Casual
РЦБ.RU

Договырные отношения между регистраторами и номинальными держателями: плюсы и минусы

Ноябрь 2005


    Хочется повторить совершенно очевидный факт: у регистраторов и депозитариев есть настоятельная потребность в увеличении объемов и качества взаимодействия. Качество взаимодействия как таковое не вызывает вопросов, так как деятельность регистраторов жестко регламентирована, но мы хотели бы под качеством взаимодействия подразумевать прежде всего сокращение сроков и затрат на коммуникации друг с другом.
    Ситуация на рынке отражает тенденцию повышения требовательности клиентов к продуктовому предложению и качеству обслуживания, заставляя регистраторов уделять все большее внимание разработке и продвижению продуктов и услуг с высокой добавленной стоимостью. Клиентами оказывается повышенное внимание к отношениям <регистратор - номинальный держатель>, поскольку часть требований клиентов регистратора по информационному сервису находится в этой области.
    Это, несомненно, положительная тенденция, но также следует отметить тот факт, что зачастую глубина отношений регистратора с различными клиентами разная и риски проведения операций по разным реестрам у регистратора разные.
    Наша компания, осознавая потребность в расширении взаимодействия между регистраторами и депозитариями и учитывая имеющиеся ограничения, решила пойти по пути заключения договоров об оказании услуг между регистратором и номинальным держателем.
    Сейчас у нас заключены два договора: с расчетным и кастодиальным депозитариям. Несколько договоров находятся в стадии обсуждения.
    Несколько слов о предлагаемой нами схеме отношений.

КАКИЕ МОМЕНТЫ ФОРМАЛИЗОВАНЫ В ДОГОВОРЕ?

    Наш относительно небольшой опыт показал, что в большинстве своем клиенты расчетных и кастодиальных депозитариев разные. У этих двух групп депозитариев разная структура доходов и, соответственно, разные потребности в части отношений с регистратором.
    По нашему мнению, расчетным депозитариям от регистратора требуется:

  • сверка остатков на счетах, справки, выписки, уведомления-он-лайн (в первую очередь обеспечение своей деятельности);
  • сервис клиентам по управлению своими пакетами в реестрах (во вторую очередь).
        Для кастодиальных депозитариев более важно сокращение времени на проведение транзакций как одно из средств привлечения клиентов.
        Видя различные потребности депозитариев, регистратор не может не отреагировать - депозитарию предоставляется пакет услуг, который формируется с учетом индивидуальных потребностей конкретного депозитария.
        В рамках договора регистратор предоставляет следующие услуги:
  • прием и предварительная экспертиза документов, служащих основанием проведения операций в реестрах владельцев именных ценных бумаг, перечень которых согласован регистратором и депозитарием;
  • исполнение операций по счету депозитария в порядке и сроки, определенные Договором (Т + 1 или Т + 0);
  • выдача информации из реестров владельцев именных ценных бумаг (перечень реестров согласован регистратором и депозитарием), в том числе на основании постоянно действующего запроса;
  • передача полученных от эмитентов бюллетеней для голосования и других материалов, связанных с корпоративными действиями.
        Дополнительно выделяется сотрудник регистратора, который занимается сопровождением договора, также осуществляется оперативная передача информации по оговоренному каналу связи.
        Договором определена ответственность сторон, которую они несут в соответствии с действующим законодательством РФ, и предусмотрен порядок урегулирования спорных ситуаций, в соответствии с которым стороны должны использовать все возможности для поиска взаимоприемлемого решения на условиях Договора или иных согласованных условиях.
        Представленный порядок взаимодействия позволяет удовлетворить потребности депозитария, однако есть еще один аспект. Все стороны - и регистратор, и депозитарий - заинтересованы в сокращении операционных издержек. И, конечно, логичным шагом на пути к их сокращению будет переход на технологию электронного документооборота (ЭДО). Однако, наряду с несомненными преимуществами ЭДО перед бумажным документооборотом, возникает ряд проблем, связанных с внедрением этой системы в пока еще недостаточно готовый к новым технологиям институт регистраторов.

    С КАКИМИ НОВЫМИ ПРОБЛЕМАМИ СТАЛКИВАЕТСЯ РЕГИСТРАТОР, ПЕРЕХОДЯ НА ЭДО?

  • Коммуникационные риски - сложность сопряжений технологий и кросс-сертификация.
  • Риски, связанные с идентификацией участников - проверкой ЭЦП (электронной цифровой подписи). 2 июля 2005 г. деятельность по выдаче сертификатов ключей электронных цифровых подписей, регистрации владельцев электронных цифровых подписей, оказанию услуг, связанных с использованием электронных цифровых подписей, и подтверждению подлинности электронных цифровых подписей исключена из перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, что, безусловно, во многом упрощает использование ЭЦП, но, с другой стороны, и увеличивает риски, связанные с ее идентификацией.
  • Вопросы, связанные с необходимостью сопряжения технологий (форматы взаимодействия регистратора и депозитария ПАРТАД - очень большой шаг на пути к урегулированию этих вопросов).
  • Несовершенство законодательных актов (это можно отметить как одну из самых серьезных проблем).
  • Отсутствие судебной практики по рассмотрению споров по электронным документам.
        Практическое внедрение ЭДО показывает, что потребности профессиональных участников опережают существующую нормативно-правовую базу и, в настоящее время, кроме договора, нет более детально регулирующего отношения документа.
        Само по себе наличие договора помогает оговорить взаимные обязательства, ответственность и порядок урегулирования претензий, тем самым стороны описывают и принимают на себя риски работы по ЭДО. Хорошо проработанный, подробный договор создает больше прозрачности и дает уверенность контрагентам и регуляторам в правильности применяемой технологии.
        Мы считаем, что необходимо утверждение со стороны надзорных органов параметров договора и ЭДО в целом. Это позволило бы создать практическую правовую среду, которая снимала бы риски контрагентов. Без правовой основы внедрение в широких масштабах ЭДО невозможно, а потребности в нем растут не только у регистраторов и депозитариев, но и у их контрагентов. У нас сложилось мнение, возможно, несколько смелое, что ФСФР не торопится с активным участием в процессе создания ЭДО, потому что не решен вопрос, как она будут урегулировать возникающие жалобы заинтересованных лиц.
        Вернемся к теме <плюсов> и <минусов>.

    КАК ДОГОВОР ПОМОГАЕТ РЕШИТЬ ЗАДАЧИ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД ДЕПОЗИТАРИЕМ И РЕГИСТРАТОРОМ (ПЛЮСЫ)?

  • Удовлетворение потребностей депозитария по срокам исполнения операций и выдачи информации.
  • Удовлетворение потребностей регистратора в сборе реестров.
  • Снижение затрат депозитария при сопровождении сделок.
  • Возможность максимально четко определить порядок проверки ЭЦП, уведомления о доставке и т. д., установить ответственность сторон, порядок рассмотрения споров и компенсации, установленные двухсторонним договором.
  • Договор может лучше, чем порядок, определенный законодательством, увязать разные технологии.

    КАКИЕ ПРЕПЯТСТВИЯ В ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЯХ?

  • Необходимость выстраивать индивидуальные отношения.
  • Необходимость тратить деньги на сопровождение договорных отношений.
  • Необходимость поддерживать различные технологии.
        Хочется отметить еще один спорный момент - сама возможность существования договорных отношений между регистратором и зарегистрированным лицом (в том числе депозитарием). Регистратор, в силу своего статуса на рынке, имеет техническую возможность оказания дополнительного сервиса одному зарегистрированному лицу, но тем самым может быть нанесен ущерб другому лицу.
        Например, Кодекс корпоративного поведения, рекомендованный к применению ФСФР, гласит, что корпоративное поведение должно обеспечивать высокий уровень деловой этики в отношениях между участниками рынка. Одним из принципов Кодекса корпоративного поведения является равное отношение к акционерам, владеющим равным числом акций одного типа.
        Учитывая требования законодательства и рекомендации ФСФР в части соблюдения Кодекса корпоративного поведения, регистратор публично предлагает перечень своих услуг всем зарегистрированным лицам и в дальнейшем обязан предоставлять <озвученные> услуги каждому, пожелавшему ими воспользоваться.
        Речь даже не о том, вправе ли регистратор заключать договоры с зарегистрированными лицами, а скорее об обязательстве регистратора все услуги, которые он оказывает зарегистрированным лицам, продавать в порядке публичной оферты. Это очень важный момент с точки зрения управления рисками деятельности регистратора.
        Однако эта сторона вопроса также недостаточно освещена законодательными и нормативными актами. Важно, чтобы в документах, регламентирующих ЭДО, которые будут приняты, у регистратора оставалась возможность выбора способа взаимодействия с зарегистрированными лицами.
        Несомненно, за электронным документооборотом будущее учетной системы, и подтверждение тому - опыт стран с развитыми фондовыми рынками. Однако мы считаем, что в настоящее время ЭДО невозможен без дублирующего бумажного документооборота - до тех пор, пока действует (и не внесены в него изменения) Положение о ведении реестра, утвержденное Постановлением ФКЦБ № 27, жестко регулирующее деятельность регистратора.

        Примечание
        1 На основе доклада на Круглом столе <Повышение эффективности взаимодействия участников учетной системы>, организованном Некоммерческим партнерством <Национальный депозитарный центр> и Фондом <Институт фондового рынка и управления>, 14 сентября 2005 г.

    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Механизмы рефинансирования банков
    Эволюция системы рефинансирования в России: история, проблемы и пути развития
    Стратегическое планирование в банках россии
    Стратегии развития российских банков
    Швейцарский банк пришел в Россию
    Инвестиционный анализ и оценка стоимости кредитной организации
    Юридические аспекты приобретения банка
    Вклад государства в формирование величины кредитной ставки
    Ничего лишнего, ничего нового
    Исследование российского рынка слияний и поглощений
    Стратегии слияний и поглощений в России
    Несовершенство акционерного законодательства России: в чью пользу?
    Новости
    Страховые компании как институциональные инвесторы на рынке ценных бумаг
    Управление активами страховых компаний
    Розничный продукт для розничного инвестора
    Преодоление монополизма институтов инфраструктуры финансового рынка и развитие их тарифной политики
    Статусная ответственность профессиональных участников рынка ценных бумаг: понятие и признаки
    Электронный документооборот - наше общее будущее
    Цели и задачи учетной системы на ближайшую перспективу
    Переход с бумажного на электронный документ. К чему готовиться
    Договырные отношения между регистраторами и номинальными держателями: плюсы и минусы
    Программное обеспечение и потребности пользователей разработка и опыт эксплуатации системы электронного документооборота
    Актуальные вопросы взаиможействия фондовых рынков казахстана и россии
    Роль рынка ценных бумаг в экономике азербайджана
    Особенности создания и функционирования расчетно-учетной системы рынка ценных бумаг Грузии
    Особенности инфраструктуры российского рынка. Совместная работа над ее улучшением

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100