Casual
РЦБ.RU

Управление банковскими репутационными рисками (практический комментарий к рекомендациям банка России)

Январь 2006

    Светлой памяти моего отца Орлова Василия Ивановича посвящается
    К различным банковским рискам (кредитные, операционные и др.), которые принимают на себя российские кредитные организации и банковские группы в процессе своей профессиональной деятельности, в последнее время добавились две новых категории рисков - правовой риск и риск потери деловой репутации. По своему характеру они могут быть объединены в группу банковских репутационных рисков. Настоящая статья представляет собой практический комментарий банковского юриста к <Рекомендациям Банка России об организации управления правовым риском и потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах> (далее - Рекомендации) (Письмо Банка России от 30 июня 2005 г. № 92-Т). Рекомендации Банка России, предложенные банковской системе России, универсальны и с некоторой доработкой могут быть использованы предприятиями и организациями других отраслей экономики.
    Законы должны иметь для всех одинаковый смысл.
    Шарль Луи Монтескье

НЕМНОГО ИСТОРИИ

    Прежде всего несколько слов о деятельности Банка России в области повышения уровня доверия клиентов к кредитным организациям и прозрачности самих кредитных организаций. Обратимся к фактам, свидетелями которых мы были в недалеком прошлом.
    В 1997 г. Центральный банк России ввел в действие нормативные документы, обязывающие коммерческие банки организовать у себя службы внутреннего контроля с широкими полномочиями, определив структуру, статус и порядок деятельности таких служб. В банковской среде развернулась дискуссия, смысл которой сводился к вопросу: <Кому и зачем все это надо?>. Дальнейшие события предоставили исчерпывающий ответ всем, кто задавался таким вопросом. В 1998 г. в России разразился тяжелый финансовый кризис, поразивший в первую очередь коммерческие банки, а затем распространившийся и на их клиентов. Кризис был настолько сильным, что некоторые основные экономические и другие показатели, характеризующие деятельность компаний (и прежде всего банков) этого периода, в частности капитализация банковской системы, объемы депозитов, размещенных физическими лицами в коммерческих банках (характеризующих, в том числе, доверие граждан к отечественной банковской системе), инвестиционный рейтинг отдельных коммерческих банков и банковских групп России, до сих пор сравнивают с показателями докризисного периода.
    Возможно, причины кризиса 1998 г. и его результаты мало связаны с принятием или непринятием Банком России нормативных актов, направленных на создание в коммерческих банках служб внутреннего контроля, однако нельзя не согласиться с тем обстоятельством, что, во-первых, на сегодняшний день акты остаются одним из основных инструментов внутреннего контроля банка за собственной деятельностью, а во-вторых, в 1997 г. принятие таких документов было актуальным и необходимым.
    В начале 2004 г. на сайте Банка России был опубликован проект <Рекомендаций по организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах>, представляющий собой достаточно подробное описание факторов, влияющих на возникновение правового риска и риска потери деловой репутации в указанных организациях и группах1. Кроме того, в данном документе Банком России были предложены меры, направленные на минимизацию и нейтрализацию таких рисков. Разумеется, в банковском сообществе вновь раздались голоса о невозможности применения этого. Ответ последовал достаточно быстро, как и в первом случае. Летом 2004 г. был отмечен первый в истории банковской системы современной России кризис доверия клиентов к российским коммерческим банкам. Некоторым кредитным организациям, не только крупным, но и небольшим, пришлось прекратить свою деятельность, вновь возложив основное бремя проблем на своих клиентов. Более 30 кредитных организаций в течение 2004 финансового года были <вычеркнуты> Банком России из Книги государственной регистрации кредитных организаций.
    В этом усматривается некоторая закономерность: появление необходимого рынку документа Банка России, неприятие его со стороны банковского сообщества, последующие события, подтверждающие в целом правильность действий Банка России, направленных на регулирование банковской деятельности. Все это можно квалифицировать как отсутствие стратегического мышления и профессионального чутья, должной степени заботливости и осмотрительности со стороны собственников и руководителей кредитных организаций по отношению к клиентам коммерческих банков и их денежным средствам, как, впрочем, и в отношении капитала самих кредитных организаций со стороны тех, кому это положено исполнять по должности.
    Кроме того, негативное отношение кредитных организаций и некоторых их объединений к предложениям Банка России свидетельствует о неумении использовать представившийся временной ресурс или о нежелании видеть эту проблему с точки зрения конкуренции с мощными иностранными кредитными институтами в свете завершения переговорного процесса о вступлении России во Всемирную торговую организацию. Конечно, заявления на самом высоком государственном уровне об ограничении работы в России филиалов иностранных коммерческих банков актуальны и оправданы защитой национального банковского рынка от <неравной капитальной и продуктовой конкуренции> за российского потребителя. Но подобные действия властей не должны <усыплять> внимание российских банкиров и откладывать решение проблем <на потом>, требующих решения сегодня.
    Вместе с тем процедуры управления правовыми рисками и рисками потери деловой репутации, особенно актуальные для коммерческих предприятий, в основе деятельности которых лежит существенный элемент доверия, при правильной постановке дела в российских кредитных организациях и банковских группах могли бы послужить источником формирования инструментов, укрепляющих лояльность в их отношениях с клиентами и выстраивающих долгосрочные и взаимовыгодные отношения.
    В этой связи решение Центрального банка Российской Федерации об официальном издании Рекомендаций может быть признано своевременным и актуальным.

КОММЕНТАРИЙ К РЕКОМЕНДАЦИЯМ БАНКА РОССИИ

    Обратимся к тексту Рекомендаций Банка России. Из общих положений Рекомендаций следует, что правовой риск (репутационный риск) и риск потери деловой репутации являются непосредственными источниками убытков кредитной организации, возникающих в ее деятельности вследствие факторов, перечисленных в документе. Внимательно изучив документ, следует признать, что репутационные риски как отдельно, так и в совокупности с другими банковскими рисками способны привести кредитную организацию, ее клиентов и собственников к серьезным убыткам.
    Интересен подход авторов Рекомендаций, объединивших в одном документе существенные для кредитных организаций риски: правовой риск и риск потери деловой репутации. Это оправдано и с юридической, и с функциональной точек зрения, так как они имеют, в сущности, одну природу и являются взаимозависимыми. Для удобства работы с представленным комментарием автор придерживался структуры Рекомендаций, предложенной Банком России2.
    Характерно, что в Рекомендациях Банк России впервые сделал попытку в едином документе отразить свое мнение по поводу решения вопросов, связанных с организацией управления репутационными рисками в кредитных организациях, а также определил:

  • цели и задачи управления;
  • факторы их возникновения;
  • основные принципы управления ими;
  • взаимосвязь с другими банковскими рисками;
  • основные методы их минимизации и поддержания на приемлемом уровне;
  • рекомендации органам управления кредитной организации по обеспечению эффективного управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах, действующих на территории Российской Федерации.
        Необходимо также отметить, что Рекомендации не прошли процедуру согласования и утверждения в Министерстве юстиции Российской Федерации. Однако это нельзя рассматривать как недостаток документа, хотя бы потому, что это лишь первый шаг, который нуждается в практической апробации, накоплении опыта и обобщении практики применения Рекомендаций.

    ЦЕЛИ

        В Рекомендациях Банк России вводит следующие понятия, ограничивая их содержание целями Рекомендаций.
        Прежде всего необходимо упомянуть о целях Рекомендаций, предлагаемых Банком России. Правильная классификация, а главное - правильное понимание и практическое достижение поставленных целей помогут собственникам, руководству и работникам кредитных организаций эффективно выстраивать собственные системы управления рисками, и в частности теми из них, которые относятся к группе банковских репутационных рисков.
        Во-первых, основной целью Рекомендаций является организация управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах, зарегистрированных и действующих на территории Российской Федерации. В данном случае под организацией следует понимать систему методов, способов и принципов, реализация которых применительно к конкретным условиям отдельно взятой кредитной организации позволит компенсировать ее репутационные риски, поддерживать деловую репутацию на адекватном уровне, приумножать <собственный репутационный капитал>, расширять круг обслуживаемых клиентов и т. д. Рекомендации оформлены в виде рамочного документа, позволяющего гибко использовать предоставленные возможности и оставляющего многие перечни способов и методов управления открытыми.
        Во-вторых, цели, ради которых были разработаны и введены в действие Рекомендации (для лучшего понимания их можно условно называть вспомогательными целями), излагаются не как это обычно принято, например, в начале документа, а по всему тексту. Такая техника изложения оправдана, так как концентрирует внимание правоприменителя на каждом отдельном этапе действий, направленных в совокупности на выполнение основной цели Рекомендаций.
        В-третьих, эти вспомогательные цели многообразны, но вместе с тем структурно и логично организованы для правильного и эффективного их достижения. При этом вспомогательные цели сформулированы предельно четко, однозначно понимаемы. Такой характер изложения является вполне понятной целью.
        В главе <Правовой риск> определено, что <управление правовым риском осуществляется для уменьшения (исключения) возможных убытков (1)3, в том числе в виде выплат денежных средств на основании постановлений (решений) судов>. В данной главе в целях выявления и оценки правового риска (2) рекомендуется при разработке структуры и содержания внутренних документов кредитной организации принимать во внимание и учитывать различные факторы, признаки, а также применять различные способы, уменьшающие такой риск (ниже эти вопросы будут подробно рассмотрены). В гл. 2 Рекомендаций упомянуты также и другие вспомогательные цели: мониторинг правового риска (3); обеспечение поддержания правового риска на приемлемом уровне (4); минимизация правового риска (5); проведение эффективного анализа и принятие мер по минимизации правового риска (6); обеспечение эффективного управления правовым риском (7).
        В главе <Риск потери деловой репутации> установлено, что управление таким риском необходимо в целях снижения возможных убытков, сохранения и поддержания деловой репутации кредитной организации (1) в деловом сообществе и в обществе в целом. Далее в гл. 3 Рекомендаций для выявления риска потери деловой репутации (2) кредитным организациям, так же как и в случае с правовым риском, предлагается определять во внутренних документах факторы, причины и специальные программы, направленные на выявление такого риска. Авторы Рекомендаций в отдельном пункте выделили перечень рекомендуемых мероприятий, имеющих целью оценку риска потери деловой репутации кредитной организации (3). Также в отдельных пунктах гл. 3 Рекомендаций выделены следующие вспомогательные цели: мониторинг риска потери деловой репутации (4); обеспечение поддержания риска потери деловой репутации на приемлемом уровне (5); минимизация риска потери деловой репутации кредитной организации (6). К одной из вспомогательных целей может быть также отнесена рекомендация, предусматривающая разработку и использование мер защиты кредитной организации, в том числе направленных на предотвращение действий третьих лиц по вовлечению служащих в противоправные действия (7).

    СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЙ

        1.1. Правовой риск определен как4 риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие влияния факторов, указанных в п. 2.1. настоящих Рекомендаций.
        При этом факторы (причины), определяющие правовой риск, подразделяются на внутренние (5 факторов) и внешние (3 фактора). Подробнее они будут рассмотрены ниже.
        Необходимо сделать ремарку о том, что в проекте Рекомендаций, предложенном к обсуждению на сайте Банка России в начале 2004 г., перечень факторов, определяющих правовой риск, был шире, чем в принятой редакции Рекомендаций, ставших официальным документом.
        Деловая репутация кредитной организации определена в Рекомендациях как качественная оценка участниками гражданского оборота деятельности кредитной организации, а также действий ее реальных владельцев, аффилированных лиц, дочерних и зависимых организаций. Вместе с тем в определении отсутствует содержание понятия <качественная оценка деятельности кредитной организации>, являясь категорией производной от содержания факторов, влияющих на возникновение риска потери деловой репутации. Иными словами, выполнение кредитной организацией Рекомендаций позволит участникам гражданского оборота высоко оценить качество деятельности кредитной организации, а также действий ее владельцев, аффилированных лиц, дочерних и зависимых организаций. Вероятно, в данном случае следовало отразить сущность деловой репутации применительно к целям Рекомендаций, указав на ее основные составляющие.
        Помимо упоминания в ГК РФ в качестве нематериального блага (ст. 150 ГК РФ), понятие деловой репутации все чаще находит свое отражение в федеральных законах и других нормативных правовых документах Российской Федерации, направленных на урегулирование отдельных специальных отношений в различных сферах предпринимательской деятельности. Это, прежде всего, затрагивает банковское, страховое и инвестиционное дело, как отрасли более всего чувствительные к репутационному воздействию.
        Так, например, в ст. 16 Федерального закона <О банках и банковской деятельности>, устанавливающей причины для отказа в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций, определен исчерпывающий перечень оснований, касающихся кандидатов на руководящие должности в кредитной организации, финансового положения учредителей кредитной организации, а равно неисполнение учредителями своих обязательств перед бюджетами всех уровней - федеральным, субъекта Федерации и местным бюджетом.
        В качестве одного из таких оснований названо несоответствие кандидатов на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера кредитной организации и его заместителей, квалификационным требованиям к их деловой репутации, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России. Аналогичные требования по деловой репутации предъявляются Банком России к кандидатам на должности членов совета директоров (наблюдательного совета). На практике это означает составление документа, подписанного председателем совета директоров кредитной организации, об отсутствии у кандидата судимости за преступления в экономической сфере и ограничений на занятие должностей, связанных с управлением материальными ценностями, и передача такого документа в территориальное учреждение Банка России для принятия к сведению. Вероятно, в соответствии с новым определением деловой репутации этого уже не достаточно.
        Качественной оценке участников гражданского оборота подлежат действия реальных владельцев кредитной организации, ее аффилированных лиц, дочерних и зависимых организаций, следовательно, такая оценка носит уже публично-правовой характер. Например, в период согласования кандидата на должность члена совета директоров или члена исполнительного органа кредитной организации о нем в СМИ опубликована негативная информация о его деловой репутации. Возникают вопросы: во-первых, о соответствии такой информации реальным событиям или действиям, во-вторых, об отношении самого кандидата к такой информации (как говорили древние римляне: 5) и, в-третьих, о юридическом разрешении возникшей ситуации.
        В этой же статье закона о банках и банковской деятельности законодатель приводит определение деловой репутации, под которой понимается оценка профессиональных и иных качеств лица, позволяющих ему занимать соответствующую должность в органах управления кредитной организации. В данном случае при решении вопроса об отказе в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций одним из решающих оснований для такого отказа является несоответствие кандидата на руководящую должность в кредитной организации требованиям к деловой репутации по следующим критериям:

  • отсутствие у кандидатов высшего юридического или экономического образования;
  • отсутствие опыта руководящей работы в отделе или ином подразделении кредитной организации, деятельность которых связана с осуществлением банковских операций, либо отсутствия двухлетнего опыта руководства таким отделом, подразделением
  • наличие судимости за совершение преступлений в сфере экономики;
  • совершение в течение 1 года, предшествовавшего дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, административного правонарушения в области торговли и финансов, установленного вступившим в законную силу постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;
  • наличие в течение 2 лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, фактов расторжения с указанными лицами (кандидатами на руководящие должности) трудового договора по инициативе администрации на основаниях, предусмотренных п. 7 ст. 81 Трудового кодекса РФ 6;
  • предъявление в течение 3 лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, к кредитной организации, в которой каждый из кандидатов находился на должности руководителя кредитной организации, требования о замене его в качестве руководителя кредитной организации в порядке, предусмотренном Федеральным законом <О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)>.
        Деловая репутация - <величина> постоянная или это категория <восстановимая>, т. е. изменяемая в период деятельности ее обладателя - субъекта гражданского оборота? Необходимо учитывать, что качественную оценку деловой репутации проводят физические лица и, следовательно, она может быть ошибочной - отличной от истинной. Истина в правовом смысле, как известно, прерогатива суда. Упомянутые в перечисленных основаниях сроки ограничений для кандидатов на должности руководителей кредитной организации свидетельствуют о возможности восстановления деловой репутации кандидата до требуемых кондиций после их истечения. Таким образом, имеет место некий <срок давности по утраченной деловой репутации>, за пределами которого преуменьшенная деловая репутация подлежит восстановлению. Но поскольку речь идет о качественной оценке, то вновь возникает вопрос: до какого качества (уровня), ведь истина всегда конкретна?
        Судебные органы России, обобщая практику рассмотрения дел по вопросам, связанным с защитой деловой репутации граждан и юридических лиц, также вносят уточнения по проблеме статуса деловой репутации. В п. 1 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18 августа 1992 г. № 11 <О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении судами дел о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц> (в ред. Постановлений Пленума Верховного суда РФ от 21 декабря 1993 г. № 11, от 25 апреля 1995 г. № 6) даются следующие разъяснения: обратить внимание судов на то, что право граждан на защиту чести, достоинства, деловой репутации - их конституционное право, а деловая репутация юридических лиц - одно из условий их успешной деятельности.

    СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ

        Деловая репутация лиц представляет собой индивидуально-определенный объект гражданского права в форме нематериального блага, создаваемого в процессе деятельности лиц в гражданском обороте, принадлежащего субъекту гражданских и взаимосвязанных правоотношений, защищаемого в судебном порядке и обладающего следующими свойствами и признаками:
        1) формируется обладателем и лицами, работающими на обладателя, под влиянием представлений самого обладателя, преобладающих в обществе отношений и ожиданий, оценивается с общественно-моральных позиций под влиянием действующего законодательства;
        2) возникает в результате предпринимательской и иной деятельности, связанной имущественными и смежными отношениями граждан и юридических лиц;
        3) подлежит оценке как в денежном, так и в ином выражении, позволяющем оценить качество такой оценки и выразить ее общепринятыми категориями (например, словами, цифрами, баллами, пиктограммами, коэффициентами и т. п.);
        4) обладает ликвидностью с учетом свойств неотчуждаемости и непередаваемости иным способом, за исключением случаев, предусмотренных законом, по осуществлению и защите другими лицами деловой репутации умерших;
        5) обладает свойствами, присущими капиталу, в частности характеризуется увеличением (уменьшением) стоимости;
        6) может повышать или утрачивать свою ценность (стоимость, капитализацию, качественную оценку) в результате деяний ее обладателя в представлениях других участников гражданского оборота;
        7) в случае утраты обладает свойством частичной восстанавливаемости;
        8) носит всегда индивидуально-определенную направленность (персонификацию) и принадлежность отдельному лицу или группе лиц в случае их экономического и/или юридического объединения, создавая при этом определенный мысленный образ (представление) у реального и потенциального контрагента (потребителя);
        9) требует постоянного аудита, оценки, мониторинга и управления со стороны ее обладателя.
        Деловая репутация может принадлежать как отдельному гражданину, юридическому лицу, группе юридических лиц, муниципальным и государственно-территориальным образованием в составе государства, так и самому государству.

        (Продолжение сдедует.)

        E-mail автора: aorlov@asiainvestbank.ru

    • Рейтинг
    • 4
    Добавить комментарий
    Комментарии (3):
    Cheap Replica Handbags
    27.10.2015 14:06:09
    One of the newest

    <a href="http://www.replicacartierhandbags.net/">2015 Designer Handbags</a> from Fack is the <a href="http://www.dapudesign.com/">Designer Fack Chanel Handbags</a>. This is actually a slightly modified version of the very popular <a href="http://www.digitalanddirect.co.uk/">Replica Louis Vuitton Handbags</a>. A simple and elegant design with refined and sleek lines, the <a href="http://www.replicawatches4u.net/ ">2015 Replica Louis Vuitton Handbags</a> has a contemporary appearance due to its ample sides. When comparing it to its previous version, we notice that it offers extra comfort thanks to its longer handles and wider winged sides.
    Cheap Replica Handbags
    27.10.2015 14:06:41
    One of the newest

    <a href="http://www.replicacartierhandbags.net/">2015 Designer Handbags</a> from Fack is Summer has arrived, [url=http://www.mid-ohio.co/]Replica Prada[/url] fuss in color, Prada is one of the country's relatively high profile brands, is now one of the few luxury brands listed. From 1913, the creation of the first [url=http://www.replicacartierhandbags.net/]Replica Louis Vuitton Handbags[/url] store in Milan beginning, this brand represents high quality bags, accessories and more. And [url=http://www.replicawatches4u.net/] Replica Hermes handbags[/url] is a decent place with luggage brand started, settling deep in this regard. Killer still buy
    [url=http://www.rmnp.us/]Replica GUCCI handbags[/url] Prada Saffiano Lux Top-Handle Open Tote it? That effort should have gone to see another new bar. Only Prada Saffiano Bag Yellow and killer styling package is somewhat similar, but the curvature will be a bit deeper, some appear more feminine. Bright yellow color is more eye-catching than a killer package and more, it is a good choice for spring and summer.
    Gtdsfg
    07.07.2016 13:55:46
    <a href="http://www.abcdefg.com">abcdefg</a>

    <a href=http://www.abcdefg.com>abcdefg</a>

    [<a href="http://www.abcdefg.com">abcdefg</a>]

    <strong><a href="http://www.abcdefg.com">abcdefg</a></strong>

    [url=http://www.zqcqmeminvaq.com/]zqcqmeminvaq[/url]

    [URL=http://www.zqcqmeminvaq.com/]zqcqmeminvaq[/URL]

    [link=http://www.adffgfgf.com/]adfafdfdf[/link]

    http://www.google.com/
    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Прогноз динамики рынка долгов
    Критерий перегрева экономики, или Как спасти США
    Инфляция и фондовый рынок
    Фондовые горизонты
    Обзор рынка нефти и газа за 2005 г.
    Поехали! Тенденции развития автомобильной промышленности
    Пионер на книжном рынке
    Выводить ли на биржевой рынок паевые инвестиционные фонды?
    Рынок IPO: кто следующий
    Тенденции слияний и поглощений в страховой отрасли
    Мифы и реальность фондовых рынков
    Оценка кредитного риска (Credit Scoring)
    Что тестирует стресс-тест?
    Управление банковскими репутационными рисками (практический комментарий к рекомендациям банка России)
    Предельная эффективность вложений в проект
    Год роста прошел и наступил снова
    Последний год дискуссий
    Тарифы Центрального депозитария должны быть одинаковы для всех
    Совершенствование законодательства - новый этап развития рынка
    Первые итоги обслуживания акций Газпрома

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100