Casual
РЦБ.RU

Розничный продукт для розничного инвестора

Ноябрь 2005


    Интервью с руководителем проекта "Сеть паевых супермаркетов" Евгением Очковским

    Не секрет, что в большинстве российских регионов рынок паевых инвестиционных фондов не развит или развит слабо. Поэтому вопрос развития региональных рынков коллективного инвестирования приобретает особую актуальность. О технологии продаж паев фондов в регионах, а также о методах повышения инвестиционной грамотности населения рассказывает руководитель проекта <Сеть паевых супермаркетов> Евгений Очковский.

    РЦБ: Евгений Сергеевич, какие факторы, по Вашему мнению, в наибольшей степени влияют на развитие отрасли коллективных инвестиций?

    Е. О. Наибольшее значение для деятельности паевых инвестиционных фондов имеют следующие факторы: общая экономическая обстановка и инвестиционный климат в стране; уровень развития инфраструктуры рынка ценных бумаг и, в частности, рынка коллективных инвестиций как в столице, так и в регионах; желание со стороны управляющих компаний проводить активные действия по пропаганде инструментов рынка коллективных инвестиций.
    Безусловно, наряду с перечисленными факторами, мы не должны забывать об уровне инвестиционной культуры населения.

    РЦБ: Насколько развитие рынка коллективных инвестиций сдерживается слабым развитием инфраструктуры рынка ценных бумаг на региональном уровне?

    Е. О. Слабая развитость инфраструктуры регионального рынка ценных бумаг является одним из факторов, тормозящих развитие рынка коллективных инвестиций. Часто возникает тривиальная ситуация, когда управляющая компания и рада бы открыть агентские пункты в регионах, но для этого нет полноценных партнеров. Я имею в виду региональные инвестиционные компании, обладающие брокерской лицензией. Даже если такие партнеры существуют, поверьте, не всякая уважающая себя управляющая компания станет заключать с ними агентские договоры.
    Управляющие компании, как никто другой, понимают потенциальную доходность от операций с паями. Ни для кого не секрет, что агентские комиссии около 1,5% при приобретении паев и около 3% при продаже паев очень незначительны (с учетом сумм, которые приносят региональные пайщики). Региональная инвестиционная компания, став агентом управляющей компании, через какое-то время вполне может принять решение о прекращении этой работы ввиду ее убыточности. И здесь у управляющей компании возникают большие проблемы: ей необходимо обеспечивать в данном регионе прием заявок на погашение паев до тех пор, пока последний пайщик не погасит свои паи. Для большинства компаний такие расходы непосильны. Очень немногие компании готовы брать на себя такие риски. Такая ситуация может кардинально поменяться только с развитием региональных рынков ценных бумаг и с появлением на них крупных и надежных игроков. Пока выходом из подобной ситуации для управляющих компаний становится сотрудничество с банками и крупными инвестиционными компаниями, имеющими широкую региональную сеть и способными на ее базе организовать работоспособные агентские пункты. Очевидно, что продавать несколько фондов 1-2 управляющих компаний просто невыгодно. Решение данной проблемы заключается в создании паевых супермаркетов, продающих паи нескольких десятков фондов многих управляющих компаний.

    РЦБ: Расскажите, с чего начиналась работа <Сети паевых супермаркетов>?

    Е. О. Проект начал свою работу 23 июня 2004 г. с продаж 6 фондов управляющих компаний <Метрополь> и <Дойчер Инвестмент Траст> (сегодня - <АльянсРосно Управление Активами>). На данный момент в супермаркетах представлены 65 паевых фондов 23 управляющих компаний. Помимо этого, у нас есть 5 общих фондов банковского управления (ОФБУ) КБ <Юниаструм Банк>.
    Если ПИФы в регионах постепенно становятся все более узнаваемым инструментом для инвестирования, то про ОФБУ этого не скажешь.
    К сожалению, доходность ОФБУ, представленных в нашем проекте, пока слабо конкурирует с доходностью паевых фондов. Например, прирост стоимости пая ОФБУ <Юниаструм Индексный фонд российских акций> за первую половину 2005 г. составил 21,19% (по данным Investfunds.ru на 31 июля 2005 г.), в то время как в среднем доходность ПИФов акций за этот же период составила 38,5%.
    Наш проект позволил региональным инвесторам получить доступ одновременно ко многим паевым фондам. В своей работе мы в основном ориентируемся на розничных инвесторов, хотя в Москве среди наших клиентов есть и юридические лица.

    РЦБ: Какой регион является наиболее активным по привлечению средств в паевые фонды через <Сеть паевых супермаркетов>?

    Е. О. По объемам привлечения в <Сети> на 1-м месте, конечно, находится Москва. Из 65 млн руб. привлеченных средств на конец первого полугодия 2005 г. 75% приходится на Москву, оставшиеся 25% - на регионы. По моему мнению, это неплохие цифры, учитывая то, что по российской статистике 90% объемов продаж паев приходится на Москву. Среди регионов хорошие результаты показывают Новосибирск, Архангельск, Омск, Уфа, Нижний Новгород, Челябинск, Санкт-Петербург. Мы стараемся постепенно повышать долю региональных продаж.
    Для себя мы ввели еще один показатель активности точек продаж - количество принятых заявок от инвесторов на покупку паев фондов. По данным на 23 сентября, в Архангельске было принято 196 заявок, в Уфе - 165 заявок, в Омске - 142 заявки. Всего по состоянию на 23 сентября с начала работы <Сети паевых супермаркетов> принято 1284 заявки, при этом 5 августа мы приняли тысячную заявку. В сентябре мы впервые за месяц собрали более 200 заявок. Это наш абсолютный рекорд. До конца 2005 г. мы планируем перешагнуть двухтысячный рубеж. Что касается объема привлечения, то, по моим прогнозам, до конца года мы должны превысить отметку 100 млн руб.
    Все фонды, представленные в <Сети>, показали неплохие результаты (рис. 1) (данные по приросту стоимости паев приведены за период с 30 сентября 2004 г. по 30 сентября 2005 г.). Повысить индекс РТС удалось двум интервальным фондам акций - <Энергии Капитала> и <Индустрии Капитал> под управлением управляющей компании <Интерфин КАПИТАЛ>, а также фонду <АВК - фонд топливно-энергетического комплекса> управляющей компании <АВК Дворцовая площадь>. Прирост стоимости паев данных фондов составил 102,9, 80,86 и 59,09% соответственно (рис. 2). Из фондов облигаций результаты лучше рыночных показали следующие фонды: <Центр Стабильности> (+28,7%) (УК <Центральная управляющая компания>), <РИМ Первый> (+19,42%)(УК <РИ-Менеджмент>) и <КИТ - фонд облигаций> под управлением компании <КИТ Финанс> (+19,28%) (рис. 3). Из фондов смешанных инвестиций стоит выделить фонд <Центр Равновесия> (УК <Центральная управляющая компания>), прирост стоимости пая которого за упомянутый выше период составил 43,2%, а также фонды под управлением управляющих компаний <КИТ Финанс> и <АВК - Дворцовая площадь> с приростом стоимости пая на уровне 43 и 36,5% соответственно.

    РЦБ: Какова технология продаж паев фондов через паевой супермаркет?

    Е. О. С учетом специфики работы с большим количеством фондов нами разработана специальная технология продаж. На первом этапе работы с клиентом наши инвестиционные консультанты выясняют предпочтения инвестора, уровень его толерантности к риску и т. д. В зависимости от уровня подготовки будущего пайщика ему объясняются все <плюсы> и <минусы> той или иной стратегии инвестирования. На следующем этапе в зависимости от объема денежных средств, которые клиент готов проинвестировать, выбираются фонды с соответствующими минимальными суммами. Минимальные суммы, необходимые для первоначального приобретения паев фондов, в нашем случае колеблются от 100 до 300 тыс. руб. Этот вопрос особенно актуален для регионов, где крупные пайщики встречаются не часто. В результате проведенного отбора остается линейка фондов, которые могут быть предложены клиенту.
    Мы рекомендуем нашим консультантам при работе с клиентами делать акцент на формировании портфеля паев, причем не просто из фондов одной управляющей компании, а из фондов многих управляющих компаний. Пайщики должны понимать, что в этом случае достигается высокая диверсификация их рисков. Со своей стороны мы стараемся максимально ясно донести до них эту мысль. По нашей статистике, сегодня около 90% наших клиентов формируют портфели ПИФов.
    При изменении рыночной конъюнктуры у наших клиентов есть возможность переложить средства из одного фонда в другой. В случае если фонды принадлежат одной компании, подается заявка на обмен паев, т. е. паи одного фонда списываются, а паи другого зачисляются. Эта процедура занимает 2-3 дня. В случае если фонды принадлежат разным управляющим компаниям, клиент подает заявку на погашение паев фонда одной компании и заявку на приобретение паев фонда другой компании. На это уходит 5-6 дней. Также в отдельных случаях существует возможность погасить паи и сразу отправить деньги на счет фонда другой компании, минуя счет клиента в банке. Это сокращает время. Хотя по законодательству на вывод средств при погашении отводится 15 дней.
    Все денежные средства при покупке паев перечисляются через банки, с которыми мы сотрудничаем. Причем мы отобрали банки с минимальными комиссиями за денежные переводы. Каждому клиенту дается памятка с реквизитами фонда, и ему остается только пойти в банк и перечислить деньги за покупку паев фонда. Случается, что банковская операционистка неправильно пишет в заявке назначение платежа или ошибается в фамилии пайщика: ошибка в одной цифре или в одной букве приводит к тому, что деньги в счет оплаты паев зачислены быть не могут. Это одна из проблем, с которой мы периодически сталкиваемся при работе в регионах, хотя такие случаи бывают и в Москве. Это относится к вопросу об уровне подготовки банковских операционистов.
    Есть еще одна возможность дистрибуции паев фондов: через банки - агенты управляющих компаний. Но, на мой взгляд, этот способ, за редким исключением, является малоэффективным. У каждого отделения банка существует план по привлечению средств в <родные> для них инструменты - депозиты. И надеяться на то, что они будут при этом продавать чуждый им продукт, по меньшей мере наивно. Паи - не тот продукт, который продают через <окно>. Без квалифицированных консультантов на серьезные результаты рассчитывать не приходится. Именно поэтому многие управляющие компании, имеющие опыт работы с банками-агентами, начинают сотрудничать с инвестиционными компаниями.

    РЦБ: Какие действия необходимы для повышения инвестиционной грамотности населения? Что для этого предпринимает ваша компания?

    Е. О. На мой взгляд, к решению вопроса повышения инвестиционной грамотности населения можно подходить разными путями: глобально и локально.
    Первое, что приходит на ум в связи с глобальным подходом, это объединение управляющих компаний с целью пропаганды рынка коллективных инвестиций. Как говорится, один в поле - не воин. Нужно консолидироваться. В принципе управляющие компании уже объединены под эгидой Национальной Лиги Управляющих, но цели этого объединения изначально были несколько иными, в первую очередь лоббирование интересов управляющих в органах государственной власти, а не пропаганда.
    В настоящий момент в сети Интернет существует большое количество сайтов, посвященных фондовому рынку и паевым фондам. Однако далеко не все могут пользоваться ресурсами Интернета. Необходимо использовать более доступные источники информации: телевидение, радио, газеты. Управляющим компаниям, действительно заинтересованным в повышении инвестиционной грамотности населения, следует объединиться в пул и совместно решить эти задачи. Мы готовы к этому присоединиться.
    Относительно нашего участия в процессе повышения инвестиционной грамотности населения можно сказать следующее. В работе по пропаганде инструментов коллективных инвестиций приоритетными для нас являются регионы. Для этого мы используем разные медиаисточники. Например, в апреле-июне 2005 г. в городах, где представлена <Сеть>, мы провели большую рекламную кампанию, основными составляющими которой были образовательные мероприятия. За этот период в каждом регионе вышел цикл статей, посвященных ПИФам, особенностям инвестирования в ПИФы и т. д. Кроме этого, нами были подготовлены образовательные буклеты, которые в больших количествах распространялись в городах, где представлена <Сеть>. Были проведены конкурсы на радио. В июне совместно с департаментами образования 4 российских городов мы провели большую акцию <Паи в подарок родителям золотых медалистов> (Волгоград, Новосибирск, Тюмень, Нижний Новгород). В октябре в Новосибирске совместно с местным телеканалом планируется запуск небольшого телевизионного проекта - конкурса. Надеемся совместно со школами осуществить образовательный проект <Школа молодого инвестора>. Мы считаем, что инвестиционную грамотность необходимо прививать с детства.
    Рынок коллективных инвестиций в России, безусловно, имеет большие перспективы. Привлекательность инвестиционного пая как инструмента для выгодного вложения своих средств рано или поздно станет очевидна большинству наших сограждан, а значит, будут востребованы и паевые супермаркеты.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Механизмы рефинансирования банков
Эволюция системы рефинансирования в России: история, проблемы и пути развития
Стратегическое планирование в банках россии
Стратегии развития российских банков
Швейцарский банк пришел в Россию
Инвестиционный анализ и оценка стоимости кредитной организации
Юридические аспекты приобретения банка
Вклад государства в формирование величины кредитной ставки
Ничего лишнего, ничего нового
Исследование российского рынка слияний и поглощений
Стратегии слияний и поглощений в России
Несовершенство акционерного законодательства России: в чью пользу?
Новости
Страховые компании как институциональные инвесторы на рынке ценных бумаг
Управление активами страховых компаний
Розничный продукт для розничного инвестора
Преодоление монополизма институтов инфраструктуры финансового рынка и развитие их тарифной политики
Статусная ответственность профессиональных участников рынка ценных бумаг: понятие и признаки
Электронный документооборот - наше общее будущее
Цели и задачи учетной системы на ближайшую перспективу
Переход с бумажного на электронный документ. К чему готовиться
Договырные отношения между регистраторами и номинальными держателями: плюсы и минусы
Программное обеспечение и потребности пользователей разработка и опыт эксплуатации системы электронного документооборота
Актуальные вопросы взаиможействия фондовых рынков казахстана и россии
Роль рынка ценных бумаг в экономике азербайджана
Особенности создания и функционирования расчетно-учетной системы рынка ценных бумаг Грузии
Особенности инфраструктуры российского рынка. Совместная работа над ее улучшением

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100