Casual
РЦБ.RU

Управление банковскими репутационными рисками

Февраль 2006

ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВОВОГО РИСКА

    Возникновение правового риска для кредитных организаций Банк России связывает с двумя группами факторов - внутренними и внешними.
    К внутренним факторам возникновения правового риска относят:

  • Несоблюдение кредитной организацией законодательства Российской Федерации, в том числе по идентификации и изучению клиентов, установлению и идентификации выгодоприобретателей (лиц, к выгоде которых действуют клиенты), учредительных и внутренних документов кредитной организации.
        Это явление объясняют в основном погоней за клиентом и прибылью, следуя принципу "победителей не судят". Некоторые кредитные организации в России за подобные нарушения были лишены Банком России лицензии или потеряли значительные финансовые средства в результате неосторожных действий. По характеру своей деятельности кредитные организации одновременно концентрируют риски и являются их, если так можно выразиться, нейтрализаторами. Поэтому всестороннее изучение уже имеющихся клиентов и клиентов, вновь принимаемых на обслуживание, оценка их предпринимательской деятельности, персональных данных собственников и руководителей, моделирование вероятных негативных ситуаций, все это способствует надежной защите кредитной организации от риска потери капитала и деловой репутации. Усилия регулирующих органов как в России, так и за рубежом будут сосредоточены на том, чтобы принуждать кредитные организации к выполнению требований международных стандартов по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем. Лидерство в этом процессе принадлежит Соединенным Штатам Америки2. Приведенный пример достаточно определенно демонстрирует, кем и в каком объеме будут в России устанавливаться стандарты идентификации и изучения клиентов кредитных организаций. Кроме того, как отмечалось выше, необходимо учитывать завершающийся процесс вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО).
        К сожалению, приходится констатировать, что данный фактор достаточно широко распространен: в Рекомендациях он помещен на первое место. Виды таких нарушений могут быть настолько разнообразны и изощрены, что перечислить все не представляется возможным. Можно лишь попытаться классифицировать эти нарушения по группам: организационно-управленческие, финансовые, юридические, корпоративные и трудовые.
        Организационно-управленческие нарушения - результат нескоординированных действий и решений высших руководящих и исполнительных органов управления кредитной организации. К данной группе нарушений могут быть отнесены действия, совершенные на основе несогласованных, непоследовательных решений, а также решений, требующих специального одобрения (согласия) высшего органа управления кредитной организации. Обычно основу таких нарушений составляют: отсутствие согласованной и реализуемой стратегии развития кредитной организации; частая смена руководителей кредитной организации (единоличного исполнительного органа и членов коллегиального исполнительного органа); частая (чаще одного раза в год) смена членов совета директоров; противоположные цели и интересы акционеров (участников) кредитной организации; доминирование воли одного акционера и игнорирование интересов других собственников кредитной организации.
        Как правило, перечисленные нарушения носят системный характер и их устранение при "консервации" сложившегося положения достаточно трудоемкая задача. Результаты действий кредитной организации вследствие организационно-управленческих нарушений отмечаются и надзорным органом, и контрагентами, и работниками кредитной организации, что в конечном счете приводит к потере темпов развития организации, утрате доверия со стороны кредитных организаций-партнеров, повышению текучести кадров высшего и среднего уровня и, разумеется, к возникновению правового и репутационного рисков.
        Снизить риски от таких нарушений можно, например, следующим образом:
        1) включить в состав советов директоров независимых директоров;
        2) привлечь к работе в органах управления кредитной организации лиц, имеющих не только высшее юридическое и экономическое образование и значительный (например, более 10 лет) практический опыт работы в кредитных организациях, но и высокую личную деловую и профессиональную репутацию, способных при этом квалифицировать планируемые действия, обозначать вероятные риски и реализовывать свои профессиональные способности, добиваясь полезных практических результатов;
        3) морально и материально поощрять честных и порядочных работников, удерживать их в трудовом коллективе в качестве ориентиров для вновь принимаемых служащих, формировать на основе их профессионального и человеческого отношения к делу традиционное поведение (традиции) в отдельно взятой кредитной организации;
        4) внедрять практику предварительного получения профессиональных заключений по вопросам, предлагаемым к рассмотрению высшими органами управления;
        5) определить точную процедуру принятия решений и их исполнения;
        6) привлекать независимых консультантов по профилю рассматриваемых вопросов в целях получения компетентного мнения.
        Ну и главное - твердое намерение собственников кредитной организации, высших органов управления и исполнительных органов, а также работников кредитных организаций принимать решения, основанные на законе.
        Финансовые, юридические и корпоративные нарушения образуют функциональную подгруппу в силу своего характера. Эти нарушения в подавляющем большинстве можно отнести к уровню высшего исполнительного руководства и менеджмента среднего звена кредитной организации, которые отвечают как за выполнение стратегии развития кредитной организации, так и за отдельные направления ее деятельности.
        По общему правилу, права и обязанности у юридического лица возникают вследствие действий его исполнительных органов. Противозаконные действия исполнительных органов кредитных организаций, в частности, в виде заключения сделок сомнительного характера порождают для тех и для других серьезные проблемы. За этими действиями постоянно наблюдает Центробанк России, органы Прокуратуры России и Росфинмониторинга. Недавние события вокруг коммерческого банка "Нефтяной"3 служат иллюстрацией таких серьезных проблем. Другим неприятным для многих банков событием стало расследование, связанное с нарушением положений законодательства России о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Газета "Ведомости"4 предоставила деловой общественности информацию о планах Банка России по проведению разъяснительных бесед с менеджерами и владельцами банков и оказанию помощи им по приостановлению сомнительных операций. Конечно, окончательное решение остается за судом, но факт того, что в 2005 г. приблизительно 20 небольших банков лишились лицензий за нарушение "антиотмывочного" законодательства, а некоторые кредитные организации упомянуты в СМИ в негативном свете, снижают доверие клиентов ко всей банковской системе России. Пунктами 3.1.2, 3.1.3 и 3.1.6. Рекомендаций предусмотрены факторы возникновения риска потери деловой репутации из-за неспособности кредитной организации эффективно противодействовать легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; при осуществлении кредитной организацией рискованной кредитной, инвестиционной и рыночной политики, а также опубликовании негативной информации о кредитной организации или ее служащих, учредителях (участниках), членах органов управления, аффилированных лицах, дочерних и зависимых организациях в средствах массовой информации.
        Нарушения, связанные с трудовыми правоотношениями, до сих пор остаются наиболее распространенными. Конечно, можно возразить, что распространенность такого рода нарушений связана с массовым характером правоотношений в сфере трудовой деятельности, и даже вывести некую статистическую формулу. Но до сих пор нередки факты умышленного нарушения прав работников. Так, например, уклонение работодателя от заключения с работником или с работником-руководителем договора, установленного законом, а также от выплаты работнику денежного вознаграждения, предусмотренного законом или договором и приравненного по своей правовой природе к выплате заработной платы, могут надолго испортить первоклассную репутацию, особенно если к решению проблемы по заявлению работника подключаются прокуратура, органы государственной трудовой инспекции, налоговые органы, суд. Статистика судебных решений об отстранении от своих должностей руководителей предприятий за нарушение трудового законодательства свидетельствует о "результатах" таких рискованных действий: в 2002 г. судами России было дисквалифицировано 26 недобросовестных руководителей, в 2003 г. - 52 директора, в 2004 г. - уже 269 и только за 3 мес. 2005 г. - 1145. В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (ст. 5.27) работодателя можно привлечь к административной ответственности за нарушение Трудового кодекса: должностное лицо наказывается штрафом на сумму до 5000 руб. Если в течение года допущено повторное нарушение, то по решению суда применяется более суровая мера наказания, предусмотренная этой же статьей, - дисквалификация руководителя на срок от 1 года до 3 лет. Дисквалификация запрещает состоять в составе совета директоров (наблюдательный совет), быть единоличным исполнительным органом, а равно членом коллегиального исполнительного органа, заниматься предпринимательской деятельностью по управлению предприятием, т. е. возглавлять управляющую компанию. Нельзя забывать и об уголовном преследовании руководителей за нарушение трудовых прав работников по ст. 145.1 УК РФ, которая предусматривает лишение свободы на срок до 7 лет.
        Нередко причиной таких нарушений являются эгоистические мотивы собственника и руководителей кредитной организации; пренебрежение правами работников; использование работодателями незнания работниками трудового законодательства и своих прав; отсутствие кадровой политики как части общей стратегии развития кредитной организации, направленной на закрепление в организации работников-созидателей, личностей, способных решать сложные нестандартные задачи, и, извините, банальная жадность работодателя в отношении как оплаты труда работников, так и вложений в повышение их профессионального и социального статуса. При этом обычно такой работодатель не задумывается о последствиях и полагает, что так будет всегда. Но, учитывая, что в банковской сфере работают высокообразованные специалисты, подобные действия работодателя все чаще не остаются без ответа. В цивилизованных правопорядках действует принцип "лучше переплатить работнику, чем не заплатить ему положенное в срок", и это справедливо. В России до сих пор некоторые работодатели продолжают придерживаться иного "правила" - "не платить за сделанное". Для работника, который не мотивирован, оторван от результатов своего труда и знает, что его права нарушаются, работа превращается в вынужденную трату времени, используемую для поиска нового места работы. При этом необходимо учитывать возрастающую активность работников при защите своих прав в правоохранительных и судебных органах.
        Коммерческий банк - это прежде всего коллектив, команда профессионалов, объединенная едиными целями, работой и результатами. Основная задача руководителя - "понимать" это действием. Действующий Трудовой кодекс Российской Федерации и другие федеральные законы, регулирующие трудовые отношения различных категорий работников, проработаны на достаточно высоком уровне, позволяющем соблюдать баланс интересов и работников, и работодателя.
        В подавляющем большинстве случаев "инициаторами" нарушения трудовых прав работников являются работодатели. В частности, это может проявляться при выплатах заработной платы работникам в виде различных схем "налоговой оптимизации". В современных условиях это обстоятельство свидетельствует о неконкурентоспособности тех кредитных организаций, которые используют различные "цветные" схемы оплаты труда, ставят работника в заведомо неравное положение и в конечном счете способствуют возникновению конфликта. Наиболее показательны примеры, иллюстрирующие неблагополучие кредитной организации в отношениях с трудовым коллективом, - это увольнение работников, превращающееся в "текучесть кадров", появление на рынке информации о кадровых проблемах конкретной кредитной организации и, конечно, судебные процессы против работодателей о защите работниками своих законных прав. В этой ситуации повышение правового сознания работодателей и работников, взаимное уважение и соблюдение работодателями и работниками трудовых и иных прав, их активное неприятие ущемления своих прав и, как следствие, угроза негативной огласки о нарушителях закона могут быть использованы в качестве противодействия нарушениям со стороны работодателей и устранить этот фактор из практики деятельности кредитной организации.
        Но и работники не остаются в долгу. Так, в середине 1990-х гг. в России во время банковских кризисов и значительного числа банкротств кредитных организаций были отмечены многочисленные случаи нарушений и преступлений со стороны работников кредитных организаций. Это выражалось в отказе или уклонении возврата кредитов, полученных по месту работы, или сокрытии, а нередко и похищении документов, свидетельствующих о фактах получения таких кредитов. Последний случай, в декабре 2005 г., непосредственно связан с принципом "знай своего служащего": по сообщению прессы, в одном из крупных розничных банков служащая, отвечающая за выдачу кредитов, по подложным документам (копиям паспортов других граждан) выдала себе потребительских кредитов на сумму около 7 млн руб.
        Интересно, будет ли в дальнейшем принято решение о сокращении срока давности в связи с изучением действий лиц - участников гражданского оборота при определении их деловой репутации по аналогии с решением в отношении сделок по приватизации? Но в любом случае этот фактор - главный и определяющий качество оценки профессиональной деятельности кредитной организации и общественное мнение о ней.
  • Несоответствие внутренних документов кредитной организации законодательству Российской Федерации, а также неспособность кредитной организации своевременно приводить свою деятельность и внутренние документы в соответствие с изменениями законодательства.
        Этот фактор относится к организации работы, системе принятия и исполнения решений в кредитной организации. Неспособность своевременно приводить внутренние документы и свою деятельность в соответствие с изменениями нормативных правовых актов может быть вызвана самыми различными причинами, например отсутствием структурных подразделений или отдельных работников, способных своевременно вырабатывать и предлагать на утверждение руководству кредитной организации правильные решения; неэффективной организацией работы и использованием имеющегося кадрового потенциала; неспособностью руководителей кредитной организации делегировать полномочия подчиненным с целью сокращения времени на разработку, рассмотрение и принятие решения по вопросам, требующим своевременного урегулирования.
        Компенсировать действие этого фактора возможно путем организации методической и методологической работы в кредитной организации. Банально? Но иного способа нет.
  • Неэффективная организация правовой работы, приводящая к правовым ошибкам в деятельности кредитной организации вследствие действий служащих или органов управления кредитной организации.
        Такие последствия могут быть вызваны сложностью банковской деятельности по сравнению с другими отраслями экономики, противоречивостью отдельных правовых норм, регламентирующих банковские услуги, неспособностью руководства кредитной организации привлечь и удержать на работе квалифицированных специалистов в области права. Также этому способствует привлечение работников юридической службы к выполнению заданий, не соответствующих целям и задачам правового обеспечения деятельности кредитной организации, уклонение от исполнения прямых должностных обязанностей. Отношение некоторых руководителей кредитных организаций к юридической службе как к помехе, которая постоянно мешает нормальной работе всего коллектива, ложное ощущение зависимости от мнения юридической службы, необходимость советоваться и принимать решения с учетом правовых рекомендаций, еще имеющая место недостаточно высокая квалификация юридического персонала и его затруднения при решении сложных вопросов правового обеспечения деятельности кредитных организаций, давление на юристов со стороны руководителей кредитной организации в целях одобрения юридической службой желаемого руководством решения - все это в совокупности способствует возникновению правового риска некачественной работы юридической службы, приводящей к ошибкам и неправильному применению норм действующего законодательства.
        В п. 2.2.7 Рекомендаций в целях минимизации правового риска кредитные организации могут использовать некоторые основные методы, среди которых, в частности, названы:
  • установление внутреннего порядка согласования (визирования) юридической службой заключаемых кредитной организацией договоров и проводимых банковских операций и других сделок, отличных от стандартизированных. Зачастую на практике при множественном визировании проекта документа визу юриста стараются получить в первую очередь, в то время как юрист должен визировать проект предпоследним - непосредственно перед передачей его на визу руководителю, когда документ уже прошел согласование во всех других подразделениях кредитной организации. Это необходимо для правовой оценки проекта, прошедшего через все иные стадии согласования, а также в целях избежания повторного рассмотрения проекта юридической службой;
  • обеспечение доступа максимального количества служащих к актуальной информации по законодательству. Это предполагает, во-первых, наличие службы реальных временных и технических возможностей у юридической службы для формирования базы актуальной информации по законодательству; во-вторых, определение наиболее эффективных способов информирования работников кредитной организации об изменениях в российском и зарубежном праве. Форма информирования может быть письменной (в виде правовых заключений, справок, обзоров) или устной, когда по определенной тематике юридическая служба организует проведение внутрибанковских занятий для работников других структурных подразделений;
  • оптимизация нагрузки на сотрудников юридической службы, обеспечивающая постоянное повышение квалификации. Работа юриста практически не поддается хронометрированию - для ответа на "простой" вопрос может потребоваться значительно больше времени и усилий. Необходимо понять правовое существо проблемы; изучить все тонкости и нюансы в целях ее индивидуализации в правовом отношении; провести правой поиск по законодательству и сформулировать правовую позицию; выработать вариант (варианты) и способы решения для получения желаемого ответа или достижения искомого результата; проверить ход своих рассуждений и выводы; определить "сильные и слабые места" избранного решения с точки зрения закона и судебной практики его применения. И, наконец, следует четко представлять, какие правовые последствия и репутационные риски в сочетании с другими банковскими рисками (например, операционным, кредитным, рыночным, риском ликвидности) могут быть, пусть даже и теоретически, реализованы в ходе выполнения кредитной организацией конкретной задачи. Поэтому оптимизация нагрузки на сотрудников юридической службы - это качество юридической защиты интересов кредитной организации, потенциально ее правовой выигрыш или поражение. Каждый руководитель кредитной организации может получить информацию о том, сколько и как часто проходят повышение квалификации работники юридического подразделения. Юридическая профессия предполагает интенсивное профессиональное общение с коллегами, обучение, повышение квалификации, освоение значительных массивов правовой информации - в результате этих мероприятий и происходит "рождение" профессионалов;
  • стимулирование служащих в зависимости от влияния их деятельности на уровень правового риска. Это должно распространяться на всех работников кредитной организации, обеспечивающих снижение или компенсацию негативных для кредитной организации последствий от реализации репутационных рисков. А форма такого стимулирования может быть различной, в зависимости от воли руководителя и возможностей кредитной организации.
        К вышеперечисленным факторам можно добавить и такой, как, например, отсутствие в кредитной организации внутренней юридической службы как самостоятельного структурного подразделения, а равно возложение обязанностей юридической службы на работников, не имеющих ни юридического образования, ни практического опыта работы по правовому сопровождению уставной деятельности кредитной организации.
  • Нарушение кредитной организацией условий договоров.
        Фактор, который в значительной степени зависит от действий руководителя - единоличного исполнительного органа кредитной организации. Последнее решение всегда остается за ним. Он действует от имени юридического лица без доверенности, представляет интересы кредитной организации в отношениях с третьими лицами, в том числе с клиентами. Кроме того, данный фактор может быть результатом низкого качества работы структурных подразделений кредитной организации, в обязанности которых входит слежение и соблюдение кредитной организацией условий заключаемых договоров. Система информирования руководителей кредитной организации и скорость принятия решений в связи с нарушением или вероятностью нарушения кредитной организацией условий заключенных договоров будут определять действия компетентного органа кредитной организации, направленные на минимизацию репутационного риска по такому основанию.
  • Недостаточная проработка кредитной организацией правовых вопросов при разработке и внедрении новых технологий и условий проведения банковских операций и других сделок, финансовых инноваций и технологий.
        Одной из причин возникновения такого фактора может быть характер деятельности кредитной организации. Предпринимательская деятельность требует от кредитных организаций все более высокого темпа работы и быстрого реагирования на потребности своих клиентов, партнеров и действия конкурентов. Вследствие этого снижается качество юридической проработки и сопровождения новых банковских продуктов и технологий. Стремление банкиров к снижению риска проводимых операций, с одной стороны, и конкурентные условия работы, с другой стороны, порождают риск возникновения данного фактора, минимизация которого лежит в определении приоритетов и оценке желаемых результатов с позиций общей стратегии развития кредитной организации.

    ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВОВОГО РИСКА

        К внешним факторам следует отнести следующее:

  • Несовершенство правовой системы (отсутствие достаточного правового регулирования, противоречивость законодательства Российской Федерации, его подверженность изменениям, в том числе в части несовершенства методов государственного регулирования и (или) надзора, некорректное применение законодательства иностранного государства и (или) норм международного права), невозможность решения отдельных вопросов путем переговоров и, как следствие, обращение кредитной организации в судебные органы для их урегулирования.
        Во-первых, этот фактор носит характер перманентного системного риска, хотя бы потому что законодательство России находится в стадии динамичного изменения и адаптации к рыночным условиям, продолжают действовать нормативные акты, вступившие в силу во времена СССР, и "противоречивость" российского законодательства носит объективный характер. Во-вторых, где же как не в суде должны разрешаться споры между субъектами гражданских правоотношений? В этом нет ничего предосудительного, тем более что речь идет о восстановлении нарушенного права, и кредитные организации в данном случае не являются исключением. В предыдущей статье, посвященной деловой репутации, автор уже ссылался на опубликованную информацию об иске акционеров Связь-банка к своему бывшему президенту о защите интересов не только своих, но и клиентов и партнеров. Выигранная сумма составила 80 млн руб. С тех пор суммы судебных исков коммерческих банков в защиту своей деловой репутации увеличились на порядок. Достаточно вспомнить дело Альфа-Банка против газеты "Коммерсантъ": согласно решению арбитражного суда окончательная сумма составила около 310 млн руб.
        Другое дело, когда кредитная организация намеренно нарушает закон и законные интересы других лиц и проигрывает дело в суде. В этом случае негативная огласка с большой вероятностью может отрицательно повлиять на дальнейшую деятельность организации, подорвать к ней доверие партнеров, клиентов, работников. В этом случае для кредитной организации будет разумнее признать, что она допустила нарушение прав и законных интересов другого лица и в досудебном порядке путем переговоров удовлетворить законные требования лица, право которого было нарушено, с тем чтобы сохранить свою деловую репутацию. От ошибок и заблуждений никто не застрахован, и своевременно восстановленное право другого лица может быть воспринято обществом с большим пониманием, чем упрямство и поражение в судебном процессе.
  • Нарушение клиентами и контрагентами кредитной организации условий договоров.
        Данный фактор является "зеркальным отражением" упомянутого выше внутреннего фактора.
        В практической деятельности кредитные организации в определенной степени зависят от своих клиентов и контрагентов. Степень этой зависимости индивидуальна для каждой кредитной организации, определить ее можно только изнутри, располагая полной информацией о самой кредитной организации и структуре ее клиентской базы. Мотивы и характер нарушений клиентами и контрагентами нормативных актов могут быть различны, но нередко они вызваны незнанием банковской специфики и правил, регулирующих банковскую деятельность как в России, так и на международном уровне. Обычно кредитная организация оперирует значительно большей информацией о своих клиентах и контрагентах, в том числе о характере и особенностях их предпринимательской деятельности. Клиенты и контрагенты гораздо меньше информированы о банковской специфике и тех ограничениях, которые действующее законодательство налагает на кредитные организации в процессе исполнения ими своих обязательств. Компенсировать данный фактор кредитные организации могут, в частности, путем разъяснения клиентам и контрагентам особенностей совершения тех или иных банковских операций, соблюдая точное выполнение условий заключенных договоров и принуждая к этому своих партнеров.
        Противодействием его возникновению может служить только качественная и согласованная работа всех структурных подразделений кредитной организации, направленная на всеобъемлющую правовую защиту ее законных и договорных интересов.
  • Нахождение кредитной организации, ее филиалов, дочерних и зависимых организаций, клиентов и контрагентов под юрисдикцией различных государств.
        Данный фактор носит системно-организационный характер и не зависит от планов кредитной организации, которая в большинстве случаев пассивно фиксирует изменения, происходящие в других правопорядках по месту нахождения своих удаленных филиалов, дочерних и зависимых обществ. В этом случае необходим постоянный мониторинг законодательства иностранного государства, изменения которого способны затронуть права кредитной организации: тот, кто владеет информацией, управляет процессом. Предупреждения о готовящихся изменениях в иностранном законодательстве можно получать как от собственных юридических служб своих удаленных подразделений и организаций, так и от местных специалистов и компаний, для которых предоставление и комментирование такой информации - часть легальной профессиональной деятельности. В результате таких мер можно с высокой степенью надежности корректировать работу не только кредитной организации, но и удаленных подразделений и организаций, находящихся под иностранной юрисдикцией.
        Кроме перечисленных выше факторов, отнесенных Банком России к внешним факторам, следует упомянуть такие, как смена собственников и реорганизация кредитной организации, а также покупка одной кредитной организацией другой. Каждый из них способен нести в себе правовой риск.
        Нередко кредитные организации прибегают к помощи сторонних экспертов. В этой связи необходимо учитывать качество и последствия работы таких экспертов. Ошибки, допущенные независимыми экспертами при юридических консультациях кредитной организации, могут повлечь за собой неправильное оформление документов и (или) принятие неверного решения правовых вопросов, а также привести к убыткам кредитной организации, в том числе в виде выплат денежных средств на основании судебных решений и решений иных уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления. Этот фактор определяет возможности кредитной организации по приобретению платных услуг сторонних экспертов. При этом необходимо учитывать некоторые обстоятельства, например выбор независимого эксперта в результате конкурса (тендера), определяющим критерием которого может выступать, в том числе, и ценовой критерий. Кроме того, у эксперта, избранного кредитной организацией для оказания ей консультационных услуг, может возникнуть конфликт интересов: при консультировании прямых конкурентов он может скрывать от них данный факт. Подобные ошибки могут быть устранены только в результате тщательных проверок кредитной организацией профессионального уровня консультанта. Также этому будут способствовать имеющийся у него практический опыт, результативность его деятельности, установление режима взаимного доверия между независимым экспертом и кредитной организацией.
         E-mail автора: orlov@asiainvestbank.ru.
        (Продолжение следует.)

        Примечание
        1 Продолжение. Начало см.: РЦБ. 2006. № 2. С. 57-61.
        2 РосБизнесКонсалтинг. Москва, 14 февраля 2005 г.: "В целях оказания методической помощи российским кредитным организациям по организации процедур внутреннего противолегализационного контроля, развитию отношений с банками США и избегания ситуации одностороннего прекращения корреспондентских отношений с российскими кредитными организациями Банк России рекомендует российским кредитным организациям при организации внутреннего противолегализационного контроля принимать во внимание требования регулирующих органов США. Как сообщает департамент внешних и общественных связей Банка России, ЦБ РФ по согласованию с Федеральной резервной системой США опубликовал на своем сайте русский перевод следующих документов: Программы противодействия легализации денежных средств, полученных преступным путем; особые программы проверок для отдельных иностранных счетов (разработаны Министерством финансов США и ФинСЕН); Процедуры экспертизы, предусматриваемые законом о банковской тайне для разработки программ идентификации клиента (разработаны Министерством финансов США, FinСЕN, Управлением контролера денежного обращения, Советом управляющих Федеральной резервной системы, Федеральной корпорацией страхования вкладов, Управлением надзора за сберегательными учреждениями и Национальной администрацией кредитных союзов); Руководящие указания по основным принципам и процедурам противодействия отмыванию денег в системе корреспондентских отношений (разработаны Нью-Йоркской ассоциацией банков - членов Расчетной палаты); Дью-дилидженс (Должная проверка клиентов) для банков (разработан Базельским комитетом по банковскому надзору). Рядом американских банков в 2004 г. было принято решение о закрытии корсчетов российским кредитным организациям. При этом основным лейтмотивом принятия таких решений являлось несоответствие применяемых российскими кредитными организациями процедур в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма требованиям в этой области, установленным регулирующими органами США (в частности, по вопросам взаимоотношений между кредитной организацией и ее клиентом - банком-корреспондентом), поясняет ЦБ РФ. Регулирующими органами США и Нью-Йоркской ассоциацией банков - членов Расчетной палаты установлены более жесткие требования по идентификации банками США своих банков-корреспондентов и респондентов банков-корреспондентов. Указанные требования, в частности, предусматривают: установление того факта, что банк-респондент был учрежден в соответствии с законодательством и пользуется хорошей репутацией (здесь и далее выделено автором) в своей стране; получение ежегодного финансового отчета банка-респондента; идентификация основных руководителей банка-респондента; определение основных направлений бизнеса банка-респондента; выяснение репутации банка-респондента на местном рынке путем анализа сообщений средств массовой информации или иными средствами; определение ожидаемой деятельности банка-респондента, которая будет осуществляться через данный корреспондентский счет; востребование информации общего характера относительно категорий клиентов банка-респондента, включая такие категории клиентов, как банки, не имеющие физического присутствия, и оффшорные банки". Источник: http//www.rcb.ru; http//www.cbr.ru.
        3 Испытание для "Нефтяного" // Ведомости. 2005. 12 декабря. № 233 (1514); Линшицу не до политики - Генпрокуратура обвиняет бизнесмена в отмывании денег // Ведомости. 2006. 30 января. № 14 (1541).
        4 У ЦБ РФ растут сомнения // Там же. 27 декабря. № 244 (1525).

    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему


    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100