РЦБ.RU
  • Версия для печати
  • Скачать .pdf
  • Автор
  • Львов Алексей, Заместитель начальника отдела нормативно-правового регулирования деятельности профессиональных участников финансового рынка Управления регулирования деятельности участников финансового рынка ФСФР России

  • Все статьи автора

Цели и задачи учетной системы на ближайшую перспективу

Ноябрь 2005

    В ближайших планах нормотворческой деятельности Федеральной службы по финансовым рынкам предусмотрена работа по созданию положения, регулирующего деятельность регистраторов взамен действующего Постановления ФКЦБ России от 2 октября 1997 г. № 27 <Об утверждении Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг>.

    Рабочие группы по выработке и внесению изменений в Положение о ведении реестра собирались уже неоднократно, но вопрос так и не был решен. Решение данного вопроса требует комплексного подхода к изменению действующей нормативно-правовой базы с учетом детальной проработки необходимых изменений во все нормативные документы, регулирующие деятельность учетной системы на рынке ценных бумаг. А это вопрос не только уровня приказа ФСФР, но и уровня изменений в законодательство о рынке ценных бумаг. Следует уточнить, что все вопросы по изменению действующих нормативных документов будут решаться ФСФР России в соответствии с ее полномочиями, установленными в Положении о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 317.
    В рамках управления регулирования деятельности профессиональных участников и инфраструктурных организаций на финансовом рынке вырабатывается общая концепция изменений, которые необходимо внести в положение, регулирующее деятельность регистраторов.
    На мой взгляд, представляется нужным также учесть (дополнительно проработать) в новом документе, регулирующем деятельность регистраторов, следующие моменты (эти вопросы часто задаются в запросах, направленных в адрес ФСФР России):
    1. Вопрос отражения взаимодействия регистраторов и эмитентов при ликвидации, банкротствах, реорганизации эмитентов.
    Например, может ли эмитент, находящийся в стадии банкротства, менять регистратора? Вправе ли регистратор проводить операции в реестре акционеров, если эмитент находится в стадии банкротства и ведется реестр требований кредиторов? Могут ли вестись разными регистраторами эти реестры?
    Далее необходимо уточнить, какие документы являются основанием для проведения операции аннулирования ценных бумаг бывшего эмитента при присоединении, выделении обществ?
    И общая проблема всех институтов учетной системы, решение которой лежит больше в правовой плоскости, - эмитент ликвидирован, реестр акционеров закрыт. Однако законодательством не предусмотрено принятие решения об аннулировании государственной регистрации выпусков ценных бумаг, и они продолжают учитываться как действующие. Как необходимо поступать регистраторам и депозитариям?
    2. Следующий круг вопросов, требующих глубокой нормативной и правовой проработки, - это вопросы доверительного управления ценными бумагами. Точнее, разграничения понятий самого управления ценными бумагами и управления правами по ценным бумагам, поскольку лицензия не требуется в случае, если доверительное управление связано только с осуществлением управляющим прав по ценным бумагам. Для решения данного вопроса необходимо внести небольшие изменения в ст. 5 Закона <О рынке ценных бумаг>.
    3. Взаимодействие регистратора и нотариусов при открытии наследства, проведении нотариальных действий.
    Например, можно или запрещено провести операцию блокирования лицевого счета зарегистрированного лица на основании запроса нотариуса? Может ли регистратор предоставить по запросу нотариуса выписку из реестра акционеров?
    4. Вопросы о дополнениях в перечень оснований для отказа в проведении операций.
    Например, у регистратора нет оснований для отказа в проведении операций в реестре при несоблюдении эмитентом этапов эмиссии ценных бумаг.
    Остро необходимо, мне кажется, предусмотреть законодательно, что регистратор обязан отказать зарегистрированному лицу в проведении операций в реестре в случае получения предписания, запрещающего проведение операций в реестре владельцев ценных бумаг.
    5. Определенно существуют проблемы по уточнению оснований присвоения ценным бумагам статуса <ценные бумаги неустановленного лица>.
    Самый насущный вопрос: если в реестре есть только старые данные, удостоверяющие владельца, а именно паспорт гражданина СССР образца 1974 г., то можно ли присвоить такой статус?
    Второй по распространенности вопрос, точнее, группа вопросов:

  • Включаются ли в список акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, ценные бумаги, лицевым счетам которых присвоен статус <ценные бумаги неустановленного лица>?
  • Учитываются ли они при определении кворума общего собрания? Каким образом реализуется право на дивиденды?
  • При выпуске акций дополнительной эмиссии распространяется ли на неустановленных лиц преимущественное право?
        Все это требует глубокой правовой проработки.
        6. Также планируется уточнить ряд вопросов по раскрытию информации регистратором.
        Например, следует ли регистратору при раскрытии по запросу о процентном соотношении требовать от номинального держателя подтверждения такого требования от владельца акций? Мне кажется, что следует отрегулировать, какую информацию может регистратор предоставить по запросу эмитента (возможна ли передача копий передаточных распоряжений, а также копий документов, предоставляемых юридическими лицами для открытия лицевого счета).
        Это только малая часть вопросов, для решения которых обращаются в ФСФР, а также подходы к решению которых, на мой взгляд, необходимо прописать в новом нормативном документе.
        Регистраторы являются одной из частей учетной системы, и формирование концепции нового постановления, регулирующего деятельность регистраторов, некорректно без внесения соответствующих изменений в Положение о депозитарной деятельности в Российской Федерации, утвержденное постановлением ФКЦБ России от 16 октября 1997 г. № 36.
        Следует отметить, что сейчас проводится конкурс, кто будет писать текст закона о Центральном депозитарии. Наличие института Центрального депозитария тоже должно наложить отпечаток на действующие и разрабатываемые нормативные документы. По моему мнению, будет правильно, если в этих документах будет предусмотрена возможность наличия и использования электронного документооборота как основы для взаимодействия участников учетной системы. Но в этой области также много вопросов, требующих серьезной правовой проработки.
        Когда в Федеральной службе по финансовым рынкам будет выработана и согласована концепция нового документа, регулирующего деятельность регистраторов, его текст должен появиться на сайте ФСФР, и после этого мы пригласим всех участников рынка принять участие в его обсуждении.

        Примечание
        1 На основе доклада на Круглом столе <Повышение эффективности взаимодействия участников учетной системы>, организованном Некоммерческим партнерством <Национальный депозитарный центр> и Фондом <Институт фондового рынка и управления>, 14 сентября 2005 г.

    • Рейтинг
    • 0
    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Механизмы рефинансирования банков
    Эволюция системы рефинансирования в России: история, проблемы и пути развития
    Стратегическое планирование в банках россии
    Стратегии развития российских банков
    Швейцарский банк пришел в Россию
    Инвестиционный анализ и оценка стоимости кредитной организации
    Юридические аспекты приобретения банка
    Вклад государства в формирование величины кредитной ставки
    Ничего лишнего, ничего нового
    Исследование российского рынка слияний и поглощений
    Стратегии слияний и поглощений в России
    Несовершенство акционерного законодательства России: в чью пользу?
    Новости
    Страховые компании как институциональные инвесторы на рынке ценных бумаг
    Управление активами страховых компаний
    Розничный продукт для розничного инвестора
    Преодоление монополизма институтов инфраструктуры финансового рынка и развитие их тарифной политики
    Статусная ответственность профессиональных участников рынка ценных бумаг: понятие и признаки
    Электронный документооборот - наше общее будущее
    Цели и задачи учетной системы на ближайшую перспективу
    Переход с бумажного на электронный документ. К чему готовиться
    Договырные отношения между регистраторами и номинальными держателями: плюсы и минусы
    Программное обеспечение и потребности пользователей разработка и опыт эксплуатации системы электронного документооборота
    Актуальные вопросы взаиможействия фондовых рынков казахстана и россии
    Роль рынка ценных бумаг в экономике азербайджана
    Особенности создания и функционирования расчетно-учетной системы рынка ценных бумаг Грузии
    Особенности инфраструктуры российского рынка. Совместная работа над ее улучшением

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
    Яков Миркин
    Инвестиции: макроэкономические вызовы
    Какую модель экономики мы создали за четверть века? Это экономика сверхконцентраций собственности и огосударствления. Экономика вертикалей, олигополий, ресурсы сверхконцентрированы в Москве, малый и средний бизнес — подавлен.
    Константин Угрюмов
    Софинансирование ИПК — улучшение качества жизни россиян не только в будущем, но и сейчас
    Банк России и Минфин РФ согласовали концепцию индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Гражданам предложат копить себе на пенсию самостоятельно. Вопрос в том, какое количество россиян согласится участвовать в новой пенсионной системе.
    АО «ЕФГ Управление Активами»
    Solvency II для НПФа
    Согласно Информационному письму Банка России - в первой половине 2017 года будет разработана дорожная карта внедрения Solvency II на российском страховом рынке. В статье описан опыт использования стандартов Solvency II для частных пенсионных фондов в ЕС, обсуждается возможность применения Solvency II для российских НПФов.
    Светлана Бик
    Долгосрочные институциональные инвестиции в инфраструктуру россии на основе концессии: итоги 2016 года
    В 2005 г. в РФ появилась возможность финансирования инфраструктуры за счет концессионной модели, которая является основной формой ГЧП для реализации крупных проектов. За прошедшее время к финансированию подключились и НПФы. Отличительной особенностью является присутствие в схеме финансирования концессионных облигаций.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100