Casual
РЦБ.RU

Финансовый DOMOстрой

Март 2006


    16 февраля 2006 г. на ММВБ состоялся аукцион, по итогам которого был полностью размещен первый облигационный заем Торговой компании DОМО объемом 1 млрд руб. с доходностью 12,5%. Большинство экспертов сходятся во мнении, что результаты эмиссии являются успешными для дебютанта - регионального ритейлера бытовой электроники, и объясняют этот успех тем, что "рынок поверил" организаторам выпуска.

ДЕБЮТ НА ФОНДОВОМ РЫНКЕ

    Несмотря на то что Торговая компания DOMO стала первым региональным ритейлером, специализирующимся на бытовой электронике, который вышел на фондовый рынок, к ее ценным бумагам проявили интерес такие серьезные игроки, как Татфондбанк, Ак Барс Банк, Банк ЗЕНИТ, Альфа-банк, Райффайзенбанк Австрия и ряд других. Более того, уже сейчас аналитики StockBroker рекомендуют игрокам участвовать в аукционе после выхода облигаций DOMO на вторичный рынок. Данный пример является подтверждением "зрелости" отрасли розничной и оптовой торговли - торговые компании начинают активно привлекать средства публичного финансирования.
    Выход компании на фондовый рынок был продиктован стремлением получить более удобный финансовый инструмент, позволяющий провести скорейшую замену относительно дорогих и коротких источников заемного финансирования. В ситуации стремительного роста компании, которая только за последние 2 года увеличила количество своих магазинов с 10 до 40, а совокупный товарооборот более чем в 2,5 раза, это стало необходимым условием обеспечения дальнейшей динамики развития. По мнению ТК DOMO, в ближайшем будущем отечественным торговым операторам предстоит борьба с международными торговыми сетями, до появления которых необходимо "нарастить мышечную массу". Осознание сложившейся ситуации на рынке бытовой электроники позволило торговой компании DOMO не только сохранить свою долю на казанском рынке, но и выйти далеко за пределы рынка Татарстана.
    Организатором и финансовым консультантом облигационного займа выступила Инвестиционная компания "ТатИнК", соорганизаторами - Ак Барс Банк и Татфондбанк. Андеррайтерами выпуска стали ИК "ТатИнК", Татфондбанк, Ак Барс Банк, Интехбанк и Радиотехбанк.
    Согласно условиям размещения займа срок обращения облигаций составит 2 года, периодичность купонных выплат - каждые 6 месяцев. Ставка по первому купону определена на уровне 12,5% годовых. Процентная ставка по второму купону приравнена к ставке по первому купону.
    Средства, привлеченные при размещении данного облигационного займа, будут использованы для финансирования расширения сети магазинов Группы DOMO, формирования оборотного капитала для открывающихся магазинов и увеличения товарных запасов в период сезонной активности, а также для замещения ряда "коротких" кредитов.

ПУТЬ РАЗВИТИЯ

    Компания DOMO была основана в 1998 г. как оптовая компания по продаже бытовой электроники фирмы Bosch-Siemens и являлась ее официальным представителем в Поволжском регионе.
    Августовский кризис 1998 г. заставил компанию обратить внимание на отечественных производителей техники, что положило начало развитию собственной розничной сети. Уже в конце 1998 г. был открыт первый розничный мультибрэндовый магазин, а к 2003 г. таких магазинов уже насчитывалось 10.
    В течение последующих лет компания динамично наращивала свое присутствие на рынке, превратившись в крупнейшую региональную розничную сеть по торговле бытовой электроникой со штаб-квартирой в Казани. По состоянию на 1 января 2006 г. розничная сеть бытовой электроники DOMO насчитывает 40 магазинов в 25 городах России с совокупной торговой площадью более 35 тыс. кв. м (рис. 1), в том числе 2 франчайзинговых магазина. Сегодня розничная сеть DOMO предлагает широкий ассортимент - около 20 тыс. наименований современной техники для дома по доступным ценам.


    В структуру Торговой компании также входят крупнейший в Поволжье книжный центр "Книжный двор", торговая площадь которого превышает 2 тыс. кв. м. с филиалом в Чебоксарах, сеть салонов элитной мебели Rezidenz Plaza, HiFi-техники "Академия Домашнего Кино", а также студия автозвука "АудиоМастер", уже завоевавшие серьезную репутацию на потребительском рынке. Таким образом, сегодня компания DOMO охватывает такие города Среднего Поволжья и Сибири, как Нижний Новгород, Казань, Уфа, Тольятти, Ульяновск, Чебоксары, Йошкар-Ола, Омск и некоторые другие. По данным социологических исследований, на казанском рынке компания занимает 16% рынка бытовой электроники.
    Оптовое направление торговли бытовой электроникой представлено крупными консигнационными складами в Казани и Московской области общей площадью более 15 тыс. кв. м.
    Сегодня происходит активное реформатирование розничной сети компании: закрываются небольшие и неудобные для клиентов магазины, открываются современные гипермаркеты, с торговой площадью свыше 1000-1500 кв. м. Совместно с австрийской консультационной компанией ShopConsult, принадлежащей группе Umdash GmbH, разрабатывается новая концепция магазинов DOMO, подготавливается целый комплекс бизнес-процессов - управление поставками, продажами, логистикой, персоналом и т. д.
    В 2005 г. была качественно преобразована бизнес-модель компании. Ее рост обусловил внедрение системы управления предприятием на базе ERP-системы MS Axapta. Широкое внедрение решений класса ERP в крупных российских сетях является в первую очередь показателем того, что российская торговля переходит на принципиально новый уровень - к западным стандартам ведения бизнеса.
    В 2005 г. началась разработка и реализация франчайзинговой программы DOMO. На условиях франчайзинга были открыты два гипермаркета в городах-"миллионниках" - Нижнем Новгороде и Омске. Компания рассматривает франчайзинг как форму консалтинга, в ходе которого происходит организация работы магазина "от и до" в соответствии со стандартами компании по качеству работы и уровню клиентоориентации.

ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

    Интеллектуальный потенциал сплоченной профессиональной команды топ-менеджеров DOMO позволил ей гибко лавировать в ситуации становления российского рынка, находить уникальные решения и стабильно наращивать торговую сеть.
    Основные финансово-экономические показатели деятельности компании, показанные в таблице, демонстрируют активный рост компании в течение 3 последних лет (рис. 2).

ОСНОВНЫЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ КОМПАНИИ В 2003-2005 ГГ. 
№   Наименование показателя   2003 г.   2004 г.   2005 г. [предвар.]  
1   Товарооборот, всего, млрд руб.   1 809,6   3 139,8   4 459,8  
  в том числе: розничный   1 385,2   2 207,4   2 620,5  
  оптовый   424,4   932,4   1 839,3  
2   Валовый доход, всего, млн руб.   331,9   581,2   734,0  
3   Расходы (издержки), всего, млн руб.   306,3   549,0   698,5  
4   Финансовый результат*, млн руб.   Прибыль, 25,6   Прибыль, 32,3   Прибыль, 35,5  
5   Количество магазинов **   27   43   40  
6   Численность персонала **, тыс. чел.   1,3   2,0   2,3  
* До налогообложения.
** По состоянию на конец года. 


    ПЛАНЫ НА 2006 Г.

    Основой дальнейшего роста Торговой компании DOMO является продолжение агрессивной экспансии на рынке ритейла.
    В текущем году Торговая компания планирует открыть не менее 35 новых магазинов, средняя площадь каждого из которых составит 1200 кв. м. Кроме того, планируется запустить программу "Малые города", предполагающую ввод в строй в 2006 г. не менее 15 небольших магазинов с торговой площадью 150-250 кв. м. Согласно прогнозам, товарооборот розничной сети в 2006 г. составит около 7 млрд руб.
    В течение 2007 и 2008 гг. планируется открытие еще 50 и 70 магазинов компании соответственно, за счет чего к началу 2009 г. розничная сеть компании будет включать не менее 195 магазинов (не включая магазины по программе "Малые города") с совокупной торговой площадью около 200 тыс. кв. м.
    Особое внимание компания планирует уделить развитию своего оптового бизнеса, оборот которого по прогнозам в 2006 г. составит около 3 млрд руб. Уже в первой половине текущего года будут открыты оптовые склады в Нижнем Новгороде и Уфе. Большую часть оптового оборота планируется достичь за счет развития собственных инжиниринговых проектов - холодильников Electrofrost совместно с ГУП "ПОЗИС", газовых плит Hauser - с Казанским заводом газовой аппаратуры, а также "белой" бытовой техники под маркой AKAI.
    Компанией разработаны основные положения своего развития на период до 2008 г., включающие стратегическую цель вхождения в пятерку лидеров российских розничных операторов на рынке бытовой электроники и товаров для дома.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА


    Дмитрий Кабанов
    начальник управления по ценным бумагам ОАО "АИКБ "Татфондбанк""

    Обращение облигаций ООО "DOMO "Финанс"" на вторичном рынке, на наш взгляд, имеет большую перспективу. Сегодня Группа компаний "ДOMO" - это крупнейшая региональная розничная сеть по продажам бытовой техники и электроники, включающая (по состоянию на 1 декабря 2005 г.) 40 магазинов и охватывающая 25 городов Поволжья, в том числе Казань, Уфу, Нижний Новгород и некоторые другие. ДОМО - это еще и один из крупнейших в Поволжье книжных центров, сеть салонов элитной мебели, оптовое направление деятельности со среднемесячным оборотом свыше 10 млн долл.
    Фактически Группа "ДОМО" представляет собой холдинг, объединяющий несколько стратегических бизнес-единиц с сетевой организационной структурой. Приоритетное бизнес-направление компании - продолжение экспансии на рынке ритейла. В планах Группы компаний ДОМО - увеличение розничной сети магазинов, кроме того, компания запускает в 2006 г. программу развития сети в малых городах (не менее 15 магазинов).
    Размещение облигаций ООО "DOMO "Финанс"" было первым для Группы компаний "ДОМО" и, как представляется, далеко не последним. На сегодняшний день крупные компании розничной и оптовой торговли активно привлекают внешнее финансирование на рынке капиталов: облигации, размещение акций, в том числе и на западных рынках. Динамичное развитие Группы компаний "ДОМО", на наш взгляд, заинтересует потенциальных инвесторов и привлечет их внимание не только к дебютному размещению облигаций, но и к последующим выпускам. Заметим, размещение первого выпуска прошло успешно, что говорит о дальнейших перспективах его обращения на фондовом рынке.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему


  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100