Casual
РЦБ.RU

Преодоление монополизма институтов инфраструктуры финансового рынка и развитие их тарифной политики

Ноябрь 2005

    Развитие экономики отдельного региона, а значит, и страны в целом зависит от способности привлечь финансовые ресурсы. Одним из путей решения этой проблемы является создание развитой системы коллективного инвестирования.

    Коллективное инвестирование представляет собой механизм, при помощи которого частные мелкие инвесторы передают денежные средства и активы профессиональным менеджерам для управления. В России в соответствии с Комплексной программой мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров, утвержденной Указом Президента РФ от 21 марта 1996 г. № 408, к отрасли коллективного инвестирования, требующей поддержки государства, отнесены:

  • акционерные инвестиционные фонды;
  • паевые инвестиционные фонды;
  • кредитные союзы;
  • негосударственные пенсионные фонды.
        Рассмотрим сложившуюся ситуацию на рынке коллективных инвестиций Тюмени. По состоянию на начало 2005 г. в городе представлены инвестиционные паи 67 ПИФов под управлением 19 управляющих компаний: из них 53 открытых и 14 интервальных ПИФов. Преобладают фонды смешанных инвестиций, акций и облигаций.
        Ни одной собственной управляющей компании ПИФов в Тюменской области не зарегистрировано. Таким образом, развитие ПИФов в Тюменском регионе происходит исключительно путем расширения агентской сети паевых фондов, работающих в Москве. В Тюменской области (включая округа) зарегистрированы 6 НПФов (2,05% от общего количества НПФов в России). Доля участников НПФов Тюменской области составила немногим более 1% от общего количества участников НПФов России.
        По оценкам Фонда поддержки организаций финансовой взаимопомощи, по итогам первого полугодия 2004 г. в России насчитывается более 500 кредитных кооперативов (исключая сельские кредитные кооперативы), в которых состоит более 250 тыс. граждан; 87% от общего количества кооперативов - организации с численностью не более 500 человек, и только 8% - кооперативы, объединяющие свыше 1000 человек. В настоящее время большая часть кредитных союзов находится в стадии становления и роста.
        В Тюменском регионе зарегистрированы 3 института кредитной кооперации - членов Лиги кредитных союзов. На данный момент статистической информации по активам и величине портфеля займов нет, так как на государственном уровне ее никто не осуществляет. Реально действующим является кредитный союз <ЭКПА>, созданный в 1993 г. в г. Урае Ханты-Мансийского автономного округа.

    ФАКТОРЫ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ИНВЕСТОРОВ

        Можно выделить 3 группы факторов успешного развития коллективных инвесторов: финансово-экономические, регулятивные и социальные.
        В группу финансово-экономических факторов входят:

  • устойчивый экономический рост;
  • зрелость финансового рынка и развитость его инфраструктуры;
  • снижение темпов инфляции;
  • рост реальных денежных доходов населения, расширение границ среднего класса.
        Группу регулятивных факторов определяет:
  • наличие развитой системы регулирования институтов коллективного инвестирования, в том числе законодательного обеспечения (его последовательного и справедливого применения), наличие регулирующего органа и региональной сети регулирующего органа; развитие саморегулирования отрасли;
  • существование надежных способов компенсации для пострадавших;
  • благоприятный налоговый режим.
        К социальным факторам следует отнести:
  • повышение финансовой, в том числе инвестиционной, культуры населения;
  • взаимное доверие населения, власти и бизнеса;
  • содействие со стороны органов государственной власти и местного самоуправления развитию институтов коллективного инвестирования.
        Нами проведен анализ состояния и динамики выделенных факторов и их влияния на развитие институтов коллективного инвестирования на примере двух субъектов РФ - Москвы и Тюменской области - за период с 2000 по 2004 г. [2. С. 181-217]. Источником информации для анализа послужили данные официальной статистики [3], [4], [5], [6].
        Анализ финансово-экономических факторов успешного развития коллективных инвесторов Тюменской области и г. Москвы показал, что в 2000-2004 гг. оба субъекта демонстрировали устойчивый экономический рост. Экономическая ситуация в Тюменской области и Москве характеризовалась высокими темпами роста производства товаров и услуг, реальных денежных доходов населения, инвестиций в основной капитал.
        Следует отметить превалирующий экономический вклад Тюменской области по сравнению с Москвой в развитие экономики страны. В то же время по величине среднедушевых денежных доходов населения область существенно уступает столице. Для развития институтов коллективного инвестирования, ориентированных в первую очередь на частного мелкого инвестора, важное значение имеет доходная обеспеченность населения. Распределение населения Тюменской области по величине среднедушевых денежных доходов представлено в табл. 1.

    Таблица 1. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ВЕЛИЧИНЕ СРЕДНЕДУШЕВЫХ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ
    Показатель Доля населения, %
    1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г.
    Среднедушевой денежный доход в месяц, руб.
    до 5500 93,8 85,13 71,06 54,46 46,62
    от 5500 до 8500 4,17 8,96 14,58 19,2 20,14
    свыше 8500 2,03 5,91 14,36 26,34 33,24
    Коэффициент дифференциации доходов 21,3 20 21,4 20 20,3

        Как свидетельствуют данные, в регионе наблюдается высокая степень дифференциации доходов. В то же время очевиден рост сбережений в группе с высоким доходом. Таким образом, необходимо трансформировать растущие доходы граждан в сбережения, а сбережения - в инвестиции.
        Как видно из табл. 2, в 2000-2004 гг. наблюдалась тенденция увеличения разницы между денежными доходами населения Тюменской области и его расходами. В структуре расходов населения снизилась доля затрат на покупку товаров и услуг. Наиболее предпочтительным для населения Тюменской области способом сбережений являлась покупка иностранной валюты. Огромные денежные средства, находящиеся на руках у населения, представляют собой омертвленный инвестиционный ресурс.

    Таблица 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
    Показатель (на конец года) Годы
    2000 2001 2002 2003
    Денежные доходы населения, млн руб. 191 043 276 638,1 331 497 408 903,9*
    Денежные расходы населения, млн руб. 122 177,2 179 150,3 231 880,8 306 667*
    В том числе
    покупка товаров и оплата услуг, млн руб. (% к итогу) 83 022,4 (68) 114948,9 (64,2) 151 433,4 (65,3) 199 149,8 (64,9)
    оплата обязательных платежей и разнообразных взносов, млн руб. (% к итогу) 19255 (15,7) 30 240,2 (16,9) 35 689,6 (15,4) 43 012,3* (10,5)
    накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах, млн руб. (% к итогу) 5566,8 (4,5) 10 663,4 (6) 11 394,1 (4,9) 23 034,4* (14)
    покупка валюты, млн руб. (% к итогу) 12428 (10,2) 18 477,1 (10,3) 21 749,8 (9,4) 24 114,9 (7,5)
    другие расходы, млн руб. (% к итогу) 1905,1 (1,6) 4 820,7 (2,6) 11 613,9 (5) 17 355,6 (5,7)
    прирост, уменьшение денег на руках унаселения, млн руб. (% к итогу) 68 866 (36) 97 487,8 (35,2) 99 616,2 (30,1) 102 236,9 (25)

        Теоретически сбережения во вкладах коммерческих банков - потенциальный источник формирования коллективных инвесторов в Тюменском регионе. Об объемах депозитов и вкладов физических лиц, привлеченных кредитными организациями, можно судить по результатам, представленным в табл. 3.

    Таблица 3. ДИНАМИКА ОБЪЕМА ДЕПОЗИТОВ И ВКЛАДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РУБЛЯХ И ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ, ПРИВЛЕЧЕННЫХ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
    Объем Дата, по состоянию
    на 01.01.2001 на 01.01.2002 на 01.01.2003 на 01.01.2004 на 01.01.2005
    В рублях, тыс. руб. 12 101 201 21 359 015 30 670 961 50 074 636 65 369 443
    В рублях на душу населения, руб. 3 691,8 6 527,42 9 318,52 15 266,7 Нет свед.
    В иностранной валюте, тыс. руб. 4 186 843 7 166 919 11 855 286 12 811 510 13 369 982
    В иностранной валюте на душу населения, руб. 1 286,79 2 190,24 3 601,9 3 905,9 Нет свед.

        Успешное размещение облигационного займа Администрации Ханты-Мансийского автономного округа, начатое в 2002 г., также позволяет сделать вывод о наличии инвестиционных сбережений у населения Тюменской области и возможности их привлечения на развитие экономики региона.
        Судя по данным, представленным в табл. 4, у населения Тюменского региона возрос спрос на кредитные ресурсы, что позволяет говорить о хорошем уровне и стабильности получаемых им денежных доходов, поскольку именно этот показатель рассматривается работниками коммерческих банков в качестве главного фактора при кредитовании населения. На наш взгляд, можно утверждать, что в Тюменской области происходит формирование массового потенциального клиента для институтов коллективного инвестирования.

    Таблица 4. ДИНАМИКА ОБЪЕМА ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО КРЕДИТАМ В РУБЛЯХ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫМ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ
    Задолженность Дата, по состоянию
    на 01.01.2001 на 01.01.2002 на 01.01.2003 на 01.01.2004 на 01.01.2005
    Объем, млн руб. 1 570,615 516,927 6 991,643 15 171,220 31 021,547

        Серьезное отставание Тюменского области наблюдается и в развитии финансового рынка. Регион отстает от Москвы по уровню насыщенности банковскими учреждениями и основным показателям их деятельности [5].
        Факт неодинакового уровня развития финансового рынка в разных регионах страны по количеству разнообразных обращающихся финансовых инструментов, наличию профессиональных участников рынка ценных бумаг, в том числе образующих инфраструктуру коллективного инвестирования, общеизвестен. Влияние данного фактора на развитие коллективных инвесторов в регионе смягчается доступностью Интернет-технологий в случае финансовых инструментов, обращающихся на биржевом рынке. В то же время развитию институтов коллективного инвестирования в стране препятствует недостаток ликвидных и надежных финансовых инструментов для инвестирования, который в определенной мере может быть преодолен развитием рынка субфедеральных и муниципальных заимствований путем выпуска долговых ценных бумаг.
        С 1999 по 2002 г. инструменты рынка ценных бумаг для привлечения заимствований использовали 25 субъектов РФ и 10 городов. Ханты-Мансийский автономный округ вышел на рынок субфедеральных и муниципальных ценных бумаг в 2002 г. Объем эмиссии ценных бумаг ХМАО в 2002 г. составил 1331,5 млн руб. (4,6% от общего объема эмиссии в России), Ямало-Ненецкого автономного округа - 206,8 млн руб. (0,7% от общего объема эмиссии), Москвы - 11847,8 млн руб. (40,7% от общего объема эмиссии) [7. C. 63].
        Следует отметить слабое развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг на региональном уровне [2. С. 181-217], [8].
        Одна из основных причин серьезного отставания Тюменского региона в развитии финансового рынка связана с системой распределения валового регионального продукта, ущемляющей интересы региона. Изучение данного вопроса не входит в задачи нашего исследования. В то же время анализ финансово-экономических факторов позволяет сделать вывод о наличии в Тюменской области экономического и финансового потенциала для развития институтов коллективного инвестирования.
        Анализ регулятивных факторов позволяет говорить о серьезных недостатках в системе регулирования российских коллективных инвесторов. Факторы этой группы формируются на федеральном уровне и в одинаковой мере влияют на развитие коллективных инвесторов в любом регионе. Следовательно, неудовлетворительное состояние второй группы факторов не может быть главной причиной неравномерного развития коллективного инвестирования в регионах страны.
        Социальные факторы оказывают непосредственное влияние на регионализацию институтов коллективного инвестирования.
        По нашему мнению, факторы этой группы являются наиболее значимыми для развития институтов коллективного инвестирования в Тюменской области. В условиях отсутствия достаточных знаний в области технологии поведения на рынке ценных бумаг, осторожного и консервативного к нему отношения трудно переоценить роль органов государственной власти и местного самоуправления в развитии институтов коллективного инвестирования и фондового рынка в целом. Органам государственной власти в регионах необходимо прежде всего разработать четкую программу действий, направленных на развитие регионального сегмента фондового рынка. Ярким примером такого развития является Москва. Важнейшая часть экономической политики столицы - формирование организованного рынка ценных бумаг, активизация использования организациями города инструментов фондового рынка [6].

    ВЫВОДЫ

        Анализ выделенных групп факторов успешного развития коллективных инвесторов (финансово-экономических, регулятивных и социальных) позволяет сделать следующие выводы.
        1. Разные группы факторов в той или иной степени подвержены управляющим воздействиям со стороны региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Наиболее управляемыми являются финансово-экономические и социальные факторы. Региональные органы государственной власти и органы местного самоуправления в меньшей степени могут воздействовать на регулятивные факторы.
        2. Без активизации и изменения политики центра в отношении регионов решить проблему регионализации коллективных инвесторов в ближайшее время вряд ли возможно.
        3. В настоящее время в Тюменской области сформировались экономические и финансовые условия для развития институтов коллективного инвестирования. Подтверждением тому является активизация деятельности управляющих компаний Москвы в Тюменской области.
        4. В современных российских условиях успех в развитии институтов коллективного инвестирования непосредственно связан с политикой региональной власти.
        5. Успешное развитие коллективных инвесторов в регионе невозможно без комплексного подхода к решению данного вопроса, в частности без принятия мер по развитию региональных сегментов фондового рынка.
        Для того чтобы финансовые ресурсы не уходили из региона и инвестировались на месте, необходимы соответствующие условия. Создание таких условий - важнейшая задача органов государственной власти и местного самоуправления.

    СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

        1. Кокорев Р. А., Трухачев С. А. Регулирование негосударственных пенсионных фондов: сопоставление российской практики и мирового опыта // Информационно-аналитический бюллетень. 2003. Декабрь. № 50 (Фонд <Бюро экономического анализа> / www.beafnd.org).
        2. Экономика региона: взаимодействие реального и финансового секторов. Тюмень, 2005.
        3. Регионы России. Основные характеристики субъектов РФ. 2003 / Госкомстат России. М., 2003.
        4. Статистический ежегодник: Ч. 1 / Тюменский областной комитет госстатистики. Тюмень, 2004.
        5. www.cbr.ru (Банк России).
        6. www.mos.ru (Правительство Москвы).
        7. Шадрин А. Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований в 2002 г. // РЦБ. 2003. № 5. С. 59-65.
        8. www.fcsm.ru (Федеральная служба по финансовым рынкам).

    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Механизмы рефинансирования банков
    Эволюция системы рефинансирования в России: история, проблемы и пути развития
    Стратегическое планирование в банках россии
    Стратегии развития российских банков
    Швейцарский банк пришел в Россию
    Инвестиционный анализ и оценка стоимости кредитной организации
    Юридические аспекты приобретения банка
    Вклад государства в формирование величины кредитной ставки
    Ничего лишнего, ничего нового
    Исследование российского рынка слияний и поглощений
    Стратегии слияний и поглощений в России
    Несовершенство акционерного законодательства России: в чью пользу?
    Новости
    Страховые компании как институциональные инвесторы на рынке ценных бумаг
    Управление активами страховых компаний
    Розничный продукт для розничного инвестора
    Преодоление монополизма институтов инфраструктуры финансового рынка и развитие их тарифной политики
    Статусная ответственность профессиональных участников рынка ценных бумаг: понятие и признаки
    Электронный документооборот - наше общее будущее
    Цели и задачи учетной системы на ближайшую перспективу
    Переход с бумажного на электронный документ. К чему готовиться
    Договырные отношения между регистраторами и номинальными держателями: плюсы и минусы
    Программное обеспечение и потребности пользователей разработка и опыт эксплуатации системы электронного документооборота
    Актуальные вопросы взаиможействия фондовых рынков казахстана и россии
    Роль рынка ценных бумаг в экономике азербайджана
    Особенности создания и функционирования расчетно-учетной системы рынка ценных бумаг Грузии
    Особенности инфраструктуры российского рынка. Совместная работа над ее улучшением

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100