ЛОГО RCB.ru


Автор
Склярова Наталья, Вице-президент Депозитарно-Клиринговой Компании

Инфраструктура фондового рынка должна соответствовать международным стандартам


    Основным предназначением национального фондового рынка является привлечение инвестиций в экономику страны, поэтому требования к рыночной инфраструктуре в первую очередь определяются интересами эмитентов и инвесторов. При этом инфраструктура фондового рынка должна соответствовать международным стандартам, что в значительной степени способствует интеграционным процессам, как в самой инфраструктуре, так и на рынке в целом.
    Отсутствие в России такого рыночного института, как Центральный депозитарий, является существенным ограничением интеграции российского фондового рынка и ее инфраструктуры в европейский и мировой рынки. Поэтому в настоящее время необходимо сосредоточить усилия профессионального сообщества, с одной стороны, на вопросе создания национального Центрального депозитария, с другой - на проблеме интеграции фондовых рынков и ее инфраструктуры стран СНГ. Последнее возможно путем создания унифицированной нормативно-правовой базы, организации взаимодействия между Центральными депозитариями стран Содружества, стандартизации технологии работы депозитариев СНГ, порядка осуществления депозитарных операций и многого другого.
    Действительно, деятельность по интеграции депозитарной инфраструктуры в рамках СНГ уже ведется: в 2004 г. учреждена и работает Ассоциация центральных депозитариев Евразии, проводятся ежегодные конференции, на которых сотрудники обмениваются опытом, принимают совместные решения.
    В течение первого года существования Ассоциации основное внимание ее участников было сконцентрировано на работе в двух важнейших направлениях:

  • возможность открытия и использования корреспондентских счетов между депозитариями - членами Ассоциации;
  • разработка и открытие сайта Ассоциации.
        Для нахождения наиболее взвешенных решений в данных направлениях были созданы рабочие группы по корреспондентским отношениям и по развитию сайта Ассоциации.
        Весомым результатом усилий группы по корреспондентским отношениям стало принятие в качестве рекомендаций документа <Функции центральных депозитариев>. Фактически участники Ассоциации рекомендовали центральным депозитариям стран-участниц исполнять функции, перечисленные в данном документе, а также следовать иным его требованиям. При этом за каждой страной и ее Центральным депозитарием остается право самостоятельно принимать решение о возможности выполнения перечисленных функций и следования рекомендациям, а также определять даты осуществления требований данного документа. Кроме того, в вышеуказанном документе участники Ассоциации рекомендуют ведомствам, осуществляющим регулирование рынков ценных бумаг стран-участников, принять или изменить действующие нормативные документы, с тем чтобы центральные депозитарии могли выполнять такие функции.
        Не менее значимым результатом усилий группы по развитию сайта Ассоциации стала его первая тестовая версия. Создаваемый ресурс предлагает актуальную информацию о каждом депозитарии-участнике Ассоциации, содержит основные сведения о нормативной базе в области рынка ценных бумага каждой страны, ведущие показатели операционной деятельности каждого депозитария и т. д. В данных направлениях сделаны только первые шаги, однако состав и настрой участников Ассоциации вселяет уверенность в эффективности ее дальнейшей работы.
        В настоящее время в Ассоциацию вступили:
  • Государственный Центральный депозитарий ценных бумаг Республики Узбекистан;
  • ОАО <Межрегиональный фондовый союз> (Украина);
  • Национальный депозитарий Украины;
  • Национальный депозитарий ценных бумаг Молдовы;
  • ЗАО <Национальный депозитарный центр> (Азербайджан);
  • Республиканское унитарное предприятие <Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг> (Республика Беларусь);
  • АО <Центральный депозитарий ценных бумаг Грузии>;
  • ЗАО <Центральный депозитарий ценных бумаг> (Казахстан);
  • ЗАО <Центральный депозитарий> (Кыргызская Республика);
  • Центральный депозитарий Республики Армения.
        Россию в Ассоциации представляют два крупнейших российских депозитария - Депозитарно-Клиринговая Компания (ДКК) и Национальный депозитарный центр (НДЦ). У каждого из отечественных депозитариев свое видение создания в России Центрального депозитария, и пока не будет принято окончательное решение об этом институте, говорить об интеграции на национальном уровне достаточно сложно.
        В 2004 г. в России активно обсуждался вопрос о создании Центрального депозитария, инициированный руководством Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР). Регулятор на основе утвержденной Правительством РФ концепции закона о Центральном депозитарии разработал техническое задание к проекту, финансируемому Всемирным банком. В настоящее время ФСФР проводит конкурс по выбору консультантов, которые будут обсуждать проект закона о Центральном депозитарии с участниками рынка. Один из ключевых вопросов для обсуждения - проблема структуры собственности и управления будущего Центрального депозитария, не нашедшая отражения в концепции закона.
        <Создание Центрального депозитария с учетом ожиданий пользователей, для которых и задумана данная инфраструктура, позволит реализовать основной интерес государства в создании такого института - повысить доверие инвесторов к российскому рынку. Это поможет увеличить приток иностранного капитала или как минимум приостановить отток капитала из России>, - считает президент ДКК Игорь Моряков. По его мнению, наиболее приемлемым вариантом создания Центрального депозитария является предложение участников российского фондового рынка, поскольку они выработали компромиссное решение вопроса структуры собственности и управления Центральным депозитарием, учитывающее интересы государства, Банка России и самих участников.
        Данный вариант предполагает, что ДКК и НДЦ будут объединены в структуре холдинга, состоящего из управляющей компании в форме некоммерческого партнерства, - ДКК как центрального депозитария по акциям, НДЦ как центрального депозитария по облигациям.
        Реализация холдинговой модели создания Центрального депозитария имеет следующие положительные стороны:
        1. Компромиссное распределение собственности и участия пользователей в управлении Центральным депозитарием.
        2. Использование преимуществ двух организаций (ДКК работает на фондовом рынке России с 1993 г., НДЦ - с 1997 г.) закрепляет де-юре сложившееся разделение функций Центрального депозитария по секторам рынка.
        3. Самый дешевый способ создания в России Центрального депозитария для государства, владельцев и клиентов (существенно минимизирует затраты государства).
        4. Наименее болезненный вариант для пользователей и в целом для рынка ценных бумаг России.
        5. Сохранение действующих связей рынка с инфраструктурой.
        6. Сохранение конкурентной среды при централизации учетных функций (пользователи смогут выбирать организацию для ведения счетов депо, исходя из качества обслуживания).
        7. Возможность поэтапного сближения технологических платформ и унификации операционных технологий ДКК и НДЦ.
        8. Согласованное стратегическое развитие инфраструктуры, определяемое на уровне управления холдингом, при участии ФСФР и других заинтересованных государственных органов.
        9. Эффективное оперативное управление по секторам рынка на уровне ДКК и НДЦ.
        Вариант создания Центрального депозитария, предлагаемый профучастниками российского рынка ценных бумаг, полностью отвечает общепризнанным критериям, используемым международными инвесторами при определении надежности национального Центрального депозитария. А это, в свою очередь, создает необходимые предпосылки для дальнейшего привлечения международных финансовых институтов на российский фондовый рынок.
        В то же время следует отметить, что вопрос централизации депозитариев в России должен решаться и не тормозить интеграцию российской инфраструктуры в мировую рыночную инфраструктуру. Без учета опыта и тех интеграционных процессов, которые сегодня идут в Европе, отечественный фондовый рынок могут ожидать серьезные потери, которые в дальнейшем придется преодолевать с большими материальными издержками. Ведь вполне вероятно ускорение перехода деловой активности участников российского рынка на западные рынки с инфраструктурой, более отвечающей их интересам и потребностям.



  • © ЗАО "Группа РЦБ". 1992 - 2017.
    Телефон/факс: +7 (495) 785 8100