Casual
РЦБ.RU

Тенденции рынка ГЦБ

Октябрь 2005


    В последний год с госдолгом произошли существенные изменения качественного и количественного характера. В начале 2005 г. государственный долг РФ состоял из внешнего долга - 114,4 млрд долл. и внутреннего - 756,8 млрд руб., из которых 557,6 млрд руб. по номиналу - обращающиеся на рынке госбумаги. К 1 сентября сумма внутреннего долга выросла до 836,8 млрд руб., соответственно объем рыночных выпусков госбумаг вырос до 647,5 млрд руб. по номиналу, а внешний уменьшился примерно до 99 млрд долл. Такие изменения структуры объясняются тем, что сокращение внешнего долга правительство страны считает одной из своих важнейших задач. Это означает не только досрочное погашение, но и отказ от новых заимствований на внешнем рынке.
    При этом власти намерены наращивать внутренний долг, чтобы в перспективе выровнять внутреннюю и внешнюю составляющие госдолга. Если сегодня соотношение внутреннего долга к внешнему составляет примерно 20:80, то, по оценкам Минфина, к концу 2008 г. оно должно достичь ориентировочно 43:57. Что касается отношения госдолга к ВВП, то планируется, что оно снизится за счет роста валового внутреннего продукта и сокращения внешнего долга и к концу 2008 г. достигнет примерно 12,4% против 23,5% в 2004 г.
    Основная задача, которую нужно решить для расширения рынка внутреннего госдолга, - это привлечение сюда более широкого круга игроков. Существенный недостаток рынка госбумаг - то, что по-прежнему основным его участником является Сбербанк России, чья доля в совокупном портфеле госбумаг российских банков составляет порядка 70%. Другие основные участники - Пенсионный фонд РФ, банки с государственным участием и некоторые дочерние структуры нерезидентов.
    Для привлечения большего количества участников на рынок государственных облигаций и в то же время для стабилизации банковской системы Банк России проводит операции прямого РЕПО с кредитными организациями, что позволяет коммерческим банкам в периоды высоких ставок по межбанковским кредитам привлекать средства у ЦБ РФ. Другим инструментом стабилизации рынка государственных облигаций служит ломбардное кредитование ЦБ РФ коммерческих банков. Кстати, в список бумаг, принимаемых в обеспечение таких кредитов, помимо ОБР, ОФЗ, ОГВЗ и еврооблигаций РФ, Банк России включил облигации Москвы и других субъектов Федераций, банка <Московское ипотечное агентство>, Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, а также корпоративные облигации эмитентов с инвестиционным рейтингом от одного из международных рейтинговых агентств. Очевидно, в будущем этот список будет расширяться.
    Еще один способ повышения привлекательности рынка госбумаг - увеличение ликвидности рынка гособлигаций, чему должно способствовать укрупнение выпусков. Так, обращающиеся в настоящее время на рынке выпуски с погашением через 3-5 лет за некоторым исключением имеют объем в обращении 30-37 млрд руб., который Минфин планирует увеличить до 40-45 млрд руб. Объем в обращении 10-летних бумаг планируется довести до 80-85 млрд руб., а 15-летних - до 90-100 млрд руб. в течение 3 лет. В соответствии с планами заимствований, озвученными Минфином в начале года, в течение 2005 г. планируется разместить гособлигации на сумму порядка 234 млрд руб., а в течение 2006-2008 гг. планируется привлечь по государственным ценным бумагам около 870 млрд руб., при этом чистое привлечение составит более 600 млрд руб.
    Что касается пенсионных средств, то, по оценкам Минфина РФ, через 4-5 лет их ежегодные поступления составят не менее 300 млрд руб. На сегодняшний день 97% пенсионных накоплений сосредоточено в государственной управляющей компании, активы которой, в свою очередь, на 77% состоят из ОФЗ. Таким образом, уже сегодня возникает проблема инвестирования пенсионных накоплений, а также вытеснения других инвесторов с рынка госбумаг. Частично решит эту проблему выпуск Минфином РФ государственных сберегательных облигаций с погашением в 2022 г. Однако кардинально решить проблему инвестирования пенсионных накоплений могло бы расширение перечня активов, с которыми могут работать управляющие компании, в том числе, государственные.
    В течение года конъюнктура рынка госбумаг не была стабильной. Еще в начале года наметилась тенденция снижения доходности коротких облигаций с погашением в 2005-2006 гг. и рост доходности более длинных бумаг, что свидетельствовало об ожиданиях участников рынков коррекции после роста цен в октябре-декабре 2004 года. После появления информации о возможном скором повышении рейтинга агентством Standard&Poor's рынок госбумаг ненадолго оживился. 31 января 2005 г. S&P повысило долгосрочные рейтинги по обязательствам в национальной и иностранной валюте на одну ступень - до <ВBВ> и <ВВВ-> соответственно. Но через некоторое время в отсутствие явного покупательского спроса участники начали фиксировать прибыль, продавая облигации из своих портфелей, в том числе, государственные.
    Весной и в начале лета участники рынка больше уделяли внимание корпоративным, муниципальным и субфедеральным облигациям. Поэтому государственные облигации до середины лета отставали в росте от остального рынка. Дешевые рублевые ресурсы, недостаток рублевых инструментов, а также информация о начале досрочного погашения внешнего долга стимулировали участников рынка (в том числе, и банки) к вложению средств в государственные облигации. Если по состоянию на 1 января 2005 г. российские коммерческие банки имели в своих портфелях государственных облигаций, включая облигации Банка России, на сумму 308 370,7 млн руб., то к 1 июля вложения банков в эти же бумаги достигли 421 529,1 млн руб.
    После того, как 3 августа 2005 г. международное рейтинговое агентство Fitch Ratings повысило долгосрочные рейтинги Российской Федерации в иностранной и национальной валюте на одну ступень до , на рынке госбумаг наблюдался устойчивый спрос на фоне дефицита предложения со стороны Минфина. Это иллюстрируется графиком изменения доходности по ОФЗ 46014 и облигациям Москвы 39 (рис. 1). Этот спрос был обусловлен притоком средств нерезидентов и спекулятивными операциями коммерческих банков, для которых стоимость ресурсов на срок <овернайт> в последнее время составляет 1-1,5% годовых.
    Вид кривых доходности по ОФЗ и облигаций Москвы по состоянию на 11 января 2005 г. и на 1 сентября 2005 г. (рис. 2) иллюстрирует тенденцию рынка к снижению доходности, но в то же время показывает, что субфедеральные облигации (в данном случае облигации Москвы) опережают в росте цен государственные облигации. Доходность облигаций Москвы практически сравнялась с доходностью ОФЗ. Следовательно, есть основания ожидать продолжения снижения доходности гособлигаций, по крайней мере, до окончания III кв. при сохранении благоприятной макроэкономической конъюнктуры. При этом большой объем размещений в секторах субфедеральных и корпоративных облигаций, намеченный на осень, будет препятствовать снижению доходностей на рынке госбумаг. Только до конца сентября эмитенты планируют разместить субфедеральные и корпоративные облигации на сумму около 30 млрд руб.
    Сложившаяся ситуация на рынке внутреннего долга позволяет сделать основные выводы о его состоянии:
  • позитивные сдвиги в экономическом развитии страны нашли отражение в повышении рейтинговой оценки до инвестиционного уровня ведущими мировыми рейтинговыми агенствами, что способствовало снижению доходности долговых ценных бумаг российских эмитентов;
  • при заимствовании в ближайшее время Минфин РФ будет делать акцент на внутренний рынок, т. е. объем внутреннего государственного долга будет возрастать;
  • доходность госбумаг снижается меньшими темпами, чем доходность корпоративных и субфедеральных бумаг. Это объясняется незначительным интересом инвесторов к этому сегменту в первую очередь из-за его невысокой ликвидности и низкой доходности госбумаг.

    • Рейтинг
    • -1
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Один день с Анной Поповой
    Осенний урожай на рынке долгов
    Негосударственные рублевые облигации. Жаркое лето - когда похолодание?
    Высокодоходные облигации строительной отрасли
    Нельзя "легко" тратить "легкие" деньги
    Маршрут длиной в 10 лет: Лондон-Токио-Северный полюс...
    Специфика управления активами открытого паевого инвестиционного фонда
    Потребление нефти как болезнь
    Долговая нагрузка Газпрома
    Рыночные долговые инструменты ОАО "Газпром"
    Инвестирование в облигации: теория и практика
    Применимость кривых доходности
    Модель "Бостонской матрицы" для оценки привлекательности инвестиций в экономику Удмуртии
    Электронный архив как эффективный инструмент развития оценочного бизнеса
    Финансово-правовая природа опционного договора
    Стратегия конкуренции
    О некоторых вопросах правового регулирования деятельности специализированных депозитариев
    Электронный документооборот: технологическое развитие рынка коллективных инвестиций
    Преодоление монополизма институтов инфраструктуры финансового рынка и развитие их тарифной политики
    Новости законодательства, Группы ММВБ, МАБ СНГ, World News
    Российский фондовый рынок: свежий ветер перемен
    Междилерское РЕПО как наиболее динамично развивающийся сегмент денежного рынка
    Становление и развитие организованного межбанковского рынка востребовано временем
    Депозиты и ломбардные кредиты Банка России на ММВБ
    Рынок межбанковского кредитования на ММВБ - новый этап развития российского денежного рынка
    Тенденции рынка ГЦБ
    Повышение ликвидности рынка госдолга - насущная необходимость

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100