Casual
РЦБ.RU

Актуальные вопросы взаиможействия фондовых рынков казахстана и россии

Ноябрь 2005


    Постоянно возрастающее взаимопроникновение экономик разных стран требует все более тесного взаимодействия национальных фондовых рынков. Вопросы совершенствования (гармонизации и унификации) законодательных условий эмиссии и обращения ценных бумаг, деятельности профессиональных участников на фондовых рынках наших государств имеют особую важность для интеграции рынков капиталов. В связи с этим формирование правовой базы, обеспечивающей реализацию этой цели, заслуживает особого внимания законодательных и исполнительных органов двух стран.

    Одинаковые проблемы развития, общее информационное пространство, отсутствие языковых и культурных барьеров создают благоприятные условия для организации свободного движения капитала в наших странах. В этой статье освещены основные аспекты, необходимые для полноценного взаимодействия рынков ценных бумаг.

1. ВЗАИМНЫЙ ДОПУСК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ НА ФОНДОВЫЕ РЫНКИ КАЗАХСТАНА И РОССИИ

    Казахстанским законодательством предусмотрены следующие виды профессиональных участников рынка ценных бумаг:

  • брокеры,
  • дилеры,
  • управляющие инвестиционным портфелем,
  • инвестиционные управляющие пенсионными активами,
  • банки-кастодианы,
  • центральный депозитарий,
  • регистраторы,
  • трансфер-агенты.

        1.1. Взаимодействие учетных организаций - депозитарных систем
        По вопросу взаимного допуска профессиональных участников на фондовые рынки Казахстана и России наиболее актуальным является взаимное признание организаций, осуществляющих номинальное держание или учет ценных бумаг (учетных организаций). По казахстанскому законодательству таковыми являются центральный депозитарий, банки/кастодианы, брокер и (или) дилер, обладающий правом ведения счетов клиентов в качестве номинального держателя ценных бумаг.
        В современных условиях взаимной интеграции рынков ценных бумаг без взаимодействия учетных организаций невозможны:

  • эффективный доступ инвесторов государств к ценным бумагам, выпущенным в соответствии с законодательством другого государства;
  • установление между учетными организациями государств корреспондентских междепозитарных отношений;
  • возможность свободного обращения ценных бумаг (регистрации сделок с ценными бумагами), выпущенных в соответствии с законодательством одного государства, на территории, в том числе на организованном рынке, другого государства;
  • эффективное осуществление уполномоченными органами по регулированию рынков ценных бумаг контрольно-надзорных функций в соответствии с требованиями законодательства своей страны, а эмитентами ценных бумаг - обязанностей в соответствии с требованиями законодательства страны выпуска ценных бумаг, в том числе по раскрытию сведений об аффилированных лицах.
        Таким образом, основным шагом в интеграции национальных фондовых рынков является создание возможности для взаимного признания номинальных держателей (учетных организаций) на рынке ценных бумаг. Налаживание и укрепление отношений между депозитарными системами (учетными системами) является неотъемлемой и основополагающей частью процесса интеграции фондовых рынков и направлено на совершенствование механизма защиты прав и интересов инвесторов.
        Безусловно, учетные системы разных стран основаны на различных принципах, регулируются разными законодательными актами, имеют различную структуру. Национальные законодательства, включая законодательство в сфере регулирования рынка ценных бумаг, развивались по различным моделям, с учетом своих национальных особенностей.
        Необходимым условием для интеграции является гармонизация, а впоследствии, возможно, и унификация национальных учетных (депозитарных) систем. Одной из мер по созданию общедоступного фондового рынка является установление контактов между депозитариями (учетными системами) разных стран и взаимное открытие междепозитарных (корреспондентских) счетов депо (счетов номинального держания).
        При этом установление между учетными организациями корреспондентских междепозитарных отношений является условием:
        а) значительно упрощающим и обеспечивающим максимальную эффективность доступа инвесторов государства к ценным бумагам, выпущенным в соответствии с законодательством другого государства, и, более того
        б) необходимым для свободного обращения ценных бумаг одного государства на территории и прежде всего организованном рынке другого государства.
        Корреспондентские междепозитарные отношения между учетными организациями, отвечающие вышеуказанным требованиям, невозможны без номинального держания ценных бумаг одного государства учетной организацией другого государства. Таким образом, для полноценного взаимодействия необходимо, чтобы как минимум одна учетная организация каждого государства признавала в качестве номинального держателя ценных бумаг хотя бы одну учетную организацию другого из взаимодействующих государств. По нашему мнению, такое признание будет достаточно осуществить на уровне уполномоченных (центральных) депозитариев России и Казахстана.
        Согласно требованиям Закона РФ <О рынке ценных бумаг> не признаются лицензии профессиональных участников, выданные в соответствии с законодательством других государств. Российские учетные организации не открывают счетов номинального держания нерезидентам, в том числе депозитариям и другим номинальным держателям, т. е. открытие депозитариями РФ счетов номинального держания возможно только депозитариям, имеющим соответствующую лицензию, выданную ФСФР России. В результате невозможно установление корреспондентских отношений между депозитариями и другими номинальными держателями и, соответственно, осуществление расчетов по сделкам с ценными бумагами (поставка ценных бумаг и денег).
        В связи с этим для обеспечения минимального требуемого уровня взаимодействия рынков требуется признание российской стороной лицензии центрального депозитария казахстанской стороны. Данное условие обеспечит возможность торгов российскими ценными бумагами на казахстанском организованном рынке и, наоборот, казахстанскими ценными бумагами на российском организованном рынке.
        Необходимо отметить, что казахстанским законодательством необходимые нормы уже предусмотрены. Быть депонентами центрального депозитария Республики Казахстан (т. е. открывать счета номинального держания) могут не только профессиональные участники рынка ценных бумаг, являющиеся номинальными держателями ценных бумаг в соответствии с казахстанским законодательством, но и иностранные депозитарии и кастодианы (п. 2 ст. 78 Закона Республики Казахстан <О рынке ценных бумаг<, далее - Закон).
        В Казахстане введена централизованная система двухуровневого номинального держания, в которой центральный депозитарий является номинальным держателем верхнего уровня, а брокеры-дилеры и кастодианы - номинальными держателями второго уровня, которые открывают счета номинального держания в центральном депозитарии и не вправе оказывать услуги номинального держания другому номинальному держателю. При этом установлено исключение для кастодианов, в соответствии с которым они могут открывать счета номинального держания иностранным номинальным держателям, а также номинальным держателям - резидентам Казахстана в отношении иностранных ценных бумаг (п. 3 ст. 59 Закона).
        
        1.2. Раскрытие информации о собственниках ценных бумаг в условиях номинального держания
        Номинальное держание ценных бумаг, как правило, сопряжено с проблемой раскрытия номинальными держателями информации о действительных (эффективных) собственниках ценных бумаг перед уполномоченными органами и эмитентами ценных бумаг. Это связано с тем, что законодательство отдельных стран содержит нормы, ставящие раскрытие такой информации перед третьими лицами (как правило, за исключением уполномоченного органа) в зависимость от волеизъявления самого собственника. Практика применения такого законодательства приводит к тому, что эмитенты не могут выполнять в должной мере требования по раскрытию информации о своих аффилиированных лицах и крупных участниках, а уполномоченные органы - осуществлять полноценный контроль и надзор за деятельностью и состоянием финансовых организаций, в том числе их аффилиированных лиц и крупных участников, поскольку последнее требует отслеживания практически каждой сделки с ценными бумагами.
        Решение указанной проблемы возможно в случае установления обязанности учетных организаций (номинальных держателей и регистраторов ценных бумаг) раскрывать информацию о собственниках ценных бумаг, полученную ими непосредственно от собственников или от своих клиентов - учетных организаций (номинальных держателей) нижних уровней, перед уполномоченными органами страны своего резидентства и страны выпуска ценных бумаг, эмитентом ценных бумаг независимо от страны их резидентства, а также перед учетной организацией (регистратором, номинальным держателем, в том числе (центральным) депозитарием), в которой открыт счет по данным ценным бумагам данной учетной организации.
        На основании изложенного, для обеспечения полноценного взаимодействия организаций государств, осуществляющих учет прав на ценные бумаги, считаем целесообразным внести в законодательства России и Казахстана изменения и дополнения, предусматривающие:
        1) возможность открытия организацией, осуществляющей учет прав на ценные бумаги (уполномоченным или центральным депозитарием), счетов номинального держания иностранным депозитариям (учетным организациям);
        2) обязанность организаций, осуществляющих учет прав на ценные бумаги, раскрывать в установленном законодательством порядке имеющуюся в их распоряжении информацию о собственниках ценных бумаг, перед:
  • уполномоченными органами страны своего резидентства и страны выпуска ценных бумаг,
  • организациями, осуществляющими учет прав на ценные бумаги, независимо от страны их резидентства в разрезе счетов номинального держания ценных бумаг организации, передающей информацию, открытых в организации, получающей информацию;
  • эмитентом ценных бумаг независимо от страны его резидентства.
        
        В целях реализации указанной задачи Законом Республики Казахстан <О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам рынка ценных бумаг и акционерных обществ>, который был принят 8 июля 2005 г., внесены поправки в Закон <О рынке ценных бумаг<, устанавливающие:
  • обязанность номинальных держателей представлять центральному депозитарию и регистратору информацию о своих клиентах-держателях ценных бумаг (ст. 62 Закона). При этом согласно Закону <О рынке ценных бумаг> держателями ценных бумаг являются как собственники и номинальные держатели, так и иные зарегистрированные в системах реестров держателей ценных бумаг (учета номинальных держателей) лица, обладающие правами в отношении ценных бумаг;
  • эмитентом является любое лицо, осуществляющее выпуск эмиссионных ценных бумаг, в том числе нерезиденты;
  • исключение из информации, составляющей коммерческую тайну, сведений, предоставляемых эмитенту акций о его крупных акционерах и принадлежащих им акциях (п. 1 ст. 41 Закона);
  • норму о том, что сведения, составляющие коммерческую тайну на рынке ценных бумаг, могут быть представлены эмитенту в отношении эмитируемых им ценных бумаг (п. 2 ст. 43 Закона).
        В указанных условиях центральный депозитарий и иные номинальные держатели Республики Казахстан, имея лицевые счета номинального держания у регистраторов или номинальных держателей иностранных государств, смогут представлять им по запросу информацию о держателях (собственниках) ценных бумаг, если это будет оговорено на договорной основе с клиентами-резидентами при открытии им лицевых счетов по иностранным ценным бумагам.
        Однако взаимодействие учетных организаций в целом и их корреспондентские отношения в частности не могут происходить в замкнутом пространстве и ограничиваться участием только двух государств. С развитием рынков неизбежно подключение в систему данных отношений номинальных держателей третьих стран.
        В этом случае для обеспечения должного уровня раскрытия информации о собственниках ценных бумаг требуется, чтобы законодательства всех стран, резиденты-учетные организации которых имеют счета номинального держания в системе корреспондентских отношений в реестрах держателей ценных бумаг, также предусматривали раскрытие информации о собственниках ценных бумаг в порядке, предусмотренном в вышеизложенном пп. 2) пп. 1.2. настоящей статьи.
        В связи с тем, что количество третьих стран по мере развития рынков ценных бумаг может увеличиваться неограниченно и гармонизация соответствующих законодательств является требующим длительного времени процессом, ясно, что проблема требует дополнительных путей решения.
        На наш взгляд, одним из таких путей могут быть соглашения, заключаемые на дву- и многосторонней основе с осуществлением государствами их ратификации или других процедур с целью обеспечения легитимности, в зависимости от стран, резиденты которых задействованы в рассматриваемых системах.
        В частности, многосторонние соглашения возможно заключать в рамках успешно развивающегося взаимодействия стран-участниц интеграционных объединений ЕврАзЭс, ЕЭП и других, вплоть до заключения Многостороннего меморандума о взаимопонимании (МMOU) Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO), который в настоящее время проходит рабочие стадии для подписания во многих странах. Учитывая то, что подписание МMOU IOSCO, как достаточно объемного по правовому содержанию документа, требует длительного времени, считаем целесообразным использовать все имеющиеся другие возможности.
        Необходимо отметить, что Рекомендации по обеспечению взаимодействия организаций, осуществляющих учет прав на ценные бумаги государств - членов ЕврАзЭс, содержащие вышеизложенные предложения, одобрены решением № 26 от 28 октября 2004 г. Совета руководителей уполномоченных органов по регулированию рынков ценных бумаг при Интеграционном комитете ЕврАзЭс. Реализация данных Рекомендаций обеспечит в большой мере решение обозначенных проблем.
        Кроме того, п. 3 Плана Совета предусмотрена разработка плана совместных действий уполномоченных органов государств - членов ЕврАзЭС по гармонизации законодательства, регулирующего виды деятельности на рынках ценных бумаг, на 2004-2006 гг., что будет также способствовать практической реализации Рекомендаций ЕврАзЭс.
        
        1.3. Взаимный допуск иных профессиональных участников рынка ценных бумаг
        Взаимный допуск регистраторов и трансфер-агентов является нецелесообразным в силу содержания их деятельности. Вопрос взаимного допуска управляющих компаний, по нашему мнению, требует глубокого изучения. Более того, в настоящее время взаимный допуск брокеров-дилеров и управляющих компаний является преждевременным и невозможным в силу отсутствия взаимного допуска номинальных держателей.

    2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭМИССИИ (ВЫПУСК) И ВЫВОД (РАЗМЕЩЕНИЕ) ЦЕННЫХ БУМАГ НА ВЗАИМНЫЕ РЫНКИ КАЗАХСТАНА И РОССИИ

        2.1. Выпуск (эмиссия) и размещение российских ценных бумаг в Казахстане
        Выпуск акций нерезидентов Республики Казахстан невозможен.
        Выпуск облигаций нерезидентов в Республике Казахстан осуществляется в соответствии с теми же требованиями, которые установлены для резидентов.
        Размещение ценных бумаг нерезидентов, выпущенных как по законодательству Казахстана, так и по законодательству другой страны, в том числе России, подлежит лицензированию в связи с использованием валютных ценностей для инвестиций за границу (при этом предусмотрены исключения, например, наличие определенных рейтинговых оценок и осуществление инвестиций через брокеров-дилеров, а также поэтапная либерализация валютного регулирования).
        2.2. Выпуск (эмиссия) и размещение казахстанских ценных бумаг в России
        Выпуск за рубежом и размещение ценных бумаг резидентов среди нерезидентов согласно действующему законодательству осуществляется при условии, что ранее выпущенные эмиссионные ценные бумаги эмитента включены в список фондовой биржи на территории Республики Казахстан.
        С учетом зарубежной практики и в целях активизации внутреннего рынка в данной области предусмотрены существенные изменения. Согласно Закону <О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам рынка ценных бумаг и акционерных обществ> расширены требования к выпуску облигаций за рубежом и размещению среди нерезидентов.
        Для выпуска облигаций резидентами за рубежом требуется:

  • наличие разрешения уполномоченного органа;
  • включение ранее выпущенных эмиссионных ценных бумаг эмитента в список фондовой биржи на территории Республики Казахстан.
        Для размещения облигаций резидентов среди нерезидентов необходимы:
  • листинг (для выпущенных в РК) или получение согласия на листинг (для выпущенных в других государствах) данных облигаций на фондовой бирже на территории РК;
  • до (для выпущенных в РК) или одновременно c началом размещения (для выпущенных в других государствах) на территории иностранного государства данные облигации должны быть предложены на организованном рынке ценных бумаг Казахстана на тех же условиях цены размещения с учетом особенностей иностранного рынка ценных бумаг.
        Для размещения акций резидентов среди нерезидентов необходимы:
  • наличие разрешения уполномоченного органа;
  • включение ранее выпущенных эмиссионных ценных бумаг эмитента в список фондовой биржи на территории Республики Казахстан;
  • листинг данных акций на фондовой бирже на территории РК;
  • до начала размещения на территории иностранного государства не менее 20% данных акций должны быть предложены на организованном рынке ценных бумаг Казахстана. В случае реализации права преимущественной покупки количество акций, предложенных на организованном рынке ценных бумаг Казахстана, может быть менее 20%.
        Для размещения производных ценных бумаг резидентов, базовым активом которых являются акции, по инициативе или при участии акционерного общества среди нерезидентов необходим:
  • листинг данных акций на фондовой бирже на территории РК.
        Кроме того, размещение ценных бумаг резидентов среди нерезидентов подлежит регистрации как валютная операция, связанная с движением капитала для инвестиций резидентов за границу.
        2.3. Обращение ценных бумаг России и Казахстана на взаимных территориях
        Необходимо отметить, что технически свободное обращение ценных бумаг (регистрации сделок с ценными бумагами) России и Казахстана на взаимных территориях, в том числе организованных рынках, невозможно, как было изложено в разделе 1, без взаимного признания лицензий учетных организаций - как минимум депозитариев.
        2.4. Возможности обращения на рынке ценных бумаг Казахстана ценных бумаг, выпущенных в соответствии с законодательством других стран
        К обращению на рынке ценных бумаг в Казахстане допускаются государственные ценные бумаги других государств при наличии суверенных долгосрочных кредитных рейтинговых оценок в иностранной валюте не ниже ВВВ- (Standard & Poor's и Fitch) или Ваа3 (Moody's). При этом принимаются во внимание рейтинговые оценки, присвоенные (подтвержденные) в течение последних 18 месяцев. При наличии рейтинговых оценок нескольких рейтинговых агентств, принимается во внимание самая поздняя из них. Дополнительные требования к государственным ценным бумагам других государств устанавливаются фондовой биржей по согласованию с уполномоченным органом. Сделки с государственными ценными бумагами других государств совершаются на отдельной торговой площадке фондовой биржи.
        К обращению на организованном рынке также допускаются эмиссионные ценные бумаги международных финансовых организаций (МФО), перечень которых установливается фондовой биржей по согласованию с уполномоченным органом.
        При этом в отношении допущенных государственных ценных бумаг и ценных бумаг международных финансовых организаций требуются учет прав в центральном депозитарии и наличие маркетмейкера.
        Листинговые требования к негосударственным ценным бумагам нерезидентов, выпущенным в соответствии с законодательством других государств, не различаются по категориям и включают:
        1) свободное обращение акций (могут продаваться любому заинтересованному лицу без ограничений);
        2) государственная регистрация эмитента в соответствии с законодательством государства, резидентом которого является эмитент, осуществлена не менее чем за 3 года до подачи заявления о включении его ценных бумаг в официальный список;
        3) финансовая отчетность эмитента составляется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (IAS или GAAP);
        4) СК составляет:
  • для категории А - 100 млн долл. или эквивалент этой суммы;
  • для категории В - 10 млн долл. или эквивалент этой суммы;
        5) наличие чистого дохода:
  • для категории А - за каждый из 3 последних завершенных финансовых лет, и за каждый завершенный финансовый год во время нахождения ЦБ в официальном списке (с допустимым отсутствием чистого дохода во время нахождения ЦБ в официальном списке не более чем за 1 финансовый год);
  • для категории В - за последний завершенный финансовый год и за каждый завершенный финансовый год во время нахождения ЦБ в официальном списке (с допустимым отсутствием чистого дохода во время нахождения его ценных бумаг в официальном списке не более чем за 1 финансовый год);
        6) аудит годовой финансовой отчетности одной из аудиторских фирм: Deloitte & Touche, Ernst & Young, KPMG, Price Waterhouse Coopers;
        7) наличие у эмитента долгосрочной кредитной рейтинговой оценки в иностранной валюте (при листинге акций):
  • для категории А - не ниже А (Standard & Poor's или Fitch) или А2 (Moody's);
  • для категории В - не ниже В (Standard & Poor's или Fitch) или В2 (Moody's);
        8) наличие у облигаций рейтинговой оценки (при листинге облигаций):
  • для категории А - не ниже А (Standard & Poor's или Fitch) или А2 (Moody's);
  • для категории В - не ниже <В> (Standard & Poor's или Fitch) или <В2> (Moody's);
        9) отсутствие у эмитента случаев неисполнения или несвоевременного исполнения обязательств по выпущенным им ЦБ и других, размер которых в совокупности превышает 10% от размера активов эмитента;
        10) законодательством государства, резидентом которого является эмитент, учредительными документами эмитента и проспектом выпуска ЦБ не установлены положения, ущемляющие или ограничивающие права собственников ЦБ на их передачу (отчуждение); наличие по данным ЦБ маркетмейкера.
        При листинге производных ценных бумаг (финансовых инструментов), базовым активом которых являются негосударственные эмиссионные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством других государств, требования применяются по отношению к эмитенту базового актива.
        При листинге негосударственных эмиссионных ценных бумаг, выпущенных нерезидентами РК под гарантию резидента РК, являющегося единственным учредителем (участником) данного эмитента, листинговые требования применяются не к самому эмитенту, а к гаранту.

    3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАЗАХСТАНА И РОССИИ В РАЗВИТИИ ФОНДОВОГО РЫНКА

        Россия и Казахстан являются участниками различных интеграционных объединений, прежде всего ЕврАзЭс, ЕЭП, в рамках которых проводятся работы по взаимодействию фондовых рынков.
        Необходимо отметить, что наиболее последовательно вопросы обеспечения эффективной интеграции финансовых, в том числе фондовых, рынков Казахстана и России рассматриваются и решаются в рамках Европейско-Азиатского Экономического сотрудничества (ЕврАзЭс).
        При Интеграционном Комитете ЕврАзЭС функционирует Совет руководителей уполномоченных органов по регулированию рынков ценных бумаг (далее - Совет). По инициативе Совета было утверждено Соглашение о сотрудничестве государств - членов Евразийского сообщества на рынке ценных бумаг (далее - Соглашение).
        Целью Соглашения являются создание единого межгосударственного рынка ценных бумаг, разработка и принятие в рамках Евразийского экономического сообщества мер по защите интересов инвесторов, создание информационной базы данных о межгосударственном рынке ценных бумаг и обеспечение равноправного доступа к ней.
        Совет осуществляет свою дальнейшую деятельность на основании Соглашения и соответствующего ему Плана работы Совета на 2003-2005 гг. (далее - План), в соответствии с которым осуществляется реализация ряда мероприятий по гармонизации законодательства стран-членов, регулирующего деятельность рынка ценных бумаг по вопросам:
        1) корпоративного законодательства и корпоративного поведения.
        Решением Совета № 29 от 28 октября 2004 г. одобрены Рекомендации по гармонизации корпоративного законодательства государств-членов ЕврАзЭс;
        2) информационного обмена между уполномоченными органами по регулированию рынков ценных бумаг.
        Соглашение об обмене информацией между уполномоченными органами по регулированию рынков ценных бумаг государств - членов ЕврАзЭс подписано 23 декабря 2003 г.;
        3) раскрытию статистической информации о состоянии фондовых рынков.
        Решением Совета № 28 от 28 октября 2004 г. утверждена Форма представления информации о состоянии фондовых рынков государств - членов ЕврАзЭс;
        4) гармонизации законодательства государств - членов ЕврАзЭС с целью признания уполномоченными органами по регулированию рынков ценных бумаг организаций, осуществляющих депозитарную деятельность, и номинальных держателей на основании соответствующих лицензий, выданных другими государствами-членами ЕврАзЭС.
        Как было изложено выше, Советом по данному вопросу одобрены Рекомендации по обеспечению взаимодействия организаций, осуществляющих учет прав на ценные бумаги государств - членов ЕврАзЭс решение № 26 от 28 октября 2004 г.;
        5) по гармонизации законодательства, регулирующего виды деятельности на рынках ценных бумаг.
        Данный вопрос рассмотрен на V заседании Совета 3 июня 2005 г.;
        6) по гармонизации законодательства, регулирующего раскрытие информации о деятельности эмитентов ценных бумаг, и государственный контроль за соблюдением эмитентами прав и охраняемых законом интересов инвесторов.
        Решением Совета от 22 апреля 2004 г. №18 утвержден План совместных действий уполномоченных органов по регулированию рынков ценных бумаг государств - членов ЕврАзЭС по гармонизации законодательства, регулирующего раскрытие информации о деятельности эмитентов ценных бумаг, который в настоящее время находится в стадии реализации.
        7) осуществления лицензиатами рынков ценных бумаг, институциональными инвесторами и эмитентами, ценные бумаги которых включены в листинги фондовых бирж по наивысшей категории, бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.
        Данный вопрос находится в стадии разработки;
        8) унификации порядка государственной регистрации выпусков (эмиссий) ценных бумаг.
        В рекомендациях, принятых Советом по гармонизации законодательных условий эмиссии, размещения и обращения ценных бумаг на фондовых рынках государств - членов ЕврАзЭС на базе сравнительно-правового анализа законодательных условий функционирования национальных рынков ценных бумаг предложены основные направления гармонизации (сближения и унификации) национальных законодательств в обозначенной сфере с учетом мирового опыта и общепризнанных международных стандартов. В документе рекомендовано государствам - членам ЕврАзЭС при осуществлении мер по гармонизации и унификации законодательных условий эмиссии и обращения ценных бумаг на фондовых рынках государств Сообщества руководствоваться принципами:

  • соответствия внутренних законодательных актов общепризнанным нормам и принципам международного права;
  • сокращения норм непрямого действия, требующих принятия подзаконных актов и разработки специальных механизмов их применения;
        установления единых требований по раскрытию информации на рынках ценных бумаг государств - членов ЕврАзЭС;
  • выработки единых подходов к осуществлению надзора за деятельностью на рынке ценных бумаг.
        Кроме того, с целью унификации процедуры допуска к размещению и обращению на национальных фондовых рынках ценных бумаг, эмитированных резидентом любого государства - члена ЕврАзЭС, Советом предложено Постоянной комиссии Межпарламентской Ассамблеи (МПА) ЕврАзЭС по экономике и финансам совместно с Интеграционным комитетом подготовить Соглашение о едином евразийском паспорте эмитента, действующем на всей территории ЕврАзЭС, которым будут предусматриваться унифицированный порядок раскрытия информации об эмитенте в соответствии со стандартами Международной организации комиссий по ценным бумагам, а также упрощенная процедура эмиссии для эмитентов, ценные бумаги которых уже допущены к торгам на организованных рынках государств - членов ЕврАзЭС.
        Таким образом, при регистрации и обращении ценных бумаг эмитента-резидента государства - члена ЕврАзЭС на рынке ценных бумаг другого государства Сообщества и для обеспечения правовой защиты иностранных инвесторов необходимо предусмотреть возможность применения права того государства, которое обеспечило бы владельцу ценных бумаг наиболее благоприятный правовой режим;
        9) разработки Концепции общего рынка капиталов государств - членов ЕврАзЭс;
        10) унификации правил совершения сделок с ценными бумагами на фондовых рынках.
        11) предоставления равных условий доступа субъектов на национальные рынки ценных бумаг.
        Вопросы по п. 9-10 в настоящий момент находятся в стадии разработки.
        Полагаем, что План Совета в достаточной для современного этапа развития мере охватывает вопросы взаимодействия фондовых рынков государств - членов ЕврАзЭС, и взаимодействие данных рынков России и Казахстана должно осуществляться в обозначенных Планом направлениях.
        При этом основными задачами взаимодействия Казахстана и России в развитии фондового рынка являются принятие мер по созданию общедоступного фондового рынка, установление контактов между депозитариями (учетными системами) и взаимное открытие междепозитарных (корреспондентских) счетов депо (счетов номинального держания). Создание системы открытия международных междепозитарных счетов учетными организациями является основополагающей частью совершенствования механизма защиты прав и интересов инвесторов.

    4. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОРУЧЕНИЙ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Н. А. НАЗАРБАЕВА, ДАННЫХ В ПОСЛАНИИ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА НАРОДУ КАЗАХСТАНА ОТ 18 ФЕВРАЛЯ 2005 Г.

        Послание Главы государства народу Казахстана от 18 февраля 2005 г. <Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации> предусматривает в числе других мероприятий по финансовому рынку принятие мер для обеспечения прозрачности и публичности структуры собственников (собственности) акционерных обществ, сведений об их аффилированных лицах, в первую очередь банков, а также совершенствование надзора за сделками банков с аффилированными лицами (срок реализации - 2005 г.).
        Данные нормы предусмотрены в законе <О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам рынка ценных бумаг и акционерных обществ>, принятом 8 июля 2005 г. Вопросы рынка ценных бумаг и акционерных обществ в части совершенствования и обеспечения взаимодействия рынков ценных бумаг государств, условий номинального держания ценных бумаг, требования к выпуску ценных бумаг за рубежом, допуску и размещению иностранных ценных бумаг среди резидентов, раскрытия информации о собственниках ценных бумаг в целях регулирования и соблюдения интересов инвесторов, предусмотренные данным законопроектом, освещены в разделах I, II настоящей статьи.

    • Рейтинг
    • -1
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Механизмы рефинансирования банков
    Эволюция системы рефинансирования в России: история, проблемы и пути развития
    Стратегическое планирование в банках россии
    Стратегии развития российских банков
    Швейцарский банк пришел в Россию
    Инвестиционный анализ и оценка стоимости кредитной организации
    Юридические аспекты приобретения банка
    Вклад государства в формирование величины кредитной ставки
    Ничего лишнего, ничего нового
    Исследование российского рынка слияний и поглощений
    Стратегии слияний и поглощений в России
    Несовершенство акционерного законодательства России: в чью пользу?
    Новости
    Страховые компании как институциональные инвесторы на рынке ценных бумаг
    Управление активами страховых компаний
    Розничный продукт для розничного инвестора
    Преодоление монополизма институтов инфраструктуры финансового рынка и развитие их тарифной политики
    Статусная ответственность профессиональных участников рынка ценных бумаг: понятие и признаки
    Электронный документооборот - наше общее будущее
    Цели и задачи учетной системы на ближайшую перспективу
    Переход с бумажного на электронный документ. К чему готовиться
    Договырные отношения между регистраторами и номинальными держателями: плюсы и минусы
    Программное обеспечение и потребности пользователей разработка и опыт эксплуатации системы электронного документооборота
    Актуальные вопросы взаиможействия фондовых рынков казахстана и россии
    Роль рынка ценных бумаг в экономике азербайджана
    Особенности создания и функционирования расчетно-учетной системы рынка ценных бумаг Грузии
    Особенности инфраструктуры российского рынка. Совместная работа над ее улучшением

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100