Casual
РЦБ.RU

Особенности создания и функционирования расчетно-учетной системы рынка ценных бумаг Грузии

Ноябрь 2005


    Рынок ценных бумаг Грузии, так же как и его расчетно-учетная система, имеет большой и пока не использованный потенциал. По сути, рынок находится в начальной стадии развития. Отсутствие государственной программы (стратегии) развития фондового рынка не позволяет строить прогнозы его формирования, но не мешает определять первоочередные задачи, стоящие перед системой учета прав собственности. С начала 1990-х гг., когда в Грузии появились первые депозитарии, рынком наработан интересный опыт в области инфраструктуры, сформулированы четкие требования к ее устройству, которыми сегодня делится с читателями <Депозитариума> Генеральный директор Центрального депозитария ценных бумаг Грузии Гизо Санадзе.

    В Грузии первые депозитарии появились в начале 1990-х гг. Их функции должны были выполнять депозитарии инвестиционных и приватизационных фондов, которые в общем не проработали ни одного дня, поскольку приватизационный процесс начался лишь в середине 1990-х гг. Несколько крупных акционерных компаний, созданных в ранний период становления рыночной экономики в Грузии, по собственной инициативе заключили договоры на ведение реестра акционеров и ценных бумаг, без учета требований действующего законодательства рынка ценных бумаг, которого в тот момент практически не существовало. Их клиентами стали частные компании, как правило, занимавшиеся разработкой компьютерного обеспечения. По сути, это были первые регистраторы Грузии. В тот момент в стране насчитывалось лишь несколько акционерных обществ, большинство из которых вскоре перестали функционировать.
    Выпуск государственных казначейских обязательств (ГКО) в августе 1997 г. и появление первых иностранных инвесторов способствовали осознанию необходимости формирования системы учета и хранения ценных бумаг. К сожалению, Национальный банк Грузии выступил <регистратором сделок> по ГКО и обязал коммерческие банки организовать подразделения <субрегистраторов> для регистрации ценных бумаг клиентов, что затормозило процесс создания единой системы учета ценных бумаг и даже привело к ошибочным действиям.
    С этого момента рынок государственных и рынок корпоративных ценных бумаг существуют раздельно - каждый имеет свою инфраструктуру и регулирующее законодательство. Правда, в последнее время наметилось некое движение к сближению, прежде всего в отношении функционирования вторичного рынка. В законодательство, регулирующее выпуск, обращение и погашение ГКО, вносятся изменения. Так, в июне 2005 г. временно были приостановлены выпуск и размещение ГКО. Суть готовящихся изменений заключается в том, чтобы расширить круг инвесторов в первичном аукционе, а возможно, и допустить к торгам брокерские компании; активизировать вторичный рынок, улучшить принципы учета, упростить процесс передачи прав собственности и расширить использование понятия номинального владения на государственные ценные бумаги.
    В разные годы к вопросу использования государственных ценных бумаг относились по-разному, о чем свидетельствуют показатели по годам в табл. 1. До сих пор этому сектору финансового рынка не уделяется должного внимания, хотя в целом на рынке ГКО наблюдаются положительные сдвиги. Так, например, в 2001 г. на первичном аукционе минимальная доходность была зафиксирована на уровне 34% годовых, а максимальный процент, для которого инвестор <одолжил деньги государству>, был равен 198,77. В среднем доходность составила 67% годовых. В 2003 г. этот показатель уменьшился примерно до 42%, а в 2004 г. - до 21,33%. До приостановки выпуска в 2005 г. доходность ГКО на первичном рынке не превышала 18%. Ожидается, что смена руководства Национального банка приведет к дальнейшему уменьшению процентных ставок и созданию более прогрессивного регулирующего законодательства.
    По данным Национального банка Грузии, в 2002 г. на вторичном рынке ГКО было заключено 126 сделок на сумму 41 млн лари, в 2003 г. - 469 на 116 млн лари, в 2004 г. - 295 на 85 млн лари (показатели относятся к неорганизованному, внебиржевому рынку).
    Первые <настоящие> регистраторы в Грузии появились почти одновременно с Законом <О рынке ценных бумаг> в 1998 г. В настоящее время функционирует 8 регистраторов (7 - в Тбилиси и 1 - в Батуми), которые представляют первый уровень системы учета прав собственности на ценные бумаги. Регистраторы - единственные компании-реестродержатели, обслуживающие эмитентов и их акционеров. Центральному депозитарию (ЦД) Законом <О рынке ценных бумаг> предоставлено право получить двойное лицензирование и осуществлять ведение реестров акционерных обществ, однако этим правом ЦД до настоящего времени не воспользовался.
    По состоянию на 1 июня 2005 г. 8 регистраторов вели более 830 реестров различных эмитентов, из которых на торги фондовой биржи допущено около 270.
    Структура ценных бумаг (ЦБ) на рынке предельно проста: госбумаги представлены только казначейскими обязательствами со сроками погашения до 1 года, а корпоративные - обыкновенными акциями. Облигации и акции других типов не были выпущены. Более того, за последние 10-12 лет не произведено ни одной эмиссии ценных бумаг. На рынке обращаются в основном акции, полученные в обмен на ваучеры в процессе приватизации государственной собственности или купленные на <нулевых> аукционах. Иностранные ценные бумаги, а также ADR (GDR) на фондовом рынке не представлены. Некоторые данные о рынке ценных бумаг Грузии приводятся в табл. 2.
    Определенные сдвиги наблюдаются на рынке корпоративных ЦБ. После спада в 2003 г. объемы торгов на фондовой бирже в 2004 г. увеличились в 28,75 раза. Рост продолжился и в 2005 г. К сожалению, в 2004 г. на фондовой бирже было заключено всего 8 сделок на ГКО общей стоимостью 2262 лари. Эмиссия ГКО составила более 130 млн лари, а объем внебиржевых сделок на корпоративные ЦБ (не имеет стоимостного выражения, так как регистраторы не фиксируют цену сделок, в некоторых случаях она просто отсутствует, например в случае дарения, передачи по наследству и т. д.) - 46 млн акций, тогда как на ГФБ были заключены сделки всего на 25 млн акций. Такую закономерность можно проследить на протяжении последних лет: объемы внебиржевых торгов всегда превосходят объемы биржевых торгов, выраженных в количестве переданных в результате сделки акций.
    Данные, характеризующие грузинский рынок ценных бумаг, содержатся в табл. 3 и 4.
    В табл. 3. приведены показатели далеко не самых крупных грузинских компаний и не самых привлекательных с точки зрения инвестиций. Дело в том, что самые привлекательные для инвесторов компании, как правило, не являются акционерными обществами.
    Как видно в табл. 4., 1-е место по стоимости сделок, заключенных с акциями, занимает компания, стоящая на последнем месте в табл. 3. <Призовые> места в табл. 4 объясняются сменой состава учредителей и приходом к управлению более прогрессивных менеджеров. К сожалению, уверенности в высокой активности по отношению к этим акциям в последующие периоды времени пока нет.
    Между тем согласно действующему законодательству большинство акционерных обществ - так называемые <подотчетные предприятия>. В случае допуска их на торги ГФБ сделки на акции этих эмитентов могут заключаться только на бирже.
    Инфраструктура системы учета ценных бумаг Грузии на современном этапе выглядит следующим образом. Нижний уровень - 8 регистраторов, которые ведут реестры эмитентов и не имеют права заниматься другой деятельностью. Следующий уровень - номинальные владельцы ценных бумаг, переданных собственниками этих бумаг в доверительное владение и управление. На этом уровне действуют брокерские компании и коммерческие банки (последние работают только с государственными ЦБ).
    В роли номинального владельца ценных бумаг 1-го уровня может выступать и Центральный депозитарий ценных бумаг Грузии (ЦД ЦБГ), если владельцы (как правило, крупные, институциональные) ценных бумаг открывают <прямой> счет в ЦД и оформляют у регистратора передачу ЦБ в номинальное владение (НВ) Центрального депозитария.
    Номинальными владельцами бумаг 2-го уровня могут быть Центральный депозитарий (как это показано на рис. 1.), а также банки и брокерские компании. В отношении торговли государственными ЦБ на фондовой бирже коммерческие банки выступают в качестве регистраторов, а брокерские компании - номинальных владельцев ЦБ 2-го уровня.
    Законодательство Грузии не использует термин <депозитарная деятельность>, так же как и термины <хранители>, <попечители счета>, <кастодиальные депозитарии>, <кредитно-расчетные организации>, иначе можно было бы сказать, что эта деятельность разрешена регистраторам, брокерским компаниям, банкам и Центральному депозитарию. При наличии соответствующей лицензии брокерским компаниям доступны практически все виды деятельности на рынке ценных бумаг, за исключением функции фондовой биржи и некоторых функций ЦД. Широкие возможности имеют и банки, однако прямое участие в торговле фондовыми ценностями им запрещено.
    В табл. 5 и на рис. 2. приводятся некоторые данные о деятельности брокерских компаниях, членах ГФБ и ЦДЦБГ за 2004 г. Также представлен условный рейтинг, присваиваемый ГФБ.
    В соответствии с Законом <О рынке ценных бумаг> к исключительной компетенции Центрального депозитария относятся:

  • осуществление центрального клиринга и взаиморасчетов по заданию номинальных владельцев ЦБ (в том числе по сделкам на фондовой бирже);
  • подготовка и проведение мероприятий по обеспечению целостности и безопасности системы учета прав собственности на ценные бумаги, определяемых правилами ЦД.
        Последний пункт обусловлен тем, что Центральный депозитарий является саморегулируемой организацией. Таких в Грузии всего три, в том числе ЦДЦБ Грузии и Грузинская фондовая биржа (ГФБ - единственная лицензированная фондовая биржа, действующая в Грузии). Понятие <саморегулируемость> в соответствии с грузинским законодательством подразумевает: во-первых, наличие членов, которые создают и принимают правила саморегулируемой организации, а после их утверждения соблюдают в своей повседневной деятельности; во-вторых, то, что правила саморегулируемой организации утверждаются (в дословном переводе - <подтверждаются>) государственным регулирующим органом в соответствии со строго установленными процедурами. Таким образом, правила работы на рынке создаются самими участниками рынка, которые на профессиональном уровне знакомы с особенностями его функционирования. Что касается регулирующего органа, то он выступает как защитник интересов государства, инвесторов и других участников рынка, права которых, возможно, новые правила затрагивают.
        Кто же является членами саморегулируемых организаций, действующих на фондовом рынке? Членами Фондовой биржи могут быть только лицензированные брокерские компании. Членами ЦД ЦБГ могут быть:
  • брокерские компании;
  • коммерческие банки;
  • фондовые биржи;
  • страховые компании;
  • инвестиционные фонды;
  • эмитенты.
        Учредителями и совладельцами ЦД могут быть не только данные компании, но и регистраторы. При этом доля каждого, если они являются членами Центрального депозитария, не должна превышать 10% уставного капитала. По закону ЦД - акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью, но ему запрещено распределять прибыль среди партнеров-учредителей.
        Центральный депозитарий ценных бумаг Грузии был учрежден Грузинской фондовой биржей в 1999 г.; с 2000 г. он приступил к работе как саморегулируемая организация, лицензированная Национальной комиссией по ценным бумагам (НКЦБ). В тот период в ее состав входило 30 действующих брокерских компаний. В настоящее время их число уменьшилось до 17. Сегодня акциями АО <ЦДЦБГ> владеют ГФБ и 4 крупнейших грузинских коммерческих банка, осуществляющих вместе с ЦД клиринг и денежные расчеты по сделкам, заключенным на ГФБ. Некоторые данные о работе ЦДЦБ Грузии приводятся ниже (рис. 3, 4 и 5, табл. 6).
        В Грузии отсутствует закон о депозитариях и депозитарной деятельности. Полный перечень функций и компетенция ЦД должны быть определены правилами НКЦБ, но проект соответствующих правил все еще находится в стадии обсуждения. В связи с этим очень важной инициативой представляется подготавливаемый Ассоциацией центральных депозитариев Евразии (АЦДЕ) перечень основных и дополнительных функций ЦД. Мы надеемся, что данный документ поможет многим депозитариям определиться в своих основных функциях и ответственности, которую на них возлагают участники и регулятор рынка ценных бумаг соответствующей страны. Подобная унификация функций в большой степени облегчит установление корреспондентских и других отношений между ЦД разных стран, что в условиях необратимо развивающихся процессов глобализации рынков позволит сэкономить много сил и энергии.
        Функции и роль ЦД вызывают много споров и разногласий. Безусловно, в разных странах их роль и назначение могут различаться. Совершенно очевидно, что в странах с небольшим формирующимся рынком ценных бумаг следует максимально избегать дробления рынка и сосредоточить большинство депозитарных функций в одном депозитарии, а именно Центральном депозитарии. Только в этом случае ЦД может быть финансово состоятельным для оказания надежных и дешевых депозитарных услуг. Прекрасный пример тому - НДЦ Азербайджана, который с оказанием полного спектра депозитарных услуг совмещает еще и функции единого регистратора, а также осуществляет учет государственных ценных бумаг.
        К сожалению, централизацию оказания депозитарных услуг многие понимают как монополизацию и начинают ратовать за конкуренцию. Конкуренция хороша, когда коммерческие фирмы борются за клиента. Конкуренция теряет смысл, если некоммерческая организация, созданная для удовлетворения требований профессиональных участников рынка и обеспечения высокой надежности работы, многократного дублирования каждой операции, сохранения на различных носителях важных данных (что весьма дорого), не стремится создать клиентскую базу, а только обслуживает участников на основе установленных ею тарифов (имеется в виду саморегулируемая организация).
        Абсурдность подобного подхода проявляется даже в таких больших странах, как Россия, на примере обслуживания акционерных инвестиционных фондов, ПИФов и негосударственных пенсионных фондов (НПФ). В случае, например, НПФ на спецдепозитарий возлагаются прежде всего контрольные функции, так как речь идет о правильном инвестировании управляющей компанией пенсионных накоплений. Если при этом позволить конкурировать различным компаниям, в особенности на маленьких рынках, то стоимость обслуживания будет неуклонно снижаться (тем быстрее, чем больше конкурирующих фирм) в ущерб надежности контроля. При попытке установить нижний лимит тарифа на обслуживание конкуренция будет развиваться и вовсе за счет обещаний <закрыть глаза> на определенные нарушения и т. п.
        В центральных депозитариях стоимость обслуживания снижается за счет, во-первых, большого общего объема работ и высокого дохода, во-вторых, отсутствия необходимости распределения прибыли между учредителями (как правило!), в-третьих, участия <клиентов> в установлении тарифа. Такую организацию легко контролировать и регулирующим органам.
        Не менее важна роль ЦД в установлении междепозитарных связей между рынками разных стран. Дублирование функций (в небольших странах) может принести больше вреда, чем пользы. Это хорошо видно на примере того, что иностранные инвесторы стараются открывать прямые, личные счета в наиболее крупных, авторитетных депозитариях, а по возможности и в центральных депозитариях тех стран, в которых они намерены осуществлять интенсивную инвестиционную деятельность. Законодательство Грузии не препятствует взаимному открытию корреспондентских счетов и никак не ущемляет права нерезидентов - владельцев ценных бумаг.
        Рынок ценных бумаг Грузии, так же как и его расчетно-учетная система, имеет большой и пока не использованный потенциал. По сути, рынок находится в начальной стадии развития. Отсутствие государственной программы (стратегии) развития фондового рынка не позволяет строить прогнозы его формирования, но и без этого можно назвать ряд первоочередных задач, стоящих перед системой учета прав собственности на ценные бумаги и Центральным депозитарием Грузии.
        Первоочередной задачей, на наш взгляд, является централизация ведения реестров, что можно достичь путем сотрудничества с регистраторами на договорной основе, а в отдельных случаях путем слияния ЦД с регистраторами. Необходима также централизация учета государственных ценных бумаг на единой основе, с использованием таких же правил, как и при учете корпоративных ЦБ. На базе <субрегистраторов> коммерческих банков должны быть созданы депозитарные, в том числе кастодиальные, подразделения, лицензируемые НКЦБ Грузии. Между всеми организациями, занимающимися депозитарной деятельностью, в том числе и брокерскими компаниями, должны быть установлены электронные связи и введен (технически и нормативно) электронный документооборот. Финансово усиленный ЦДЦБГ, опираясь на филиалы банков, имеющих депозитарные субструктуры, сможет организовать депозитарное обслуживание во всех регионах страны, в то время как сейчас вся инфраструктура сосредоточена лишь в одном городе - Москве.
        Кроме повышения надежности системы и снижения рисков возможной утери данных, централизация ведения реестров позволит существенно облегчить, ускорить и удешевить инвесторам и акционерам проведение сделок на фондовом рынке. Подобный процесс в отношении государственных ценных бумаг будет в значительной мере способствовать активизации работы организованного вторичного рынка, что в свою очередь привлечет больше инвесторов, как местных, так и иностранных, и улучшит инвестиционную среду в Грузии.

    • Рейтинг
    • 5
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Механизмы рефинансирования банков
    Эволюция системы рефинансирования в России: история, проблемы и пути развития
    Стратегическое планирование в банках россии
    Стратегии развития российских банков
    Швейцарский банк пришел в Россию
    Инвестиционный анализ и оценка стоимости кредитной организации
    Юридические аспекты приобретения банка
    Вклад государства в формирование величины кредитной ставки
    Ничего лишнего, ничего нового
    Исследование российского рынка слияний и поглощений
    Стратегии слияний и поглощений в России
    Несовершенство акционерного законодательства России: в чью пользу?
    Новости
    Страховые компании как институциональные инвесторы на рынке ценных бумаг
    Управление активами страховых компаний
    Розничный продукт для розничного инвестора
    Преодоление монополизма институтов инфраструктуры финансового рынка и развитие их тарифной политики
    Статусная ответственность профессиональных участников рынка ценных бумаг: понятие и признаки
    Электронный документооборот - наше общее будущее
    Цели и задачи учетной системы на ближайшую перспективу
    Переход с бумажного на электронный документ. К чему готовиться
    Договырные отношения между регистраторами и номинальными держателями: плюсы и минусы
    Программное обеспечение и потребности пользователей разработка и опыт эксплуатации системы электронного документооборота
    Актуальные вопросы взаиможействия фондовых рынков казахстана и россии
    Роль рынка ценных бумаг в экономике азербайджана
    Особенности создания и функционирования расчетно-учетной системы рынка ценных бумаг Грузии
    Особенности инфраструктуры российского рынка. Совместная работа над ее улучшением

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100