Casual
РЦБ.RU

Совершенствование законодательства - новый этап развития рынка

Январь 2006

    Одним из условий развития любого бизнеса является удовлетворение растущего спроса. Причем всегда хорошо оказаться на шаг впереди своего конкурента, чтобы конечный потребитель выбрал именно ваш товар. Если же отказаться от совершенствования своей продукции, то в результате желание ее приобретать останется только у ценителей антиквариата. Остается одно - всегда идти в ногу со временем.

    Отечественный фондовый рынок не является исключением: для дальнейшего развития и движения вперед необходимо грамотное и эффективное проведение реформ с учетом интересов всех сторон, включая государство, профессиональных участников рынка ценных бумаг, инвесторов, эмитентов и др. Одним из важных шагов к достижению цели, по мнению участников конференции <Инфраструктура рынка ценных бумаг>, прошедшей в рамках Второго федерального инвестиционного форума в Москве при участии ДКК, станет совершенствование законодательства о рынке ценных бумаг, отвечающее тенденциям мирового рынка, устраняющее неточности и дополняющее разработанные на начальном этапе становления российского фондового рынка нормативные акты. В частности, до сих пор существует неопределенность с законопроектами о Центральном депозитарии (ЦД), о клиринге.
    Не первый год решается, каким быть Центральному депозитарию. К концу 2005 г. вроде бы выработалось единое мнение о том, каким он должен быть. Хотя остаются те, кто имеет свое видение централизации инфраструктуры. Президент Депозитарно-Клиринговой Компании (ДКК) Игорь Моряков, выступивший в качестве соведущего конференции, подчеркнул тот факт, что в последнее время позиции сторон по вопросу необходимости создания ЦД на базе существующей инфраструктуры (ДКК, НДЦ, РДК) сблизились. Так что в ближайшее время следует ожидать единого мнения по вопросу владения и управления ЦД между оппонентами - Банком России и профессиональными участниками рынка. Последние предлагают компромиссный вариант, учитывающий интересы государства, Центробанка и самих участников: объединить ДКК и НДЦ в холдинг, управляемый некоммерческим партнерством. На конференции И. Моряков предложил не заострять внимание участников на вопросах собственности, а подробнее остановиться на вопросах функционирования Центрального депозитария и обратить внимание на главные аспекты его деятельности, освещенные в концепции закона о данном институте.
    Прежде всего, монопольное положение ЦД, который должен быть единственным номинальным держателем в реестрах акционеров среди организаций и профучастников рынка. Это означает следующее. Если у компании есть лицензия профучастника, то открывать счет депо можно будет исключительно в Центральном депозитарии и выполнять функцию номинального держателя для своих клиентов можно, только являясь клиентом ЦД. Концепция, к сожалению, не уточняет, ценные бумаги каких именно эмитентов имеет в виду данное положение, но можно предположить, что речь идет о бумагах, торгуемых на российских торговых площадках.
    Цели, преследуемые этим пунктом концепции, достаточно благие и направлены на привлечение иностранных инвесторов. Ведь сегодня многим зарубежным компаниям, которых мы называем глобальными кастодианами, для того чтобы принять решение об использовании российских организаций в качестве номинального держателя с целью хранения ценных бумаг, нужно проходить через длительную процедуру, связанную с исследованием системы управления рисками, юридических прав и т. д. Поэтому они идут по более легкому пути - открывают счета в реестре, так как в этом случае за все отвечает эмитент, который компенсирует возможные потери, связанные с нарушением прав акционера, в ситуации когда это нарушение происходит на уровне реестродержателя.
    Хотя судебная практика по этому вопросу не так обширна и противоречива, решения Высшего арбитражного суда не дают окончательного ответа на вопрос: кто же в результате будет нести ответственность перед пострадавшим акционером. Как быть в случае депозитарного обслуживания, где вся ответственность ограничивается обязательствами по договору? <На мой взгляд, уговорами эту проблему не решить, и требование расчета сделок на организованном рынке через структуры, которые открывают счета в ЦД, вполне логично>, - заявил И. Моряков.
    Этот пункт концепции является предметом рассмотрения для многих субъектов рынка. Руслан Хаиров, начальник отдела фондового рынка негосударственных пенсионных фондов и иных финансовых услуг ФАС России, также подчеркнул, что модель ЦД, которая видится профессиональными участниками, предполагает монополизацию на рынке. В связи с этим ФАС предложила ФСФР предусмотреть особое антимонопольное регулирование. Осенью 2005 г. состоялось заседание экспертного совета, итогом которого стало внесение поправок в законопроект о защите конкуренции, упорядочивающих подход к антимонопольному регулированию на рынке ценных бумаг, а также полномочия антимонопольного органа по получению информации, надзору за тарифами таких организаций, как Центральный депозитарий и Центральная клиринговая организация.
    Вторая важная тема, которая была поднята на обсуждении концепции закона о ЦД, - количество уровней номинального держания. В документе говорится о 3 уровнях: Центральном депозитарии, расчетных депозитариях, которые рассчитывают сделки с ценными бумагами своих клиентов внутри ЦД, и непосредственно владельцах ценных бумаг. Хотя в реальности существует еще уровень номинального держания в реестрах акционеров, где открывают счета депозитарии, оказывающие услуги непосредственно владельцам ценных бумаг. Этот момент в концепции закона не прописан.
    Заместитель генерального директора компании <Регистратор "НИКойл"> Алексей Жинкин отметил, что модель, при которой существует единственный номинальный держатель, может усложнить цепочку взаимоотношений субъектов рынка ценных бумаг и исполнение прав инвесторов. С ним согласился директор депозитария РОСБАНКА Степан Томлянович: <Обязательное номинальное держание для всех бумаг, которые только существуют в России, в Центральном депозитарии - это несколько громоздкая конструкция? Круг бумаг должен быть ограничен бумагами, обращающимися на основных торговых площадках? Мы бы согласились с наличием еще одного уровня номинального держания, это было бы логично и правильно>.
    В данном случае темой для обсуждения также стала возможность иностранных компаний открывать в России счета номинальных держателей. Сегодня возникает абсурдная ситуация: счета депо, которые глобальные кастодианы, являющиеся номинальными держателями для своих клиентов за рубежом, открывают в своих российских дочерних компаниях - лицензированных депозитариях, - являются счетами собственника.
    По мнению И. Морякова, это чревато возникновением ситуаций наложения ареста на эти счета, когда из-за необходимости блокирования части бумаг, принадлежащих одному из иностранных клиентов кастодиана, блокируется весь счет, считающийся собственным. С. Томлянович предложил представителям ФСФР идти по прецеденту: <Для отдельных выдающихся представителей мирового депозитарного движения наша служба по финансовым рынкам выдавала бы разрешение выступать в качестве номинального держателя в реестрах и в депозитариях, в том числе в ЦД? Было бы желание с их стороны. Но сегодня реального желания со стороны иностранцев менять ситуацию, в которой они фактически прописаны как собственники, пока нет>.
    По мнению участников конференции, одной из основных проблем также стоящих перед российским фондовым рынком, является недоработанная система регулирования клиринговой деятельности. Формирование законодательной базы в этой сфере - неотъемлемое условие построения цивилизованного рынка. С этим согласились все участники конференции.
    Алексей Саватюгин, директор департамента Министерства финансов РФ, информировал аудиторию о том, что в I кв. 2006 г. предполагается внести в Госдуму законопроект о клиринге. <Надеюсь, что в начале следующего года, после новогодних каникул, детали закона о клиринге мы вынесем на обсуждение общественности>, - заявил он. Политическое преимущество первоочередного законодательного регулирования клиринга состоит в том, что эта тема не <замутнена> спорами между существующими инфраструктурными институтами, претендующими на место центральной клиринговой организации.
    Принятие закона о клиринге, считает директор ИНФИ ПАРТАД Петр Лансков, <позволит убить двух зайцев: избавиться от убогой нормативной базы клиринга, которая не позволяет ему функционировать в полном объеме, и создать прецедент регулирования такой стратегической функции не через нормативный акт, а через закон>. Осталось самое трудное - разработать хороший закон. За выполнение этой задачи отвечает межведомственная рабочая группа. <Закон о клиринге должен не столько описывать сам клиринг, сколько создавать предпосылки экономического содержания, которые нужны для того, чтобы клиринг был эффективен>, - подчеркнул П. Лансков.
    Разрабатываемый законопроект призван решать проблемы управления рисками, налоговые проблемы, описать технологии кредитования ценными бумагами как на организованном рынке, так и при заключении сделок вне бирж. На законодательно оформленной базе станет возможно достижение договоренностей между клиринговой организацией, расчетными депозитариями и банками, выступающими в роли кредиторов, о списке ценных бумаг, которые могут использоваться в качестве обеспечения кредита под расчеты сделок. Кроме того, закон должен заложить основы гарантирования расчетов по сделкам с ценными бумагами, чтобы защитить участников рынка от ошибок клиринговой организации или форс-мажорных обстоятельств.
    Сегодня в России существует несколько подходов к регулированию клиринговой деятельности. Один из них - необходимость ее лицензирования. Он, по мнению представителей саморегулируемых организаций и профессиональных участников, является неправильным. Более верный подход - так называемый <либеральный>. Если подробно и ясно описать в законе принципы клиринговой деятельности и требования к организациям, претендующим на ее выполнение, то достаточно будет регистрации правил клиринговой деятельности каждой организации. П. Лансков так озвучил мнение саморегулируемых организаций по этому вопросу: <Наличие зарегистрированных правил клиринговой деятельности, которые соответствуют требованиям, прописанным в законе, - необходимое условие осуществления клиринговой деятельности? Шансы интеллектуального успеха в принятии закона о клиринге очень высоки. Если удастся принять либеральную модель регулирования, то ее будет проще продвигать и в отношении ЦД, и вообще в отношении любых видов деятельности инфраструктурных организаций>.
    Конечно, сейчас нельзя подвести итоги обсуждения на конференции хотя бы этих двух вопросов законодательного регулирования деятельности на фондовом рынке, потому что дискуссии будут продолжаться и дальше. Но можно с уверенностью сказать, что мнение каждого участника было услышано, а это уже немаловажно. Ведь только в тесном общении между законодателями и исполнителями законов может появиться действительно хороший документ, отвечающий требованиям современной экономики. А это станет очередным этапом развития отечественного фондового рынка.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Прогноз динамики рынка долгов
Критерий перегрева экономики, или Как спасти США
Инфляция и фондовый рынок
Фондовые горизонты
Обзор рынка нефти и газа за 2005 г.
Поехали! Тенденции развития автомобильной промышленности
Пионер на книжном рынке
Выводить ли на биржевой рынок паевые инвестиционные фонды?
Рынок IPO: кто следующий
Тенденции слияний и поглощений в страховой отрасли
Мифы и реальность фондовых рынков
Оценка кредитного риска (Credit Scoring)
Что тестирует стресс-тест?
Управление банковскими репутационными рисками (практический комментарий к рекомендациям банка России)
Предельная эффективность вложений в проект
Год роста прошел и наступил снова
Последний год дискуссий
Тарифы Центрального депозитария должны быть одинаковы для всех
Совершенствование законодательства - новый этап развития рынка
Первые итоги обслуживания акций Газпрома

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100