Casual
РЦБ.RU

Стратегии развития российских банков

Ноябрь 2005

    Каждый банк определяет стратегию бизнеса в соответствии со своими целевыми ориентирами и представлениями о рынке. Выбор направления позиционирования, приоритетность развития своих сильных сторон в конечном счете приводят к эффективности работы банка. На вопросы о тенденциях развития банковской системы в России и особенностях банковских стратегий мы попросили ответить специалистов ведущих российских банков.

    1. Какое влияние, по Вашему мнению, может оказать тенденция укрупнения банковской системы и появление иностранных игроков на передел банковского рынка?
    2. Какие услуги в будущем может предоставить и в каком направлении будет себя позиционировать конкурентоспособный банк?
    3. Какие продукты наиболее приоритетны для вашего банка и на что будет сделан упор в ближайшие 1-2 года?
    4. Каковы, по Вашему мнению, сильные и слабые стороны российских/иностранных банков?
    5. Какой стратегии целесообразно придерживаться кредитному учреждению, чтобы сохранить/расширить свою рыночную нишу и продолжать эффективно работать?


    Наталия Орлова главный экономист Альфа-Банка

    1. На банковском рынке сформировалось три группы игроков. Первая - государственные банки (Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк), которые существенно усилили свои позиции после банковского кризиса 2004 г. и контролируют сегодня более 40% активов всей банковской системы. Эти структуры сохранят свои позиции в ближайшие несколько лет, поэтому укрупнение банковской системы и приход иностранных банков окажут влияние на частные российские и иностранные банки - вторую и третью группы в банковском секторе. Сегодня частные российские банки входят в полосу слияний и поглощений; пока эти процессы идут в рамках банковских групп, но уже через несколько лет могут происходить слияния и между независимыми банками, так как рост конкуренции снижает доходность бизнеса.
    Иностранные банки, уже работающие в России, также испытывают давление со стороны новых иностранных игроков, особенно когда приход новых банков на рынок происходит путем приобретения какой-либо российской структуры. С точки зрения клиентов, особенно розничных, процесс укрупнения банков и рост конкуренции являются положительными изменениями, так как позволяют ожидать снижения процентных ставок и развития нового вида услуг.
    2-3. В настоящее время приоритетными направлениями являются все продукты, связанные с розничным кредитованием. Объем этого рынка пока составляет всего 25 млрд долл., или около 200 долл. на душу населения, кредитными услугами пользуется только 7-10% населения России. Такие цифры свидетельствуют о большом потенциале данного рынка. По оценкам специалистов, активный рост будет наблюдаться в сегменте автокредитования: сейчас в России в кредит покупается только 20% машин, в то время как в странах Европы - примерно 60-70%. Хорошие перспективы и у ипотечного кредитования: недавние изменения в законодательной базе теперь облегчают банкам работу с плохими заемщиками, что будет способствовать более активному росту предложения ипотечных кредитов в будущем.
    4. Российские и иностранные банки в своей работе ориентируются на разных клиентов. Работа иностранных банков более регламентирована в связи с тем, что они должны соответствовать не только требованиям российских надзорных органов, но и внутренним нормативам, установленным материнским банком. Поэтому эти банки могут ориентироваться только на вкладчиков, которые предпочитают надежность доходу, и на корпоративных клиентов, способных выполнять требования по раскрытию всей необходимой информации. По сравнению с иностранными банками российские структуры часто работают на более рискованных сегментах (например, мелкие российские банки) или с клиентами, не готовыми раскрывать свою информацию любому банку (например, госбанки, обслуживающие государственные компании). Получение российскими банками повышенного дохода часто отражает не столько повышенные риски, сколько лучшие показатели динамики российского рынка.
    5. Следует соблюдать разумный баланс между корпоративным и розничным бизнесом. По сравнению с кредитным спросом российских компаний, особенно мелких и средних, розничный сегмент еще достаточно мал, и деятельность на нем является скорее работой на перспективу. Работа с корпоративными клиентами часто помогает расширить доступ и к частным лицам, например, если банк предлагает кредиты сотрудникам своих корпоративных клиентов. Присутствие сразу на нескольких сегментах помогает банку достичь эффекта синергии, именно по этой причине монополию госбанков в России так трудно преодолеть.


    Данила Левченко начальник аналитического отдела департамента управления активами, пассивами Банка ЗЕНИТ

    1. На самом деле, пока об укрупнении банковской системы как о тенденции следует говорить с очень большой осторожностью. По статистике, в начале 2003 г. на первые 50 банков приходилось 73,5% активов, а по состоянию на 1 августа 2005 г. - 73,8%. Как видно, изменения незначительные. Определенный сдвиг в отношении первой пятерки банков произошел в 2004 г., прежде всего за счет госбанков, однако это нельзя считать тенденцией, так как данная ситуация является следствием известных кризисных факторов. О чем точно можно говорить как о тенденции, так это о значительном увеличении рыночной доли банков со 100%-ным иностранным участием. По всей видимости, этот процесс продолжится, хотя вряд ли в обозримом будущем можно будет говорить о качественном сдвиге в структуре банковской системы. Со вступлением в силу Закона о страховании вкладов улучшились конкурентные позиции мелких и средних банков, вошедших в данную систему. Таким образом, существенного передела рынка между различными категориями банков, скорее всего, не произойдет, но конкуренция наверняка обострится.
    2. Банк может предоставлять различные виды услуг и позиционировать себя в любом направлении - лишь бы продукт был конкурентоспособным по сравнению с аналогичным, предлагаемым другими банками. В последние годы весьма актуальной является тема розничного бизнеса. Однако это не привело к закрытию корпоративного направления, которое по-прежнему может и будет развиваться и приносить доход. Следует учесть, что любая узкая специализация несет в себе большие стратегические риски. Что делать, если выбранный продукт не будет пользоваться спросом или направление бизнеса начнет стагнировать? Переключиться на что-то другое весьма не просто.
    3. <Банк ЗЕНИТ> планировался как универсальный банк, с сильно развитыми корпоративными и инвестиционными функциями. Упомянутые направления и связанные с этим продукты как были, так и продолжают оставаться для банка ключевыми. Замыкаться на этих направлениях банк, однако, не собирается, в связи с чем все большее внимание в последнее время уделяется Private Banking и розничному бизнесу. В связи с позиционированием себя как универсального банка вряд ли следует говорить о приоритетных продуктах. Но если все-таки расставлять акценты, то, скорее всего, нужно говорить об общем совершенствовании продуктового ряда по всем направлениям и об увеличении количества региональных подразделений.
    4. Сильные стороны иностранных банков заключаются в доступных и дешевых ресурсах и широких возможностях проведения операций на международных площадках, как в собственных интересах, так и в интересах клиента, с использованием наработанных за десятилетия связей и схем. Российские банки сильны прежде всего гибкостью и большим пониманием среды и потребностей отечественной клиентуры. Если говорить о технологиях, где иностранным банкам часто отдается преимущественная роль, то здесь все зависит от уровня менеджмента конкретного учреждения, однако этот уровень не связан напрямую с национальной принадлежностью капитала.
    5. Главное - иметь стратегию, т. е. понимать, чего ты хочешь достичь и как это сделать. А это во многом зависит от того, чем банк занимается в настоящее время, какие у него ресурсы, каковы амбиции у его владельцев и менеджмента. Цели и приоритетные направления деятельности могут быть разными. В данном случае универсальных советов дать невозможно.


    Кирилл Шагов начальник управления стратегического развития ОАО <Промышленно- строительный банк>

    1. По сути, укрупнение банковской системы и есть ее передел. Российской банковской системе необходимо укрупняться как для сохранения конкурентоспособности, так и для продолжения успешного развития. Общеизвестно, что сравнивать размеры крупнейших предприятий России и банков (даже второго звена) - все равно что сравнивать слона и мышь. Без учета государственных <монстров> - Сбербанка и Внешторгбанка - российская банковская система выглядит сильно фрагментированной. Кроме того, в стране нет ни одного (!) частного банка, чья доля в совокупном объеме кредитов и депозитов превышала бы 4%, и только 15 банков имеют долю от 1 до 4%. Очевидно, что российская банковская система будет укрупняться, причем <локомотивами> процессов слияний и поглощений будут как банки из Топ-30, так и средние банки, ищущие подходящие рыночные ниши.
    Что касается деятельности иностранцев, то она, как правило, носит узконаправленный характер. Среди последних тенденций следует отметить повышенное внимание иностранцев к рынку потребительского кредитования, поражающему аналитиков стремительными темпами роста. Тем не менее если ЦБ не разрешит открытие филиалов зарубежных банков в РФ, доля рынка, уже давно занятая присутствующими на нем иностранцами, готовыми играть по <местным> правилам, сильно меняться не будет (эта доля устойчива на протяжении последних 3 лет и составляет около 7% рынка кредитов предприятиям и 8% активов банковской системы, и реальных предпосылок для ее роста не наблюдается). В свою очередь среди банков, контролируемых национальным капиталом, наблюдается тенденция перераспределения рынка между государственными (и <квазигосударственными>) и частными банками.
    По-видимому, главными факторами передела российского банковского сектора станут: 1) ужесточение конкуренции действующих кредитных учреждений и возможное появление новых амбициозных игроков; 2) более четкая специализация большинства рыночных игроков, так как лишь немногие банки смогут добиться реальной, а не декларируемой универсальности; 3) некоторый рост роли иностранцев, как развивающих свой бизнес с нуля, так и покупающих действующие банки; 4) действия регулятора и законодателей, направленные на избавление системы от сомнительных и недостаточно прозрачных финансовых институтов; 6) общее <взросление> рынка, постепенное заполнение свободных ниш; 7) мощная конкуренция со стороны государственных и <окологосударственных> банков.
    2. Любой банк, стремящийся к победе в конкурентной борьбе, обязан научиться выделять основные составляющие такого противостояния: необходимо понимать, что является важным условием успеха, а что достаточно поддерживать на <среднерыночном> уровне. В частности, известна теория <4-6 из 10>, согласно которой в наборе из 10 критических факторов успеха для лидерства достаточно быть значительно сильнее остальных по <4-6> критериям, а по остальным идти вровень с рынком.
    Возьмем, например, типичного частного клиента, озабоченного поиском кредита. Наш опыт свидетельствует о том, что его будут интересовать как минимум 3 аспекта: 1) место, куда нужно идти (и нужно ли вообще), чтобы решать вопросы получения и погашения кредита; 2) время на получение и регулярное погашение кредита; 3) цена, т. е. издержки на получение и погашение кредита, с учетом всех возможных комиссий.
    Имея развитую сеть и хорошую ресурсную базу, мы пользуемся преимуществами удобного для клиента места кредитования и адекватной стоимости кредитов. Как показывает опыт, клиенты уже осознали, что при оформлении кредита за 15 минут сопутствующие издержки (как временные, так и материальные) окажутся непомерно высокими.
    3. Нами накоплена хорошая база клиентов-владельцев зарплатных карт ПСБ. Очевиден следующий шаг: продвижение среди них кредитных карт (своеобразный <кросс-селлинг>). ПСБ намерен развивать ипотеку на основе своих многочисленных плодотворных контактов с крупнейшими строительными компаниями. Вне всякого сомнения, будут и новые продукты для корпоративных клиентов, в частности, с использованием современных информационных технологий.
    4. На мой взгляд, сильными сторонами российских банков по сравнению с иностранными конкурентами являются: хорошее знание специфики российского рынка и потребностей местных клиентов, большой опыт работы; гибкость, в том числе умение избирательно подходить к нуждам определенных клиентских групп, в сочетании с хорошим знанием клиентуры и тесными связями с ней; официальная и неофициальная поддержка властей на всех уровнях; здоровая амбициозность топ-менеджмента большинства банков, поддерживаемая умением ставить амбициозные задачи и решать их.
    В свою очередь, слабыми сторонами отечественных банков по сравнению с иностранными структурами являются: низкая производительность труда, в том числе технологическое отставание; малый размер (большинство отечественных банков невелики даже по сравнению с собственными клиентами); сравнительно узкий продуктовый ряд, ограниченное число реально используемых каналов продаж продуктов и услуг, слабый маркетинг; недостаточная диверсификация активов и пассивов; зависимость системы принятия управленческих решений от <политических> интересов акционеров; непрозрачность бизнеса (впрочем, как показывает российская практика, это далеко не всегда является отрицательным фактором).
    В целом в среднесрочной перспективе национальный банковский капитал сохранит доминирующие позиции на отечественном рынке.
    5. Несомненно, выбор оптимальной стратегии поведения на рынке зависит от особенностей конкретного банка. На мой взгляд, отталкиваться необходимо от понимания рынка и собственного бизнеса. Майкл Портер в своей знаменитой статье <Что такое стратегия?>, опубликованной в Harvard Business Review, утверждал, что стратегия есть набор компромиссов и согласование различных видов деятельности. Согласуя возможности, которые предоставляет рынок, и собственные сильные стороны, а также устраняя главные недостатки, мы получаем <фундамент> для формирования стратегии.
    Так, например, Промышленно-строительный банк после вхождения в число крупнейших федеральных банков определил цель перейти от экстенсивного к интенсивному развитию. Для этого планируется планомерно повышать эффективность работы уже имеющегося бизнеса. Банк ставит задачу изменить структурные показатели роста: сделать упор на качественные характеристики, заложив тем самым прочный фундамент для устойчивого развития. Зная о положении дел в российских компаниях, мы прекрасно понимаем, насколько впечатляющие перспективы такого <органического> роста перед нами открыты.

  • Рейтинг
  • 0
Добавить комментарий
Комментарии (2):
16.05.2009 18:45:22
Колоссально,Антон!
Анатолий Попов
04.11.2013 16:10:23
Наталья Орлова путается в определениях по поводу классификации банков. А именно сбербанк России не является государственным банком России, он частный-ООО, часть денег государства в нем есть. Он увы,проводит политику частную, главное прибыль любой ценой. Структура банка неповоротливая, для клиента неудобная, в любой момент заблокируются счета клиента, а они не соизволят сообщить об этом клиенту. Снятие ареста со счета может происходить свыше месяца несмотря на то что постановление клиент принесет им в руки.Они как боги решают долго и далеко, объяснять свое решение не торопятся. Могут по постановлениям снимать деньги не сообщая клиенту с карточек, со счетов....
Мнение клиентов для них нуль.
Выдача кредитов долгая и нудная, занимает от дня и более, ведь Греф, как он объяснил в телепередаче у Соловьева,создал отделы кредитов, разбросал по стране.К примеру, хочешь получить кредит в Воронеже-решает человечек в Владивостоке.
Независимо от суммы кредита!Сделал якобы для того чтобы не было коррупции! При этом основная масса кредитов, наверное процентов 70, от 10 до 400т.руб.Ну кто будет давать взятки дожностным лицам? По большим суммам взяткодатели ,дожностные лица, должны отвечают по закону 20- 30 лет тюрьмы, полная кнфискация...Вообщем абсурд,следовательно у нас нет государственного банка.
При такой работе банк раззорит массу людей, не оотвечая ни за что!
Что стоят дешевые пиар-акции: Сбербанк дает пенсионерам под 16% годовых (только в мае 2013 переизбрание Грефа) человек приходит, получает отказ через 2 дня после обращения. А кредит под высокий процент пожалуйста -шлют СМС с паролем. Смешно!
Далее, что стоит мероприятие Сбербанка продвижению по франчайзингу?Сбербанк дает под 20% годовых кредиты до 3000000 руб., при этом список парикмахерские,какие то магазинчики с натяжкой, мойки...все что не гоже.Какой у них БРЕНД? Кроме хомута бренда НЕТ!
Нужен закон о банках в котором выработаны общие стандарты работы банков, оговорена их ответственность пред клиентами. Нужен государственный БАНК который проводил бы политику государства, а не группы лиц.
Что касается франчайзинга, то государство должно быть заинтересованным не в развитии гламурных парикмахерских для фриков, а высокотехнологичных производств, пусть небольших, ориентированных как на внутренний так и на внешний рынок,привязанных к мощным предприятиям внутри страны.
Покупать технологии у стран таких как Корея,Китай,что то и копировать не грех.
Передавать с определенными обязательствами предпринимателям, давать кредиты под низкие проценты.Тогда это нормально.
Огромный рынок ближнего зарубежья будет привязан к России, да и население довольно и занято.
Огромная роль будет принадлежатиь ученым на решение выбора и обоснований выбора направлений и производств на местах.Возродить патентную службу не на коммерческой, а государственной основе.
Теперь с небес о грустном... Я как то 5 лет назад брал кредит в "Хоум кредите", денежки приносил в филиал вовремя для погашения кредита,так они умудрялись брать деньги за обслуживание.Мой знакомый 7-9 лет назад взял у них 40 т.руб., выплачивал 2 года, оказалось что он им должен еще столько же, хотели поиметь скрытую выгоду. Только после большого скандала вопрос был закрыт.
Вот и решайте, нужны в таком виде нам такие банки?
Потеря доверия таким банкам усилит потери клиентов, они должны в таком виде уйти с рынка,тем более они его не создали, Сбербанк рынок получил задaрма.
Всего хорошего, не витайте в небесах,храните деньги за печкой...
Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Механизмы рефинансирования банков
Эволюция системы рефинансирования в России: история, проблемы и пути развития
Стратегическое планирование в банках россии
Стратегии развития российских банков
Швейцарский банк пришел в Россию
Инвестиционный анализ и оценка стоимости кредитной организации
Юридические аспекты приобретения банка
Вклад государства в формирование величины кредитной ставки
Ничего лишнего, ничего нового
Исследование российского рынка слияний и поглощений
Стратегии слияний и поглощений в России
Несовершенство акционерного законодательства России: в чью пользу?
Новости
Страховые компании как институциональные инвесторы на рынке ценных бумаг
Управление активами страховых компаний
Розничный продукт для розничного инвестора
Преодоление монополизма институтов инфраструктуры финансового рынка и развитие их тарифной политики
Статусная ответственность профессиональных участников рынка ценных бумаг: понятие и признаки
Электронный документооборот - наше общее будущее
Цели и задачи учетной системы на ближайшую перспективу
Переход с бумажного на электронный документ. К чему готовиться
Договырные отношения между регистраторами и номинальными держателями: плюсы и минусы
Программное обеспечение и потребности пользователей разработка и опыт эксплуатации системы электронного документооборота
Актуальные вопросы взаиможействия фондовых рынков казахстана и россии
Роль рынка ценных бумаг в экономике азербайджана
Особенности создания и функционирования расчетно-учетной системы рынка ценных бумаг Грузии
Особенности инфраструктуры российского рынка. Совместная работа над ее улучшением

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100