Casual
РЦБ.RU

Пора саморегулирования

Ноябрь 2005


    Осень вернулась в наш город, а вместе с ней - вопросы и проблемы, обсуждение которых приостановилось на время летних отпусков в среде профессионалов. По-прежнему наболевшими вопросами являются регулирование, контроль и надзор на финансовом рынке.
    В настоящее время данные функции осуществляются целым рядом федеральных органов исполнительной власти, включая ФСФР России, Минфин России, Центральный Банк РФ и т. д. Стратегия развития финансового рынка РФ на 2005-2008 гг., разработанная ФСФР, содержит курс на создание единого регулирующего органа, так называемого <мегарегулятора>, и передачу ряда полномочий по регулированию финансового рынка саморегулируемым организациям (СРО). Тем самым регулятор фактически признает, что в существующей системе регулирования, контроля и надзора на финансовом рынке профессиональные участники рынка принимают недостаточное участие. Более того, регулятор неоднократно упрекал самих профучастников в том, что они недостаточно активно выражают свое мнение, а также не имеют консолидированной позиции профсообщества по ряду ключевых вопросов организации фондового рынка.
    В связи с этим радует то, что регулятором осознана назревшая необходимость нового распределения функций и полномочий по регулированию рынка между его участниками и регулятором. Данная необходимость вызвана рядом факторов, среди которых наиболее важными являются следующие:
    - регулятор по большей части недостаточно информирован о механизмах работы рынка;
    - регулятору, как правило, трудно точно прогнозировать последствия введения в действие того или иного нормативного акта для рынка в целом;
    - внутренние изменения в регуляторе привели к пониманию необходимости совместных усилий по регулированию рынка с его участниками для повышения эффективности такого регулирования.
    В результате наблюдается тенденция изменения подхода к вопросу регулирования рынка в сторону увеличения полномочий СРО, при котором саморегулирование рассматривается как часть процесса создания <мегарегулятора>.
    Какова должна быть роль СРО в новой модели регулирования финансовых рынков? К обсуждению этого вопроса, на мой взгляд, необходимо вернуться в начале нового делового сезона.
    В стратегии развития финансового рынка регулятор признает, что повышение роли СРО может идти по нескольким направлениям. Во-первых, целый ряд полномочий по регулированию, которые сегодня закреплены за регулятором, могут по мере укрепления СРО передаваться под контролем регулятора на уровень саморегулирования. Во-вторых, возможна реализация модели коллегиального органа по регулированию, в который будут входить представители министерств, ведомств, СРО и независимые эксперты, что позволит профессиональному сообществу включиться через СРО в практическую деятельность регулятора.
    Обозначенные регулятором направления повышения роли СРО, безусловно, верны, но оставляют ряд вопросов.
    Во-первых, один из основных механизмов изменения роли СРО (в сторону ее повышения), а именно Закон <О саморегулируемых организациях> (проект которого был принят в первом чтении в 2003 г.) до сих пор не принят. Поправки к закону ходят по кругу согласования второй год. Очень хочется надеяться, что этой осенью закон будет наконец-то принят.
    Во-вторых, в условиях множественности существующих на российском рынке СРО возникают вопросы: чье мнение более точно отражает позицию большинства профучастников, и представители каких СРО примут участие в работе регулятора через его коллегиальный орган? Решение поставленных вопросов путем переговоров между представителями органов государственной власти и СРО, на наш взгляд, неэффективно. Более логичным является, с одной стороны, процесс укрупнения и объединения СРО по отраслевому признаку, с другой - процесс повышения статуса СРО. Последнее возможно только в том случае, если будет введен принцип обязательного членства в СРО.
    Надо ли придавать СРО статус лицензирующего органа? И, более того, так ли необходимо сохранить лицензирование как институт регулирования на рынке ценных бумаг или от него можно отказаться?
    С одной стороны, сложилось мнение, что механизмы общественного надзора и контроля (саморегулирования) более эффективны и менее коррумпированы по сравнению с государственными механизмами, поэтому функция лицензирования должна быть передана СРО. С другой стороны, в условиях изменения роли СРО и установления <настоящего> саморегулирования, при котором членство в СРО будет приносить бизнесу реальную пользу, а исключение из СРО приводить к его потере, более убедительно выглядит позиция, отрицающая необходимость лицензирования в принципе. Ее сторонники убеждены, что для рынка будут достаточными процедуры аккредитации, признания статуса и эти процедуры могут осуществлять СРО, а государство в лице регулятора должно отказаться от функции тотального контроля в пользу надзора. То есть государству не следует осуществлять допуск профучастников к бизнесу, государство должно надзирать за тем, как осуществляет свою деятельность профучастник на финансовом рынке.
    На наш взгляд, принцип обязательного членства профучастников в СРО неизбежно приведет к передаче функций по лицензированию от регулятора в СРО, оставляя за регулятором исключительно функции надзора. В этом случае лицензирование как функция регулятора со временем исчезнет и будет заменена процедурой вступления в членство СРО - своего рода процедурой признания конкретной компании достойной для ведения бизнеса в соответствии с правилами СРО.
    При разнообразии подходов к решению будущего СРО очевидна общая неудовлетворенность существующей ситуацией в сфере регулирования - признанием такого регулирования избыточным. В результате реформы мы должны получить систему регулирования, которая будет более ответственна перед инвесторами и обществом в целом, более эффективна с точки зрения их интересов. Станет ли наступившая осень порой установления <настоящего> саморегулирования на российском финансовом рынке? Ответ за нами - его участниками.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Один день c Никитой Белых
Стихийные бедствия и мировой рынок
Великая депрессия: возможно ли повторение?
Прогноз рынка до 2012 г.
Российский рейтинг IPO (исследование процессов первичного публичного размещения акций за 9 мес. 2005 г.)
Публичные отношения для публичного размещения
IPO: куда качнется маятник?
Aiming aim
Рейд или брокеридж?
Регулирование: взгляд со стороны регулируемого
Накопленный опыт
Мощный старт
Пора саморегулирования
Новая модель регулирования
Новости законодательства, Группы ММВБ, МАБ СНГ, World News
Срочный рынок - приоритетное направление развития группы ММВБ
Текущее состояние, перспективы развития и особенности работы на срочном рынке ММВБ
Перспективы российского рынка деривативов
Особенности налогообложения срочных сделок
Металлургические IPO
Роль корпоративного управления и независимых директоров при подготовке IPO
Публичное размещение ценных бумаг: рынок в ожидании законодательных перемен
Кыргызская Фондовая биржа и фондовый рынок Кыргызстана
Торговые биржевые площадки стран Северной Америки

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100