Casual
РЦБ.RU

ДОЛГ МОСКВЫ: ИТОГИ 2005 Г.

Январь 2006

    Интервью с председателем Комитета государственных заимствований города Москвы Сергеем Пахомовым

    РЦБ: Сергей Борисович, каковы основные результаты управления долгом Москвы, с которыми Москомзайм подходит к концу 2005 г.?

    C. П. Год 2005-й явился для нас годом коррекции бюджетной политики, коррекции планирования как расходов и доходов бюджета, так и объемов городского долга. Дело в том, что бюджет Москвы исполняется по доходам очень хорошо. Рост доходов московского бюджета последние годы составляет около 15% годовых.
    В связи с этим в конце года, начиная с 2001 г., в московском бюджете образовывается крупный переходящий остаток, означающий, что фактически бюджет Москвы исполняется с профицитом. Переходящий остаток используется в этом году, как и всегда, на финансирование дефицита бюджета и инвестиционных проектов города.
    Конечно, не логично при большом переходящем остатке в конце года осуществлять масштабные заимствования. Во второй половине 2005 г. правительство города и мэр с целью корректировки нашей долговой политики приняли решение пустить планируемый переходящий остаток не на финансирование дефицита бюджета следующего года, а на сокращение программы заимствования текущего 2005 г. и частично на откуп существующего долга. Это решение сейчас осуществляется.
    Например, программа заимствования сокращена на 29,6 млрд руб., т. е. практически урезана наполовину, поэтому в этом году долг Москвы не вырастет, а, наоборот, сократится на несколько миллиардов рублей. На данный момент в рамках использования дополнительных бюджетных доходов ведется откуп наших облигаций, которые предстоит погашать в следующем году, и тем самым мы много экономим на выплате купонного дохода. Это открытая политика, цены откупа рыночные, откуп производится на вторичном биржевом рынке, каждый вторник выходит отчет по операциям на вторичном рынке.
    В 2005 г. число проведенных аукционов оказалось гораздо меньше, чем планировалось в начале года. Это связано прежде всего с сокращением программы заимствований. Мы очень довольны результатом проведенных нами аукционов. Рост рынка и спроса инвесторов на наши облигации привел к тому, что, как правило, на аукционе спрос превышал предложение облигаций в 3-4 раза. Такая ситуация способствовала размещению облигаций по очень благоприятной для города цене.
    Кроме того, на вторичном рынке велись операции по доразмещению облигаций в основном в июле-августе, которые также предавались гласности. Мы отказались от аукционного размещения и проводили доразмещение на вторичном рынке небольшими порциями, для того чтобы казначейство Москвы не оказалось в один из дней с несколькими десятками миллиардов рублей на счете, которые невозможно потратить в течение длительного времени. Путем вторичного доразмещения мы создавали ровный и умеренный денежный поток в городской бюджет, избегая резкого роста денежного остатка в городском казначействе.

    РЦБ: В мае этого года на бирже РТС начались торги фьючерсными контрактами на корзину московских 3-летних облигаций. Как Вы оцениваете это событие?

    C. П. Начало операций в РТС с фьючерсными контрактами на корзину наших 3-летних облигаций я оцениваю очень высоко.
    Для нас этот рынок важен тем, что он создает дополнительный спрос на московские облигации. Кроме того, это создает индикатор ожидаемой рыночной процентной ставки. Для нас это достаточно серьезный показатель, на который мы ориентируемся при формировании ожиданий будущих процентных ставок, пусть и в недалеком будущем.
    Вместе с РТС мы активно участвовали в создании этого рынка, специально спланировали наши выпуски краткосрочных облигаций таким образом, чтобы создать корзину 3-летних облигаций, и довольны тем, как рынок развивается.
    Мы не скрывали, что последний аукцион 14 сентября 2005 г. был проведен для пополнения корзины 3-летних облигаций <коротким> 43-м выпуском. С точки зрения привлечения средств для московского бюджета это тоже было важным, но не главным. Мы намерены и в будущем корректировать срочность наших выпусков облигаций, сохраняя 3-летнюю корзину.
    В 2006 г. мы хотим создать аналогичную корзину облигаций со сроком погашения 8-10 лет. Поэтому вероятно, что в следующем году начнутся торги на корзину наших 10-летних облигаций, что также приведет к дополнительному спросу на облигации Москвы как на базовый актив и даст рынку ориентир долгосрочных процентных ставок.

    РЦБ: Из корзины облигаций в начале 2006 г. выпадают два выпуска: 29-й и 36-й. В ней останутся только облигации 43-го выпуска, т. е. корзина перестанет существовать. Будет ли Москомзайм продолжать поддерживать корзину 3-летних облигаций?

    C. П. Да, конечно. У нас профиль долга ровный, корзина этих 3-летних облигаций уже фактически создана на несколько лет вперед. Мы учли периодическое погашение отдельных облигаций из 3-летнего спектра. По мере приближения к погашению будет выпускаться следующая облигация.
    Для замены двух предыдущих выпусков (29-го и 36-го) предназначен 46-й облигационный выпуск 3-летних облигаций.
    В следующем году планируются к размещению стандартные 3, 5, 7, 10-летние и, может быть, 15-летние облигации.

    РЦБ: Представители администраций регионов интересуются опытом Москомзайма по откупу собственных облигаций с рынка. Как Москомзайм его осуществляет?

    C. П. Откуп происходит в ходе вторичных торгов, а также через аукционы. Первый в нашей истории аукцион состоялся в этом году, до конца года планируется провести еще несколько. Аукцион требует определенной мобилизации средств, потому что речь идет об откупе очень больших объемов. Его проведение имеет смысл, если необходимо убрать с рынка досрочно какой-то из облигационных выпусков.
    При этом успешный исход аукциона для нас не гарантирован, потому что многие могут присылать заявки по цене, которая нас совершенно не удовлетворяет. Так, на прошедшем аукционе нам не удалось откупить объемы, которые нам были готовы продать, именно по этой причине.

    РЦБ: В целях экономии Москомзайм откупает только те облигации, которые погашаются в текущем году?

    C. П. Не обязательно, но откупать более <длинные> облигации смысла нет, потому что мы автоматически укорачиваем среднюю дюрацию долга. Откупая краткосрочные облигации, мы, наоборот, увеличиваем среднюю дюрацию. Средняя дюрация долга - важный показатель, который контролируется рейтинговыми агентствами: чем длиннее долг, чем больше средняя дюрация долга - тем лучше, чем больше краткосрочных долгов - тем хуже. Поэтому мы воздерживаемся от откупа облигаций, выходящих за горизонт 2007 г.

    РЦБ: Каковы правила получения эмитентом финансовых средств для осуществления откупа облигаций с рынка?
    С этой целью используются только сэкономленные Москомзаймом деньги?

    C. П. Во-первых, для откупа используются сэкономленные средства на обслуживании долга. Во-вторых, это дополнительные доходы бюджета, которые в соответствии с бюджетным кодексом могут быть пущены исполнительной властью на сокращение долга - как на сокращение планируемых займов, так и на сокращение долга вообще.
    Мы откупаем наши облигации за счет средств, сэкономленных на обслуживании долга в этом году, что достигается также и за счет откупа облигаций.

    РЦБ: Если Москомзайм откупает свои облигации за счет сэкономленных средств, то нужно ли в этом случае разрешение Департамента финансов города Москвы?

    C. П. Мы уведомляем городское казначейство о планах откупа, потому что сначала необходимо получить средства в соответствии с определенным графиком. Направляется официальное письмо, согласовываются дата, когда должны перечислить средства на наш торговый счет, и их количество. За счет этих денег на вторичном рынке мы осуществляем откуп. При проведении аукциона по откупу облигаций проводится та же процедура, только объем больше.

    РЦБ: Может ли Москомзайм для откупа своих облигаций с рынка запрашивать у Департамента финансов города Москвы сумму большую, чем сумма экономии?

    C. П. Если у бюджета нет дополнительных доходов, то мы можем вести откуп только в объеме достигнутой Москомзаймом экономии средств. Если у города появляются дополнительные доходы сверх экономии, необходимо принятие политических решений, потому что дополнительными доходами можно распорядиться по-разному, например направить средства для сокращения текущих займов и существующего долга вообще.
    Сейчас объем дополнительных доходов и надвигающийся переходящий остаток таковы, что возможно и текущие расходы увеличить и значительный объем средств пустить на сокращение долга и текущей программы заимствований.
    Все эти процедуры по откупу облигаций мы осуществляем с помощью нашего структурного подразделения ЗАО <Гарант-М>. По законодательству о рынке ценных бумаг такую деятельность имеет право вести только лицензированный профессиональный участник рынка ценных бумаг, которым и является <Гарант-М>.
    Выход на рынок любого региона с целью осуществить откуп своих облигаций должен проходить через аналогичный канал. Региону надо найти такого агента путем конкурса или создать его. По закону сам регион-эмитент не имеет возможности напрямую откупать долг на бирже или внебиржевом рынке.

    РЦБ: Каковы планы заимствования Москомзайма в 2006 г.?

    C. П. Они очень масштабны, мы планируем регулярное проведение аукционов. Исчезновение переходящего остатка в московском бюджете и наличие большой инвестиционной программы в следующем году означает, что дефицит московского бюджета будущего года практически на 100% будет финансироваться с помощью займов.
    На следующий год в проекте бюджета предусмотрен дефицит в размере 56 млрд руб. Нам предстоят операции примерно на 16 млрд руб. по рефинансированию долга. Поскольку часть этого долга мы откупим, то объем этих операций в следующем году будет меньше планируемого. Насколько меньше - сейчас сказать трудно, для этого следует знать итоги года. Объем рефинансирования долга в следующем году будет скорректирован, очевидно, там будет не 16 млрд руб., а значительно меньше. Предстоит также рефинансировать еврозаем в начале апреля 2006 г.
    Нашу деятельность на внутреннем рынке мы планируем возобновить в третьей декаде января, тогда, очевидно, будут размещены и короткая облигация, и полностью или частично какая-либо из длинных облигаций. Опыт показывает, что в конце января будет наблюдаться значительный спрос на облигации. Вероятно, мы сохраним практику проведения сдвоенных аукционов.
    В этот период новых размещений другими эмитентами, очевидно, не будет или их будет мало. В то же время наличие средств у инвесторов, российских банков будет очень большим, поэтому в январе мы рассчитываем на успешное проведение аукционов.
    Планируется регулярное проведение аукционов в связи с большим объемом программы заимствований, но не исключено, что эта программа также может быть скорректирована в соответствии с фактическим исполнением московского бюджета. То есть при хороших темпах роста доходной части московского бюджета часть этих средств может быть пущена на сокращение программы заимствований и финансирование инвестиционной программы.
    Одновременно в связи с ростом бюджетных доходов может быть увеличен дефицит бюджета. В этом случае наша программа заимствований, вероятно, увеличится. Однако при наличии дополнительных доходов программа заимствования опять будет скорректирована в сторону снижения.
    Переходящий остаток в бюджете текущего года по сравнению с предыдущими годами будет небольшим. Он предназначен для финансирования текущих расходов в первые месяцы нового года, потому что реальный сбор налоговых доходов начинается в конце I кв., когда первый раз платится корпоративный налог на прибыль. Вместе с нашими займами это даст возможность существовать московскому бюджету и Москве совершенно безбедно.

    РЦБ: В 2005 г. Москомзайм до конца I кв. успел провести 2 аукциона, станет ли их больше в следующем году?

    C. П. Давайте дождемся принятия бюджета в окончательной редакции, когда будут полностью известны цифры и объем рефинансирования долга в следующем году. Это позволит нам сформировать расписание аукционов. Могу сказать, что вполне вероятно, аукционы состоятся в третьей декаде января.

    РЦБ: Каким образом Москомзайм будет предоставлять информацию о предстоящих аукционах: объявлять, как и прежде, только об очередном аукционе или сразу о нескольких за какой-то период?

    C. П. Мы можем дать рынку индикативную программу аукционов. В конце января будет готова бюджетная роспись привлечения средств, составляемая казначейством, на основе которой мы сможем дать примерный график наших будущих аукционов.

    РЦБ: Какое событие в деятельности Москомзайма в 2005 г. Вы назвали бы главным?

    C. П. Принципиально важным событием является сокращение программы заимствований и приведение исполнения московского бюджета в соответствие с реально собранными доходами.
    Объем программы заимствований на 2005 г. предусматривался в размере 54 млрд руб., и практически на 30 млрд руб. программа была сокращена. Выделены средства на досрочный откуп долга. Проведена очень серьезная коррекция, скорее принципиальное изменение московской политики бюджетного планирования.
    В следующем году у нас не будет такой <подушки безопасности> в виде большого переходящего остатка, и это делает нашу деятельность более напряженной.

    РЦБ: Вы оцениваете сокращение программы заимствований Москвы в 2005 г. как разовое явление. Будет ли московский долг в 2006 г. расти прежними темпами?

    C. П. В этом году наш долг не только не вырастет - он сократится. Темпы роста нашего долга всегда отставали от темпов роста доходов бюджета. Поэтому наш долг, несмотря на большой объем дефицита бюджета и эмиссии облигаций, по отношению к доходам бюджета или находится на стабильном уровне, или падает. В конце этого года соотношение долга Москвы и объема доходов городского бюджета будет ниже 20%. В 2006 г., вероятно, эта цифра увеличится в связи с большим объемом планируемой деятельности, но не думаю, что она изменится значительно.
    В числе других положительных событий - запуск фьючерсного рынка, рост ликвидности нашего рынка, значительное падение доходности наших облигаций. Все прошедшие аукционы были очень удачными. В целом все тенденции этого года для нас в высшей степени положительные.

    РЦБ: Сейчас в прессе обсуждаются возможные изменения, которые произойдут на рынке субфедеральных и муниципальных заимствований в связи с реформой межбюджетных отношений. Отразится ли эта реформа на заимствованиях Москвы?

    C. П. В Москве уже создано 125 муниципальных образований (10 округов и 125 районов) на основе ст. 79 Федерального закона <Об общих принципах организации местного самоуправления>, которая ставит в особое положение города федерального значения - Москву и Санкт-Петербург. Поэтому наш случай проведения реформы местного самоуправления не типичен для России.
    В ведении наших муниципалитетов находится 24 вопроса, определенных городским законом о местном самоуправлении. Они не предусматривают проведение муниципалитетами какой-то инвестиционной деятельности. Муниципалитеты полностью финансируются из городского бюджета. Им передано 2 налога: на имущество и на переход имущества по наследству. В дополнение к этому муниципалитеты получат дотации из городского бюджета. По плану на следующий год этим муниципальным образованиям предусмотрено выделение около 1 млрд руб., 600-700 млн руб. дадут налоги, 300-400 млн руб. - субвенции из городского бюджета. Кроме того, у муниципалитетов есть возможность обращаться в городской бюджет за получением бюджетных кредитов на покрытие краткосрочных кассовых разрывов.
    Московские муниципальные образования не будут самостоятельно выступать в качестве заемщиков ни на банковском рынке, ни на рынке облигаций. В Петербурге ситуация аналогична московской.
    В других регионах, по всей видимости, подобная реформа будет проходить с большими трудностями, потому что это связано с болезненной проблемой перераспределения доходов между регионами и муниципалитетами. Даже рейтинговые агентства пока затрудняются сказать, какое влияние окажет эта реформа на кредитоспособность регионов. Региональный бюджет, вероятно, пострадает, произойдет ухудшение качества региональных заемщиков за счет передачи доходов. Распыление этих доходов не даст нам нового класса заемщиков. Нелепо ожидать, что российские города с населением 100-200-300 тыс. человек выйдут на рынок облигационных займов, - бюджеты у них все равно будут маленькие.

    Беседу провел директор проекта <Финансы городов и регионов> Сергей Глазков

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
ОТ РЕДАКЦИИ
НА ПОДХОДАХ К НОВОМУ КАЧЕСТВУ РЫНКА
НОВЫЙ РЫНОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
ДОЛГ МОСКВЫ: ИТОГИ 2005 Г.
СЕМЬ ФАКТОРОВ УСПЕХА РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПУБЛИЧНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ
ВЕРОЯТНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РЕФОРМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ РЫНКА СУБФЕДЕРАЛЬНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЛИГАЦИЙ
РЕЙТИНГИ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ РОССИИ: ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ
СНИЖЕНИЕ ГИБКОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ РОССИИ В ЧАСТИ РАСХОДОВ ЗА 2005 г.
РЕГИОНЫ РОССИИ: РОСТ РЕЙТИНГОВ И КЛЮЧЕВЫЕ РИСКИ
РЕЙТИНГ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ
ВОЗРОЖДЕНИЕ РЫНКА ОБЛИГАЦИЙ МОЖЕТ НАЧАТЬСЯ В 2010 г.
ПОВЫШЕНИЕ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ГОРОДОВ И РЕГИОНОВ: ПОРА НАНИМАТЬ КОНСУЛЬТАНТОВ?
РЫНОК ОБЛИГАЦИЙ: РОСТ ПРОДОЛЖАЕТСЯ. КОГДА ЖДАТЬ КАЧЕСТВЕННОГО ПРОРЫВА?
"ЭШЕЛОНЫ" РЫНКА КОРПОРАТИВНЫХ ОБЛИГАЦИЙ: СЕГОДНЯ И ЗАВТРА
РЫНКИ ВАЛЮТНЫХ И РУБЛЕВЫХ ОБЛИГАЦИЙ: ФАКТОРЫ ДИНАМИКИ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ, АНАЛИЗ ВЗАИМНЫХ СПРЭДОВ
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА РЫНКАХ КАПИТАЛА: ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
ПЕРСПЕКТИВЫ РЫНКА ИПОТЕЧНЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ
РЫНОК ДОЛГОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ РАСТУЩИХ КОМПАНИЙ: КРЕДИТНОЕ КАЧЕСТВО И ВЫСОКАЯ ДОХОДНОСТЬ
ВЗГЛЯД УПОЛНОМОЧЕННОГО ДЕПОЗИТАРИЯ НА РЫНОК ДОЛГОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
ЭМИТЕНТЫ НА РЫНКЕ ОБЛИГАЦИЙ: МАКСИМИЗАЦИЯ ТРАНСПАРЕНТНОСТИ
ЭВОЛЮЦИЯ ВЕКСЕЛЬНОГО РЫНКА
ОПЕРАЦИИ С ВЕКСЕЛЯМИ ПУТЕМ ПЕРЕДАЧИ ОТСТУПНОГО, НОВАЦИИ, МЕНЫ
КОРПОРАТИВНЫЕ ВЕКСЕЛЯ: ПРОБЛЕМА СНИЖЕНИЯ РИСКОВ
ПРОФИЛАКТИКА МОШЕННИЧЕСТВА В СФЕРЕ ВЕКСЕЛЬНОГО ОБРАЩЕНИЯ
ЧТО УДВОИТ ВВП - РЕФИНАНСИРОВАНИЕ ПОД ЗАЛОГ ВЕКСЕЛЕЙ ИЛИ УДЕРЖАНИЕ ВАЛЮТНОГО КУРСА?
НДС МОЖЕТ ПОГУБИТЬ ВЕКСЕЛЬНЫЙ РЫНОК
Векселя, выбывшие из обращения
Статистика вексельного рынка
БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
КАЗАНЬ
КАРЕЛИЯ
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ
МОСКВА
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
НОВОСИБИРСК
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ
ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ
АВТОВАЗ
АГЕНТСТВО ПО ИПОТЕЧНОМУ ЖИЛИЩНОМУ КРЕДИТОВАНИЮ
АК БАРС БАНК
АКРОН
БАЛТИМОР-НЕВА
БАНК "ПЕТРОКОММЕРЦ"
ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН
ВНЕШТОРГБАНК
ВОЛГАТЕЛЕКОМ

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100