Casual
РЦБ.RU

Такие нужные истории успеха

Декабрь 2005

    Интервью с заместителем начальника отдела департамента государственного регулирования в экономике МЭРТ РФ Константином Фокиным
    Проблемы малого и среднего бизнеса в России хорошо знакомы любому предпринимателю. Из наиболее болезненных вопросов можно выделить дефицит первоначального капитала, несовершенство нормативной базы и системы налогообложения, структуру спроса на внутреннем российском рынке, а также недостаток квалифицированных кадров. О том, какие шаги государство собирается предпринять в отношении малого и среднего бизнеса, рассказывается в данной статье.

    РЦБ: Константин Петрович, расскажите, каким образом Министерство экономического развития и торговли поддерживает малое предпринимательство в РФ?

    К. Ф. Реализация комплекса мероприятий по поддержке малого предпринимательства в РФ начата в 2005 г. Их реализацию обеспечивает Минэкономразвития России. В текущем году в федеральном бюджете предусмотрено 1,5 млрд руб. на поддержку малого бизнеса. Поддержка осуществляется по четырем направлениям: создание сети бизнес-инкубаторов, поддержка экспортно-ориентированного малого бизнеса, развитие микрофинансирования малого бизнеса, поддержка малого бизнеса в научно-технической сфере. Остановимся более подробно на каждом направлении.
    Мероприятие по созданию бизнес-инкубаторов предполагает выделение средств на строительство зданий, где смогут размещаться фирмы, прошедшие конкурсный отбор. На первых порах таким фирмам, особенно инновационного толка, для дальнейшего развития необходимы льготные условия. Не секрет, что затраты на аренду помещения и коммунальные платежи являются тяжким бременем для стартующих компаний. Иногда не хватает денег на офисную технику, оплату интернета и т. д. Консультантам по организации производства тоже надо платить. Бизнес-инкубатор позволяет частично решить этот комплекс проблем для предприятия и создает благоприятные условия для их стартового развития. Со следующего года такого рода проекты будут активно развиваться. Бизнес-инкубирование также предполагает значительную интеллектуальную поддержку. Очень характерен в данном случае пример программы технологического инкубирования, принятой правительством Израиля. Офис главного ученого при Министерстве промышленности и торговли, имеющий специальную строку в бюджете страны, курирует подобную деятельность.
    Бизнес-инкубатор обязан проводить жесткий отбор проектов. Зеленый свет будет дан научно-ориентированным проектам, направленным на разработку новых наукоемких технологий, красный - тем, кто хочет торговать, заниматься предпринимательством в сфере добычи сырья и его переработки.
    Программа поддержки экспортно-ориентированного малого бизнеса предполагает выделение финансирования тем компаниям, которые могут и хотят производить экспортно-ориентированную продукцию. В рамках этой программы планируется поддержка по следующим направлениям. Во-первых, финансовая помощь в сертификация продукции по международным нормам, так как часто это является обязательным требованием при экспорте. Во-вторых, компенсация до 2/3 затрат предпринимателей на участие в выставках за рубежом. В-третьих, субсидирование до 50% процентной ставки по кредитам внешнеэкономических сделок. Это долговременный проект, и мы планируем им серьезно заниматься.
    Поддержка микрофинансирования предусматривает субсидирование стоимости привлечения кредитных ресурсов российскими микрофинансовыми организациями. Мы ожидаем, что такие организации, в свою очередь, снизят ставки по выдаваемым ими микрозаймам. Мы скептически относимся к прямому кредитованию предпринимателей за счет бюджетных средств, независимо от того, откуда эти средства берутся: из федерального бюджета или бюджетов регионов. Следовательно, средства федерального бюджета не будут тратиться на прямое предоставление кредитов и на поддержку такого рода программ субъектов федерации.
    Субсидирование само по себе часто бывает неэффективным и в будущем будет использоваться все меньше и меньше. Однако в текущем году ситуация такова, что это единственно реально возможное действие для поддержки микрофинансового сектора.
    Говоря о микрофинансировании, отмечу, что 2005 г. объявлен Генеральной Ассамблеей ООН международным годом микрофинансирования и МЭРТ инициировало создание Российского Национального комитета, деятельность которого будет направлена на создание сильного микрофинансового сектора в России.

    РЦБ: Расскажите подробнее о проекте создания венчурных фондов в регионах.

    К. Ф. В рамках мероприятий по поддержке малого бизнеса с участием МЭРТ и субъектов РФ мы планируем создать 10-15 региональных, частно-государственных венчурных фондов, которые будут заниматься прямым инвестированием в малые инновационные предприятия на ранней стадии их развития. В начале работы над этим проектом мы задумались над тем, какую схему участия государства в развитии рынка венчурного инвестирования выбрать. Анализ показал, что наиболее значительным опытом в этой области обладают Англия и Израиль.
    В Израиле в середине 1990-х гг. было создано около 10 частно-государственных фондов с встроенным 3-летним опционом на выкуп государственной доли участия. Благодаря этой схеме венчурный рынок Израиля получил серьезный импульс и в настоящее время считается одним из наиболее развитых.
    В Англии также очень широко развито венчурное инвестирование многообещающих инновационных проектов. Поскольку венчурного капитала предостаточно, перед ними стоит задача более высокого уровня - равномерное распределение средств по регионам, чтобы в каждом графстве было по региональному фонду.
    В модели российских региональных венчурных фондов будет использован опыт этих стран. Средства федерального бюджета будут выступать в роли катализатора развития фонда. Государство даст до 50%, остальные средства поступят от частных инвесторов.
    Главное - четкое понимать, что чиновники плохие управленцы и они не должны принимать инвестиционные решения на уровне отдельных проектов или предприятий. При этом отношения государства и бизнеса в сфере венчурного инвестирования должны быть основаны на партнерстве. В случае возникновения такого партнерства, конечно, необходимо четко определить риски обеих сторон.
    Очень важен процесс отбора управляющих фондами компаний. Если мы выберем компании, не обладающие достаточной репутацией, то им будет трудно привлечь частный капитал на рынке и фонды просто не заработают. Мы предполагаем, что частным партнерам государства может быть предложена дополнительная экономическая инициатива участия в проектах создания фонда: доходность на государственную часть капитала может быть ограничена и тем самым будет создан эффект финансового рычага. Этой инициативой мы искусственно заставляем профессиональных участников рынка рассматривать проекты, находящиеся на ранней стадии своего развития (при выходе из НИОКР), когда им требуется не 3-5 млн долл., а гораздо меньшие суммы. Даже если проект небольшой и находится на ранней стадии, управлять им надо профессионально. Люди, которые могут это делать, стоят очень дорого. Поэтому государство должно пожертвовать своей доходностью ради доходности инвесторов.

    РЦБ: На какой стадии сейчас находится проект?

    К. Ф. Мы ожидаем, что фонды могут начать совю инвестиционную деятельность уже в о второй половине 2006 года. До конца этого года средства федерального бюджета будут направлены на эти цели в бюджеты Москвы, Татарстана, Томской области, Красноярского края и Московской области. Самые крупные фонды будут в Татарстане и Москве. Размер каждого фонда составит не менее 800 млн руб.
    Так как фонды создаются в форме ЗПИФа, им нельзя передавать напрямую бюджетные деньги в доверительное управление. Чтобы обойти это ограничение, на начальном этапе в каждом регионе будет создан промежуточный некоммерческий фонд, представляющий интересы государства. Затем в каждый фонд перечислят федеральные и региональные средства, которые в дальнейшем будут переданы выбранным на конкурсе управляющим компаниям.
    Выбор управляющей компании (УК) - ключевой момент всего процесса. Решение о выборе УК будет принимать попечительский совет промежуточного фонда, состоящий наполовину из представителей МЭРТ и наполовину из представителей региона. Также мы планируем привлечь к экспертизе заявок управляющих компаний по 2-3 международных эксперта.
    Сейчас в 5 регионах промежуточные фонды уже созданы и идет формирование советов. Когда будут перечислены средства из региональных бюджетов, мы начнем предоставлять им субсидии.

    РЦБ: Каковы основные критерии отбора УК?

    К. Ф. Для нас основной критерий - это успешный опыт инвестирования в инновационные предприятия, находящиеся на ранней стадии своего развития. Цена за управление тоже играет роль, но не определяющую. На рынке давно существуют стандартные расценки стоимости услуг управляющих компаний. 2-3% от размера активов плюс вознаграждение по итогам деятельности по управлению активами фонда (около 20% от изменения стоимости активов). Может, мы и могли бы предложить УК больше, но здесь работают естественные ограничители, ведь чем больше денег получат УК, тем меньше достанется инвесторам.

    РЦБ: Могут ли иностранные компании управлять региональными венчурными фондами?

    К. Ф. Иностранные компании могут участвовать в управлении. В начале предполагалось, что в роли УК выступят российские компании с лицензией на доверительное управление. Потом от этого отказались. Ведь большинство успешных венчурных фондов, работающих в России, скорее всего, не имеют лицензии ФСФР. Такие фонды приходят из-за рубежа и работают, как правило, через <оффшорные> зоны. Однако те УК, которые мы выберем, впоследствии должны будут получить соответствующие лицензии.

    РЦБ: В какие проекты фонды будут инвестировать средства?

    К. Ф. Во-первых, у каждого проекта должна быть коммерческая составляющая,т.е. значительный потенциал роста продаж и, соответственно, стоимости самой компании. Во-вторых, у проекта должна быть еще инновационная составляющая. Инновационную составляющую можно по- разному трактовать, но главное, чтобы значительная стоимость проекта приходилась на интеллектуальную собственность.
    Существуют естественные ограничения по проектам, связанным с нефте- или газодобычей. Такого рода ограничения будут прописаны в инвестиционной декларации фонда. Также мы вводим ограничение на вложение не более 15% активов фонда в один проект. Тем самым мы фокусируем внимание управляющих компаний на проектах, находящихся на старте своего развития.

    РЦБ: Сколько, по Вашим оценкам, привлекательных проектов в регионах?

    К. Ф. Количество хороших проектов невелико. Денежный рынок является самым эффективным и количество денег на рынке страны или отдельного региона определяется количеством и качеством имеющихся там проектов. Заявления о том, что у нас в стране огромный интеллектуальный потенциал и множество не востребованных проектов, не всегда соответствуют действительности. Проект, обладающий потенциалом развития, и продвигаемый заслуживающей уважения командой практически всегда находит инвестиции.
    Процесс поиска проектов достаточно формализован. Так как их немного, новые проекты сразу привлекают к себе внимание, предприниматели делают сайт, устраивают несколько конференций. Грамотные бизнесмены не пойдут за деньгами к кому попало. Они хотят совместно работать с надежными партнерами. Репутация фонда играет не последнюю роль в деле привлечения инвесторов.

    РЦБ: Как будет организован выход из проектов для инвесторов?

    К. Ф. Выход из проекта будет определять управляющая компания. Максимальный срок жизни каждого фонда составляет 7 лет. Инвестируя средства, управляющие должны понимать, что через 7 лет они должны выйти из проекта. Эти сроки не являются жесткими: при неблагоприятном стечении обстоятельств на рынке они смогут продлить проект еще на несколько лет, так как возможна ситуация, когда стоимость компании через 2 года увеличится в несколько раз, и нет смысла продавать ее сейчас.

    РЦБ: Кто будет основными инвесторами создаваемых фондов?

    К. Ф. Мы предполагаем, что инвесторами выступят и банки, и предприятия, и инвестиционные компании. Думаю, что часть инвестиций может также прийти и от индивидуальных инвесторов. Сегодня все больше людей, заработавших деньги на недвижимости или фондовом рынке, готовы вложить их в венчурные проекты. Хотя венчурное инвестирование подразумевает другого рода риски и соответствующую им доходность. Например, вложив деньги на фондовом рынке, условно говоря, получаешь свои исторические 8%. Вложив средства в венчурный фонд, часть денег возможно потерять, но доход от второй половины однозначно перекроет неудачу от потери первой. Приведу яркий пример с компанией <Скайп>, предоставляющей услуги по обмену голосовыми сообщениями через сеть Интернет. Вы покупаете наушники, устанавливаете на компьютер несложную программу и можете бесплатно разговаривать. Этой программой в настоящий момент пользуются около 70 млн пользователей по всему миру. Несколько лет назад 2 или 3 вечурных фонда вложили в проект компании около 3 млн долл. Сейчас капитализация <Скайпа> составляет несколько миллиардов долларов. Технологические разработки, позволяющие общаться через Интернет, были созданы задолго до появления компании <Скайп>, однако гений менеджера, основавшего компанию, продвинул эту возможность в широкие массы и превратил бесплатную услугу в серьезный бизнес. Пока в нашей стране нет похожих успешных проектов.
    Но государству, безусловно, нужны истории успеха, и мы будем к этому стремиться. Еще год назад никто из профессиональных участников рынка не хотел с нами разговаривать, так как считали, что чиновники ничего не понимают. Мы пытаемся изменить подобную точку зрения и приложим максимум усилий, чтобы все задуманное осуществилось.

  • Рейтинг
  • 0
Добавить комментарий
Комментарии (1):
Auxilia
02.09.2015 23:06:09
Yo, good loiokn out! Gonna make it work now.
Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Итоги на рынке акций
Мисс финансового мира - 2005
Приятное с полезным
Рынок биржевого долга. 2006-й: год инерционного развития
Анализ состояния и структуры государственного долга развитых стран
Новости
Такие нужные истории успеха
Рискованные инвестиции для Томской области
Об инвестировании средств пенсионных накоплений
Главное - сохранность инвестиций!
Коллективное инвестирование на базе инвестиционного банка
Банки на рынке услуг по доверительному управлению
Как сделать самый доходный пиф?
Использование ПФИ коллективными инвесторами на развивающихся рынках
Статистика рынка коллективных инвестиций
Контролер на рынке ценных бумаг, корпоративное управление и внутренний контроль в банках
Ипотечные ценные бумаги: миф или реальность
Ипотечные бумаги:затянувшееся ожидание
Влияние секьюритизации активов на финансовый результат банка
Биржевое обращение ипотечных ценных бумаг
Секьюритизация в России
Обслуживание ипотечных кредитов: "подводные камни"
Достоинства украинского проекта закона об ипотечных облигациях
Вексельный рынок - "тихая гавань" для инвесторов
Оценка риска операций обратного РЕПО
Метод Монте-Карло в анализе риска облигаций
Инфраструктура фондового рынка должна соответствовать международным стандартам
Вопросы управления расчетным депозитарием в условиях преобразования учетной системы
Год роста - год успеха
Актуальные вопросы реформирования инфраструктуры рынка ценных бумаг
Рынок коллективных инвестиций с точки зрения регулятора
Специализированные депозитарии на современном рынке
Стандартизация систем ЭДО на рынке коллективных инвестиций
Об основных проблемах разработки единых стандартов на рынке коллективных инвестиций
Нормативно-технологические вопросы разрботки и внедрения стандартов форматов электронных документов для рынка коллективных инвестиций
Проблемы взаимодействия профучастников на рынке коллективных инвестиций в рамках создания системы электронного документооборота и пути их решения
Национальный депозитарный центр: основные события 2005 года
Турнир НДЦ по бильярду

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100