Casual
РЦБ.RU

Рынок IPO: кто следующий

Январь 2006


    Количество компаний, которые провели IPO, стремительно растет. В ближайшие годы компании планируют более активно проводить размещение своих акций. Сколько произойдет размещений и каков будет их объем?
    Компании каких отраслей выйдут на биржу? В данной статье сделана попытка ответить на эти вопросы.

    Российский рынок IPO активно растет. В 2005 г. прошло 13 размещений, что в 2 раза больше, чем в прошлом году. Совокупный объем прошедших размещений составил около 4,8 млрд долл., тогда как за все время существования фондового рынка российским компаниям удалось привлечь с помощью IPO 6 млрд долл.
    Можно выделить несколько основных факторов столь стремительного роста. В последние годы инвестиционная привлекательность отечественных компаний и России в целом неуклонно росла, что наиболее ярко выразилось в повышении кредитных рейтингов. Одновременно возрастал и уровень ликвидности финансовой системы. Приток денежных средств в экономику страны не всегда мог найти <точку приложения>: количество качественных инвестиционных инструментов постепенно снижалось, при этом адекватную замену им найти было трудно. Все это и многое другое обусловило высокий спрос на акции <новых> компаний.
    В настоящее время рынок IPO имеет достаточный объем и характеризуется определенной динамикой. Если раньше размещения проходили время от времени, то теперь можно говорить о некоторой систематичности этого процесса. Данный рынок пока находится в стадии становления, однако уже сегодня можно составить его прогноз. В первом прогнозе российского рынка IPO, разработанном ИК <Финам>, было выделено 3 группы потенциальных эмитентов: сырьевые компании; предприятия потребительского сектора и розничной торговли; инновационные компании. Данный прогноз целесообразно расширить еще одной группой эмитентов, к которой относятся банки и финансовые холдинги.

КРУПНЫЕ СЫРЬЕВЫЕ КОМПАНИИ

    К первой группе - крупным российским сырьевым компаниям - прежде всего относятся металлургические предприятия, а также компании нефтегазового сектора. Обладая значительными размерами активов и положительными финансовыми показателями, компании этой группы будут крайне положительно восприняты рынком и смогут привлечь значительный объем средств. Отечественные сырьевые компании активно торгуются на российском и зарубежном фондовом рынке и относятся к <голубым фишкам>. Совокупная капитализация Газпрома и нефтяных компаний составляет более 60% капитализации российского фондового рынка (рис. 1) [1]. Все это предопределяет успешное размещение акций новых компаний данного сектора. Ярким представителем этой группы является НК <Роснефть>, которая на протяжении уже нескольких месяцев ведет активную подготовку к размещению. Среди других потенциальных эмитентов - <Сибур> и ММК.


    Потенциальный объем размещений акций сырьевых компаний может быть очень крупным. Предварительная информация по IPO НК <Роснефть>, а также прошедшие размещения акций Евразхолдинга, НОВАТЭКа и Стальной группы <Мечел> подтверждают этот тезис. Однако количество размещений прогнозировать трудно. Все перечисленные компании являются достаточно крупными для того, чтобы привлекать финансирование с помощью выпуска еврооблигаций в текущих благоприятных условиях низких процентных ставок. О пользе данного способа финансирования говорят и исследования последнего времени [2]. Даже несмотря на то что в последние годы российский корпоративный долг рос быстрыми темпами, он по-прежнему остается низким. В среднем отношение корпоративного долга к ВВП в развивающихся странах составляет 65%, в то время как в России - 35,4%.
    В 2004 г. совокупный корпоративный внешний долг превысил суверенный внешний долг (см. таблицу), однако такую ситуацию не следует рассматривать как негативную. Отношение долга к выручке и капиталу российских компаний позволяет им безболезненно увеличивать задолженность. Поэтому сырьевые компании находятся в наиболее благоприятной ситуации, поскольку их благополучие обеспечено обширными активами и высокими ценами на сырье.

ДИНАМИКА КОРПОРАТИВНОГО ДОЛГА РОССИЙСКИЙ КОМПАНИЙ 
Показатель   1998 г.   1999 г.   2000 г.   2001 г.   2002 г.   2003 г.   2004 г.  
Внешний корпоративный долг, млрд долл.   19,6   21,1   21,8   24   33,6   55,1   77  
Внутренний корпоративный долг, млрд долл.   15,6   16,5   28,1   42,5   54,6   91,8   129  
Отношение корпоративного долга к ВВП, %   13,1   19,2   20,0   21,3   24,9   33,9   35,4  
ВВП, млрд долл.   268   196   250   312   355   433   583  

    В то же время многие нынешние акционеры крупных сырьевых компаний рассматривают IPO как способ улучшения имиджа своих организаций. Желание сделать компанию публичной и заявить о себе часто оказывается сильнее, чем желание привлечь капитал. Таким образом, перспективы выхода эмитентов данной группы на биржу неопределенны. Можно лишь утверждать, что размещения будут сопровождаться предложением бумаг иностранным инвесторам или полностью проводиться на Западе, что позволит привлечь максимально возможный размер капитала.

КОМПАНИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СЕКТОРА И РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

    Более трудная ситуация с привлечением инвестиций у компаний, ориентированных на внутренний рынок. Данные компании составляют вторую группу перспективных организаторов IPO, среди которых компании пищевой промышленности, агропромышленного комплекса, розничные сети и др. За последние годы финансовые показатели компаний этой группы продемонстрировали впечатляющий рост. Увеличение доходов населения и объемов потребительского кредитования сделали данные компании привлекательным объектом инвестиций не только со стороны фондового рынка, но и отдельных институциональных инвесторов. Дальнейшее расширение бизнеса этих структур может обеспечиваться региональной экспансией. Серьезной проблемой для компаний потребительского сектора и розничной торговли может стать укрепление курса рубля и ужесточение конкуренции с иностранными организациями.
    За последние годы доля акций компаний потребительского сектора в капитализации фондового рынка выросла до 3,6%. Увеличению количества компаний способствовало именно IPO. Однако, несмотря на рост, у инвесторов сохраняется интерес к подобным бумагам, о чем свидетельствует их низкий free float. В 2005 г. свои размещения провели ЭКЗ <Лебедянский>, <Хлеб Алтая> и <Пятерочка>. О привлекательности фондового рынка для компаний потребительского сектора и розничных сетей говорит желание ОАО <Седьмой Континент> увеличить долю акций, обращающихся на бирже, разместив еще 13% бумаг.
    Выходить на фондовый рынок компании данного сектора заставляет потребность в <длинных> деньгах. Конкуренция в этом секторе обостряется, набирают обороты процессы слияний и поглощений. В этих условиях компаниям требуются значительные объемы капитала для расширения своей деятельности и активной борьбы с конкурентами. Поэтому IPO можно считать лучшим способом привлечения капитала. Высокие затраты перед размещением позволяют компании экономить в будущем. Ведь, являясь публичной, она сможет дешевле привлекать финансовые ресурсы, будет обладать положительным имиджем, что позволит улучшить качество управления.
    Эмитентами в данной группе являются такие торговые сети, как <Копейка>, <Магнит>, а также компании <Разгуляй-Укросс>, АПК <Черкизовский> и др. Представители этих компаний неоднократно заявляли о своем желании провести размещение акций в ближайшие 1-2 года, а многие из них уже работают над реализацией своих планов. Компании, ориентированные на внутренний рынок, станут основными организаторами размещений в ближайшие годы. Средний объем уже прошедших IPO компаний данного сектора составил 159 млн долл.1 При этом размещения проходили по большей части в России. В дальнейшем следует ожидать сохранения данной тенденции, во-первых, из-за небольшого объема IPO, а во-вторых, из-за ориентации компаний на внутренний рынок. Именно от этой группы следует ожидать наибольшей активности на рынке IPO в ближайшие несколько лет.

ИННОВАЦИОННЫЕ КОМПАНИИ

    Третья группа компаний, которые в будущем могут занять определенную долю рынка IPO, - эмитенты из сферы IT и СМИ. Компании этой отрасли занимают ведущее место в мире по количеству и объемам размещений. Во всем мире инновационные компании традиционно выбирают фондовый рынок как источник привлечения средств. Однако в России пока прошло всего два подобных размещения, а рынок инновационных компаний крайне узок. Размещение акций РБК в 2002 г. стало первым IPO на российском рынке и обратило внимание многих компаний на подобный способ привлечения капитала. Rambler Media Group удалось в 2005 г. получить за свои акции 40 млн долл., несмотря на убыточность бизнеса. Хотя многие инвесторы сомневаются в публичности этого размещения, оно, несомненно, способствует скорейшему выходу на биржу других подобных компаний. Среди них - СТС Media, <Компьюлинк>, <Диксис Трейдинг> и др.

БАНКИ И ФИНАНСОВЫЕ ХОЛДИНГИ

    Весьма перспективной группой эмитентов являются банки и финансовые компании, многие из которых (РОСБАНК, Внешторгбанк, Газпромбанк) заявляли о планах проведения IPO. Банковская деятельность требует постоянного увеличения капитала, который не может быть обеспечен существующими способами. Эксперты наблюдают отставание роста капитала от увеличения активов, что затрудняет расширение деятельности банков. Так, средний показатель достаточности капитала снизился с 20,3% в 2002 г. до 16,3% в 2005 г. [3]. Сначала банки наращивали капитал с помощью взносов учредителей и капитализации прибыли, однако снижающаяся рентабельность банковского бизнеса уже не позволяет им высокими темпами наращивать капитал. Выходом из сложившейся ситуации стали субординированные кредиты. Однако этот способ является долговым и не может в долгосрочной перспективе служить надежным источником роста капитала. Все эти негативные явления увеличивают нестабильность в банковской системе страны и делают ее уязвимой для различного рода кризисных явлений. Низкая капитализация российских банков - проблема не только банковской системы, но и всей экономики в целом.
    Повышению капитализации банковского сектора могло бы способствовать проведение IPO некоторой частью банков. Для финансового учреждения привлечение нового капитала в этом случае играет ключевую роль, так как позволяет улучшить его финансовое положение и получить дополнительные ресурсы для роста. Благосклонно относятся к размещениям финансовых компаний и инвесторы. Так, доля компаний данного сектора составляла в последние 2 года 20% мирового объема первичных размещений [4]. Преимуществом банков является финансовая прозрачность и информационная открытость их бизнеса для инвесторов.
    На российском рынке наблюдается явный дефицит банковских акций. Ликвидным является лишь рынок акций Сбербанка, что крайне мало для такого динамичного сектора, как банки. Среди преимуществ финансового сектора в процессе IPO можно выделить хорошую кредитную историю, а также высокие кредитные рейтинги по облигационным выпускам. Однако акционеры отечественных финансовых компаний не всегда готовы делить контрольные функции со сторонними инвесторами. Не готовы к IPO не только акционеры, но и сами банки. Они, в отличие от своих западных коллег, не столь прозрачны и открыты, а качество корпоративного управления находится на низком уровне. Для того чтобы повысить инвестиционную привлекательность компаний финансового сектора, понадобится некоторое время, поэтому первых размещений следует ожидать во второй половине 2006-2007 гг. Количество их будет не столь велико, как у компаний, ориентированных на потребительский спрос, однако объем может быть значительным.
    Перечисленные выше группы - ключевые участники будущих размещений. Однако с точностью прогнозировать, сколько эмитентов выйдет на биржу в ближайшие 1-2 года и каков будет объем размещения, затруднительно. Именно поэтому была составлена матрица российского рынка IPO, отражающая соотношение объемов и количества IPO компаний различных групп (рис. 2).


    Рынок IPO отличается информационной закрытостью, и часто получить информацию о предстоящих размещениях бывает сложно. Затрудняет прогнозирование и тот факт, что сегодня IPO является частью стратегии многих компаний. Количество заявлений о желании провести публичное размещение исчисляется десятками, но на деле <до биржи доходит> лишь небольшое количество компаний. Подготовка к IPO может отнимать значительный объем средств и времени, и не все компании готовы к этому. Многие понимают, что дешевле и проще привлечь финансирование другими способами, поэтому размещение проводят лишь те эмитенты, стратегические цели которых могут быть достигнуты только через выход на биржу.

БАРЬЕРЫ РЫНКА IPO

    Благоприятные факторы в экономике в целом и в отдельных отраслях будут способствовать увеличению числа IPO в будущем. Так, в ближайшие годы может проходить более 10 IPO в год. Однако активность эмитентов увеличится, если будут устранены определенные препятствия для IPO, существующие в настоящее время.
    Продолжающийся активный рост российского фондового рынка, во многом обеспеченный повышением сырьевых цен, не способствует активному выходу компаний на рынок. В подобных условиях собственники компаний не склонны делиться акционерным капиталом и плодами бурного роста с портфельными инвесторами. Многих собственников отпугивает достаточно сложная процедура первичного размещения.
    Однако благодаря активной работе ФСФР в течение последних нескольких месяцев были устранены многие законодательные барьеры. Так, в конце декабря президентом был подписан федеральный закон, который вносит изменения в законы <О рынке ценных бумаг>, <Об акционерных обществах>, а также в закон <О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг>. И хотя работа по совершенствованию законодательства еще не завешена - необходимо еще внести изменения в нормативные акты самой ФСФР - уже можно отметить ключевые нововведения, которые приближают процедуру первичного размещения в России к той, что принята на Западе. Срок в 45 дней для реализации нынешними акционерами своего преимущественного права сокращен до 20 дней, и нынешние акционеры будут приобретать акции одновременно с другими инвесторами. Появилась возможность определять цену размещения непосредственно перед размещением, а не задолго до него. Вместо отчета об итогах размещения эмитенты, акции которых получи листинг, смогут предоставить уведомление об итогах размещения, что снизит период между размещением ценных бумаг и началом их обращения на бирже. Также ФСФР предлагает ввести котировальный список <В> для акций, впервые размещаемых по открытой подписке. Все эти нововведения снижают существовавшие ранее законодательные барьеры и значительно упрощают процедуру IPO.
    К сожалению, по-прежнему существуют инфраструктурные проблемы российского рынка, которые повышают издержки взаимодействия на нем, а также риски для всех участников. Создание Центрального депозитария и единой системы клиринга могло бы существенно повысить конкурентоспособность отечественного рынка ценных бумаг. Также существует группа тесно взаимосвязанных проблем, таких как отсутствие большого количества розничных и институциональных инвесторов на фондовом рынке, а также низкий free float. Все это приводит к низкой ликвидности рынка и высокой доле оборотов с отечественными бумагами за рубежом.

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА

    В подобной ситуации государство в лице ФСФР не только должно заниматься построением регулятивной инфраструктуры и созданием лучших условий, но и активно способствовать становлению рынка IPO. Результатом работы ФСФР в данной сфере должен стать рост количества и объемов первичных размещений, который позволит им стать устойчивым и надежным источником финансирования российских компаний. Такими активными действиями могут являться планируемые размещения акций НК <Роснефть> и Внешторгбанка, которые привлекут внимание широкой общественности к первичному публичному размещению акций. Приватизация госкомпаний с помощью IPO могла бы улучшить состояние рынка первичных публичных размещений. Тем самым государство выразило бы доверие к отечественному фондовому рынку и готовность с его помощью привлекать средства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Смоленская Е. Такая скотина нужна самому // Эксперт. 2005. № 42. С. 111.
    2. Дербилова Е. Занимайте на здоровье // Ведомости. 2005. № 190. 11 октября.
    3. Петрова С. Еще один источник капитала // Там же. № 189. 10 октября.
    4. Международное исследование Ernst &Young по вопросам IPO. 2004. С. 4.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Прогноз динамики рынка долгов
Критерий перегрева экономики, или Как спасти США
Инфляция и фондовый рынок
Фондовые горизонты
Обзор рынка нефти и газа за 2005 г.
Поехали! Тенденции развития автомобильной промышленности
Пионер на книжном рынке
Выводить ли на биржевой рынок паевые инвестиционные фонды?
Рынок IPO: кто следующий
Тенденции слияний и поглощений в страховой отрасли
Мифы и реальность фондовых рынков
Оценка кредитного риска (Credit Scoring)
Что тестирует стресс-тест?
Управление банковскими репутационными рисками (практический комментарий к рекомендациям банка России)
Предельная эффективность вложений в проект
Год роста прошел и наступил снова
Последний год дискуссий
Тарифы Центрального депозитария должны быть одинаковы для всех
Совершенствование законодательства - новый этап развития рынка
Первые итоги обслуживания акций Газпрома

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100