Casual
РЦБ.RU

Как противостоять отмыванию доходов?

Январь 2006

    Россия приступила к практическим действиям, направленным на борьбу с "грязными" деньгами в 2002 г., когда вступил в силу Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма" с последующими изменениями и дополнениями (далее - Закон). Но реализовать поставленные Законом задачи было невозможно из-за отсутствия соответствующей нормативной базы. Активные практические действия правительственных органов начались в основном в последние 2 года, когда были введены дополнительные нормативные акты и инструктивные материалы Банка России и других организаций.

МЕХАНИЗМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

    В соответствии с международными договорами Российской Федерации действие Закона распространяется на физических и юридических лиц, зарегистрированных в России и осуществляющих операции с денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом, как в России, так и за ее пределами.
    Законом преследуется основная цель - обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства. Для этого сформирован правовой механизм противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
    Федеральным органом исполнительной власти, принимающим меры по противодействию отмыванию преступных денег, является Федеральная служба по финансовому мониторингу при Министерстве финансов РФ (ФСФМ). Эта служба во взаимодействии с органами федеральных и региональных субъектов России и органами местного самоуправления организовывает и обеспечивает реализацию практических мероприятий по выявлению действий юридических и физических лиц по отмыванию незаконных доходов. В ФСФМ от этих субъектов должны поступать информация и документы (за исключением информации о частной жизни граждан), необходимые для проведения мероприятий по борьбе по отмыванию доходов, полученных преступным путем, в порядке, установленном Правительством РФ.
    Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления предоставляют уполномоченному органу информацию и документы, необходимые для осуществления его функций (за исключением информации о частной жизни граждан), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
    Федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции и в порядке, согласованном с Банком России, предоставляют банкам сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, сводном государственном реестре аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний, а также сведения об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов.
    Уполномоченный орган и иные органы государственной власти Российской Федерации, осуществляющие деятельность, связанную с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предоставляют соответствующую информацию компетентным органам иностранных государств по их запросам или по собственной инициативе в порядке и на основаниях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
    Передача компетентным органам иностранного государства информации, связанной с выявлением, изъятием и конфискацией доходов, полученных преступным путем, осуществляется в том случае, если она не наносит ущерба интересам национальной безопасности Российской Федерации и может позволить компетентным органам этого государства начать расследование или сформулировать запрос.
    Информация, связанная с выявлением, изъятием и конфискацией доходов, полученных преступным путем, предоставляется по запросу компетентного органа иностранного государства при условии, что она не будет использована без предварительного согласия соответствующих органов государственной власти Российской Федерации, предоставивших ее, в целях, не указанных в запросе.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

    Для лиц, работающих на финансовом рынке или сталкивающихся в какой-то мере с денежными операциями и операциями с ценными бумагами, необходимо иметь представление об основных понятиях, изложенных в Законе.
    Под "операциями с денежными средствами или иным имуществом" понимаются действия физических и юридических лиц с денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом, независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.
    Понятие "доходы, полученные преступным путем", подразумевает денежные средства, ценные бумаги или иное имущество (драгоценности, недвижимость и др.), полученные в результате преступных действий отдельных лиц или организаций.
    "Легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем", считается придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления. Отмывание денежных средств может происходить по-разному: через их обналичивание, путем покупки и продажи ценных бумаг, покупки недвижимости, покупки и продажи драгоценных металлов и др.
    В Законе определен следующий круг лиц и организаций, участвующих в реализации практических мероприятий по отмыванию доходов: кредитные организации и их филиалы; профессиональные участники рынка ценных бумаг (брокерские и инвестиционные компании, биржи); страховые организации и лизинговые компании; организации, осуществляющие скупку, куплю/продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами; организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли/продажи недвижимого имущества и др.
    Указанные выше организации в соответствии с требованиями Закона обязаны осуществлять следующие действия, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма:

  • проводить обязательный контроль за операциями с денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом для предоставления уполномоченному органу необходимой информации для принятия необходимых мер в соответствии с законодательством РФ;
  • осуществлять внутренний контроль за подразделениями своей организации, которые проводят операции с денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом и потенциально могут быть связаны с возможным отмыванием доходов, полученных преступным путем.
        При выявлении таких операций перечисленные выше организации не должны информировать своих клиентов и иных лиц, замеченных в нарушении данного Закона, о принимаемых мерах противодействия по отмыванию "грязных" денег.

    КОНТРОЛЬ

        Обязательному контролю в вышеперечисленных организациях подвергаются следующие операции:

  • операции с денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом, если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 600 тыс. руб., либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 тыс. руб., или превышает ее1;
  • операции с недвижимым имуществом, если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 3 млн руб., либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 млн руб., или превышает ее;
  • операции с денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом, совершаемые организациями или физическими лицами, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности2, либо юридическими лицами, прямо или косвенно находящимися в собственности или под контролем таких организаций, или действующих от имени или по указанию таких организаций или лиц.
        Для реализации требований данного Закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом, обязаны для своих сотрудников разработать правила внутреннего контроля и программы его осуществления. В этих правилах должны быть определены порядок документального фиксирования необходимой информации, признаки и критерии выявления необычных сделок, обязанности сотрудников по обеспечению конфиденциальности информации.
        Внутреннему контролю в каждой организации подлежат следующие операции:
        1. Операции с денежными средствами в наличной форме:
  • снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;
  • покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом. Банки в своих отчетах показывают объемы продажи валюты физическим лицам. И если объем в течение 2-3 мес. превышает во много раз аналогичный показатель за прошедший период, то здесь можно предполагать, что операции осуществляются с целью отмывания преступных доходов;
  • приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;
  • получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;
  • обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;
  • внесение физическим лицом в уставный капитал организации денежных средств в наличной форме.
        2. Операции по зачислению или переводу на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами. Эти операции контролируются, если хотя бы одной из сторон в операции является физическое или юридическое лицо другого государства, которое не участвует в международном сотрудничестве по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма либо имеет счет в банке зарегистрированном в указанном государстве. Список таких государств определяется на основе данных международных организаций, занимающихся противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
        3. Операции по банковским счетам (вкладам):
  • размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;
  • открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;
  • перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца; и т. д.
        4. Иные сделки с движимым имуществом:
  • помещение ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;
  • получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);
  • получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх;
  • предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа; и т. д.
        Таким образом, не стоит удивляться, если в банке, инвестиционной компании или другой организации, в которые вы пришли, чтобы провести расчеты с контрагентами, продать большой пакет ценных бумаг или совершить иную операцию, будут заданы вопросы, которые, по-вашему мнению, не должны интересовать банк, поскольку теперь законодательно на кредитные организации возложена функция по выявлению всей цепочки по отмыванию "грязных" денег - от источника их происхождения, посредников, агентов и других лиц до счетов в банке.
        Клиентам банка (юридическим и физическим лицам) необходимо иметь в виду, что банку разрешается приостанавливать выполнение операций по списанию денежных средств с банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам) на 2 рабочих дня после принятия от клиента распоряжения о проведении операции в том случае, если выявлено полное совпадение имеющихся у кредитной организации сведений о клиенте с информацией, содержащейся в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности. Банк сообщает о приостановке операции клиента в ФСФМ, которая может приостановить данную операцию на более длительный срок в случае необходимости получения дополнительных сведений о клиенте.

    КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РИСКА

        Банк России определил критерии оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях отмывания доходов, которые необходимо учитывать банкам.
        К основным операциям повышенной степени риска относятся:

  • деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений (казино, букмекерских контор и др.) по организации и проведению лотерей, тотализаторов (взаимных пари) и иных основанных на риске игр, в том числе в электронной форме, а также деятельность ломбардов;
  • совершение сделок с драгоценными металлами, драгоценными камнями, а также ювелирными изделиями, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни, и ломом таких изделий;
  • совершение сделок с недвижимым имуществом и оказание посреднических услуг при совершении сделок с недвижимым имуществом;
  • осуществление банковских операций и иных сделок с использованием интернет-технологий;
  • операции с резидентами государств или территорий, о которых из международных источников известно, что они не соблюдают общепринятых стандартов в борьбе с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма или являются иностранными государствами или иностранными территориями с повышенным уровнем коррупции;
  • деятельность, связанная с реализацией, в том числе комиссионной, предметов искусства;
  • любая деятельность, связанная с интенсивным оборотом наличности; и т. д.
        Так как большинство операций с денежными средствами физических и юридических лиц проводят банки, то большая часть функций по контролю за отмыванием "грязных" денег возложена на Банк России. Банки должны фиксировать, хранить и предоставлять в территориальные органы Банка России информацию об операциях, подлежащих обязательному контролю, а Банк России контролирует выполнение закона путем инспекционных проверок кредитных организаций.
        Для осуществления такого контроля 21 января 2005 г. за № 12-Т Банком России выпущены "Методические рекомендации по усилению контроля за операциями покупки физическими лицами ценных бумаг за наличный расчет и купли/продажи наличной иностранной валюты". В этих рекомендациях указаны основные признаки возможных нарушений, которыми должны руководствоваться сотрудники банков. В законе выделены 8 основных признаков, свидетельствующих о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма:
        1) общие;
        2) при проведении операций с денежными средствами в наличной форме и переводе денежных средств;
        3) при проведении операций по кредитным договорам;
        4) при проведении расчетов по клирингу;
        5) при использовании клиентом схем с участием страховщиков;
        6) при проведении международных расчетов;
        7) при проведении операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами;
        8) при осуществлении электронного банкинга и расчетов по пластиковым картам.
        В частности, в качестве признаков, свидетельствующих о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, при проведении операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами считают:
  • регулярное заключение клиентом срочных сделок или использование других производных финансовых инструментов, особенно не предусматривающих поставки базового актива, в операциях с одним или несколькими контрагентами, результатом чего является постоянный доход или постоянный убыток клиента;
  • разовая продажа (покупка) клиентом большого пакета не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, финансовых инструментов по ценам, существенно отличающимся от рыночных, при условии, что клиент не является профессиональным участником рынка ценных бумаг и ценные бумаги не передаются клиенту в погашение просроченной задолженности контрагента перед клиентом;
  • регулярные операции по покупке с последующей продажей ценных бумаг, не имеющих котировок и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, при условии, что доход от реализации ценных бумаг направляется на приобретение высоколиквидных обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (определяется в момент удовлетворения заявки на приобретение ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг);
  • одновременное выставление клиентом поручений на покупку и продажу ценных бумаг и других финансовых инструментов по ценам, имеющим заметное отклонение от текущих рыночных цен по аналогичным сделкам;
  • осуществление операций, при которых один и тот же финансовый инструмент многократно продается и затем выкупается в сделках с одной и той же стороной;
  • проведение операции с ценными бумагами на предъявителя, не размещенными в депозитариях.
        Вышеперечисленные требования к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами и имуществом, распространяются на адвокатов и нотариусов, риелторов, страховщиков и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:
  • сделки с недвижимым имуществом;
  • управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
  • управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
  • привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
  • создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю/продажу организаций.
        Если у адвоката, нотариуса, лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, возникли любые основания полагать, что сделки или финансовые операции осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, они обязаны уведомить об этом уполномоченный орган.
        Адвокат и нотариус вправе передать такую информацию как самостоятельно, так и через адвокатскую и нотариальную палаты при наличии у этих палат соглашения о взаимодействии с уполномоченным органом.
        Адвокат и адвокатская палата, нотариус и нотариальная палата, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, не вправе разглашать факт передачи в уполномоченный орган информации.

    НА ПРАКТИКЕ

        Со стороны Банка России в последнее время активизировался контроль за операциями, проводимыми коммерческими банками с наличными денежными средствами физических и юридических лиц. Особенно много таких операций проводят мелкие банки, у которых одной из статей дохода является обналичивание денежных средств клиентов.
        Банком России в 2004 и 2005 гг. были пресечены противозаконные действия ряда банков по обналичиванию крупных денежных сумм. Так, Банк России в 2004 г. за нарушение закона о противодействии отмыванию "грязных" денег отозвал лицензии лишь у двух банков (Содбизнесбанк и Новочеркасский городской банк), а с начала 2005 г. - у примерно двух десятков банков. Основной причиной отзыва лицензии служит обналичивание крупных денежных сумм. Например, Новый русский банк, по данным ЦБ РФ, с января по май 2005 г. выдал наличными более 37 млрд руб., АКА Банк - почти 67 мрлд руб. и 289 млн долл., Век-Банк - свыше 40 млрд руб., ИнтеРУС-банк за несколько месяцев выдал наличными почти 40 млрд руб. якобы на покупку сельхозпродукции. Банк "Родник" лишился лицензии за то, что при капитале 20 млн руб. за 8 мес. обналичил 75 мрлд руб., обогнав в сентябре по этому показателю сам Сбербанк РФ. А у небольшого банка "Арат" (1180-е место в рэнкинге ЦЭА "Интерфакса" по состоянию на 1 июля 2005 г.) отозвана лицензия за непредоставление сведений о проводимых банком операциях с денежной наличностью по корсчетам с другими банками на сумму более 38 млрд руб.
        Если банки дают нерегулярную или неполную информацию, то обязательно по этим банкам осуществляется проверка. По информации ФСФМ, в конце октября 2005 г. было заблокировано 109 банковских счетов, с которых могут сниматься деньги на финансирование террористических организаций. Кроме того, в списки подозреваемых входят более 1,5 тыс. юридических (112 зарубежных и 21 российская организация) и физических (317 иностранцев и 1122 российских гражданина) лиц.
        Контроль за операциями по отмыванию незаконных доходов будет продолжаться, что позволяет надеяться, что кредитные организации, основной деятельностью которых является обналичивание денежных средств, в ближайшем будущем прекратят свое существование.

        Примечание
        1 В случае если операция с денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом осуществляется в иностранной валюте, ее размер в российских рублях определяется по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату совершения такой операции.
        2 Перечень таких организаций и лиц, а также порядок доведения их до организаций устанавливается Правительством Российской Федерации.

    • Рейтинг
    • 3
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Рынку деривативов - качество!
    Срочные сделки в дореволюционном праве
    Гипотеза определяющего влияния срочного рынка
    К новым вершинам в новом году!
    Федеральный инвестиционный форум стал традиционным
    VIII Ежегодный конкурс годовых отчетов и сайтов
    Мифы и реальность фондовых рынков
    Количественный анализ доходности ПИФов: пределы и возможности
    Центральный депозитарий как один из системообразующих элементов конкурентоспособности российского рынка ценных бумаг
    Технические эмиссии эмитентов СЗФО
    Увеличение стоимости компании - закономерный результат эффективной PR-политики
    Как противостоять отмыванию доходов?
    Метод согласования потоков платежей
    От спрэдов - к дефолтам
    Управление капиталом и механические торговые системы
    Сага о механических торговых системах

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100