Casual
РЦБ.RU

Негосударственные пенсионные фонды как коллективный инвестор

Декабрь 2005

    Самостоятельным аспектом функционирования негосударственных пенсионных фондов (НПФов) является их инвестиционная деятельность, позволяющая осуществлять возложенную на них социальную задачу по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию.
    Инвестиционная деятельность представляется одним из важнейших направлений деятельности фондов. Она позволяет решать двуединую задачу: сохранять от обесценивания и увеличивать размеры накоплений в пользу участников и обеспечивать национальной экономике дополнительный долгосрочный финансовый ресурс. Поэтому функционирование негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования в условиях рыночных отношений предполагает вовлечение негосударственных пенсионных фондов в сферу финансового рынка страны и взаимодействие НПФов с другими субъектами этого рынка.
    Фактически развитие рынка пенсионных услуг органически переплетается с функционированием важнейших сегментов национального финансового рынка, что обусловливает наличие неизбежного риска, возникающего в процессе инвестирования пенсионных накоплений в различные финансовые инструменты.
    В связи с этим главными требованиями, предъявляемыми к негосударственным пенсионным фондам и связанными с соблюдением интересов их вкладчиков и участников, являются сохранность, возвратность инвестированных пенсионных ресурсов и их преумножение в размерах, по крайней мере, не ниже уровня инфляции в стране.
    В соответствии с основной целью деятельности негосударственного пенсионного фонда - выполнение взятых на себя обязательств по выплате пенсий согласно заключенным договорам с вкладчиками по негосударственному пенсионному обеспечению и с застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию - перед ним стоит задача инвестирования пенсионных резервов и пенсионных накоплений и получение дохода в размере, достаточном для установленных или планируемых выплат.
    Размещение пенсионных ресурсов выступает средством их защиты от инфляции. Поэтому принципиальное значение приобретают результаты инвестирования и достижение необходимого уровня доходности с учетом уровня инфляции. Именно на это направлена инвестиционная политика каждого конкретного фонда.
    Под инвестиционной политикой фонда понимается обоснование основных направлений использования инвестиционных ресурсов с учетом выбора конкретных финансовых инструментов и сроков инвестирования, обеспечивающих достижение плановых целей при соблюдении установленных государством инвестиционных ограничений.
    Успех инвестиционной деятельности зависит от обоснованности инвестиционной политики и сформированного в соответствии с ней инвестиционного портфеля - совокупности финансовых инструментов, приобретенных с целью получения дохода, а также в расчете на возможный рост их стоимости к конкретному сроку или на длительную перспективу.
    Основные принципы инвестиционной политики НПФ исходят из необходимости оптимизации инвестиционного портфеля при соблюдении требований надежности и платежеспособности фонда. Это достигается соблюдением следующих принципов:

  • диверсификации, доходности, ликвидности и возвратности вложений;
  • достаточности средств фонда для покрытия принятых обязательств;
  • ограничения риска вложений.
        Создание высокоразвитой негосударственной пенсионной системы как средства снижения уровня социальной напряженности и поддержания уверенности граждан в будущем невозможно без участия государства с системой гарантий в рамках регулирования инвестиционной деятельности негосударственных пенсионных фондов. Подобная система призвана защищать сохранность пенсионных резервов, способствовать их увеличению и тем самым обеспечивать соблюдение интересов граждан - участников негосударственного пенсионного обеспечения и застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию.
        Стало объективно необходимым создание четких нормативных рамок для инвестиционной деятельности НПФов, определяющих требования к размещению пенсионных резервов и пенсионных накоплений.
        Основным объектом государственного регулирования в сфере инвестиционной деятельности является порядок размещения пенсионных ресурсов. При этом основополагающим законодательным актом выступает Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ <О негосударственных пенсионных фондах> (далее - Закон) с дополнениями в редакции Федеральных законов от 12 февраля 2001 г. № 18-ФЗ, 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ, 10 января 2003 г. № 14-ФЗ, 2 декабря 2004 г. № 155-ФЗ, 9 мая 2005 г. № 48-ФЗ.
        Законом установлены порядок инвестирования средств НПФов, процедура хранения сертификатов ценных бумаг, их учета и контроля инвестиционной деятельности фонда, в том числе через управляющие компании, осуществляемые специализированным депозитарием на основе договора с фондом.
        Предусмотрен порядок распределения дохода от размещения пенсионных ресурсов, которые направляются на пополнение пенсионных резервов и пенсионных накоплений, а также на покрытие расходов (не более 15 % суммы дохода, полученного в течение года), связанных с обеспечением деятельности фонда. Кроме того, в Законе конкретизирован порядок размещения инвестиций через управляющие компании. На последние возлагается ответственность за обеспечение возврата средств в соответствии с договорами доверительного управления.
        Принцип диверсификации в инвестиционной деятельности реализуется в процессе размещения пенсионных резервов по способам и направлениям инвестирования. Фонды, размещающие свои пенсионные накопления самостоятельно и посредством управляющих компаний, производят вложения в финансовые инструменты, различающиеся по финансовым рынкам и по срокам инвестирования.
        Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 1999 г. № 1432 <Об утверждении правил размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением> и <Требования к составу и структуре пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов>, утвержденные приказом Инспекции негосударственных пенсионных фондов от 10 января 2002 г. № 1 определили общие требования к размещению пенсионных резервов, в соответствии с которыми каждым фондом разрабатываются инвестиционная политика и стратегия, планы размещения инвестиций.
        Постановлением № 1432 определены направления и условия размещения пенсионных резервов. В частности, предусмотрено, что фонды могут размещать пенсионные резервы самостоятельно:
  • в федеральные ценные бумаги;
  • в государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;
  • в муниципальные ценные бумаги;
  • в банковские вклады (депозиты);
  • в недвижимое имущество.
        Особо оговорено, что объем пенсионных резервов фонда, размещаемых в ценные бумаги, не имеющие признаваемой котировки, не должен превышать 20% всех пенсионных резервов фонда.
        Определены и условия размещения в недвижимое имущество. При размещении пенсионных резервов в недвижимость фонд обязывается предоставлять уполномоченному федеральному органу данные об оценке этого имущества, проведенной независимым оценщиком, действующим в соответствии с законодательством Российской Федерации.
        Фондам запрещается размещение пенсионных резервов:
  • в казначейские обязательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
  • в производные ценные бумаги;
  • при заключении фьючерсных и форвардных сделок;
  • в ценные бумаги, выпущенные управляющей компанией и ее аффилированными лицами, а также депозитарием, актуарием и аудитором, обслуживающими фонд;
  • в паи паевых инвестиционных фондов, если управляющая компания является одновременно управляющей компанией этими паевыми фондами;
  • в недвижимое имущество, отчуждение которого запрещено законодательством Российской Федерации;
  • в уставный капитал организаций, чья организационно-правовая форма предполагает полную имущественную ответственность учредителей;
  • путем предоставления займов (кредитов) физическим и юридическим лицам;
  • в интеллектуальную собственность.
        <Требования к составу и структуре пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов> также вводят ограничения инвестиционной деятельности. В частности, определено, что вложения средств пенсионных резервов в инвестиционные проекты предприятий и организаций допускается только в случае их реализации путем эмиссии ценных бумаг в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
        Кроме того, установлены уточненные требования к составу пенсионных резервов:
  • стоимость пенсионных резервов, размещенных в один объект, не может превышать 20% стоимости всех размещенных пенсионных резервов;
  • стоимость пенсионных резервов, размещенных в эмиссионные ценные бумаги, не имеющие признаваемых котировок, не должна превышать 20% стоимости размещенных пенсионных резервов;
  • общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в ценные бумаги, выпущенные учредителями и вкладчиками фонда, не должна превышать 30% стоимости размещенных пенсионных резервов;
  • в федеральные государственные ценные бумаги может быть вложено не более 50% пенсионных резервов;
  • в ценные бумаги субъектов Российской Федерации и муниципальные ценные бумаги - не более 50%;
  • в акции и облигации российских предприятий - не более 50%;
  • в векселя - не более 50%;
  • в банковские вклады и недвижимость - не более 50%.
        Одновременно установлено, что для фонда при общей сумме размещения пенсионных резервов не более 5 млн руб. не накладываются процентные ограничения при размещении пенсионных резервов в федеральные ценные бумаги и депозиты банков, показатели деятельности которых соответствуют нормативам, определенным в Законе <О Центральном банке Российской Федерации>.
        Подводя итог сказанному выше, следует отметить бесспорное стремление государства установить законодательным путем конкретные правила для инвестиционной деятельности фондов, призванные максимально обезопасить пенсионные средства граждан, при этом фондам предоставляются широкие возможности самостоятельно формировать свои инвестиционные портфели, соблюдая принципы надежности и доходности.
        Однако такие нормативные требования, направленные на обеспечение диверсификации инвестирования средств, при всей их обязательности допускают исключения.
        Фондам предоставлено право обращаться в Инспекцию негосударственных пенсионных фондов за разрешением на особый порядок инвестирования своих пенсионных резервов. Свыше 10% субъектов всего рынка пользовались такими разрешениями. По-видимому, современный уполномоченный федеральный орган, каким является Федеральная служба по финансовым рынкам, должен со своей стороны принять нормативные документы, позволяющие НПФам использовать особый порядок инвестирования средств пенсионных резервов.
        Особым объектом регулирования является обеспечение гарантий доходности.
        В <Требованиях к составу и структуре пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов> выделено два вида вложений по доходности:
  • с установленной (фиксированной) доходностью;
  • с рыночной доходностью, т. е. с доходностью, определяемой конъюнктурой рынка.
        Предусматривалось, что во вложения с установленной доходностью должно размещаться не менее 50% стоимости размещенных пенсионных резервов.
        С учетом степени риска объекты размещения пенсионных резервов подразделяются следующим образом:
  • безрисковые объекты, для которых риск потери активов не превышает 10%;
  • объекты вложения минимального риска, для которых риск потери активов составляет от 10 до 25%;
  • объекты вложения повышенного риска, для которых риск потери активов составляет от 25 до 50%;
  • рискованные объекты вложения, для которых риск потери активов превышает 50%;
  • недопустимые объекты вложений.
        Определение степени риска объектов вложений осуществляется каждым НПФ самостоятельно и закрепляется в его плане размещения пенсионных резервов фонда.
        Установлены ограничения для вложений с учетом данного признака:
  • в объекты вложения повышенного риска и рискованные объекты вложения - суммарно не более 20% общей стоимости;
  • в рискованные объекты вложения - не более 10% общей стоимости.
        Обеспечение доходности - одна из острых финансовых проблем инвестиционной деятельности фондов. Фактическая полученная доходность большинства фондов обычно бывает ниже среднерыночной, достижимой с учетом всех предписанных ограничений. Это объясняется характером вложений - преобладанием краткосрочных государственных облигаций.
        Самостоятельным аспектом финансовой деятельности пенсионных фондов является обеспечение надежности. На практике надежность негосударственного пенсионного обеспечения довольно сложно оценить, но в целом данный вопрос сводится к соотношению активов фонда с его обязательствами. Сегодня еще не решены все методологические вопросы, касающиеся учета в деятельности негосударственных пенсионных фондов.
        Сложность оценки надежности состоит в том, что фонды не обязываются производить переоценку активов по рыночной стоимости. В большинстве фондов в бухгалтерском балансе активы учитываются по их покупной цене и лишь при актуарном оценивании - по рыночной стоимости.
        В практике управления фондов отсутствует требование регулярной переоценки активов по рыночной цене. Тем самым не учитывается реальная текущая стоимость ценных бумаг, в которые вложены пенсионные резервы. Представляется важным перейти к более детализированному учету стоимости и доходности используемых фондом финансовых инструментов.
        В действующей форме статистической отчетности (форма НПФ-Р <Отчет о размещении собственных средств>) нет достаточной дифференциации и четкого учета доходности и стоимости ценных бумаг, в которые вложены пенсионные резервы. Это проявляется в том, что в одной графе указываются вложения в акции и вложения в корпоративные облигации. Однако данные бумаги различаются как по степени риска, так и по начисляемым по ним доходам и представлены в двух видах: в форме текущего дохода и дохода, возникающего при продаже ценных бумаг в случае заметного возрастания их рыночной цены.
        В связи с этим крайне важно перейти к раздельному детализированному учету стоимости и доходности по каждому конкретному финансовому инструменту.
        Государственное регулирование инвестиционной деятельности фондов допускает самостоятельное размещение фондами пенсионных резервов в конкретные финансовые инструменты при достаточной надежности и сохранности таких вложений.
        Важное место в обеспечении надежности отводится депозитариям. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2000 г. № 383 <О порядке заключения негосударственными пенсионными фондами договоров с депозитариями и особенностях деятельности депозитариев, обслуживающих негосударственные пенсионные фонды> инвестиционная деятельность НПФ должна обслуживаться одним специализированным депозитарием, которому следует вести не только учет прав фонда на те или иные ценные бумаги, но и учет всех операций и сделок со средствами пенсионных резервов, а также ежедневный контроль соответствия инвестиционной деятельности фонда правилам инвестирования пенсионных резервов, установленных государственными органами. Фактически спецдепозитарии, будучи финансовыми институтами, действующими на основе лицензии, наделены контрольными функциями и обеспечивают надежность и правильность осуществления инвестиционной деятельности фондов.
        Пенсионные резервы размещаются фондами в основном через управляющие компании.
        С 2004 г. на финансовом рынке появился особый тип управления активами - управление средствами пенсионных накоплений.
        Несмотря на разнообразие финансовых организаций, имеющих лицензии управляющей компании, для каждого фонда одной из целей их инвестиционной политики является выбор одной или нескольких управляющих компаний в целях диверсификации инвестиций.
        На современном этапе управляющие компании стремятся привлечь к сотрудничеству негосударственные пенсионные фонды и занять рыночные позиции, открывающиеся в связи с проводимой пенсионной реформой.
        Самостоятельным направлением инвестиционной деятельности, кроме инвестирования пенсионных резервов и пенсионных накоплений, следует считать инвестирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фондов. Это особый вид инвестиционной деятельности, который, с одной стороны, касается непосредственно фонда как организации, но прямо не затрагивает интересы его вкладчиков и участников, с другой - поскольку результативность таких финансовых операций связана с финансовой устойчивостью фонда, влияет на эти интересы косвенно. В отличие от инвестиционной деятельности, связанной с размещением пенсионных резервов, подобная инвестиционная деятельность не является объектом государственного регулирования.
        Итак, анализ сложившейся нормативной базы регулирования инвестиционной деятельности НПФ показывает, что к настоящему времени в значительной мере созданы основы для эффективной инвестиционной деятельности негосударственных пенсионных фондов. Однако государственное регулирование не охватывает полностью всех аспектов инвестиционной деятельности. Нет четких принципов разграничения мер по обеспечению надежности и текущего контроля деятельности фондов.
        Мировая практика убедительно свидетельствует о целесообразности четкого разграничения функции учета ценных бумаг фондов, контроля за соблюдением нормативных правил организации инвестиционной деятельности и непосредственного контроля обязательств и пенсионных резервов. Предстоит большая работа по поиску рациональных форм и методов контроля надежности инвестирования и избежания дублирования функций. Следует также рассмотреть вопрос о передаче функции оперативного контроля от депозитариев организациям, владеющим технологиями актуарной оценки.
        Следует иметь в виду, что включение негосударственных пенсионных фондов в систему обязательного пенсионного страхования приведет к существенному расширению их инвестиционной деятельности, которая подлежит регулированию специальными законодательными и нормативными актами.
        Основной порядок инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии определен Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ <Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации>. В законе прописаны общие требования и порядок инвестирования средств, порядок отношений Пенсионного фонда России с управляющими компаниями и специализированными депозитариями. При этом установлено, что средства пенсионных накоплений являются собственностью Российской Федерации и не подлежат изъятию в бюджеты всех уровней.
        В этом законе сформулированы рыночные требования к структуре инвестиционного портфеля:
        1) максимальная доля одного эмитента в инвестиционном портфеле не должна превышать 5%, за исключением государственных ценных бумаг Российской Федерации;
        2) депозиты в кредитной организации (кредитных организациях, входящих в одну банковскую группу) и ценные бумаги, эмитированные этой кредитной организацией (кредитными организациями, входящими в одну банковскую группу), не должны превышать 10% инвестиционного портфеля;
        3) максимальная доля в инвестиционном портфеле ценных бумаг, эмитированных аффилированными компаниями управляющей компании и специализированного депозитария, не должна превышать 5%;
        4) максимальная доля в инвестиционном портфеле акций одного эмитента не должна превышать 10% его капитализации;
        5) максимальная доля в инвестиционном портфеле облигаций одного эмитента не должна превышать 10% совокупного объема находящихся в обращении облигаций данного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг Российской Федерации;
        6) максимальная доля в совокупном инвестиционном портфеле ценных бумаг одного эмитента не должна превышать 30% совокупного объема находящихся в обращении ценных бумаг данного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг Российской Федерации.
        Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2003 г. № 379 <Об установлении дополнительных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений в отдельные классы активов и определении максимальной доли отдельных классов активов в инвестиционном портфеле> и в соответствии со ст. 26 и 28 Федерального закона <Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации> установлены дополнительные инвестиционные ограничения. Особое внимание обращено на обязательность рыночных сделок и условие инвестирования средств в облигации, выпущенные от имени Правительства РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, и в облигации российских хозяйственных обществ.
        Специально оговорено, что средства пенсионных накоплений могут инвестироваться в ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах, при следующих условиях::
  • указанные ценные бумаги включены в котировальный список организатора торговли ценными бумагами;
  • исполнение обязательств по указанным ценным бумагам обеспечивается государственной гарантией Российской Федерации.
        Данным постановлением также определена максимальная доля отдельных классов активов в инвестиционном портфеле:
  • государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации - 40%;
  • облигации, выпущенные от имени муниципальных образований, - 40%;
  • облигации российских хозяйственных обществ: в 2004 г. - 50%; в 2005 г. - 60%; в 2006 г. - 70%; в 2007 г. - 80%;
  • акции российских эмитентов, являющихся открытыми акционерными обществами: в 2004 г. - 40%; в 2005 г. - 45%; в 2006 г. - 55%; в 2007 г. - 65%;
  • ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах, - 40%.
        Однако данное постановление не конкретизировало степень распространения этого порядка на негосударственные пенсионные фонды, участвующие в обязательном пенсионном страховании. Последующее Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2004 г. № 67 <О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2003 г. № 379> распространило данные ограничения и на инвестиционную деятельность негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих обязательное пенсионное страхование. В постановлении предусматривалось, что правила инвестирования, распространяющиеся на негосударственные пенсионные фонды, обязательны и для управляющих компаний в части финансирования средств накопительной части трудовой пенсии.
        Обобщая вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что, несмотря на определенную нечеткость и недоработанность отдельных законодательных актов, формирование правового поля для деятельности негосударственных пенсионных фондов как коллективных инвесторов на финансовом рынке страны в целом завершено.

    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Есть ли жизнь после 1000 пунктов?
    О месте и роли государства в развитии банковской системы
    Cправедливая цена на нефть и факторы конкурентоспособности России
    Ситуация на рынке США
    Внимание: химическая атака!
    Химическая промышленность: хорошие перспективы роста
    Сводная таблица по акциям компаний химического сектора
    Что везет "второй эшелон"
    Проблемы института номинального держания ценных бумаг (по материалам <круглого стола>, проведенного ПАРТАД 20 октября 2005 г.)
    Концепция проекта нормативного акта ФСФР России "Положение о деятельности специализированных регистраторов на рынке ценных бумаг
    Опека средств инвестора - инструмент развития доверительного управления
    Негосударственные пенсионные фонды как коллективный инвестор
    Некоторые замечания к дискуссии о законодательстве о деривативах
    Cобытия
    Микрооснования российской макроэкономики
    Круглый стол "Как привлечь и удержать инвестора"
    Долгосрочная рыночная информация для инвестиционных аналитиков Совместный проект ГИФА и ВШФМ АНХ
    Международный семинар EFFAS в Брюсселе
    Вопросы по корпоративным финансам в международной сертификации инвестиционных аналитиков ACIIA
    Взаимодействие центральных депозитариев стран СНГ: проблемы и перспективы
    Функции центральных депозитариев - проект АЦДЕ
    О создании сайта АЦДЕ
    Внутрироссийская интеграция депозитарных систем: текущая ситуация и перспективы
    Роль ЦД на рынке ценных бумаг, перспективы развития депозитарно-учетной системы Республики Узбекистан
    Создание Центрального депозитария: опыт рынков Западной Европы
    Создание единого европейского пространства: пример сотрудничества через гармонизацию и консолидацию среди Центральных депозитариев группы Euroclear
    НОВОСТИ ГРУППЫ ММВБ

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100