот момент в основном представленного 3-месячными ГКО).
    Следствием кризиса 17 августа 1998 г. стал резкий рост числа барьеров на пути капитала, а также очередное усиление валютного контроля. В частности, средства нерезидентов на "С"-счетах, открытых для инвестирования в рынок госдолга, вложенные в итоге в ГКО и ОФЗ, оказались фактически заблокированы.
    С 2000 г. вновь начинается постепенная отмена валютных ограничений, чему в значительной степени способствует благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура. Сальдо счета текущих операций становится положительным, Центробанк отменяет валютный коридор, однако усиленно препятствует укреплению рубля, скупая валюты и наращивая резервы. Несмотря на то что отток капитала из страны сохраняется, приток валюты в страну по текущим операциям делает норматив обязательной продажи валютной выручки не столь актуальным, и его снижают. Постепенно либерализуются средства на "С"-счетах, поскольку их доля в общих потоках капитала с ростом экономики неуклонно снижается.
    По мере улучшения ситуации и реализации реформ правительство принимает достаточно смелое решение: разрабатывается и 10 декабря 2003 г. принимается новая редакция Закона "О валютном регулировании и валютном контроле", снимающая значительную часть ограничений на операции с валютой (в частности, отменяющая разрешительный порядок капитальных операций). Закон существенно либерализует торговые операции, резиденты получают возможность (с 2005 г.) открывать счета в иностранных банках (только стран - членов ОЭСР1 и ФАТФ2), однако резервирование по многим капитальным и экспортно-импортным операциям сохраняется. Последние ограничения с валютных операций должны быть сняты в январе 2007 г. Таким образом, согласно принятому закону с 2007 г. будут отменены резервирование и спецсчета, сняты любые ограничения с операций купли-продажи валюты, резиденты получат право открывать счета в любых иностранных банках, иностранные инвесторы наравне с российскими будут иметь доступ к рынку рублевых облигаций.
    В настоящий момент резервирование предусматривается Законом по операциям, регулируемым Правительством РФ и Банком России (см. таблицу). В основном регулирование принимает либо форму обязательного резервирования (вплоть до 100% суммы операции), либо необходимости открытия специальных счетов, по которым и проводятся все операции того или иного вида.

ТИП ОПЕРАЦИЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ РЕЗЕРВИРОВАНИЮ 
Регулируемые Правительством РФ
Операции коммерческого
кредитования или отсрочки платежей
по внешнеторговой деятельности, а
также по строительным и подрядным
работам за пределами территории РФ  
Регулируемые Банком России
Расчеты и переводы по предоставлению и получению кредитов и
займов в рублях или иностранной валюте


 
-

 
Операции по внешним и внутренним ценным бумагам резидентами
и нерезидентами, а также исполнение резидентами обязательств
по внешним ценным бумагам  
-
 
Операции кредитных организаций, за исключением банковских
операций  
-

 
Центробанк также имеет право регулировать операции купли-
продажи валюты и чеков, номинальная стоимость указана в
иностранной валюте  

    Российский опыт через призму международной практики
    Длинный путь России к либерализации не является исключением - таковым он был у многих стран, легким его тоже назвать нельзя. Кризисы, коснувшиеся страны в 1994 и 1998 гг., во многом были связаны с валютным рынком. В частности, в 1998 г. попытки Центробанка удержать курс доллар/рубль в пределах 6 руб., не допустив удешевления национальной валюты, несмотря на значительный отток капитала из страны, привели к почти полному исчерпанию валютных резервов Центробанка, что стало одной из основных причин кризиса.
    В аналогичной ситуации в 1947 г. оказалась Великобритания при попытке восстановить конвертируемость фунта, отмененную во время Второй мировой войны. Однако там процессы протекали заметно быстрее и обошлось без дефолта. Объем покупок долларов и продаж фунтов был настолько значителен, что уже через 35 дней снятые ограничения были возвращены. За это время Великобритания, поддерживая фунт стерлингов, потеряла около 700 млн долл. (весьма значительную в те годы сумму). Чтобы снова вернуться к конвертируемости, Англии потребовалось почти 11 лет.
    Не менее долгим был процесс и в большинстве других стран ОЭСР, где финансовая либерализация началась в конце 1950-х гг. и продолжилась до середины 1990-х гг. Как и в России, изменения проходили поэтапно.
    Либерализация и снятие ограничений на торговые операции после Второй мировой войны заняли в среднем около 10 лет. В таких странах, как Япония и Дания, она длилась соответственно 15 и 16 лет. При этом Япония приступила к поэтапной отмене валютной монополии государства только после стабилизации экономики и обеспечения устойчивого роста производства. Турция либерализовала свои текущие операции только в 1990 г., а Греция - в 1992 г.
    Во Франции конвертируемость валюты по капитальным операциям была введена в 1958 г., но частичный контроль существовал вплоть до 1989 г.
    В Финляндии либерализация капитальных потоков проходила в конце 1980-х гг., в период устойчивого экономического роста. Однако из-за отсутствия усовершенствований в механизмах управления рисками неконтролируемый рост кредитов и задолженности предприятий и населения завершился банковским и валютным кризисом в начале 1990-х гг. Аналогичная ситуация наблюдалась в Норвегии и Швеции.
    Обычно начиналось все с отмены ограничений на прямые иностранные инвестиции, затем - на вложения в акции и долгосрочные заимствования. В России в настоящий момент таковые ограничения, за редким исключением, практически сняты (например, вложения в госбумаги, требующие значительного резервирования). На приток краткосрочного капитала, напротив, накладывались ограничения (которые действуют до сих пор и в России).
    Снятие ограничений на торговые кредиты происходило раньше, чем на финансовые (в России в настоящий момент ограничения накладываются как на те, так и на другие, различие состоит в основном в сроках и размерах резервирования).
    С целью снижения спекулятивного давления на валюту дольше всего (в ОЭСР) под контролем находились операции по предоставлению нерезидентам займов в национальной валюте, выпуск ценных бумаг на внешнем рынке и открытие депозитов за рубежом (это было связано с вопросами налогообложения). Большинство из действовавших в России ограничений такого рода были отменены совсем недавно: открывать депозиты за рубежом разрешили фактически лишь в 2005 г., но список стран, в которых эти депозиты можно открывать, ограничен.
    Ограничения на валютные операции были отменены для юридических лиц раньше, чем для физических, а для предприятий реального сектора прежде, чем для финансовых институтов. Это несколько не совпадает с российским опытом. Например, ограничение на открытие депозитов в иностранных банках для физических лиц было снято с 1 января 2005 г., а для юридических - с 1 июня 2005 г.

    Подходит ли России европейский опыт?
    Европейские страны принимали решение о либерализации, когда экономика находилась на подъеме и внутренний рынок был привлекательнее международных рынков, что и облегчало адаптацию к новым условиям. С этой точки зрения намерение России провести либерализацию в ближайшее время выглядит вполне разумным, поскольку экономика страны развивается достаточно динамично и ожидания ближайших лет умеренно оптимистичны.
    Значительным отличием ситуации в России от таковой в странах ОЭСР является то, что во всех вышеописанных случаях экономика была достаточно развита и либерализация использовалась скорее как средство интеграции в мировую экономику. Россия же к настоящему моменту не может похвастаться завершенностью реформ и совершенством рыночных механизмов, что создает дополнительные сложности при открытии границ потокам капитала.
    В этой связи имеет смысл обратить внимание на опыт развивающихся стран и государств с переходной экономикой. Стоит отметить, что в развивающихся странах, в отличие от стран ОЭСР, переход к конвертируемости национальной валюты был, как правило, нацелен на решение своих экономических затруднений. То есть именно посредством открытия границ страна пыталась решить часть своих проблем.
    Однако опыт соседних стран разный и не очень пригоден для России. Реформы обычно проходили быстро (если не сказать стремительно). Например, в наиболее развитых странах Восточной Европы (Чехии, Венгрии, Польше) валютная либерализация была осуществлена в 1996-1999 гг., после того как были решены основные проблемы, связанные с переходом экономик на рыночный путь развития: обеспечен устойчивый экономический рост, созданы современные рыночные институты (что тоже не заняло много времени). Одновременно были сняты ограничения на деятельность иностранных банков в стране, что привело к резкому сокращению числа национальных банков и снижению их веса в банковской системе страны.
    Поскольку Россия никогда не стремилась отказаться от собственной банковской системы и часть рыночных институтов до сих пор (спустя около 15 лет после первых шагов к рынку) не до конца сформирована, опыт этих государств едва ли подходит для нашей страны.

    Индия: схожий путь
    Либерализация в Индии началась почти в то же время, что и в России, - в 1991 г., после кризиса платежного баланса в рамках обширных экономических реформ, направленных на создание более открытой экономики. Реформы предполагали полную либерализацию текущих операций и более сдержанную либерализацию капитальных операций. В первую очередь были ослаблены ограничения на приток капитала. Основное внимание уделялось привлечению прямых и портфельных иностранных инвестиций (особенно в приоритетные отрасли), а также сокращению доли наиболее волатильных краткосрочных долговых обязательств.
    В обеих странах процесс либерализации шел в рамках экономических реформ, и препятствия на пути притока капитала снимались одними из первых (в России после 1998 г. были на время восстановлены снятые прежде запреты). Однако разница заключается в отношении к иностранным инвестициям: Россия, в отличие от Индии, не проводила целенаправленной политики по их привлечению.
    В 1992 г. Индия допустила к участию в торгах на рынке ценных бумаг иностранных инвесторов. При этом Резервный банк сохранил для них ограничения по доле владения акциями, а также ослабил лимиты по вложению средств в государственные ценные бумаги. В том же году индийские компании получили возможность выпускать акции на международном рынке.
    Россия сделала многое из перечисленного несколько позже, поскольку в 1992 г. рынка как такового в стране еще не существовало. Многие ограничения на торговлю госбумагами на российском фондовом рынке были сняты только во второй половине 1990-х гг.
    Постепенная либерализация проводилась и в сфере международных кредитных операций. Институты, занимающиеся валютными операциями, получили возможность использовать производные финансовые инструменты (процентные и валютные свопы, опционы и форвардные контракты), а также совершать операции на внешнем денежном рынке. Чтобы избежать возможных негативных последствий, параллельно проводились реорганизация финансового сектора и ряд преобразований в области внешней торговли. К началу реформ Индия являлась страной с одними из самых высоких в мире тарифов на импорт: средняя ставка тарифа составляла 87%, к 1997-1998 гг. она снизилась до 20%. Переход к конвертируемости по текущим операциям сопровождался отказом от режима фиксированного валютного курса и введением режима "управляемого флоута".
    В России многие производные инструменты до сих пор не получили распространения, что объясняется отсутствием соответствующих законов. Реформа финансового сектора медленно, но верно продвигается, однако к 2007 г. еще не будет завершена. Режим валютного коридора действовал в стране в 1990-х гг. и в настоящий момент формально отменен; страна перешла в режим "управляемого флоута", однако на практике Центробанк в значительной степени сдерживает колебания курса национальной валюты.
    В финансовой системе Индии был существенно ослаблен государственный контроль над процентными ставками, снижены требования к уровню кассовых остатков и норматив ликвидности. Помимо этого, был усилен надзор за банками и введен ряд новых, более жестких пруденциальных норм, некоторые из которых были направлены на увеличение прозрачности и эффективности функционирования фондового рынка.
    Схожие изменения произошли и в России. Однако пока улучшения в сфере банковского надзора носят скорее локальный характер.
    Благодаря постепенному введению либерализации, Индия практически не пострадала от азиатского кризиса 1997-1998 гг. Тем не менее, несмотря на то что либерализация движения капитала привела к резкому росту прямых и портфельных инвестиций, их объем оставался на достаточно низком уровне по сравнению с другими странами (приток прямых инвестиций в Индию в 1994-1997 гг. в среднем составлял 1% ВВП, а, например, в Чили и Малайзии этот показатель превышал 5%). Либерализация практически не сказалась на темпах роста ВВП на душу населения (он составлял около 3,5% до и после либерализации).

    Преимущества и недостатки либерализации
    Следует отметить, что согласно результатам исследований большие выгоды от либерализации получают развитые страны, чем развивающиеся и с переходной экономикой.
    Интересно также обратить внимание на то, что приток прямых иностранных инвестиций больше зависит не от степени свободы валютного регулирования, а от стоимости и квалификации трудовых ресурсов и уровня развития рыночных институтов. Например, Китаю и странам Восточной Европы удавалось активно привлекать прямые инвестиции из-за рубежа в середине 1990-х гг. в условиях относительно жесткого по международным стандартам валютного контроля (который в Китае сохранился до сих пор). Ситуация в России тоже может служить тому своеобразным подтверждением: только с 2002 по 2003 г. прямые инвестиции в нефинансовый сектор страны выросли более чем в 2 раза - с 3,2 млрд до 7,5 млрд долл.). При этом закон, предусматривающий либерализацию с 2007 г., был принят только в декабре 2003 г.
    Согласно тем же исследованиям барьеры на пути оттока капитала часто не являются эффективными и, так или иначе, могут быть преодолены экономическими агентами. Таким образом, их снятие, скорее всего, не ухудшит ситуации с оттоком капитала из страны.
    Либерализация имеет следующие преимущества:

  • Либерализация ведет к более эффективному перераспределению финансовых ресурсов и облегчает национальным заемщикам доступ на финансовые рынки.
  • Одним из основных общепризнанных достоинств либерализации является высокая мобильность капитала, что часто ведет к увеличению инвестиций в недооцененные секторы экономики и стимулирует приток капитала, особенно в форме прямых иностранных инвестиций.
  • Обычно либерализация также сопровождается снижением торговых барьеров, реформой налогового законодательства, улучшением системы защиты прав собственников, что облегчает доступ национального бизнеса на международные торговые рынки.
  • Проводниками капитальных потоков обычно служат иностранные финансовые организации, более жесткая конкуренция со стороны которых ведет к развитию финансового сектора экономики.
  • Доступ к мировым рынкам и мобильность капитала позволяют финансовым институтам существенно диверсифицировать риски, что улучшает модели и методы управления последними и снижает их в целом.
        К недостаткам либерализации следует отнести:
  • Диспропорции и неэффективность, имеющие место в экономике, с введением либерализации только ухудшатся.
  • Значительные потоки краткосрочного капитала могут привести к росту волатильности номинального обменного курса, что сильно дестабилизирует как экономику, так и финансовый сектор.
  • Попытки Центробанка контролировать обменный курс в условиях значительного притока капитала чреваты неуправляемой инфляцией.
  • Возросшая конкуренция со стороны иностранных финансовых институтов может привести к существенному ослаблению национального банковского сектора и к доминирующему положению иностранных банков в экономике.
  • Мировые финансовые кризисы начинают оказывать существенно более заметное влияние на внутренний финансовый рынок.

        ГОТОВА ЛИ РОССИЯ К ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ?

        Необходимо продолжение структурных реформ
        По структуре экономики и по состоянию финансовых институтов Россия до сих пор относится к странам, имеющим переходную экономику. Это не позволяет ей надеяться на значительные выгоды от либерализации в силу неспособности эффективно конкурировать на большинстве финансовых и товарных рынков.
        С одной стороны, с конца ХХ в. в стране были проведены реформы, существенно улучшившие функционирование рыночных институтов и регулирующих органов. С другой стороны, многие из этих реформ не были доведены до логического конца, в частности достаточно много еще предстоит сделать в денежно-кредитной политике, банковском и финансовом секторах, необходимо также продолжать реформы естественных монополий.
        Стабильность и экономический рост, которые наблюдались в России на протяжении последних лет, положительно влияют на отношение иностранных инвесторов к стране и являются хорошим индикатором оздоровления экономики. Одной из причин этого стали высокие цены на нефть (экспорт которой Россией очень значителен). Золотовалютные резервы Банка России в настоящий момент велики, что позволяет легко контролировать обменный курс. Однако в структуре экспорта России сейчас доминирует сырье, в частности углеводороды. Это представляет серьезную опасность для экономики, так как сальдо торгового баланса может из положительного стать отрицательным только из-за резкого удешевления нефти. Таким образом, вместо притока капитала экономика может столкнуться с его оттоком. Резкая перемена в условиях либерализации капитальных потоков создает существенную угрозу стабильности валютного курса. Чтобы обезопасить себя от этого, правительству целесообразно стимулировать производства, которые смогут обеспечить диверсификацию экспорта, но пока значительных успехов в этом направлении не достигнуто.
        Хочется подчеркнуть, что максимизация экономического эффекта от либерализации достигается в том случае, когда она либо следует за реформой рыночных институтов и устранением структурных диспропорций экономики, либо сопровождает их. Также желательно, чтобы внешнеторговые потоки уравновешивали друг друга.

        Финансовый сектор: плюсы либерализации наиболее очевидны
        Уже сейчас Россия обратила на себя внимание мировых финансовых кругов, став одной из самых привлекательных в мире стран с точки зрения инвестиций. Так, в рейтинге Японского банка международного сотрудничества (JBIC) она заняла 6-е место, а международная консалтинговая компания A. T. Kearney второй год подряд называет Россию наиболее привлекательным рынком для инвестиций в розничную торговлю. Темпы роста капитализации российского фондового рынка в последние годы были одними из самых высоких в мире, превзойдя показатели многих развивающихся стран. В общем уставном капитале российской банковской системы стремительно увеличивается доля банков со 100%-ным иностранным участием. Увеличение доли иностранных банков ведет к более жесткой конкуренции и способствует развитию финансового сектора экономики.
        В 2003-2005 гг. Банк России и ФСФР проделали неплохую работу по подготовке финансового сектора к новым условиям. Были внедрены международные стандарты отчетности для организаций, введены современные правила и нормативы взаимодействия на финансовом рынке, повышена эффективность рыночных инструментов. Мы ожидаем, что с либерализацией процессы совершенствования финансовых институтов будут протекать все интенсивнее, что позволит им соответствовать мировым стандартам уже в ближайшем будущем.

    РЫНОК РУБЛЕВЫХ ОБЛИГАЦИЙ: ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ СУЛИТ ПРИХОД НОВЫХ ИГРОКОВ

        Одним из наиболее важных последствий либерализации счета капитальных операций с 1 января 2007 г. является отмена всех ограничений по операциям нерезидентов с внутренними ценными бумагами. В частности, иностранные инвесторы смогут на равных условиях с резидентами Российской Федерации осуществлять инвестиции на рублевом рынке облигаций.
        Напомним, в настоящее время покупки нерезидентами рублевых облигаций возможны только при открытии соответствующих специальных счетов: счет "С" при осуществлении инвестиций в государственные облигации (ОФЗ) и счет "О" для покупки корпоративных и муниципальных выпусков облигаций. При этом при зачислении средств на счета типа "С" действует норма резервирования в размере 15% от суммы зачисляемых средств на срок 365 дней. Норма резервирования для покупки корпоративных и муниципальных рублевых облигаций с использованием счета типа "О" мягче - 2% от зачисляемой суммы сроком на 1 год.
        Какие последствия ожидают рынок рублевых облигаций в связи с предоставлением нерезидентам таких же инвестиционных возможностей, как у резидентов? Точно спрогнозировать ситуацию в настоящий момент довольно сложно. Мы лишь попытаемся изложить некоторые свои соображения.

        Интерес инвесторов к локальным рынкам
        По мере снижения доходности валютных облигаций развивающихся рынков интерес инвесторов постепенно смещается в сторону локальных рынков. Отмена норм резервирования, безусловно, откроет российский рынок широкому кругу инвесторов, особенно если принять в расчет полный инвестиционный рейтинг России.
        Конечно, наиболее активные иностранные инвесторы уже присутствуют на российском рынке рублевых облигаций, являясь основными игроками в облигациях Москвы и "первого эшелона". Однако существует и значительная доля инвесторов, которые в настоящий момент исключают российские рублевые облигации из рассмотрения в качестве объектов инвестирования только по причине наличия сложностей, связанных с необходимостью резервирования и открытия дополнительных счетов. Наши встречи с hedge funds & private bankers в Европе и Азии дают основание полагать, что потенциальный спрос на рублевые активы этого класса инвесторов может быть значительным.

        Чем интересен рублевый рынок облигаций иностранных инвесторов?
        Принимая решение о начале инвестиций в тот или иной внутренний рынок, инвестор при прочих равных условиях наверняка руководствуется двумя главными критериями: привлекательностью доходности на локальном рынке облигаций и перспективами укрепления локальной валюты по отношению к валюте, в которой эти инвестиции осуществляются.
        Текущий уровень доходности на рублевом рынке облигаций вряд ли можно назвать привлекательным как относительно уровня доходности российских еврооблигаций, так и в сопоставлении с доходностями соответствующих инструментов на других локальных рынках. С точки зрения абсолютной величины доходности инвесторы, наверняка, предпочтут рынки Мексики или ЮАР, где спрэды к валютным облигациям существенно шире (рис. 2).


        Если рассматривать привлекательность рублевого рынка облигаций с точки зрения перспективы укрепления национальной валюты, то здесь картина для иностранного инвестора представляется более интересной. Фундаментальные показатели российской экономики обусловливают устойчивую тенденцию к укреплению рубля. Конечно, Банк России предпринимает максимум усилий для того, чтобы не допустить чрезмерного удорожания рубля, так как это сильно вредит конкурентоспособности российской промышленности. Однако при необходимости параллельно выполнять достаточно жесткий ориентир по инфляции "удерживать рубль" получается не всегда. Периодически Банк России идет на единовременное существенное укрепление национальной валюты.

        Дилемма ЦБ РФ: курс - инфляция
        На 2006 г. ориентир по инфляции установлен на уровне 8,5%. В январе традиционно удержать потребительские цены под контролем не удалось, и они выросли на 2,4%, лишь немного уступив аналогичному показателю прошлого года (2,6%). В "Российской бизнес-газете" 31 января было опубликовано интервью с заместителем председателя ЦБ РФ А. Улюкаевым, где в качестве примера факторов, которые могут повлиять на курс национальной валюты, он назвал динамику ликвидности банковской системы и борьбу с инфляцией. Он также подтвердил, что курсовая политика - один из механизмов сдерживания инфляции. Более того, среди своих целей Центробанк все больший акцент делает на инфляцию и все меньший - на курс. Следующие слова достаточно красноречивы: "Мы говорили и сейчас подтверждаем, что если опасность роста инфляции будет велика и нет другого способа ее обуздать, кроме как дополнительно укрепить рубль, то мы на это пойдем". Мы полагаем, что в ближайшие 2 года - до президентских и парламентских выборов - приоритет в денежно-кредитной политике будет отдан борьбе с инфляцией. В связи с этим тенденция на укрепление национальной валюты может усилиться. С начала года укрепление курса рубля уже составило около 1,8%, до конца года оно, по нашим оценкам, может составить еще около 2% (рис. 3). А с учетом подобных перспектив доходность ОФЗ на уровне 6-7% уже не будет выглядеть слишком низкой для иностранных участников рынка.


        Чувствительность рынка рублевых облигаций к событиям на EM возрастет
        Мы не ожидаем массированного притока новых средств на рублевый рынок облигаций сразу после отмены норм резервирования. Скорее всего, этот процесс будет долгим и постепенным. Возможно, он начнется уже осенью этого года. В сентябре-октябре нормы резервирования будут выглядеть не так страшно, поскольку с 1 января 2007 г. все зарезервированные средства будут возвращены инвесторам3. Как следствие, логично ожидать роста волатильности (особенно в периоды резких колебаний курса рубля) и повышения чувствительности рынка к событиям на мировом рынке облигаций в общем и emerging markets в

    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему


    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100