Casual
РЦБ.RU

РЫНОК ДОЛГОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ РАСТУЩИХ КОМПАНИЙ: КРЕДИТНОЕ КАЧЕСТВО И ВЫСОКАЯ ДОХОДНОСТЬ

Январь 2006

    Приоритетное направление для Управления долговых инструментов - размещение облигаций быстрорастущих компаний. Определив для себя это направление в качестве приоритетного в 2005 г., Управление сформировало профессиональное подразделение, сфера деятельности которого включает организацию первичных размещений и вторичного обращения как частных, так и публичных компаний. Цель Управления - помочь нашим корпоративным клиентам в привлечении новых средств, а также предоставить инвестиционные возможности инвесторам, работающим с нашей Группой.

ТЕКУЩАЯ СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ ОБЛИГАЦИЙ

    В последние годы внутренний российский долговой рынок демонстрирует очень динамичное развитие. Общий объем государственных, муниципальных и корпоративных облигаций в обращении на конец сентября 2005 г. составил 1,2 трлн руб., показав за последние 2 года рост в 2,35 раза. Объем корпоративных облигаций в обращении вырос в 2,24 раза.
    В настоящий момент можно говорить о том, что рынок полностью сформировался. На нем представлены эмитенты практически всех отраслей. Существует разделение эмитентов на так называемые <эшелоны> (группы) по кредитному качеству. В первую, и наиболее надежную, группу входят государственные облигации, а также квазисуверенные муниципальные выпуски Москвы. Доходность данных инструментов составляет от 4 до 7% годовых в зависимости от срока погашения. Вторая группа - компании <первого эшелона>, куда входят ведущие структуры в своих отраслях, такие как ОАО <Газпром>, ОАО <РЖД>, РАО <ЕЭС России> и ОАО <ЛУКОЙЛ>. Многие эмитенты имеют высокую долю государства в капитале. Доходность облигаций <первого эшелона> находится в пределах 4-8% годовых. Третью группу представляют компании <второго эшелона> - телекомы, а также крупнейшие компании ведущих отраслей, доходность которых колеблется от 5 до 9% годовых. В четвертую группу входят компании, которые нередко можно отнести к быстрорастущим. Многие из них были созданы совсем недавно или долгое время находились в упадочном состоянии, но и результаты последних лет - резкий рост всех показателей - позволяют им выходить на публичный рынок заимствований.

РАЗВИТИЕ РЫНКА ОБЛИГАЦИЙ РАСТУЩИХ КОМПАНИЙ

    Год 2001-й. Время, когда эмитенты <третьего эшелона> начали проявлять повышенный интерес к заимствованиям на рынке облигаций. Размещения проводились и ранее, но они носили эпизодичный характер, объем одного выпуска редко превышал 100 млн руб. и данные выпуски демонстрировали практически нулевую ликвидность на вторичных торгах. Такие займы скорее напоминали вид кредитов, а не публичное обращение долгов компаний на рынке. Суммарный объем размещений в 2001 г. составил 4,69 млрд руб. (учитывались только выпуски объемом свыше 100 млн руб.) (рис. 1). В тот год <третий эшелон> пополняют такие компании, как ОМЗ, <Русский Продукт>, а также Пробизнесбанк - впоследствии они еще не раз будут выходить на долговой рынок. Средняя ставка купонного дохода, устанавливаемого на аукционах, как правило, превышала 20% годовых (рис. 2). Нередко эмитенты использовали привязку купонного дохода к изменению курса рубль/доллар, так как стабильность валютного рынка тогда была значительно ниже, основной тренд - против рубля, поэтому инвесторы были заинтересованы в хеджировании своих валютных рисков.

    Год 2002-й. Ставки доходности для облигаций <третьего эшелона> не претерпели значительных изменений: они по-прежнему в среднем превышают 20% годовых. Тем не менее наблюдается явная тенденция к увеличению активности растущих компаний на российском долговом рынке. Общее количество эмиссий возросло более чем в 2 раза по сравнению с 2001 г., а суммарный объем размещенных выпусков - в 2,94 раза
    (рис. 3). Заметна тенденция и к укрупнению среднего объема одного выпуска: он увеличился на 93 млн руб. - до 406 млн руб. (рис. 4).
    Год 2003-й. Вновь наблюдаются высокие темпы роста активности эмитентов <третьего эшелона>. Количество эмиссий увеличилось практически в 2 раза (рис. 5), а размещенный объем средств - в 2,59 раза. Это был первый год, когда произошло значительное снижение средней доходности при выходе на долговой рынок компаний относительно низкого кредитного качества, что стало необходимым условием для привлечения большего количества эмитентов <третьего эшелона>. Следует отметить, что для рынка облигаций в целом 2003 г. был периодом <взрывного> развития, и <третий эшелон>, можно сказать, несколько отставал, так как большим спросом пользовались все-таки качественные облигации, которые приносили высокую прибыль, благодаря ценовому росту.
    Год 2004-й. Более сложное время для долгового рынка в целом по сравнению с предыдущим периодом из-за последствий многочисленных налоговых претензий к российским компаниям в конце 2003 г. и, что еще более важно, из-за банковского <кризиса доверия> летом 2004 г. Наблюдается снижение количества эмиссий в сегменте <третьего эшелона>, объем размещенных средств вырос лишь на 15,40% по сравнению с 2003 г. Последствием банковского <кризиса доверия> стали первые дефолты. Несмотря на многие неприятности 2004 г., макроэкономическая ситуация в целом продолжала оставаться благоприятной и средняя стоимость выхода на рынок для компаний <третьего эшелона> вновь снизилась.
    Год 2005-й. Наиболее благоприятное время для растущих компаний на российском долговом рынке. Средняя доходность в целом по рынку снижалась непрерывно начиная с февраля, достигла своих исторических минимумов летом и многократно обновила их в августе-сентябре. Инвесторы проявляют все больше внимания к эмитентам <третьего эшелона>, так как доходность более качественных бумаг закрепилась на уровнях значительно ниже ожидаемой инфляции. За первые 3 квартала рынок уже показал рекордное количество размещенных эмиссий и рекордный объем размещенных средств. Стоимость заимствований также постоянно снижалась на протяжении первых 9 мес. 2005 г., как за счет общих тенденций рынка, так и благодаря улучшению кредитного качества растущих компаний.
    Общие тенденции 2001-2005 гг. В целом на протяжении последних 4 лет рынок облигаций <третьего эшелона> показывает очень динамичное развитие с незначительным замедлением темпов в 2004 г. Его основными тенденциями остаются:
  • быстрый рост количества эмиссий;
  • значительный рост объема размещаемых средств;
  • увеличение среднего объема одной эмиссии;
  • снижение стоимости выхода на рынок.
        Сопутствующей тенденцией в эти годы является усиление банковской системы России, а именно:
  • повышение объема уставных капиталов банков;
  • появление системы страхования вкладов;
  • сокращение количества банков за счет отзыва лицензий у ненадежных организаций.
        Одним из важных последствий этого стало постепенное увеличение доли инвестиций физических лиц и сокращение доли сбережений. После многочисленных финансовых кризисов 1990-х гг. население вновь начинает доверять свои средства банкам (а через банки - компаниям). Данную тенденцию наглядно подтверждает рост объемов коллективных инвестиций, в том числе и облигационных паевых инвестиционных фондов - спрос на облигации растет благодаря и этому факту.

    ТЕКУЩАЯ СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ ОБЛИГАЦИЙ <ТРЕТЬЕГО ЭШЕЛОНА>

        Объем и состав рынка. В настоящее ремя на рынке облигаций <третьего эшелона> обращается 148 выпусков. Общая сумма эмиссий - 118,25 млрд руб. Основными критериями, по которым эмитент может быть отнесен к <третьему эшелону>, являются:

  • выручка: от 500 млн до 10 млрд руб.;
  • соотношение собственные/заемные средства: 0,63-0,83;
  • рентабельность EBIT: 5-20%;
  • рентабельность чистой прибыли: 2-10%.
        Однако это лишь приблизительные критерии, дополнительные условия бизнеса эмитента могут изменить его позиционирование. За последние 4 года в результате активного роста рынка облигаций <третьего эшелона> наблюдается большое разнообразие эмитентов по отраслям. По объему эмиссий более 50% на рынке занимают тяжелая и пищевая промышленность.
        Срок обращения выпусков. В настоящее время срок обращения выпусков <третьего эшелона>, как правило, составляет 3-5 лет. В то же время эмитенты нередко используют систему оферт. Перед офертой, срок которой, как правило, составляет 1-1,5 года, эмитент устанавливает ставки на следующий период обращения. Таким образом, подавляющее большинство выпусков имеет возможность досрочного выкупа (оферты) не позднее 1,5 лет.
        Кредитное качество эмитентов и история дефолтов. Кредитное качество эмитентов <третьего эшелона> можно охарактеризовать как удовлетворительное. На долговом рынке России нет такого понятия как <типичный "Джанк Бонд"> - данный сегмент пока не сформировался. Предпосылками достаточно высокого кредитного качества эмитентов <третьего эшелона> являются:
  • благоприятная экономическая ситуация в России, которая позволяет небольшим компаниям активно расти;
  • положительная ситуация на денежном рынке, где наблюдается избыток свободных рублевых средств, а ставки постоянно снижаются, что позволяет эмитентам без труда рефинансироваться;
  • поддержка государством многих стратегических отраслей, которые ранее пребывали в упадке.
        Как следствие, история дефолтов на внутреннем долговом рынке практически отсутствует. Лишь по 4 выпускам выплаты купонного дохода не производятся. Сроки их погашений еще не наступили, но можно говорить о том, что они находятся в дефолте. Все 4 эмитента - Союзобщемашбанк, Кредиттраст, Содбизнесбанк и Промэксимбанк - принадлежат к финансовому сектору и стали <жертвами> банковского <кризиса доверия> летом 2004 г. Номинальный объем эмиссий в дефолте - 1400 млн руб., что составляет 0,37% от общего объема корпоративных облигаций в обращении на конец сентября 2005 г. и 1,18% от номинального объема облигаций <третьего эшелона> в обращении.
        Текущая доходность на рынке облигаций. В 2005 г. инвесторы стали проявлять гораздо больший интерес к <третьему эшелону>, в результате спроса на выпуски <третьего эшелона> их спрэды резко сократились по отношению к остальным сегментам рынка. В настоящий момент доходность выпусков со сроком обращения 0,5 года находится в пределах 8-13% годовых, сроком на 1 год - 9-14% годовых; сроком на 1,5 года - 10,5-16%.

    КОМПАНИИ <ТРЕТЬЕГО ЭШЕЛОНА>

        Финансовый сектор
        ОАО <Машлизинг> - компания финансового сектора, основное направление которой - услуги по лизингу оборудования и средств транспорта. Рынок лизинга в России активно развивается. В период с 2001 по 2004 г. объем профинансированных сделок ежегодно увеличивается на 40%, хотя сектор лизинговых услуг по-прежнему находится на одной из начальных стадий развития. Тем не менее Машлизингу уже удалось выйти на рынок с дебютным облигационным займом в апреле 2005 г. Компания показала увеличение выручки в 6,7 раза в 2003 г. и на 41% по итогам 2004 г. Такой значительный рост позволил сформировать публичную кредитную историю. Активы лизинговой компании (задолженность лизингополучателей) обладают высоким качеством. За все время работы Машлизинга был только один случай задержки оплаты по лизинговой сделке. Машлизинг активно работает над повышением прозрачности. Компания намерена ускорить процесс подготовки консолидированной управленческой отчетности и в перспективе начать предоставлять отчетность по МСФО, что значительно упростит выход на рынки капитала.

        Авиапромышленность
        Отдельный сегмент на рынке облигаций представляют компании, связанные с самолетостроением. В настоящий момент отрасль испытывает резкий подъем, после того как правительство проявило свои намерения восстановить авиапромышленность. На рынке уже сегодня обращаются долги таких компаний, как <Иркут>, МИГ, НПО <Салют>, а также <Сатурн>. Премии за риск на долговом рынке для эмитентов, связанных с самолетостроением, существенно сократились после определения правительством основных положений программы по оздоровлению отрасли.
        <Авиастар> - компания, которая рассматривает возможность выхода на рынок облигаций. До сих пор ее показатели отличались стабильностью, но данная ситуация, скорее всего, изменится в ближайшем будущем. Вероятность включения <Авиастара> в Объединенную авиастроительную корпорацию, создание которой является целью для правительства, а также намерение направить часть средств инвестиционного фонда на восстановление производства большегрузных самолетов <Руслан>, которым занимается <Авиастар>, позволяет говорить о том, что в ближайшем будущем можно будет наблюдать значительный рост компании.

        Торговля
        Сектор розничной торговли растет в России гораздо более высокими темпами по сравнению с ВВП. Среднегодовые темпы роста за 2002 г. - первую половину 2005 г. составили 10,08%. Тем не менее розничные торговые сети появились на рынке облигаций лишь в конце 2004 г., когда разместился выпуск <Евросети>. По-настоящему высокую активность на первичном рынке облигаций торговые сети начали демонстрировать лишь весной 2005 г. Новый сегмент рынка быстро завоевал симпатии инвесторов благодаря поразительно высоким темпам развития. <Матрица> - новое имя в этом сегменте. Это - региональная розничная сеть, которая является лидером в Республике Башкортостан и первая в своем регионе представила супермаркеты с европейскими стандартами качества обслуживания. Кроме того, в планах группы освоение других рынков, в частности, уже открыт один гипермаркет в Москве. Особенность <Матрицы> заключается в том, что данная сеть включает в себя объединенную группу компаний, которые полностью обслуживают основное направление бизнеса, таким образом, достигается более высокая эффективность в целом.

        Поставщики оборудования
        Другой типичный пример эмитентов <третьего эшелона> - предприятия, являющиеся поставщиками оборудования для ведущих в своих отраслях промышленных компаний. Завод <Автоприбор> - одно из крупнейших предприятий автоприборостроительной отрасли, поставляющее продукцию почти на все предприятия России, которые выпускают автомобильную и сельскохозяйственную технику. <Автоприбор> выпускает более 400 наименований изделий и сертифицирован по Международному стандарту ИСО 9001:2000. Благодаря высокому качеству продукции <Автоприбор> смог заключить контракт и с иностранными производителями, в частности с компанией <Форд>.
        <Автоваз>, лидер по объемам производства автомобилей в России, - стратегический партнер <Автоприбора>. На него приходится около 40% выручки. В данный момент компания рассматривает возможность выхода на рынок публичных заимствований. Дополнительные инвестиции планируется направить на оснащение предприятия комплексной технологической оснасткой, вычислительной техникой, производственными линиями и вспомогательным оборудованием для производства приборов нового поколения. В настоящее время предприятие ориентировано на освоение рынка запчастей для автомобилей иностранного производства.

    ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

        За 4 года развития рынка можно наблюдать становление и бурный рост рынка облигаций <третьего эшелона>. Сегодня на рынке присутствует большое количество эмитентов достаточно высокого кредитного качества, порой демонстрирующих крайне активную динамику своих показателей.
        Надежность эмитентов объясняется разными факторами. Иногда причиной служат условия в отрасли, которая только начинает развиваться в России и позволяет быстро расти новым компаниям. Примером может является ОАО <Машлизинг>. Другие факторы - поддержка отрасли государством и намерения инвестировать в нее дополнительные средства (как в случае с авиапромышленностью), высокая емкость рынка в отрасли и устойчивые темпы прироста (например, развитие торговых сетей). Кроме того, это может быть стабильное предприятие, выпускающее уникальную продукцию и являющееся стратегическим партнером для компании - лидера отрасли. Несмотря на высокие темпы роста рынка, прогнозируется дальнейшее увеличение как количества эмитентов, так и объема эмиссий в обращении. Во-первых, уровень доходности на рынке в данный момент близок к своим историческим минимумам и нередко выпуск облигаций становится более дешевым привлечением средств по сравнению с банковскими кредитами. Во-вторых, существуют отрасли, которые мало представлены на рынке облигаций, например сфера услуг. В-третьих, кредитное качество небольших компаний может продолжить улучшаться благодаря хорошим макроэкономическим условиям, что откроет дорогу новым эмитентам на долговой рынок.

    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    ОТ РЕДАКЦИИ
    НА ПОДХОДАХ К НОВОМУ КАЧЕСТВУ РЫНКА
    НОВЫЙ РЫНОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
    ДОЛГ МОСКВЫ: ИТОГИ 2005 Г.
    СЕМЬ ФАКТОРОВ УСПЕХА РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПУБЛИЧНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ
    ВЕРОЯТНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РЕФОРМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ РЫНКА СУБФЕДЕРАЛЬНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЛИГАЦИЙ
    РЕЙТИНГИ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ
    РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ РОССИИ: ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ
    СНИЖЕНИЕ ГИБКОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ РОССИИ В ЧАСТИ РАСХОДОВ ЗА 2005 г.
    РЕГИОНЫ РОССИИ: РОСТ РЕЙТИНГОВ И КЛЮЧЕВЫЕ РИСКИ
    РЕЙТИНГ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ
    ВОЗРОЖДЕНИЕ РЫНКА ОБЛИГАЦИЙ МОЖЕТ НАЧАТЬСЯ В 2010 г.
    ПОВЫШЕНИЕ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ГОРОДОВ И РЕГИОНОВ: ПОРА НАНИМАТЬ КОНСУЛЬТАНТОВ?
    РЫНОК ОБЛИГАЦИЙ: РОСТ ПРОДОЛЖАЕТСЯ. КОГДА ЖДАТЬ КАЧЕСТВЕННОГО ПРОРЫВА?
    "ЭШЕЛОНЫ" РЫНКА КОРПОРАТИВНЫХ ОБЛИГАЦИЙ: СЕГОДНЯ И ЗАВТРА
    РЫНКИ ВАЛЮТНЫХ И РУБЛЕВЫХ ОБЛИГАЦИЙ: ФАКТОРЫ ДИНАМИКИ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ, АНАЛИЗ ВЗАИМНЫХ СПРЭДОВ
    ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА РЫНКАХ КАПИТАЛА: ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
    ПЕРСПЕКТИВЫ РЫНКА ИПОТЕЧНЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ
    РЫНОК ДОЛГОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ РАСТУЩИХ КОМПАНИЙ: КРЕДИТНОЕ КАЧЕСТВО И ВЫСОКАЯ ДОХОДНОСТЬ
    ВЗГЛЯД УПОЛНОМОЧЕННОГО ДЕПОЗИТАРИЯ НА РЫНОК ДОЛГОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
    ЭМИТЕНТЫ НА РЫНКЕ ОБЛИГАЦИЙ: МАКСИМИЗАЦИЯ ТРАНСПАРЕНТНОСТИ
    ЭВОЛЮЦИЯ ВЕКСЕЛЬНОГО РЫНКА
    ОПЕРАЦИИ С ВЕКСЕЛЯМИ ПУТЕМ ПЕРЕДАЧИ ОТСТУПНОГО, НОВАЦИИ, МЕНЫ
    КОРПОРАТИВНЫЕ ВЕКСЕЛЯ: ПРОБЛЕМА СНИЖЕНИЯ РИСКОВ
    ПРОФИЛАКТИКА МОШЕННИЧЕСТВА В СФЕРЕ ВЕКСЕЛЬНОГО ОБРАЩЕНИЯ
    ЧТО УДВОИТ ВВП - РЕФИНАНСИРОВАНИЕ ПОД ЗАЛОГ ВЕКСЕЛЕЙ ИЛИ УДЕРЖАНИЕ ВАЛЮТНОГО КУРСА?
    НДС МОЖЕТ ПОГУБИТЬ ВЕКСЕЛЬНЫЙ РЫНОК
    Векселя, выбывшие из обращения
    Статистика вексельного рынка
    БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
    КАЗАНЬ
    КАРЕЛИЯ
    КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ
    КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ
    МОСКВА
    МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
    НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
    НОВОСИБИРСК
    САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
    ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ
    ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ
    АВТОВАЗ
    АГЕНТСТВО ПО ИПОТЕЧНОМУ ЖИЛИЩНОМУ КРЕДИТОВАНИЮ
    АК БАРС БАНК
    АКРОН
    БАЛТИМОР-НЕВА
    БАНК "ПЕТРОКОММЕРЦ"
    ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН
    ВНЕШТОРГБАНК
    ВОЛГАТЕЛЕКОМ

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100