Casual
РЦБ.RU

СЕМЬ ФАКТОРОВ УСПЕХА РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПУБЛИЧНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ

Январь 2006

    Участники фондового рынка считают облигации региональных и местных органов власти по праву надежными, низкорисковыми инструментами долгосрочного инвестирования. В последнее время администрации субъектов РФ и муниципальных образований все чаще обращаются к этому во многом удобному источнику средне- и долгосрочного фондирования. И это естественно, ведь долгосрочные обязательства СМО на рынке пользуются достаточным спросом. Сегодня на российском рынке ценных бумаг обращается более 100 выпусков 40 субъектов РФ и муниципальных образований.

    Важным аспектом организации публичных размещений и обращения облигаций является эффективное раскрытие информации. Сегодня многие эмитенты неоправданно ограничивают круг источников информации, способствующих их качественному анализу.
    При принятии решения об организации облигационного выпуска эмитенту, администрации субъекта РФ или муниципального образования, необходимо позаботиться об отношении к ним потенциальных инвесторов и их облигационному выпуску. Во многом это отношение обеспечивается качеством информационных потоков, поступающих от эмитента. Мы выделили 7 основных факторов, оказывающих влияние на качество раскрытия информации.

ФАКТОР ВРЕМЕНИ

    Фактор времени - правильный выбор момента времени, в который производится раскрытие информации эмитентом.
    Наиболее существенное влияние на успех размещения облигационного займа оказывает фактор времени. Незадолго до определения точной даты размещения организатор проводит pre-sales выпуска, формирует синдикат андеррайтеров. В это время, помимо рыночных характеристик займа (доходность, период обращения, купонные ставки и др.), важную роль при принятии решения об участии в выпуске играет определение величины кредитного риска эмитента, открытие лимитов в банках и инвестиционных компаниях. Особенно большое значение это имеет при первичном размещении на публичном долговом рынке.
    Как известно, имеется ряд важнейших экономических и финансовых показателей деятельности субъектов РФ и муниципалитетов, данные по которым подготавливаются к каждой отчетной дате. К ним относятся годовые отчеты об исполнении бюджета, данные о налоговых поступлениях в бюджеты всех уровней, объемы производства основных отраслей экономики и др. В ряде случаев при проведении анализа к дате размещения конкретного выпуска инвестору приходится довольствоваться информацией, подготовленной за прошлые отчетные периоды.
    Таким образом, отсутствие требуемых для инвестиционного анализа отчетных данных негативно влияет на кредитную оценку, поскольку в период между двумя отчетными датами могут произойти существенные изменения. Например, сегодня является рядовой ситуация, когда субъект РФ вносит поправки в основные статьи Закона о бюджете несколько раз за год.
    В результате нередко дата размещения займа не совпадает со временем опубликования отчетов, содержащих основную информацию. Поэтому важны следующие аспекты фактора времени:

  • раскрытие необходимой для анализа инвестором информации к началу периода вынесения решений о приобретении долговых обязательств субъекта РФ или муниципального образования;
  • подготовка предварительных данных к этой дате в случае ее отсутствия. В этом случае при размещении информации подразумевается указание на неполный объем информации.

    ФАКТОР АКТУАЛЬНОСТИ

        Фактор актуальности - работа, проводимая эмитентом (и/или организатором), по поддержанию в доступных для инвестора источниках сведений, достаточных для принятия инвестиционного решения.
        Установление лимитов инвесторами на операции с ценными бумагами эмитента, впервые выходящего на рынок, происходит в основном за 2-4 недели до начала размещения. Решение об установлении лимитов на облигации эмитентов, уже вышедших на рынок и особенно находящихся в обращении на дату установления лимита, зачастую уже было принято. Но оно может быть пересмотрено в связи с увеличением объема облигаций в обращении и долговой нагрузки, что может привести к изменению величины кредитного риска.
        Таким образом, фактор актуальности информации подразумевает наличие среди массива доступной информации статистических данных и других сведений (принятие новых инвестиционных и социальных программ, изменения в структуре органов власти и т. п.), существенных для принятия решения и являющихся актуальными на дату принятия решения.
        К сожалению, сегодня не все субъекты Федерации и муниципалитеты поддерживают этот принцип раскрытия информации. В то же время высокой степенью актуальности отличаются данные с информационных сайтов Москвы, Санкт-Петербурга, Белгородской области, Красноярского края, Югры и др.

    ФАКТОР КАЧЕСТВА

        Фактор качества - создание оптимального содержания информации, передаваемой эмитентом (и/или организатором) для ознакомления инвестору, и форма ее представления.
        Качество информации влияет на инвестиционную оценку, а соответственно, и устанавливаемую на конкурсе доходность по займам. Эмитенту и/или организатору важно собрать и структурировать информацию таким образом, чтобы сделать ее более удобной для восприятия аналитическими подразделениями инвесторов. В дальнейшем усилия по улучшению этого фактора в полной мере оправдают себя.
        Высокое качество получаемой аналитическими отделами инвестиционных компаний информации приводит:

  • к сокращению сроков обработки информации и, соответственно, к принятию решения по участию в размещении/обращении выпуска;
  • к повышению качества аналитических заключений, что положительно влияет на лица, принимающие решение.

    ФАКТОР ОТКРЫТОСТИ

        Фактор открытости - степень лояльности органов управления эмитента к публичному раскрытию сведений о нем, а также адекватное понимание величины последствий от информационной открытости.
        Под информационной открытостью мы понимаем информационную базу, которая не имеет ограничений по уровню доступа. Как показывает практика, объема обязательной к раскрытию и раскрываемой эмитентом информации, которую сегодня может получить инвестиционный аналитик, в большинстве случаев недостаточно для объективной оценки рисков по эмитенту. В особенности это касается информации о величине и структуре государственного долга, выполнении требований Бюджетного кодекса, ряда экономических показателей.
        В ходе работы с органами государственной и муниципальной власти нами было отмечено внимание администраций к соблюдению конфиденциальности на всех уровнях. Как показывает практика, около 90% необходимой и существенной информации для принятия решения об участии в размещении займа сегодня не является конфиденциальной и не может принести вред хозяйственной деятельности субъекта и муниципального образования. Возникает вопрос: имеет ли смысл сохранять ее в тайне от заинтересованных кругов, особенно когда она может ощутимо повлиять на принятие решения об андеррайтинге, участии в размещении, а соответственно, и на параметры займа и стоимость привлекаемых ресурсов.
        Инвестиционные аналитики по имеющейся у них информации определяют логичность, профессиональность решений, принимаемых администрацией, поэтому максимум показателей, об этом свидетельствующих, прибавит веса выпуску облигаций открытого эмитента по отношению к более закрытому.
        Нечасто среди предоставляемой инвесторам информации можно встретить консолидированные сведения о распределении налоговых поступлений по трем уровням бюджетной системы, территориальной структуре внешнеторговых операций, удельном весе доходных поступлений от отраслей сельского хозяйства в областной/местный бюджет и другие сведения.

    ФАКТОР ОБЩЕДОСТУПНОСТИ

        Фактор общедоступности - возможность свободного и удобного доступа участников рынка к источникам информации.
        Существенное влияние на параметры не только размещения, но и вторичного обращения облигационных выпусков субъектов Российской Федерации и муниципальных образований оказывает фактор общедоступности информационных источников эмитента, т. е. возможность свободного и удобного доступа участников рынка к информационным источникам.
        При организации публичного размещения облигационного займа проводится огромная, трудоемкая работа по сбору и подготовке информации. Даже при высоком уровне подготовки ее отсутствие в широком доступе для участников рынка может существенно снизить эффективность.
        Реализация фактора общедоступности может осуществляться:

  • посредством публикации основных экономических, демографических, социальных, финансовых статистических данных на официальных сайтах органов власти и региональных и местных отделений Росстата;
  • посредством публикации и целевой рассылки предварительных периодических ознакомительных материалов о результатах хозяйствования эмитента на текущую дату (так называемая информационная поддержка).
        Предоставление информации, а также периодические аналитические и информационные обзоры, публикуемые в процессе обращения выпусков, позволяют увеличить ликвидность займа, повысить доверие к эмитенту и улучшить условия будущих размещений.
        Все больше эмитентов - регионов и муниципальных образований - предоставляют важные аналитические сведения в общедоступном формате. Среди наиболее доступных информационных источников можно выделить официальные сайты администраций и департаментов Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодарского края, сайт Администрации и Крайстата Самарской области, официальный сайт Республики Коми, Югры, Белгородской области, Иркутской области и другие.

    ФАКТОР ПОЛНОТЫ ИНФОРМАЦИИ

        Фактор полноты информации - раскрытие максимально полного объема данных, имеющихся в распоряжении эмитента (и/или организатора), соответствующих критерию конфиденциальности.
        При размещении корпоративных облигаций требования к раскрытию информации включают в себя значительный объем сведений, подлежащих обязательному раскрытию в проспектах эмиссии и ежеквартальных отчетах. Также необходимо предоставлять сведения, содержащие не только оценку рисков, конкурентного положения, но и подробную расшифровку всех видов задолженности.
        Для эмиссии облигаций субъекта РФ или муниципалитета существует перечень обязательных документов, предъявляемых в регистрирующий орган (Министерство финансов РФ), и объем информации, который при размещении находится в свободном доступе. При этом объем информации значительно уступает раскрываемому объему в случае корпоративного размещения.
        Фактор полноты подразумевает раскрытие всей необходимой инвесторам информации. В данном случае речь не идет об информации, обязательной для раскрытия в соответствии с законами Российской Федерации. Мы говорим лишь о тех данных, которые могут быть получены аналитиками только благодаря усилиям эмитента и/или организатора. Например, карта сайта Администрации Хабаровского края, Нижегородской области содержит емкий объем информации, который в то же время лишь частично удовлетворяет потребности аналитических подразделений. Относительно неинформативным выглядит сайт Администрации Костромской области.
        Поэтому фактор полноты информации включает в себя определение перечня данных и сведений, подготовку и раскрытие необходимого и максимально возможного объема информации, не причиняющей ущерба имиджу администрации, инвестиционному рейтингу, хозяйственной деятельности эмитента и субъектов хозяйствования на его территории.

    ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

        Фактор эффективного взаимодействия - проведение политики взаимодействия и интерактивного контакта эмитента и его представителей с инвесторами и организатором.
        Единственный из 7 факторов - фактор эффективности - связан не столько с самой информацией, сколько с тем, насколько продуктивно идет взаимодействие органов эмитента с аналитической средой, и в частности с организатором облигационного займа.
        Использование фактора эффективности подразумевает политику транспарентности по отношению к организатору займа, жесткое соблюдение организатором норм конфиденциальности по отношению к эмитенту, а также взаимную оперативность в процессе подготовки облигационного выпуска к размещению.
        В то же время уполномоченные лица, чаще главы департаментов и администраций, могут участвовать в различных мероприятиях - конференциях и специализированных встречах, посвященных организационным заимствованиям и государственному/муниципальному долгу, давать интервью, публиковать свое видение процессов на рынке облигационных заимствований.
        В качестве примера осуществления политики взаимодействия и интерактивного контакта можно привести деятельность г-на Пахомова С. Б. (Москомзайм), г-на Батанова Э. В. (г. Санкт-Петербург), г-на Кузнецова А. В. (Московская область), г-на Кузнецова Э. А. (Краснодарский край) и некоторых других.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        При организации публичных размещений эмитентам заимствований необходимо обратить внимание на следующее:
        1) качество и количество информации влияет на инвестиционную оценку, а соответственно, и доходность по займам;
        2) своевременное предоставление информации оказывает существенное влияние на степень инвестиционной привлекательности долговых обязательств;
        3) для объективной оценки риска инвестору недостаточно объема обязательной для раскрытия в публичных источниках информации;
        4) требуемая для анализа информация во многом не является конфиденциальной;
        5) объем, форма и информативность данных, предоставляемых инвестору, зависит от технологии раскрытия информации;
        6) общедоступность экономико-статистических данных и стратегических программ в течение периода обращения увеличивает ликвидность выпуска.
        Таким образом, своевременное предоставление информации участникам рынка может послужить дополнительным критерием привлекательности при принятии решения об участии в размещении или выборе объема участия на основе сформировавшегося мнения об эмитенте.
        Отношение с должным уровнем профессионального внимания к обеспечению информативности источников данных может выгодно отразиться на параметрах размещения и обращения облигационных займов.

    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    ОТ РЕДАКЦИИ
    НА ПОДХОДАХ К НОВОМУ КАЧЕСТВУ РЫНКА
    НОВЫЙ РЫНОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
    ДОЛГ МОСКВЫ: ИТОГИ 2005 Г.
    СЕМЬ ФАКТОРОВ УСПЕХА РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПУБЛИЧНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ
    ВЕРОЯТНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РЕФОРМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ РЫНКА СУБФЕДЕРАЛЬНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЛИГАЦИЙ
    РЕЙТИНГИ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ
    РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ РОССИИ: ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ
    СНИЖЕНИЕ ГИБКОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ РОССИИ В ЧАСТИ РАСХОДОВ ЗА 2005 г.
    РЕГИОНЫ РОССИИ: РОСТ РЕЙТИНГОВ И КЛЮЧЕВЫЕ РИСКИ
    РЕЙТИНГ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ
    ВОЗРОЖДЕНИЕ РЫНКА ОБЛИГАЦИЙ МОЖЕТ НАЧАТЬСЯ В 2010 г.
    ПОВЫШЕНИЕ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ГОРОДОВ И РЕГИОНОВ: ПОРА НАНИМАТЬ КОНСУЛЬТАНТОВ?
    РЫНОК ОБЛИГАЦИЙ: РОСТ ПРОДОЛЖАЕТСЯ. КОГДА ЖДАТЬ КАЧЕСТВЕННОГО ПРОРЫВА?
    "ЭШЕЛОНЫ" РЫНКА КОРПОРАТИВНЫХ ОБЛИГАЦИЙ: СЕГОДНЯ И ЗАВТРА
    РЫНКИ ВАЛЮТНЫХ И РУБЛЕВЫХ ОБЛИГАЦИЙ: ФАКТОРЫ ДИНАМИКИ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ, АНАЛИЗ ВЗАИМНЫХ СПРЭДОВ
    ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА РЫНКАХ КАПИТАЛА: ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
    ПЕРСПЕКТИВЫ РЫНКА ИПОТЕЧНЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ
    РЫНОК ДОЛГОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ РАСТУЩИХ КОМПАНИЙ: КРЕДИТНОЕ КАЧЕСТВО И ВЫСОКАЯ ДОХОДНОСТЬ
    ВЗГЛЯД УПОЛНОМОЧЕННОГО ДЕПОЗИТАРИЯ НА РЫНОК ДОЛГОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
    ЭМИТЕНТЫ НА РЫНКЕ ОБЛИГАЦИЙ: МАКСИМИЗАЦИЯ ТРАНСПАРЕНТНОСТИ
    ЭВОЛЮЦИЯ ВЕКСЕЛЬНОГО РЫНКА
    ОПЕРАЦИИ С ВЕКСЕЛЯМИ ПУТЕМ ПЕРЕДАЧИ ОТСТУПНОГО, НОВАЦИИ, МЕНЫ
    КОРПОРАТИВНЫЕ ВЕКСЕЛЯ: ПРОБЛЕМА СНИЖЕНИЯ РИСКОВ
    ПРОФИЛАКТИКА МОШЕННИЧЕСТВА В СФЕРЕ ВЕКСЕЛЬНОГО ОБРАЩЕНИЯ
    ЧТО УДВОИТ ВВП - РЕФИНАНСИРОВАНИЕ ПОД ЗАЛОГ ВЕКСЕЛЕЙ ИЛИ УДЕРЖАНИЕ ВАЛЮТНОГО КУРСА?
    НДС МОЖЕТ ПОГУБИТЬ ВЕКСЕЛЬНЫЙ РЫНОК
    Векселя, выбывшие из обращения
    Статистика вексельного рынка
    БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
    КАЗАНЬ
    КАРЕЛИЯ
    КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ
    КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ
    МОСКВА
    МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
    НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
    НОВОСИБИРСК
    САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
    ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ
    ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ
    АВТОВАЗ
    АГЕНТСТВО ПО ИПОТЕЧНОМУ ЖИЛИЩНОМУ КРЕДИТОВАНИЮ
    АК БАРС БАНК
    АКРОН
    БАЛТИМОР-НЕВА
    БАНК "ПЕТРОКОММЕРЦ"
    ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН
    ВНЕШТОРГБАНК
    ВОЛГАТЕЛЕКОМ

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100